Усилитель Gryphon Callisto 2100

Фонокорректор Gryphon Sonett

Изначально этот корректор выпускался в виде опционного модуля для интегральных усилителей Diablo 120 и Diablo 300, но разработка получила столько восторженных откликов в прессе, что её было решено оформить в виде самостоятельной конструкции. Не имея прежних ограничений, датские специалисты смогли реализовать в Sonett свои идеи с минимальными компромиссами. Изучим новинку от Gryphon снаружи и изнутри, а затем послушаем в хорошей системе.

gryphon_sonett_04

Так иногда бывает: если конструкция оказывается удачной в версии light, у разработчиков возникает желание развить успех в более широких рамках. Фонокорректор, как и любая техника, рассчитанная на усиление малых сигналов, вещь очень непростая и противоречивая. Вдобавок, здесь имеется собственная специфика, поскольку результаты оцениваются не только приборами, но и на слух. И оценки могут быть очень противоречивыми – хорошие результаты измерений не гарантируют музыкальности звучания. Поэтому, разрабатывая схему, производители выбирают разные приоритеты и идут каждый своим путём. Ситуация усложняется ещё и тем, что каждая деталь схемы вносит свой вклад в звучание, и чем лаконичнее тракт, тем особенности комплектующих имеют большее значение. В совокупности обстоятельств получение желаемого результата становится настолько многосторонней задачей, что её осмысленное решение становится под силу только опытным специалистам, способным не просто учесть все нюансы, но и составить из них то самое целое, которое принято называть синергией – результат, превосходящий арифметическую сумму составляющих. Пример из другой области: крошечная добавка определённых специй способна превратить заурядное блюдо в шедевр кулинарии.

В тракте Sonett нет ни операционных усилителей (проще говоря, микросхем), ни общей обратной связи.

Флемминг Расмуссен (Flemming Rasmussen), глава и мозг компании Gryphon – вдумчивый разработчик, формирующий характер звучании своих компонентов по собственному рецепту. Двухблочный фонокорректор Legato Legacy, выпущенный около 10 лет назад, до сих пор считается референсом аналогового звука и даже на вторичном рынке не теряет в цене ни цента.

Кстати, в европейской прессе Sonett часто называют бюджетной версией Legato Legacy, что не совсем верно. Новый проект совершенно иной, но в нём, конечно, реализованы принципы, выработанные Флеммингом в течение многолетней карьеры в аудио.

Первое, что стоит отметить – в тракте Sonett нет ни операционных усилителей (проще говоря, микросхем), ни общей обратной связи. Схемотехника, не типичная для полупроводниковых устройств, даёт больше простора разработчику, в частности, позволяет увеличить напряжение питания, преодолев стандартный для ОУ порог +/-15 вольт, и тем самым расширить динамический диапазон тракта. Зачем, спросите вы, если на пластинке он ограничен заранее, при подготовке пресс-матрицы? Дело в том, что ВЧ-составляющие могут превышать номинальную чувствительность корректора почти на 20 дБ (т.е. в 10 раз), а щелчки и того больше. При малой перегрузочной способности усилитель клиппирует, добавляя в полезный сигнал массу жёстких составляющих, а если в тракте имеется общая обратная связь, процесс приобретает характер затухающих колебаний, что на слух воспринимается как шумовые «хвосты» после громких звуков. Питание увеличено до +/-21 вольт и организовано по принципу «двойное моно» с раздельными силовыми трансформаторами для каждого канала. Это гарантирует более чёткую стереокартинку из-за меньшего взаимного проникания сигнала, особенно на высоких частотах.

Питание увеличено до +/-21 вольт и организовано по принципу «двойное моно» с раздельными силовыми трансформаторами для каждого канала.

Ещё один интересный момент – отсутствие в тракте межкаскадных конденсаторов, т.е. Sonett способен воспроизводить частоты от нуля герц, и глубина баса будет ограничена лишь возможностями остальных компонентов системы.

Корректор рассчитан на подключение как ММ, так и МС-головок. Для первых заданы стандартные входные параметры (47 кОм, 220 пФ), а для вторых нагрузку можно выбирать DIP-переключателями на задней панели. Фиксированные значения — 10, 20, 80,6, 100, 200 и 402 Ома, причём они легко параллелятся в любых сочетаниях, что даёт немыслимое количество вариантов. Для установки сопротивления выше, чем 402 Ома, предусмотрен отдельный слот для дополнительных резисторов левого и правого канала. Номинал рассчитывается по формуле, приведенной в руководстве пользователя.

gryphon_sonett_02

gryphon_sonett_01

gryphon_sonett_05

Вскрытие аппарата позволило выяснить и другие подробности. Сигнальные тракты правого и левого каналов собраны на раздельных модулях, которые через многопиновые разъёмы соединяются с двухсторонней материнской платой. На ней также установлены тороидальные трансформаторы Talema, выпрямители с конденсаторами фильтров (16 шт. по 1800 мкФ, т.е. 28800 мкФ в каждом канале) и двухполярные стабилизаторы напряжения. Силовая проводка от ввода IEC до трансформаторов идёт в стальном коробе во избежание наводок на чувствительные цепи.

В звуковом тракте действительно дискретные транзисторы, полипропиленовые конденсаторы WIMA и резисторы с допуском 1%.

Но больше всего удивило, что в выходных каскадах обнаружились 60-ваттные дарлингтоны (составные транзисторы) BDX53/54, установленные на солидных теплоотводах. Значит, корректор способен работать на низкоомную нагрузку и длинные кабели без негативных последствий для звучания. Выходы у него только «однотактные» на RCA, по одному на каждый канал – всё-таки аппарат бюджетный.

Слышно, что большинство рок-релизов записано с компрессией, чтобы даже на дешёвой аппаратуре не было искажений из-за резких перепадов громкости.

Он выполнен в плоском, но массивном корпусе с классическим дизайном Gryphon. Как и все компоненты этой марки, он собирается на высокотехнологичном ] Selectro[/anchor] в Дании.

Компоненты системы, в которой проводились испытания, нам хорошо знакомы — проигрыватель Michell Engineering Orbe SE с тонарм SME IV и МС-головкой Ortofon Cadenza Black, интегральник Gryphon Diablo 300 и солидная напольная акустика ProAc Carbon 6 Pro.

Должен заметить, что Sonett поначалу не производит столь же яркого впечатления, как, например, некоторые ламповые корректоры со свободным звучанием и открытым во все стороны пространством. Чтобы почувствовать характер нового детища Флемминга, нужно хотя бы минут десять внимательно послушать хорошо записанную пластинку. И начинаешь понимать, что с открытостью и свободой у Sonett всё в порядке, а не привлекает это внимание потому, что атмосферность и лёгкость в верхнем и среднем диапазонах гармонично уравновешивается глубиной и энергетикой нижнего регистра. Чрезвычайно редкое, между прочим, качество для ламповых корректоров, у которых из-за рыхлого баса общий музыкальный баланс кажется заметно осветлённым.

gryphon_sonett_10

gryphon_sonett_11

gryphon_sonett_12

gryphon_sonett_14

В своём интервью Флемминг говорил, что главным качеством, позволяющим приблизить воспроизведение к живому исполнению, он считает расширенный динамический диапазон аудиотракта. В Sonnet, как мы знаем, эта идея тоже реализована, но у медали есть и вторая сторона – разница в качестве записи пластинок становится слишком заметной. И именно по динамике – слышно, что большинство рок-релизов записано с компрессией, чтобы даже на дешёвой аппаратуре не было искажений из-за резких перепадов громкости. А поставив, например, «Жар-Птицу» Стравинского, изданную на Deutsche Grammophon для истинных ценителей классики, попадаешь в совершенно иное музыкальное пространство, гораздо более напоминающее то, что возникает в реальном концертном зале.

При недостаточном переходном затухании эффект двух независимых дорожек обычно смазывается, но в нашем случае он реализовался на 100 процентов.

Корректор очень хорош и с точки зрения представления пространственной картины. Разумеется, отточенность и масштаб стереоэффектов во многом определяется способностями головки, но двойное моно тоже кое-что значит. На пластинке Стэна Гетца и Джерри Маллигана, вышедшей в 1961-м на Verve, каналы развалены, чтобы все могли собственными ушами услышать преимущества стерео. В результате солирующие инструменты «сидят» в левой колонке, ритм-секция в правой, а в середине – лишь отголоски и реверберации. При недостаточном переходном затухании эффект двух независимых дорожек обычно смазывается, но в нашем случае он реализовался на 100 процентов – было полное ощущение, что слушаешь в гигантских наушниках.

При всём своём высоком разрешении Sonett не подчёркивает шумы пластинок – они слышны, но настолько не назойливо, что ухо моментально перестаёт замечать артефакты носителя.

Корректор способен открыть в музыке много интересного, но делает это как бы исподволь, не навязывая своё мнение. Такая интеллигентность и толерантность к слушателю – качества насколько ценные, настолько же и редкие.

gryphon_sonett_13

МУЗЫКА

  1. Frank Zappa, «Sleep Dirt». Warner Bros., 1979
  2. Gerry Mulligan Meets Stan Getz. Verve, 1961
  3. Jethro Tull, «Original Masters». Crysalis, 1985

СИСТЕМА

  • Проигрыватель винила Michell Engineering Orbe SE, тонарм SME IV, головка Ortofon Cadenza Black
  • Интегральный усилитель Gryphon Diablo 300
  • Акустические системы ProAc Carbon 6 Pro
  • Сетевой кондиционер IsoTek EVO3
  • Кабели: фоно Ortofon 6NX TSW-1010
  • межблочные Burson Audio Cable+ Pro
  • акустические S.A. Lab
  • сетевые IsoTek EVO3 Syncro

Gryphon Sonett

Производитель: Gryphon Audio Designs (Дания)

www.gryphon-audio.dk

Усиление: MM 42 дБ, MC 64 дБ || Отношение сигнал/шум: MM >84 дБ (25 мВ, 1 кГц), MC >72 дБ (2,5 мВ, 1 кГц || Входное сопротивление и ёмкость: ММ – 47 кОм/220 пФ, МС — 10, 20, 80.6, 100, 200, 402 Ом или любая параллельная комбинация || Габариты: 485 х 430 х 150 мм || Масса: 11 кг || Цена: 450 000 руб.

Редакция благодарит салон «Нота+» за помощь в проведении теста

поделиться

Читайте также:  Sven HA-670W

Tags: GryphonGryphon Sonett

Усилитель Gryphon Callisto 2100 /Ю. Кряжевских/ АудиоМагазин №3 (56) 2004

Свойства источника сигнала всегда оказывали прямое влияние на схемы и конструкции усилителей: во времена господства ‘винила’ обязательным было присутствие фильтров инфранизких частот — чтобы нейтрализовать губительный для НЧ-динамиков паразитный сигнал, который возникал из-за неровностей и коробления поверхности пластинки; в эру СD пришлось придавать звучанию теплую окраску — чтобы косметически компенсировать цифровые искажения. Из актуальных тенденций можно назвать применение схем без петлевых ООС, что повышает степень нюансировки динамических переходов и тембральной палитры, а также практически уже стандартизованную благодаря SACD и DVD-audio частотную полосу, простирающуюся до 50–100 кГц.

Таким образом, чтобы быть музыкально правдивым, усилитель в век цифровой записи должен не просто в точности передавать сигнал, полученный с выхода проигрывателя CD, но и выявить те свойства звучания, которые претерпели какие-либо изменения в процессе оцифровки сигналов, поступающих с микрофонов. При всей своей внешней невероятности, задача эта может быть решена — ведь даже во времена бытования только грампластинок на некоторых студиях при изготовлении мастер-лент заранее компенсировали окраску, внесенную технологией тиражирования LP1.

Еще одно важное свойство современного усилителя — независимость его поведения от вида нагрузки. Это важно и для тех, кто уже сделал окончательный выбор в пользу определенных АС, и для тех, кто желает свободно выбирать их из как можно большего числа моделей.

Относительно простое изделие — полный (интегральный) усилитель — требует от конструкторов огромного труда и технологических ухищрений и в период созревания замысла, и во время его реализации, если, конечно, перед ними стоит задача сохранить при воспроизведении бесконечное многообразие музыкальных оттенков.

В древневосточной мифологии грифоны — мистические существа в облике крылатых львов с орлиными когтями, стерегущие золото. Датчанин Флеминг Расмуссен (Fleming Rasmussen), дипломированный художник-дизайнер, сделал крылатого льва эмблемой своей. Первой серийной моделью (1986 г.) стал усилитель для головных телефонов. В XXI веке фирма, производившая только дорогие двублочные усилители, работающие в режиме чистого класса А, предлагает более широкий ассортимент: акустические системы, кабели, несколько моделей полных усилителей и усилителей мощности в классе АВ и даже проигрыватель CD.

Разработка и сборка изделий производится в Дании на небольшом предприятии ‘Gryphon Audio Design’, которое является независимой фирмой. Узлы для сборки поступают согласно заказам с заводов, выпускающих военную и медицинскую технику и располагающих передовыми технологиями. Печатные платы тестируются в рабочем режиме нагрузки в составе стенда-усилителя, а собранные изделия обязательно проходят проверку на слух.

Глава компании Ф. Расмуссен смог применить в звукотехнике класса, не ограниченного бюджетом high end, свои обширные познания в области психологии восприятия искусства. Поставив перед собой цель достичь подлинно высокой верности воспроизведения музыки, он сначала сформулировал суть проблемы субъективного и объективного взгляда: ‘Человеческое восприятие в большей степени базируется на ожиданиях, на наших ментальных представлениях об окружающих явлениях, нежели на том, что мы непосредственно видим или слышим. Для построения внутреннего образа, в точности соответствующего реальному представлению о нем, сначала нужно прийти к ясному восприятию явления и постичь его во всех подробностях’. Так на ‘Gryphon Audio Design’ появилась фонотека студийных мастер-лент первого и второго поколения — как необходимый инструмент для оценки разработок и как наилучшее напоминание о подлинной музыкальной реальности. Любопытно, что собранные записи в основном сделаны в 1956–1976 годах, в эпоху ‘золотого века’ аудио. Максимально соответствуя по динамике и разрешению живому исполнению, эти записи с точки зрения качества оставляют далеко позади фонограммы, растиражированные на CD и LP.

Пользуясь этими мастер-лентами и изучая процессы восприятия, г-н Расмуссен выявил главные параметры аудиотракта, сохранение которых позволяет записям оставаться музыкой. Это трехмерность звуковой сцены и эффект охватывающего слушателя пространства, в котором разворачивается музыкальное действие. Вот чему, оказывается, верят наши органы чувств! Вот какими свойствами обязан обладать правдиво звучащий усилитель! Как следствие возникли технические условия (ТУ) для разработки схемы: широкий диапазон частот для минимизации фазовых погрешностей и высокая скорость нарастания фронтов сигналов. Конечно, в поле зрения разработчиков ‘Gryphon’ оставалось и качество цепей электропитания: ни шумы, ни коллапс энергоснабжения на пиках громкости не должны замутнять музыкальный образ. Дабы не нарушить точность построения стереокартины, изделия марки ‘Gryphon’ строятся по принципу ‘двойное моно’. Есть модели, в которых эта идея выражена максимально — они снабжены двумя сетевыми шнурами. Стремясь к высочайшему результату, фирма приветствует класс А — за линейность рабочей точки транзистора и наилучшие частотные свойства.

Здесь следует подчеркнуть, что жажда достичь совершенства выводит аудиотехнику не только на уровень звучания подлинного high end, но и в высшую ценовую категорию. Однако, сознавая это и желая сделать свою концепцию звукотехники доступной для как можно бо’льшего числа любителей музыки, ‘Gryphon’ включил в свои линейки и более демократичные по цене модели, которые сделаны по принципу ‘ничего лишнего’.

Конструкция

‘Callisto’ представляет второе поколение интегральных одноблочных стереоусилителей ‘Gryphon’, пришедших на смену ‘Tabu Century’ и ‘AT’ (см. ‘АМ’ №№4 (15) 97 и 6 (35) 2000). Оба они работают в режиме АВ и имеют общий силовой трансформатор для обоих каналов.

В блоке электропитания ‘Callisto 2100’ используется тороидальный силовой трансформатор марки ‘Holmgren’. Отметим, что его вторичные обмотки выполнены раздельно для каждого канала; каждый канал имеет свою пару выпрямителей, батарею конденсаторов сглаживающего фильтра 12 х 4700 мкФ и зеркальную разводку печатной платы — атрибуты ‘двойного моно’. Величина трансформатора свидетельствует о необходимом запасе по мощности: максимальное потребление ‘Callisto 2100’ достигает 800 Вт — несмотря на то что для 8-омной нагрузки заявлена выходная мощность 2 х 100 Вт.

Чтобы не создавать шумов в звуковом тракте, электропитание микропроцессорной системы управления и дисплея вынесено в отдельный блок, а входные дифкаскады, собранные на полевых транзисторах с изолированным затвором (J-FET), питаются от фотоэлементов (такая сверхмалошумящая схема позволяет получить высокий коэффициент усиления). Каналы усиления построены как подлинно симметричные балансные схемы до самого двухтактного выхода. К каждой паре выходных клемм подключено 8 мощных биполярных транзисторов ‘Sanken’. Именно симметрия схемы и подбор деталей обеспечивают малый коэффициент гармоник без применения петлевой ООС. Двухсторонние печатные платы ‘Callisto 2100’ имеют утолщенные проводящие дорожки (до 105 мкм), с тем чтобы, зашунтировав паразитные индуктивность и емкость монтажа, сохранить широкую полосу пропускания. С той же целью входные и выходные разъемы напрямую впаяны в печатную плату. Входы ‘Callisto’ коммутируются высококачественными реле, которые на неиспользуемых входах дополнительно размыкают еще и шину ‘земли’— во избежание проникновения помех от других устройств2.

‘Callisto 2100’ снабжен пассивным моторизованным регулятором уровня, уровень аттенюации отображается на вакуумно-флюоресцентном дисплее с регулируемой яркостью. Удобное программирование режимов работы усилителя достигается благодаря управлению от микропроцессора. Индикация демонстрирует 50 градаций уровня, причем пользователь может, например, установить верхний предел — для ‘пуленепробиваемой’ защиты АС, или позицию на шкале громкости, с которой усилитель будет начинать работу при каждом включении. Входам можно присвоить названия (до 8 символов). Дисплей способен отображать до 50 символов в две строки. Для будущего обновления программ, хранящихся в ППЗУ, есть возможность установить порт для подключения к персональному компьютеру.

В ‘Callisto’ предусмотрено место для установки платы корректора грамзаписи и соответствующие входные разъемы. В коммутации входов конструкторы заложили возможность переключаться с режима работы полного усилителя в стереосистеме на режим оконечного усилителя в составе домашнего кинотеатра, работающего от AV-процессора, который выполняет функции предусилителя. В этом случае в меню вход № 3 (RCA) конфигурируется как AV-вход, его чувствительность автоматически меняется с 350 мВ на 1 В, а входное сопротивление — с 10 кОм на 47 кОм.

Подготовка и прослушивание

Флеминг Расмуссен снабдил этот усилитель акриловой передней панелью, визуально раздвигающей границы дисплея, и скрыл радиаторы охлаждения под немагнитным алюминиевым кожухом. Внешний вид ‘Callisto 2100’ свободен от агрессивности и технократизма. Корпус имеет высокую жесткость и обработан вибропоглотителем в целях подавления резонансов. Дополнительная механическая развязка достигается благодаря ‘одноточечному’ контакту с поверхностью, на которой установлен ‘Gryphon’: один острый металлический шип в месте концентрации массы аппарата и две мягкие резиновые ножки на противоположной стороне днища.

Читайте также:  Соединения (штекеры,джеки)TRS (стерео), XLR, RCA

Педантичные датчане отправляют свои усилители в продажу только после предварительного прогрева, о чем сообщается в паспорте; там же рекомендуется не выключать из сети модели, работающие в классе АВ, что непосредственно относится к ‘Callisto 2100’, потребляющему в режиме покоя не так уж мало — 130 Вт.

В первый же день ‘Gryphon Callisto 2100’ проявил свои музыкальные достоинства сразу после подключения. По сути дела, неважно, ждем мы 200 часов или 45 минут, пока техника выйдет на режим присущей ей благозвучности — важен результат, но исходя из личного опыта, так сказать статистически, я установил определенную зависимость: компоненты, обладающие способностью быстро прогреваться, никогда не страдают досадным дисбалансом звучания.

‘Callisto 2100’ представлен в той ценовой нише, где господствуют двублочные усилители, что в какой-то мере заставляет доказывать его право на существование. Но уже после недолгого прослушивания к нему проникаешься симпатией — еще бы, ведь стоит закрыть глаза, как ‘Callisto’ будто мановением крыльев грифона переносит слушателя в иное пространство — населенное исполнителями и оживающее благодаря достоинствам аудиотракта.

На вопрос, чем же запомнился ‘Callisto 2100’ после двух месяцев прослушивания, ответ возникает мгновенно: глубиной и ясностью сцены.

Прослушивание начиналось в тракте с акустическими системами ‘ProAc D25’. В композиции ‘Raft Penguins’ (альбом ‘Rupi’s Dance’), исполняемой солистом группы Jethro Tull Ианом Андерсоном, сцена предстала в точном масштабе. В голосе Андерсона прорисован грудной резонанс, можно, кажется, различить фигуру исполнителя, стоящую на подиуме,— все это позволяет говорить о способности ‘Gryphon Callisto’ не увеличивать и не уменьшать даже вертикальные размеры кажущихся источников звука. Хорошо оформленный бас и отчетливая артикуляция вокала располагают к долгому прослушиванию, в процессе которого отмечаешь умение усилителя передавать огромное разнообразие динамических оттенков. Но вот соло флейты местами создает ощущение излишней яркости звучания; замена АС на ‘ProAc 2.5’ не устранила отмеченного эффекта (чувствуется преемственность в серии ‘Response’). Пытаясь найти оптимально подходящие АС, мы подключили американские трехполосные ‘Montana EPS’. Предполагалось, что пять динамиков и более сложные разделительные фильтры помогут осуществить тестирование нагрузочной способности интегрального усилителя — маленького Грифона, оказавшегося в компании более дорогих и громоздких АС. Ожидания, что тембральная верность повысится, оправдались с лихвой: верхний регистр потеплел, снизилась его субъективная нелинейность, мид-бас обрел наполненность. Можно сказать, возникла приятная иллюзия, что усилитель прибавил в мощности и детальности. Благодаря новому уровню проработки микродинамики звуки второго плана настолько обогатились, что стало слышно, как, исполняя 17-й концерт Моцарта (KV453), Рудольф Серкин тихонько подпевает — такая подробность привнесла в восприятие реализм и человечность. Кроме того, более тщательная проработка отражений от стен помещения записи сделала еще более отчетливым ощущение присутствия в концертном зале. Поразила необыкновенная красота тембра рояля, его динамическая фактура блистала разнообразием; к сожалению, в буклете не названа марка, но было слышно, что инструмент неординарный. Хотя для 100-ваттного ‘Callisto’ пять динамиков, установленных в ‘Montana EPS’, обладали, пожалуй, несколько меньшей слитностью в атаках и в затуханиях звуков, чем два в ‘ProAc’, все же отменная энергичность и детальность ‘Montana EPS’ в сочетании с красотой тембров обеспечивали явное преимущество американским АС. Отличное разрешение динамических уровней и деталей с более дорогими AC усилитель ‘Callisto’ смог реализовать без труда.

Судить о звучании усилителя в смысле способности передавать эмоциональное содержание музыки помогла композиция Джесси Кука ‘Quadukka-I-Mayyas’ (альбом ‘Nomad’). Вокальная партия Мэрием Толлар наполняла художественным смыслом богатый ритмический рисунок восточной перкуссии — она вносила мелодичность и силу чувства. Именно сочетание ‘Callisto 2100’ с ‘Montana EPS’ придавало исполнению глубину — такую, что композиция, в первом варианте контрольного тракта звучавшая как народная песня, приобрела теперь иной, почти космический масштаб мистически-религиозного песнопения. Возможности усилителя полноценно раскрылись, а рассуждения о том, транзисторный это усилитель или ламповый, интегральный или двублочный, потеряли всякую актуальность. Стоит заметить, что диск ‘Nomad’ записан с традиционным для Д. Кука и лейбла ‘Narada’ высоким качеством фонограммы, а аппаратура ‘Gryphon’, по заявлению фирмы–производителя, благодаря последовательно реализуемой концепции музыкальной правдивости не приукрашивает плохие записи, зато хорошим позволяет раскрыть всю глубину их содержания.

Новые возможности весьма перспективного ‘Callisto 2100’ открылись, когда его подключили к относительно недорогим АС ‘Opera Caruso’. Локализация источников совсем ‘оторвалась’ от АС, что позволило слушателям располагаться достаточно близко к громкоговорителям без нарушения пространственной картины и когерентности звука. К тому же можно было получить удовольствие от субъективно очень большой громкости (‘Грифон’ во всей полноте демонстрировал свою львиную природу). Кроме того, ‘Callisto 2100’ наделял ‘Caruso’ протяженными в глубину басами и аккуратно сфокусированными высокими частотами. На записи оркестра ‘Hesperion XX’ под управлением Жорди Саваля (двухдисковый альбом ‘Music From Christian & Jewish Spain’) тракт воссоздавал чудесное музыкальное действо народных празднеств, успешно пользуясь своими сильными качествами: хорошим тембровым разрешением с богатыми обертонами, благодаря чему аутентичные инструменты выигрывают в звучании, и отличной звуковой сценой — рельефной, стабильной во времени и сообщающей слушателю немало подробностей. Радует, что испанская народная песня времен открытия Нового Света ‘Pues bien para esta Garcimunos’ (CD1, композиция № 12) воспринимается с легкостью. Чем хороши правдивость и содержательность, присущие тракту с ‘Gryphon Callisto’, так это тем, что не приходится напрягаться, мысленно организуя фрагментарную тембральную и пространственную информацию в единое целое, и внимание привольно погружается в глубину сцены. Отметим и очень высокую прозрачность: ясно слышны тихие смычковые на фоне громких сольных партий переднего плана. Исполняющая композицию ‘Al Alva Venid’ вокалистка М. Фигуэрас стоит на сцене во весь рост, а тутти виолы да гамба с ее вокалом так прозрачны, что, абсолютно не сливаясь, ощущаются как разделенные в пространстве — вот он, настоящий эффект присутствия.

Чувствуя доверие к идеям разработчиков, я хотел подобрать примеры, подтверждающие идею сохранения музыкальной целостности воспроизведения. Вот исполнение Святославом Рихтером сонаты соль-мажор (В894) Франца Шуберта (запись ‘Philips’): нет ни обилия инструментов, ни мощного звука — в игре Рихтера сконцентрировалось все: содержание сонаты, полнота его артистического сознания, его жизненный опыт и работа фантазии. В своем дневнике музыкант пишет, что для придания исполнению глубокого подтекста и эмоциональной энергетики он стремится найти в произведениях интуитивные ассоциации, своеобразную ‘игру в бисер’ (Г. Гессе), и действительно — в одном видит образ Атлантиды, в другом — памятные картины детства… Отсюда исполненные напряжения паузы, и мощь нежно взятых аккордов пианиссимо, и колокольная торжественность фортиссимо.

Таким образом, обозначился один из аспектов звучания, тесно связанный с передачей эмоционального накала, свойственного живому присутствию, и являющий собой противоположный полюс по отношению к механистичности и бездушному формализму. Воспроизведение сонаты Шуберта с ‘Callisto 2100’ говорило само за себя: здесь были не герцы из частотной характеристики и не ватты мощности — океан ментального и эмоционального человеческого опыта волнами захлестнул комнату прослушивания. Был серьезный повод задуматься — за этим исполнением стояли не только Ф. Шуберт, С. Рихтер и посетившие их музы, но и аудиоинженеры, создавшие звукозапись высокой верности, и персонал фирмы

Ф. Расмуссена, наделивший усилитель способностью не только не препятствовать музыкальной правде, но и выявлять ее.

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что самодостаточность звучания комплекта ‘Callisto/Caruso’ является не следствием достижения рекордных технических характеристик, а результатом бережного отношения его создателей к художественному содержанию музыкальных записей.

Контрольный тракт

Проигрыватель компакт-дисков
‘Krell KPS-28’;
акустические системы
ProAc Response 2.5′, ‘ProAc Response D25’, ‘SPN Audio Montana EPS’, ‘Opera Caruso’;
усилитель
‘Avantgarde Acoustic 5pi’;
симметричные межблочные кабели
‘Harmonic Technology Pro-Silway II’;
кабели к АС
‘AudioQuest Granite’;
сетевой кабель
‘Gryphon’.

Tехнические параметры по данным производителя

Акустические системы ‘Neat Petite III’ (Є880)
Уровень чувствительности Номинальное сопротивление Рекомендуемая мощность усилителя Габаритные размеры Масса 86 дБ 8 Ом 25–100 Вт 300 х 200 х 180 мм 6 кг

Усилители в новой линейке ‘Callisto’ демонстрируют все то же одухотворенное звучание, характерное для изделий, но перенесенное в более доступную ценовую группу. Успех аппаратуры ‘Gryphon’ основан на компетентности разработчиков в различных смежных областях знаний, имеющих решающее значение при создании звукотехники: психология, искусствоведение, схемотехника и технологическая культура производства. Построение высококачественной аудиосистемы можно смело начинать с усилителя ‘Gryphon Callisto 2100’, в котором найден разумный баланс звуковых качеств; остальные компоненты желательно подбирать исходя из их совместимости с усилителем.

Оцените статью
Добавить комментарий