Винил и люди: кто и зачем покупает грампластинки в 21 веке

Почему винил такой особенный, в чем отличие звучания пластинки от компакт-диска?

@Максим Кусакин, «В последние несколько лет наблюдается возрождение интереса к виниловым пластинкам. Многие аудиофилы настаивают на том, что винил звучит «теплее» и «более аналогово», чем цифровые записи… особенно компакт-диски обычного разрешения. Даже производители хай-ендового аудиооборудования, например, цифро-аналоговых конвертеров и дисковых приводов, утверждают, что винил и есть образец, на который все ориентируются. Производители проигрывателей пластинок процветают на продаже дорогих современных аналоговых проигрывателей. Вы можете потратить 150 000 – 300 000 долларов на аппарат, который вращает 200 грамм винила? Сэкономьте деньги!

Я пришел в уныние, прочитав интервью в последнем выпуске «The Absolute Sound». Нил Гейдер задал 10 вопросов Полу МакГовану, генеральному директору PS Audio. Под конец интервью Нил спросил, является ли винил все еще мерилом качества воспроизведения. На что пол ответил: «Безусловно, я считаю, что цифра всего лишь изо всех сил старается достичь тех стандартов, которые легко достигаются на виниле». К сожалению, это широко распространенное мнение среди аудиофилов и широких кругов слушателей.

Я не согласен с Полом и другими приверженцами этой позиции. Если бы мы говорили только о звуке ранних CD в сравнении с виниловыми пластинками, тогда еще можно было бы поболтать. Действительно, ранние компакт-диски изготавливались с урезанных эквалайзером магнитных лент, предназначенных для винила, и основной упор и динамические модификации были грубыми и приводили к плохим результатам. Но в современную эпоху развития аудио высокого разрешения абсолютно неверно, что винил является образцом, с которым все должно сравниваться!

Действительно, винил имеет особенный звук, отличающийся от цифры, как видео отличается от кинофильма. Аудиофилы давно оценили виниловый звук. Искажения этого высокоразвитого способа воспроизведения называют «теплыми» и «глубокими». И все же они – искажения действительного звука, полученного микрофоном. У меня нет нареканий к виниловому звуку в сравнении с другими звуками, доступными слушателям. Но я возражаю, когда кто-то возводит винил в ранг стандарта. Если под «стандартом» мы понимаем воспроизведение звука, которое отвечает или превосходит возможности слуховой системы человека. Винил даже не приближается к такому звуку… а цифровой звук, по крайней мере, в перспективе имеет такую возможность.

Давайте сначала посмотрим на то, что я называю «происхождением» звука. Под этим я подразумеваю специфические стадии производства, через которые проходит трек, прежде чем попасть в ваши динамики. Музыка начинается с того, что музыканты играют перед микрофонами и записывающей аппаратурой (правда, что немалое количество электронной музыки записывается напрямую, без микрофонов, но это отдельная история, мы обратимся к ней позже). Оригинальная запись во многом определяет точность воспроизведения. В наши дни существует очень сложная аппаратура, которая может убирать щелчки, шипение и другие шумы с аналоговых записей. Есть даже современные средства, чтобы выборочно убирать частоты, скажем, сотового телефона с записанной музыки… но они дорогостоящи и требуют опытного оператора. Поэтому я и говорю, что точность воспроизведения «во многом» определяется тогда, когда музыканты исполняют музыку.

В прошлом музыканты собирались в студии или другом месте записи и играли. Звукоинженеры размещали в пространстве столько микрофонов, сколько считали нужным (минималисты предпочитали малое количество микрофонов, другим нравилось, когда их много). Материал сводился в микшере, а выходящий сигнал (моно или стерео) записывался иглой или на аналоговом магнитофоне. Получившаяся запись называлась «мастер-записью». И если вы хотели услышать запись в ее лучшем качестве, вам необходимо было присутствовать в студии при воспроизведении мастер-ленты. Потому что следующие стадии производства ухудшали звук на 6 дБ (а это много). Аналоговые ленты при копировании теряют 6дБ динамического диапазона и сигнала на коэффициент шума. Есть даже термин для определения этого явления. Оно называется «генеративные потери». При мастеринге и нарезке диска для создания виниловой мастер-записи используются «безопасные» копии. Компании и инженеры просто не могут позволить себе повредить мастер-ленты.

Читайте также:  Компоненты систем обогрева и вентиляции

В мире высококачественного воспроизведения такие вещи, как динамический диапазон и коэффициент шума измеряются в децибелах, в логарифмической измерительной системе. Слух – самое чувствительное из наших пяти чувств. Наша способность слышать крайне тихие звуки И терпеть очень громкие – поразительна (количество энергии, получаемой при самых тихих и самых громких звуках, отличается в миллиарды раз). При громкости в 145 дБ человек испытывает боль и его слух может серьезно пострадать. Громкость полного симфонического оркестра, исполняющего финальные аккорды «Великих врат Киева» из «Картинок с выставки» Мусоргского, достигает в отдельные моменты 125-135 дБ (многие музыканты секции деревянных духовых инструментов используют ушные затычки, если сидят перед духовой секцией). Слушатели концерта «Металлики», находящиеся в первом ряду, получают 135-140 дБ.

Насколько же хорошо различные звукозаписывающие технологии передают динамический диапазон реального мира? Аналоговая лента, используемая в производстве виниловых пластинок, передает до 72 дБ. Если используется система понижения шума, такая как Dolby SR (Spectral Recording), можно поднять это число до 90 дБ, жертвуя при этом гармонической чистотой записи. Таким образом, виниловые записи, которые аудиофилы провозглашают эталоном, ограничена в динамической точности… передается не более 60-75 дБ сигнала относительно коэффициента шума. И все же они могут звучать вполне великолепно… несмотря на ограниченность динамических характеристик.

HD аудио (по моему определению) – это аудио, записанное и воспроизводимое (должны учитываться обе стадии) с характеристиками которые соответствуют или превосходят слуховые возможности человека. Что касается динамического диапазона, то трек, кодированный при помощи РСМ (пульсово-кодовые модуляции), пользуясь 24-битными цифровыми словами, может достигать 144 дБ сигнала относительно коэффициента шума. В реальности используемое нами оборудование слегка не дотягивает до этого теоретического предела. Современные конвертеры и записывающие аппараты передают около 125-130 дБ… и все же это намного больше, чем у лучших аналоговых аппаратов. Согласно теории акждый РСМ-бит равен примерно 6 дБ сигнала относительно коэффициента шума.

То есть виниловая запись (сделанная с «безопасной» копии) имеет динамический диапазон 60-75 дБ, которые можно полностью закодировать 12-13 битами (что даже меньше, чем 16 бит, доступные на компакт-дисках стандартного разрешения). Высококачественное аудио обеспечивает 120-135 дБ сигнала относительно коэффициента шума в пределах 24 бит. С точки зрения динамической точности винил отдыхает.

В следующий раз мы поговорим о частотных характеристиках, линейности, тембральной точности и синхронизации. Но теперь всякий раз, когда вы прочитаете, что винил – эталон, вы будете знать, о чем речь. Послушайте высококачественный HD … что-нибудь с большим динамическим диапазоном… и вы поймете, почему я отношусь к этому с такой страстью. Наша запись Эрнеста Ранглина – прекрасный пример. На виниле эту запись пришлось бы сжимать, на HD или DVD вы слышите весь динамический диапазон. Звук более реальный и это увеличивает музыкальность трека так, как раньше было невозможно.

Марк Валдреп, президент компании AIX Records «

82-kxs3wyurci

1487945921_vinil-3

vinil-i-lyudi

1487945987_vinil-6

1487945973_vinil-2

1487945900_vinil-4

1487945914_vinil-5

Таня. 39 лет. Якутск.

82

Как все началось

Проигрыватель был у родителей. Я родилась в 80-м, родители в середине 50-х, а их молодость пришлась на 70-е. Папа был фанат техники, у него была кинокамеры, бобины, а потом он сам собрал проигрыватель и подключал его к огромным колонкам размером с тумбочку. На Новый год у нас всегда было много гостей, все полы были в матрасах, и мы на них танцевали под Пугачеву. Еще на пластинках были сказки: «Гадкий утенок», про короля Артура.

Когда папа умер, я переезжала в свою квартиру и взяла с собой слайды и пластинки – это было мое наследство. Мама слушала классику, «Битлз», различный фолк, а папа всякую фигню без разбора, попсу и рок. Мне больше всего в этом разнообразии нравились сборники, в которых попадались «роллинги».

Читайте также:  Как удвоить напряжение постоянного тока

92

Моя коллекция

Сейчас у меня осталось мало пластинок. Часть лежит упакованная, так как я пока живу на два города. Другую часть я продала, просто поняла, что не буду их слушать. Где-то 200 пластинок у меня разошлись, когда собирала деньги на профессиональную фотокамеру. Но самые любимые пластинки со мной. С ними я никогда не расстанусь.

Я не гоняюсь за пластинками. У меня есть друзья, настоящие фанаты, заказывают винил отовсюду. А мне важен сам процесс. Раньше я много путешествовала, было классно посещать виниловые магазины в разных странах. И даже если я не могу взять пластинку с собой, все равно получаю визуальное наслаждение. Я их видела, они существуют!

Всегда ищу именно те пластинки, которые остались в моих воспоминаниях. Те самые альбомы, которые слушала когда-то в студенчестве.

102

Отношение близких людей к винилу

Есть у меня хорошая подруга, я зову ее Бублик. Когда училась на журфаке в Иркутске, мы часами зависала в музыкальных магазинах. Утром встали, пошли гулять по городу, а оказались в музыкальном магазине. Юля – мой гуру в музыке. До знакомства с ней я слушала RHCP, Нирвану. Как-то раз у меня в плеере играл Garbage, она сказала: хватит слушать это дерьмо и включила мне Боуи. Я втянулась, мы вместе читали журналы, статьи Троицкого.

Сейчас, думаю, пластинки – это мажорство.

Если я пойду и куплю себе все, что хочу, то меня жена убьет.

Пластинка моей мечты

Есть одна британская группа, называется Pulp, их главный хит Common People. Меня на них заклинило, хочу их альбом His’n’Hers и никак не могу купить. В моей коллекции есть несколько редких пластинок, например, альбом T.Rex, изданный еще при жизни Марка Болана.

Но именно His’n’Hers не выходит из головы. Лет 6-7 назад я видела ее в Москве, на Винзаводе, но она стоила 24 тысячи. Взамен я купила какую-то другую пластинку и пошла восвояси. А еще хочу альбом Pixies «Bossanova», ее, наверное, можно купить в инете, но я не ищу пластинки специально, жду встречи. Сейчас я встреваю по Джиму Кэрроллу. Его тоже хочу.

Самая невероятная виниловая история

Восемь лет назад я путешествовала по Китаю, и в Даляне попала в магазин винила, совмещенный с кафе. Я впервые попала тогда в такое заведение, это меня потрясло. Там можно было и чаю выпить, и пластинку купить. Ту же Нирвану и Velvet Underground, совсем новую!

Тогда у меня еще не было современного проигрывателя. Через год мне его подарили, и я наконец-то смогла заново прослушать весь свой детский винил, начала привозить пластинки из путешествий и заказывать друзьям. Мне привозили подарки из Грузии, Испании, из Москвы.

11

Пластинки или музыка с цифровых носителей?

У меня сломался проигрыватель, проблемы с динамиком. Раньше я все время слушала пластинки, теперь вынужденно слушаю «спотифай». А так 5050. Когда гуляю, слушаю с телефона. Дома обычно пластинки.

Советы для тех, кто только думает начать собирать пластинки

Когда покупаете б/у, обязательно проверьте качество пластинки! Все старые пластинки обычно заюзанные, звук очень тихий. Кто-то наоборот любит шероховатость. У меня есть знакомые, которые чуть ли не на гвоздике слушают. Портят пластинки, а потом кайфуют от того, что у них все там шебуршит. Мне все же больше нравится слышать, что у меня играет.

И, пожалуйста, не забывайте переворачивать! Однажды я заболталась и не выключила проигрыватель вовремя, пластинка так долго крутилась, что сломалась, и игла вслед за ней. В общем, будьте внимательны. Всегда смотрите, что в конверте! Мне даже среди новодельных пластинок попадался брак. А если у вас что-то лежит без дела, можно продать или поменяться.

Оцените статью
Добавить комментарий