Focal Utopia Be Kit №6 + Audison VRx 4.300

Если Вы увлекаетесь качественным звуком, Вы наверняка не раз уже слышали о такой торговой марке как Focal

. Для многих это имя представляет собой лучшие достижения аудиотехники, которые безошибочно узнаваемы и почитаемы.

Если Вы являетесь человеком, который относится к звуку с претензией и ваши запросы высоки, то Вы всегда сможете найти что-то подходящее среди продукции Focal

. Стоит отметить, что качественное звучание относится не только к дорогим моделям бренда, но и ко всем ценовым уровням. Фокал — это настоящее французское качество. Можно также почитать тут.

Автомобильное ответвление появилось у Focal в 1988 г, и это по истечении девяти лет после основания компании, которая до этого специализировалась только на домашних акустических системах и отдельных динамиках компании Focal-JMlab. Кстати, автомобильные динамики Focal

лишь частично схожи с домашними по основным используемым технологиям, будучи полностью самостоятельными в разработке.

На сегодняшний день ассортимент техники Focal для автомобиля довольно широк как по ценовой политике, так и по разнообразию моделей в разных линейках. Занимательно то, что в 2011-2012 гг компания поэтапно переходит к новой системе построения серий, которые будут распределены на три уровня, от младшего к старшему: Integration, Performance

и
Elite
. Модели, которые будут появляться в устроенных по-новому сериях будут существовать на ряду с уже известными моделями из старых серий. Поэтому каждый сможет себе подобрать подходящий вариант в изобилии моделей, цен и технологий. Рассмотрим же всё по порядку и начнем мы с младших серий.

Access 1

Когда новая линейка Access 1

увидела мир, то некоторые поклонники марки Focal отнеслись к ней несколько настороженно. И не стоит их осуждать за это, так как компания на тот момент имела репутацию дорогого и качественного бренда и выпуск бюджетной серии был принят её почитателями весьма сдержанно и настороженно. Кроме того, продукция компании приучила к тому, что несет исключительно уникальные технологии и материалы. Материалы, которые используются в серии Access 1, не уникальны и широко распространены в любой другой акустике, это и плетеное стекловолокно для диффузоров, полимер ABS для корзины, алюминий для куполов, но когда Вы послушаете какое звучание имеют
динамики Access 1
, Вы без сомнений узнаете Focal! Даже с обыкновенными материалами изготовления компании удалось сохранить и хорошо знакомый звуковой почерк, и высокие технические характеристики, и, что немало важно, надежность. Кроме того, не такая уж и простая конструкция у моделей Access 1, как может показаться на первый взгляд. Если брать только то, что «на виду», то сразу бросается в глаза характерно вогнутый (в противовес традиционно выпуклому) купол у ВЧ-динамиков, мощные магниты, развитая система охлаждения у НЧ/СЧ-динамиков, наличие «пули» фазовыравнивающего конуса у компонентных моделей. Есть и другие нюансы, малоинтересные широкой аудитории, но важные в достижении хорошего звучания. Как и коллеги выше класса, модели младшей серии прочно обосновались в числе лучших по звучанию представителей своего класса, чему как подтверждением служат результаты сравнительных тестов от профессиональных экспертов, и отзывы владельцев.

Access 1 отличается достаточно широким числом моделей серии, которые включают всевозможные типы и разновидности акустических систем и сабвуферов. Серия популярна не только своими АС, которые входят в число лучших среди одноклассников, но и разнотипные сабвуферы столь же успешны. К примеру, активные модели (в корпусе со встроенным усилителем) несмотря на младшую серию часто оказываются в составе весьма серьезных инсталляций. Модель Solution 25 A1

– и вовсе единственная в своем роде, где встроенный усилитель помимо басового канала имеет также 2 канала для работы с основными АС.

Focal Utopia Be Kit №7. Периодическая система. Журнал «Автозвук»

Особенность этой акустики в том, что чем сложнее материал, тем охотнее она с ним работает.

Сохранить и прочитать потом —

Компонентная акустика Focal Utopia Be Kit №7

Периодическая система.

Чаще говорят о периодической таблице, нежели о системе, она яснее, нагляднее и можно повесить на стенку, изображая широту интересов. Хотя то, что Дмитрий Иванович увидел, как говорит предание, во сне, было именно системой. Как бы пустой, но правильно организованной таблицей. Потом, уже наяву, он набил её клеточки известными элементами, и получилось то, что можно на стенку. Во сне или уж как, но французы из Focal JMlab пошли примерно по тому же пути.

Задачей Менделеева было организовать такую систему, которая исчерпывающе вмещала бы в себя знания о химических элементах, а когда обнаруживалось, что какой-то элемент науке не известен, стало бы ясно, какой он будет, случись его открыть. Это не декларация великого химика, это наблюдение результата его работы.

Задачей конструкторов Focal JMlab, пусть не озвученной напрямую, было создание системы автомобильной компонентной акустики, претендующей на исчерпывающий характер. То есть чтобы ничего не было упущено. Результат, который, если будет настроение, можно и на стенку повесить — три группы элементов и три ряда, или периода, как угодно. Группы называются Kit №5, Kit №6 и Kit №7. Это — три комплекта компонентной акустики. Французы пользуются таким же символом номера, что и мы, так что получается понятнее, чем с американским # или No.

Основные свойства групп: Kit №5 — двухполосная компонентная акустика с 5-дюймовым мидбасом, Kit №6 — с 6-дюймовым, Kit №7… нет, не угадали. Трёхполосная акустика с 6-дюймовым басовиком, 3-дюймовым диффузорным среднечастотником и пищалкой. Элементы в группах отчасти повторяются, отчасти — нет. Так, пищалки во всех трёх «китах» одинаковые, и по ним, собственно, получила второе имя вся «периодическая таблица». 5-дюймовая головка — это понятно, среднечастотник — тоже, а 6-дюймовых — две. Одна, 6W2 Be, предназначена для двухполосного комплекта Kit №6, другая, 6W3 Be — для трёхполосного.

ЭЛЕМЕНТЫ СЕДЬМОЙ ГРУППЫ

В комплекте идут, разумеется, кроссоверы. Впрочем, они здесь такие, что сами конструкторы не отважились называть это «кроссовер». Они нарекли систему разделительных фильтров Cross Block и правильно сделали. Ни по внешнему виду, ни по принципу действия на обычные кроссоверы они не похожи. Похожи они более всего на домашний предусилитель. На лицевой панели корпуса размерами примерно 330 х 200 мм — четыре ручки, управляющие параметрами разделительных фильтров. Какими и как — разберёмся в своё время. Начать полагается с другого.

Что послужило материальной основой элементов, составивших «периодическую систему» Utopia Be? Да чуть ли не полтаблицы Менделеева. Во всяком случае, большую её часть, нежели используется обычно, причём некоторые элементы применены в довольно значительных, промышленных количествах.

Мидбас 6W3 Be (по виду неотличимый от «двухполосного» 6W2) — произведение инженерного искусства по-любому, что с точки зрения дизайна, что с точки зрения боевой практической электроакустики. Корзина — прецизионное литьё из алюминиевого сплава, в своё время, знакомясь с Utopia Be «вслепую», мы обещали, что, помимо собственно литой основы, в корзинах мидбасов Utopia Be заложены и резиновые демпферы паразитных колебаний. Сейчас, при знакомстве не вслепую, а на ощупь, подтверждаем: да, демпферы есть, они скрываются внутри П-образных спиц корзины и изготовлены из довольно мягкой резины. Видимый, вернее — ощущаемый, результат поразителен. При постукивании по «спицам» диффузородержателя — обычно самому подверженному «звону» элементу — возникает странное ощущение: стучишь по чему-то твёрдому, как металл, и одновременно абсолютно акустически глухому, как пластилин. Магниты у всех элементов периодической системы Utopia Be неодимовые (есть такой элемент, из лантаноидов, очень полезный в нашем деле), система охлаждения звуковой катушки — двойная, как теперь принято у наиболее продвинутых головок: воздух циркулирует через канал в магните и через окна под центрирующей шайбой. С той разницей, что всё это оформлено с истинно французским вкусом: боковые окна затянуты тончайшей сеткой, а торец магнитной системы покрыт матовым хромом, на котором выгравирован индивидуальный номер головки.

Внешний гофр — резиновый, это традиционно, и ничего нового здесь давно уже не придумывали, ощущается лишь нетипичная мягкость гофра: диффузор в результате как будто подвешен в воздухе, будучи прикреплён только к центрирующей шайбе. А вот что касается материала диффузора, здесь традиции уступают место инновациям. Материал Sandwich W, секрет которого нам удалось разгадать в «A3» №2 за этот год — трёхслойная композиция из стекловолокна на полимерном связующем и вспененного акрила — обладает совершенно очевидной, точнее, данной в ощущении, невиданной жёсткостью, неудивительно, что внешний гофр почти не придерживает край диффузора.

Второстепенные (условно говоря — в динамике нет ничего второстепенного) элементы конструкции — контактные зажимы, подводящие провода и прочее — выполнены на том же королевском уровне, что и основные.

Среднечастотник 3W2 Be — изящнейшее произведение, напоминающее уменьшенную модель мидбаса. Внешний диаметр гофра — всего 75 мм, но вся конструкция — совершенно взрослая, даже с окнами охлаждения звуковой катушки по периферии под центрирующей шайбой. Использование диффузорного среднечастотника в «исчерпывающей» компонентной системе — принципиальное решение французских инженеров, которые считают императивом воспроизведение как можно более широкой полосы частот одним излучателем, что, как известно, недостижимо для купольной головки с её высокой нижней граничной частотой.

Твитер, как говорилось, дал имя всей серии. Вернее — отчество, не только потому, что «Be» стоит после имени Utopia, но и потому, что это действительно признак родства с домашней хай-эндной акустикой JMlab. Отчество возникло, как нетрудно догадаться, даже не имея учёной степени по химии, из названия материала купола. Он действительно из бериллия, уникального металла, скорость звука в котором выше, чем у всех без исключения известных человечеству материалов, от пшеничной муки до алмаза. Тончайшая диафрагма в форме обращённого купола подвешена на необычно широком (около 7 мм) плоском гофре, и всё это, вместе с массивным (для пищалки) магнитом, размещено в литом каркасе, задняя стенка которого играет и роль контролируемой акустической нагрузки, будучи расположена на расстоянии около 2 мм позади «выхлопа» в центре магнитной системы, в зазоре, разумеется — звукопоглощающий материал.

УРАВНЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ

Кроссовер, точнее — «кроссблок», собран в массивном корпусе из тринадцатого элемента таблицы Менделеева, это алюминий, вы, надеюсь, поняли, но внутри — целое месторождение меди, для правильного представления о размерах катушек (все — с воздушным сердечником) вспомните габариты корпуса, который не удастся полностью накрыть страницей журнала. Круглые синие цилиндры — переключатели, коммутирующие элементы фильтров с целью изменения их характеристик. «Кроссблоки» для двух- и трёхполосных элементов «периодической системы» Utopia Be, разумеется, разные. Общее — возможность подключиться к раздельным каналам усиления (НЧ-ВЧ для двухполосных Kit №5 и Kit №6 или же НЧ-СЧ/ВЧ для Kit №7). Разница — в схеме фильтров, что естественно, и в логике регулировок.

В двухполосных системах первые переключатели изменяют частоту среза ФНЧ мидбаса, добротность ФНЧ, частоту среза ФВЧ пищалки и уровень сигнала на пищалке. У трёхполосного кроссовера логика более сложная: переключателей по-прежнему четыре, но первый одновременно изменяет частоту среза и добротность ФНЧ низкочастотной головки (четыре значения для того и другого), второй — частоту среза ФВЧ среднечастотника, третий — уровень СЧ, четвёртый — уровень ВЧ. В общей сложности, только с помощью переключателей можно получить более 4000 вариантов настройки фильтра, это не говоря уже об изменении полярности подключения головок. Позже, во время прослушивания и измерений, мы с этим столкнулись вплотную, и, надо признать, день прошёл нескучно.

ГРУППА АКТИНОИДОВ

В таблице имени Дмитрия Ивановича, кто помнит, есть строка под названием «актиноиды». Это где уран, плутоний и другие предметы мечтаний стран оси зла. Группа актиноидов предусмотрена и в периодической таблице Utopia Be. Это -варианты систем Kit №5, 6 и 7 с приставкой Active. Смысл очевиден: те же головки, но без кроссоверов, для систем с полностью поканальным усилением и активной фильтрацией. В этом случае обширный кроссблок заменяется маленькой таблицей, где сообщаются предельно допустимые (вернее — предельные рекомендуемые) частотные границы работы компонентов. Для справки и любопытства: минимальная частота среза ФВЧ твитера приведена как 2,5 кГц, среднечастотник 3W2 Be можно запускать от 150 Гц (нормально, да?) до 6 кГц, мидбасы снизу рекомендуется резать на 70 (для 6W2 Be) или 60 (6W3 Be) Гц.

НЕОТКРЫТЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

К комплекту акустики Kit №7 идёт весьма непустяшное приданое. Набор из шести отвёрток под используемый крепёж, щипцы для операций с перемычками внутри «кроссблока» и тому подобное. Всё это поставляется в чемодане, которого не постыдился бы самый дорогой киллер, отправляясь на дело с верной винтовкой — размеры и качество вполне соответствуют. Кстати, знаете ли вы, что в свободное от научных изысканий время Менделеев изготовлял чемоданы и, по свидетельству современников, отменного качества. Есть здесь какая-то закономерность…

Однако пришло время не только посмотреть на элементы периодической системы, но и послушать их. Программа слуховых испытаний основывалась на следующем наборе музыкального материала: The Ultimate Demonstration Disc. Chesky Records, 1999 Alan Parsons. Telarc Sampler. Telarc, 1997 Naim Sampler. «Салон AV», 2003 Antonio Vivaldi. Le Quattro Stagioni. Teldec, 1994

При прослушивании сразу было обнаружено, что низкого баса система не обеспечивает — заключили, что разработчики и не ставили перед собой такой цели, правда позже, на этапе измерений, возникло другое предположение. А пока, чтобы обеспечить субъективный баланс низов, переключатель S1 перевели в положение 9. Остальные переключатели (S2/S3/S4) «установились» в положениях 3/1/1. Конечно, реальный процесс поиска субъективного оптимума занял намного больше времени, причём «к снаряду» подходили два разных эксперта (независимо), минимальное расхождение (по положению S3) было устранено впоследствии в результате обсуждения.

Звучание женского вокала показалось несколько академичным, мы к такой строгой подаче голоса не привыкли. Сказать при этом, что детальность была высокой, значит не сказать ничего. Исключительной, не меньше. Вообще, особенность этой акустики в том, что чем сложнее материал, тем охотнее она с ним работает. Поэтому, кстати, мы и добавили к нашему обычному тестовому набору диск Вивальди в замечательной записи Teldec. Макродинамика тоже впечатляет. В первом треке на диске Naim записаны рывки гитарной струны с такой динамикой, которая предъявляет почти невозможные требования к акустике, их воспроизводящей. Utopia с этими требованиями справляется с лёгкостью, даже, как показалось, с запасом. Мы часто и легко рассуждаем об эшелонировании звуковой сцены, но полностью почувствовать её глубину (The Ultimate Demonstration Disc, трек 21), как кажется, удалось только сейчас.

В ходе прослушивания коллеги из родственного журнала, естественно, не отказавшие себе в привилегии участия в процессе, уже не в первый раз констатировали, что прогресс в нашей отрасли однозначно более заметен, нежели в домашнем хай-энде. И была озвучена такая фраза, что именно у нас можно теперь услышать качественный звук по нормальной цене. Это к вопросу о том, что считать «нормальной»…

Читайте также:  Узнаем как записать Flac на CD Audio: выбор программ и конвертеров. Преобразование форматов

Программу измерений начали, как заведено, с определения фактических параметров Тиля — Смолла головок, входящих в систему. Здесь нас ждал некоторый сюрприз. Если параметры СЧ-головки легли настолько близко к заявленным изготовителями, насколько возможно в реальном мире, то у басовика отличались весьма заметно. При этом они оказались гораздо ближе к заявленным параметрам 6W2, относящейся к двухполосному комплекту Kit №6 (Fs = 64,4 Гц, Vas = 9,19 л, Qts = 0,75). Почему так — мы не знаем, возможно, в один из первых серийных комплектов попали головки не той модели, ведь внешне они неразличимы абсолютно. Отнесли к разряду загадок, одновременно отметив про себя, что некоторый дефицит нижнего баса при прослушивании оказался подтверждён результатами инструментального исследования. К каждому комплекту акустики Utopia Be прикладывается (судя по тому, что к нашему был приложен) индивидуальный сертификат результатов измерения частотной характеристики. С подписями. Кстати, примерно такой же системой, какой пользуемся мы. При этом самым скрупулёзным образом расписаны условия измерения. В частности, нарисована схема расположения головок при измерении. Референсное расположение: с межцентровыми расстояниями НЧ/СЧ 165 мм, СЧ/ВЧ 100 мм. Размер акустического экрана 450 х 450 мм. Внесённое французской рукой в специально размеченную таблицу положение переключателей для нашего экземпляра было 7/2/1/1. В этом случае, согласно сертификату, обеспечивается АЧХ +0/-3,5 дБ в диапазоне 90 Гц — 20 кГц. Провал на 3,5 дБ соответствует частоте 6 кГц.

В нашей инсталляции межосевые расстояния были 175 и 110 мм соответственно. Ширина ящика НЧ 280 мм, ящика СЧ 170 мм. Твитер вне ящиков, излучает в телесный угол «пи». С установками переключателей экспериментировали долго, поскольку выяснилось, что с их помощью можно не просто подстраивать АЧХ, она получается практически любая. Оттого-то мы и не приводим все варианты АЧХ при разных сочетаниях положений переключателей: четыре тысячи кривых на одном графике — это как-то не вдохновляет. В иллюстрациях ограничились только одной степенью свободы, показав пределы регулировки уровня сигнал на ВЧ-головке. Это — в качестве примера. По ходу опытов остановились на сочетании положений переключателей 5/3/1/1 как обеспечивающем наиболее ровную характеристику в наших условиях. У нас провал, который на референсной кривой был на 6 кГц, оказался на более низкой частоте, остальной характер кривой — такой же. Вся АЧХ помещается в коридор ±2,5 дБ, что весьма серьёзно. Импеданс, измеренный на входе кроссовера, как видим, никаких неприятностей для усилителя не сулит.

Импедансные кривые отдельных компонентов. Можно отметить, кстати, что в пищалке наверняка нет феррожидкости, судя по высокому пику на резонансе.

АЧХ отдельных компонентов, снятая при том же положении переключателей, что и общая характеристика. Заметьте, в какой широкой полосе играет миниатюрный среднечастотник: от 200 Гц до 4 кГц, перекрывая, таким образом, голосовой диапазон в одиночку и с запасом.

В отношении направленности излучения, как и следовало ожидать, Kit №7 показал себя отменно. Среднечастотник с небольшим диаметром диффузора на отклонение от оси излучения реагирует мало, а обращённый купол пищалки обеспечивает очень ровную дисперсию вплоть до 12 кГц.

Подготовлено по материалам журнала «Автозвук», сентябрь 2005 г.
www.avtozvuk.comЭтот обзор прочитали 7 980 раз

Integration

Совсем недалеко от линейки Access 1 расположена серия Integration, которая появилась совсем недавно, в 2011 году. Это тоже младший Focal, но уже нового образца, где ассортимент выстроен по упомянутым выше трем уровням: Integration, Performance, Elite.

Особенность моделей серии Integration

– это максимально простая установка вместо штатных динамиков, что радикально снижает одно из главных препятствий на пути приобщения к хорошему звучанию в автомобиле. Динамики имеют уменьшенную посадочную глубину, универсальную реализацию точек крепления, а кроссовер компонентных моделей не требует отдельного монтажа – это только некоторые из мер упрощения инсталляции. От штатных систем
динамики Integration
отделяет целая пропасть: качество звучания после замены просто несоизмеримо с исходным вариантом. Обладатель любой продукции Integration может не сомневаться, что в его автомобиле будет не просто яркое и насыщенное, но также достаточно басовитое и громкое звучание. Среди приоритетов в разработке
динамиков серии Integration
была высокая реальная чувствительность, расширенный вниз частотный диапазон и традиционная музыкальность. Помешать хорошему результату реализованному с помощью продукции Integration может разве что совсем скверное головное устройство. В этом случае его настойчиво рекомендуется заменить, и если универсальные модели головных устройств 1DIN или 2DIN неприемлемы в силу построения центральной панели, то есть смысл присмотреться к покупным ГУ на замену штатных.

В конструкции диффузора НЧ/СЧ-динамиков используется прославленная и встречающаяся также в домашней и профессиональной продукции Focal технология Polyglass: целлюлозная основа с нанесенными на поверхность микроскопическими полыми стеклянными сферами. Так как основной идеей серии Integration является простота установки, то во всем модельном ряду Вы не найдете внешнего усилителя мощности, и лишь одна модель в составе выбивается из колеи — плоская активная корпусная модельIBus 20

. Подключение и установка такого сабвуфера не вызывают никаких сложностей. Премьерный состав совсем «свежей» серии далеко не полный, и в ближайшем будущем стоит ждать расширения новыми моделями, среди которых будет отдельно направление для конкретной марки/модели автомобиля, дебютантом среди которых стали
АС IFP 207
для Peugeot 207/307/308.

Polyglass

С серии Polyglass

начинается средний класс Focal — это настоящая «классика жанра». Если Ваши запросы к качеству звучания высоки и Вы обладатель хорошего вкуса, но имеете вполне естественное желание уложиться в денежный лимит предусмотренный на покупку звука в автомобиль, то Polyglass – точное попадание в цель. Серия уже несколько лет находится на вершине популярности и стала одной из самых успешных для компании. За годы существования серия постоянно пополнялась новыми моделями и сейчас её штат очень многообразен: можно сказать, что есть практически все типы и размеры акустических систем и сабвуферов, за исключением совсем уж редких. Все сабвуферы Фокал смотрите по ссылке. Стоит отметить, что внутри самой серии сложилось свое внутреннее деление по рангах. Например, среди наиболее востребованных в среднем классе компонентных моделей является базовая версия с индексом VB, конкуренцию которой составляет версия с улучшенными характеристиками, чье название в окончании имеет индекс VR. Ещё одна версия
VRS
означает уменьшенную монтажную глубину (Slim). Возьмем как пример
двухкомпонентные акустические системы
размером в 6,5 дюйма. Этот ряд будет выглядеть так: 165 VB / 165 VR / 165 VRS.

Но на этом деление не заканчивается: отдельно в этой линейке находятся специальные модели, такие как Polyglass 165 V30

, которая была выпущена к 30-летию существования компании. Отличается она от моделей VR улучшенными характеристиками, которые развивались напротяжение всего существования компании. Несомненно, разные модели Polyglass в пределах одного типоразмера ощутимо отличаются и по цене, но все представители данной линейки успели зарекомендовать себя как одни из лучших представителей своего ценового диапазона с отличительным фирменным почерком. Иерархия сформировалась и среди
сабвуферов Polyglass
: названия основных моделей НЧ-динамиков заканчиваются на V1, а версии с улучшенными показателями имеют окончание V2.

Performance и Power Performance

Серия, которую ставят на одну ступень с серией Polyglass, но которая позиционируется как лучшее решение для ценителей незаурядного звучания.

Новая серия Performance

была выпущена весной 2011 года и планируется что будет она существовать на ряду с линейкой Polyglass ориентировочно до конца 2012 года. Техническое оснащенние моделей Performance реализовано внушительно: НЧ/СЧ-диффузор Polyglass, ВЧ-динамики с вогнутым 25-мм алюминиевым куполом, литые корзины с фрезеровкой по внешнему фланцу, мощные магниты, высокие мощность и чувствительность, и что немало важно, стильный и яркий дизайн. И не удивительно, что почти сразу после выхода серии она оказалась не просто в фаворитах, но и спустя некоторое время получила знак отличия от ассоциации EISA, которая присудила 2-компонентной акустической системе серии
Performance PS 165
титул — «Лучшие автомобильные АС 2011/2012». Неоспоримое достоинство серии Performance является её ценовая умеренность и несомненное качество исполнения.

На данный момент, модельный ряд Performance насчитывает наиболее популярные типоразмеры акустических систем и сабвуферов, но на этом останавливаться никто не собирается, дебютный состав будет расширятся в ближайшее время.

Ещё одной изюминкой данной серии стало включение в её состав усилителей мощности Focal, которые до этого времени, всегда находились в отдельной модельной линейке и не были привязаны по названию к АС. Усилители мощности звука Focal Power Performance

(сокращенно FPP) представлены в широком диапазоне каналов — от одного до пяти. Усилители серии Power Performance обладают не предельным, но увеличенным запасом мощности, а само исполнение поможет подчеркнуть Ваш интерьер при открытой установке. Отличительной особенностью усилителей FPP являются и уменьшенные габариты, которые никак не повлияли на класс работы усилителей, сохранив A/B для всех моделей.

Focal Utopia

Отзывы

— Зайцев Роман

Плюсы: Дизайн — отличный. Материалы, как минимум хорошие. Хотя это уже давно не показатель, конечно. Сборка — тоже, как минимум хорошая. Отличные средние частоты, практически эталонные для динамического излучателя. Прекрасно разрешение на средних частотах. По факту уже могут конкурировать с изодинамой. Чистота, гладкость, аккуратность звучания.

Минусы: Цена! Собственно из-за нее и «минус очко». Бериллий или нет, но для динамика это ахтунг! Впрочем такая цена даже для электростатов с усилителем и то не малая. Что-то тут ребята перебрали. Некоторая капризность в плане источников и мощности. Но не существенна. Если оооочень придираться, то некоторые могут отметить, временами, проблему с «весом» на низах — они чуток легковесные, что в целом делает звук «светлым». Но — выражено это не глобально и вообще воспринимается как легкий характер а не проблема.

Коммент: Вообще говоря, ушкам противопоказаны источники с «вкусовыми» добавками. Они очень любят контроль, хороший усилитель, хорошие переходные в источнике. При вялых, или ярких, или звонких или… ну в общем на любом источнике с ярко выраженными «особенностями», «утопия» может легко перейти грань от «легкого окраса» до «жутких искажений». И не любят перебор по громкости. После определенного момента если добавляешь громкости, искажения нарастают лавинообразно и звук рассыпается в хлам. Впрочем той громкости, что я слушал, более чем хватало, так что этот момент важен только тем, кто любит «чтоб орало». Впрочем, все эти «особенности», не уникальны — любые наушники работают хорошо в некотором диапазоне комфортных условий, так что это нормально. Если коротко, то как-то так…

— Kavinsky Victor

Плюсы: Удобные, дизайн — на мой вкус богоподобный. Дизайнеры едят свой хлеб явно не напрасно.

Минусы: Сильно скрипят. За такие деньги непростительно!

Коммент: Послушал их на многих композициях разных жанров на Burson Audio Conductor 1793. Не совсем понимаю, за что такие деньги, кроме как за действительно впечатляющий дизайн. В сравнении с Elear меньше баса и звук более холодный, но детали и натуральность выше. Но при этом стереопанорама такая же узенькая. В целом, я понимаю, почему они поставили Utopia выше. Но… в четыре раза дороже? Почему?… Хотя я бы предпочел именно данные наушники какими-нибудь LCD-X или аналогичным Stax, так как динамические наушники лучше, имхо.

Показать все отзывы о Focal Utopia
Видеообзоры Focal Utopia
Показать все видеоролики о Focal Utopia

K2 Power

Серия K2 Power как и флагманская Utopia Be относится к уже упомянутому вначале старшему уровню, тоисть к высшему классу аудиотехники Focal. K2 Power расшифровывается как «Key to Power», что означает ключ к энергии и могуществу. Те кто уже познакомился с моделями среднего или бюджетного класса услышав звучание динамиков серии K2 Power

получит огромное удовольствие, так как фирменный почерк Focal в высшем классе реализован ярче и полнее.

Это не просто звук, это исскуство сочетать в себе динамику, четкость, собранность на ряду с такими характеристиками как нежность и деликатность. K2 Power текущего поколения, совмещает музыкальность с высокой мощностью и чувствительностью, особенно в сабвуферах.

Первое что бросается в глаза в серии K2 Power — это характерный желтый цвет диффузоров. Это обусловлено использованием уникальной по своему наполнению композитной технологии CKMV (кевлар + синтактическая пена + стекловолокно). Из кевлара, впервые в истории Focal, сделаны также и легчайшие вогнутые купола ВЧ-динамиков.

Как и все предыдущие линейки Focal, K2 Power имеет широкий модельный ряд и неограниченные возможности выбора. Очень странным может показаться и наличие в серии K2 Power, которая считается премиум класса, коаксиальных моделей АС. Это и вправду большая редкость, но для Focal нет предела совершенству.

Для тех кто не останавливается на достигнутом и находится в постоянном совершенствовании своей акустической системы стоит обратить внимание как на уже готовые 2- и 3-компонентные комплекты данной серии, но и на доступне отдельные динамики разного назначения, которые Вы сможете использовать при дальнейшем апгрейде аудиосистемы (смотрите все автомобильные динамики Фокал).

Среди достоинств серии K2 Power можно выделить и облегченную установку а также простота настройки в реальны условиях. И хотя K2 Power – не является старшей линейкой Focal, ее сабвуферы входят в число одних из лучших в мировой иерархии. В линейке есть такие экземпляры, которые способны реализовать такую мощность, такое качество звучание, что сравнится только с целым массивом сабов другой линейки либо другого бренда.

Utopia Be

Теперь мы приблизились к абсолютному лидеру, который и по статусу, и по репутации выходит далеко за рамки Focal. Серия Utopia Be признана лучшей из лучших в мировой автомобильной аудиотехнике. То что серия имеет своих прямых конкурентов среди других производителей, которые безусловно заслуживают внимание, не мешает ей быть выдающимся достижением в мировой аудиоиндустрии.

В названии линейки частичка Be означает бериллий, который в таблице Менделеева именно так и обозначен. Так вот, это совсем не случайно, бериллий это материал из которого изготовлен вогнутый купол ВЧ-динамиков серии, и именно в этом и есть уникальная технологическая особенность серии. Бериллий не используется нигде в автомобильной аудиотехнике, да и в домашней сфере бериллиевые излучатели можно встретить очень редко в силу исключительной сложности и дороговизны технологии. И если кто-то отнесется скептически к такому новшеству, то стоит лишь услышать разницу между ВЧ-динамиком с бериллиевым куполом и обычным хорошим ВЧ-динамиком. Результат не заставит Вас ждать.

Не далеко ушли и динамики Utopia Be для других регистров, в которых применена технология конусных диффузоров компании: композитный W-диффузор (стеклоткань + синтактическая пена + стеклоткань). К идеалу приблизились следующие динамики серии: СЧ-динамик 3W2

, универсальные
НЧ/СЧ-динамики 5W2
(13 см) и 6W2 (16,5 см), специализированный
мидбасовый динамик 6W3
(16,5 см), а также беспрецедентный по качеству исполнения и возможностям настройки пассивный кроссовер Crossblock. Именно построенные на базе этих компонентов 2- и трехполосных АС с активным, пассивным или комбинированным усилением одерживали победу в абсолютном классе на соревнованиях по звуку.

Сабвуферы серии Utopia Be

делают невозможное, к примеру, 13-см
сабвуфер 13 WS
при своих маленьких габаритах на деле оказывается настоящим сабвуфером. Рекомендуют его использовать как НЧ-звено в паре с 3-компонентными фронтальными АС. Основной сабвуфер серии
Utopia Be 21 WX
, который в диаметре составляет около 8 дюймов — вновь непривычно мал, но он показывает такие результаты, которые по глубине баса можно сравнить с 12-дюймовыми моделями.

Читайте также:  ЦАП Audio Note DAC 1.1x/II

Совсем недавно, уже после перехода на 3 уровня построения в линейке появился новый представитель — 2-компонентные АС Elite Utopia Be 165 W-RC

. Система обладает упрощенной структурой, что и обусловило её более демократичную цену. При этом, в комплект присутствуют все основные черты серии.

Акустические системы Focal Scala Utopia Evo

Если бы нам захотелось перечислить самые желанные аудиокомпоненты, то акустика серии Utopia точно бы оказалась во главе списка. На протяжении вот уже десяти лет величественные, авангардные, не имеющие аналогов системы от Focal вызывают одновременно и восхищение, и глубокое уважение. Но французская компания не стоит на месте и выпустила улучшенные Utopia Evo. Самая доступная версия «колонок мечты» – у нас на прослушивании.

focal_scala_utopia_evo_15

Приставку Evo в семействе «Утопий» имеют пока только Maestro и Scala. Обновления для самых крупных представителей, как и для младших полочных Utopia Diablo, видимо, следует ждать в будущем. Поэтому сегодня пропуском в мир самых передовых технологий Focal служат две традиционные (без электромагнитных EM-драйверов) напольные модели, из которых для знакомства нам предоставили младшую Scala Utopia Evo.

Сравнивая новую трёхполоску с предшественниками Scala Utopia V2 и еще более ранними Scala Utopia, мы не нашли каких-то отличий в компоновке, размерах и массе. Те же корпуса, построенные по технологии Gamma со стенками переменной толщины (достигает в отдельных местах 60 мм). Каждая из трёх изолированных секций рассчитана под свой излучатель: в верхнем отсеке размещается 6,5-дюймовый среднечастотник, в среднем – бериллиевый твитер IAL2, в нижнем – 11-дюймовый басовик. Ламинарный порт фазоинвертора выведен в просвет между дном корпуса и массивной платформой, развязывающей колонку от пола. Разумеется, в системе реализован и фирменный принцип Focus Time – чтобы сигналы от излучателей приходили к слушателю с меньшими временным разбросом, СЧ и ВЧ-секции слегка наклонены вперёд.

Разумеется, в системе реализован и фирменный принцип Focus Time – чтобы сигналы от излучателей приходили к слушателю с меньшими временным разбросом, СЧ и ВЧ-секции слегка наклонены вперёд.

По звуковым характеристикам новинки, как выясняется, тоже не отличаются от снятых с производства моделей. Повышение минимального сопротивления на 0,1 Ом и слегка сниженные частоты раздела полос (250 и 2200 Гц против 240 и 2100 Гц) к числу серьёзных изменений не отнесёшь.

Для отделки корпусов стали применять не только чёрный и белый лак (как на наших снимках), но и куда более эффектные автоэмали: тёмный Metallic Blue с необычным серебристым отливом, знаменитый British Racing Green, рецептурой которого поделилась дизайнеры Aston Martin, и нейтральный серый Ash Grey. Мне, кстати, очень хочется взглянуть на новую акустику именно в этом цвете – нередко самая простая окраска лучше любой другой выражает формы и красоту предмета, хотя на фото может выглядеть безлико и неконтрастно.

В силу всего перечисленного и создается ошибочное представление, будто поколение Evo шагнуло вперед лишь в отделке. Но, поверьте, в Сент-Этьене, где разрабатывали новую акустику и теперь вручную собирают её, не стали бы создавать отдельный раздел на сайте лишь из-за улучшенной косметики. Поэтому внимательно присмотримся к двум новым элементам Evo: к верхней секции и к панели терминалов на опорной плите.

Scala Utopia Evo обзавелась усовершенствованным среднечастотником с «нейтральным индуктивным контуром» NIC и кольцевым утолщением TMD на каучуковом подвесе, который работает как демпфер масс.

Scala Utopia Evo обзавелась усовершенствованным среднечастотником с «нейтральным индуктивным контуром» NIC и кольцевым утолщением TMD на каучуковом подвесе, который работает как демпфер масс. Обе инновации дебютировали на системах Focal Sopra и оказались чрезвычайно эффективны – дали снижение искажений на 70%! Кстати, визуально «эволюционные» драйверы из фирменного W-композита (прочный легкий сэндвич из стекловолокон с промежуточным пористым слоем) немного отличаются от тех, что стоят на Sopra. У головок, судя по описанию, и магнитная система специфическая – с составными магнитами Power Flower.

Что касается твитера, то для лучшей стыковки со среднечастотником его резонансная частота здесь снижена до 528 Гц (у Utopia v2 была 580 Гц).

Ещё одну модернизацию и комментировать нет надобности – младшие в гамме Utopia напольники теперь допускают бай-варинговое (или бай-ампинговое) подключение, чем мы обязательно и воспользуемся при прослушивании.

Начнем же с обычного режима, используя лишь одну пару акустических кабелей. Поскольку уже во втором поколении Scala инженеры сделали несколько важных модификаций в НЧ-звене, добившись от колонок более контролируемого воспроизведения басового регистра, для меня не стало откровением свойственное этой модели фундаментальное звучание, сочетающее в себе почти «сабвуферную» полновесность на самых низких частотах и удивительную сдержанность в той капризной полосе (40 — 80 Гц), где обычно возбуждаются резонансы помещения. Баса лишь слегка в избытке, но на ясности и осязаемости всех самых трудновоспроизводимых составляющих это почти не сказывается!

При желании нейтрализовать нижний регистр можно настройками кроссовера, переставив перемычку на небольшое ослабление НЧ. А затем без особого труда мы добились от систем должной быстроты и резкости в передаче ударных. Оказалось, что усилитель в тестовой системе дает более чеканную подачу при использовании выходов для нагрузки 4 Ом (первоначально мы ориентировались на номинал и подключали на 8-омные). Заодно испробовали и 2-омный вариант: структурность НЧ стала еще выше, но динамика будто слегка поджалась. Из сказанного можно сделать первые выводы: Scala Utopia Evo – это всё такие же необычайно требовательные к усилению колонки, как и их предшественницы. Но они весьма дружелюбны к акустике помещения. Найти наилучшие точки установки в комнате для них относительно легко. Более того, таких мест наверняка будет множество, что станет неоценимым практическим преимуществом.

Можно сделать первые выводы: Scala Utopia Evo – это всё такие же необычайно требовательные к усилению колонки, как и их предшественницы. Но они весьма дружелюбны к акустике помещения.

Середина – вот что заслуживает отдельного рассказа. Она подкупает не столько ожидаемой чистотой и похвальной линейностью, сколько своей полной гармонической открытостью (слышны все тембральные оттенки) и естественностью любых микродинамических нюансов. Знакомая во всех деталях музыкальная картина в трактовке Scala Utopia Evo обрастает новыми неуловимыми подробностями буквально во всех уголках сцены! И эти штрихи ничуть не выпячиваются – они просто обозначают масштаб и специфику того реального пространства, где ранее записывалась музыка.

Замеченные небольшие отклонения в формировании образов в сцене, как выяснилось, были на совести кабелей, а точнее – на их поворотных сочленениях, покрытых родием. Когда мы затянули все винтовые соединения с равным усилием, звуковая 3D-панорама стала просто идеальной. Представляете, каково реальное разрешение у новой акустики (благодаря прежде всего новым среднечастотникам), если она так тонко «чувствует» даже такие мелочи?

Давным-давно, когда Focal только начал применять инвертированные бериллиевые купола для пищалок, я, признаться, смотрел на них со скепсисом (казалось, что их невозможно избавить от легкой специфической подкраски). Но французским инженерам удалось довести их до абсолютного совершенства – IAL2 уже на прежних поколениях «Утопий» зазвучали супердетально на малых уровнях, суперчисто на мощнейших динамических контрастах и при этом непогрешимо в тональном плане.

Однако с новыми Scala Utopia Evo идиллия в верхах поначалу не складывалась – реалистичному воспроизведению тарелок и атмосферы в лучших традициях флагманской серии мешал какой-то легкий тональный «привкус» и небольшой дефицит динамики.

Знакомая во всех деталях музыкальная картина в трактовке Scala Utopia Evo обрастает новыми неуловимыми подробностями буквально во всех уголках сцены!

И эта особенность была нивелирована настройками кроссовера. Разобраться же с подкраской удалось не сразу. Пробовал подключить акустику бай-вайрингом дополнительными кабелями той же длины и менять провода в парах, чтобы кабель большего сечения (и более высокого класса), работал не на нижнюю секцию, а на пищалку. Но ни в первом, ни во втором случае лучше не становилось – то в середине проступал нежелательный «накал», то в басовой полосе добавлялось «резины». И уж когда подкраску на ВЧ я уже был готов списать на тракт, как вдруг пришла мысль взять отвертку с подходящей насадкой Torex и, вывернув по паре винтиков, аккуратно снять с пищалок защитные грили (раньше «Утопии» поставлялись с быстросъемными сетками, а слушать рекомендовалось вообще без них).

И что вы думаете? Это дало куда более мощный эффект, чем все эксперименты с кабелями. Прояснение в верхнем регистре и сведение его со средней полосой вышло настолько гармоничным и натуральным, что уже с первых музыкальных тактов звук заставлял забыть о своей воспроизведенной природе: исчезали колонки, исчезала система и сама комната… А ведь недавно такое моментальное погружение из окружающей действительности в параллельную звуковую действительность давали только старшие «Утопии», включенные в чрезвычайно дорогой тракт.

СИСТЕМА

  • Источники CD-проигрыватель McIntosh MCD350
  • ноутбук Apple MacBook Air A1465
  • Усилитель интегральный McIntosh MA7200
  • Кабели
      цифровые USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
  • межблочные InAkustik Referenz Selection NF-2404
  • акустические InAkustik Referenz LS-4004 Air
  • силовые InAkustik AС-1502 и P6
  • Focal Scala Utopia Evo

    Производитель: Vervent Audio Group (Франция)

    www.focal.com/ru

    Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 27 — 40 000 Гц || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 24 Гц || Чувствительность: 92 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 8/3,2 Ом || Частоты раздела полос: 220 и 2400 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 500 Вт || Отделка: чёрный или белый лак, синий металлик, серая или тёмно-зеленая эмаль || Габариты: 393 х 1247 х 670 мм || Масса: 85 кг || Цена за пару: 2 700 000 руб.

    поделиться

    Tags: FocalFocal Scala Utopia EvoВыбор эксперта

    Усилители

    В отличии от акустических систем, усилители мощности звука появились в ассортименте Focal много позднее.

    С учетом новой иерархии деления на классы, в настоящее время доступно четыре серии усилителей Focal, которые распределены в новой 3-уровневой системе довольно интересно. В самой младшей серии Integration усилителей нет вообще и не предполагается их появление. В средней серии Performance есть одноименные усилители Performance Power. В старшую серию Elite включены усилители, которые стартовали ещё в 2010 году под серией Focal Power Symmetric (FPS). Оставшиеся две серии: младшая Solid и старшая Focal Power LE в новой системе стоят особняком и какое будущее им предначертано компанией Focal пока неизвестно.

    Solid

    Младшая серия Solid состоит из трех моделей, которые отличаются лишь числом каналов: от одного до четырех. Кроме достоинств, которые стали уже обязательными для гордых носителей имени Focal, эти усилители выделяются также интересным дизайном. Это очень компактные усилители (класс усиления традиционный для Focal – A/B), для которых без труда можно выбрать место установки. Кроме того, есть возможность подключения головного устройства без линейных выходов.

    Focal Power Symmetric

    Старшими по рангу для усилителей Solid выступают уже упомянутые более мощные Focal Power Performance. В среднем классе, это единственные усилители и на них Focal остановил свою деятельность в сегменте.

    Далее, в старшем классе Elite представлены усилители Focal Power Symmetric (FPS), которые подчинены симметричной конструкции: за исключением моноблока, все представители линейки совершенно симметричны визуально и конструктивно. У 2-канальных моделей каждый канал независим, с собственным блоком питания, что помогает достигнуть минимальное влияние каналов друг на друга. Такая же ситуации обстоит и с 4-канальными усилителями у которых каждая пара каналов абсолютно независима.

    Нестандартным решением стала возможность использования с любой моделью серии внешнего модуля конденсатора FPS High-Cap, который улучшает энергоснабжение для еще лучших звуковых характеристик.

    Во всех усилителях серии FPS есть великолепно развитый кроссовер, который подходит для любой сложной конфигурации. Также усилители FPS отличаются встроенным режимом Direct для кратчайшего пути прохождения аудиосигнала, в обход схем коррекции звучания. Но главная отличительная черта FPS: они относятся к классу Elite и по звучанию действительно оправдывают столь громкое название серии, а стоимость у них, как у представителей высшего класса уж очень скромна.

    Focal Power LE

    Ну и напоследок, максимально приближенные к идеалу модели усилителей Focal серии Power LE (индекс LE расшифровывается как Limited Edition, что означает ограниченное количество выпускаемых моделей). Это 2-канальные Dual Monitor LE

    и
    Dual Direct LE
    .

    В Dual Monitor LE совершенная и бескомпромиссная аналоговая часть усилителя сочетается с принципиально новыми возможностями: встроенным ЦАП/АЦП (DAC/ADC) и DSP-аудиопроцессором. С помощью решений реализованных в усилителе Dual Monitor LE достигается невероятно чистое и реалистичное звучание с прекрасно выработанной звуковой сценой и реалистичной передачей акустической атмосферы записи. Второй усилитель серии Dual Direct LE фактически является аналогом Dual Monitor LE, но в котором оставлена только аналоговая часть и убраны все средства настройки звучания. Это лучший усилитель для систем топ-класса с внешним аудиопроцессором, а также вполне логичный напарник для Dual Monitor LE с 4-канальным DSP.

    Выбор усилителя

    Электроника Naim с недавних пор является дружественной для любой продукции Focal. Справедливости ради заметим, что компоненты этого английского бренда действительно хороши. В нашем случае одним из компонентов для тестирования был ЦАП Naim DAC V-1 со встроенным усилителем для наушников.

    Пока на мой ноутбук устанавливались фирменные USB-драйверы для DAC V-1, я решил проверить совместимость Focal Utopia с портативными устройствами. Сразу скажу, что в моём смартфоне единственная аудиофильская составляющая — это софтовый плеер, работающий в обход обработчиков звука. Никаких улучшенных ЦАП или усилителей в нём нет, портативный усилитель я также не использовал. Итак, не дрогнувшей рукой я подключил огромные аудиофильские наушники за 4000 евро к смартфону стоимостью 200 евро.

    Результат, скажу я вам, того стоил. Столь красивого и детального звука от своего смартфона я не слышал ни с какими другими наушниками. Искажений и перегрузки не было, а запас громкости вышел неплохой, что говорит о высокой чувствительности наушников. Немного недоставало глубины и тяжести в басовом диапазоне, но ситуация вполне в пределах нормы. Звук при этом был весьма и весьма достойный. Неизбежно последовавший за этим iPod Touch, дал схожие результаты. Звук неожиданно хорош.

    Кабель наушников имеет довольно массивные разъёмы, но они не портят, а скорее дополняют дизайн наушников

    Этот эксперимент, казалось бы, позволил предположить, что Focal Utopia не требовательны к усилителю, но догадка оказалась неверной. Мой портативный ЦАП со встроенным усилителем для наушников на микросхеме TDA1308 дал совершенно неинтересный звук. Сухой, шершавый, с перегрузками на пиках. Принципиальная разница между встроенным усилителем смартфона и встроенным усилителем ЦАП заключалась в схемотехнике: класс D против класса АВ. Стало быть, смартфон оказался способен быстрее отдавать энергию на пике, чем более мощный, но инертный усилитель класса АВ.

    А тем временем драйвера Naim установились, и можно было приступать к серьёзному тестированию.

    Оцените статью
    Добавить комментарий