Николай Петрович — очень хороший и добрый человек. Но вот «починка» дефектного винила – явно не его конек!
Жил на свете один хороший мужик. Николай Петрович его звали. Добрый, порядочный. Начальство уважал, и руководство его ценило, коллегам по работе часто помогал, деток своих баловал, в общественных работах участвовал, плясать умел хорошо и петь не хуже, не пил никогда (ну так чтобы прям запойно), не хулиганил, жену свою любил Варвару Аркадьевну, собак дворовых подкармливал, отдыхал пристойно да культурно — пластинки слушал (меломаном знатным был), и даже злющую тещу свою ни как иначе, как «мама» всегда величал (от души, причем). Замечательный мужик, одним словом…
Но была у Николая Петровича своя беда: в вопросах починки — полный ноль. Что исправить в руки не возьмет — все хоть сразу на помойку неси. Не нарочно, конечно, а само собой у него это как-то получалось. Много забавных историй с этим связано. Все сразу и не расскажешь. Но вот несколько мы сегодня вам поведать сможем. Эти истории о том, как Николай Петрович свои виниловые пластинки «чинил». Только, тсс! По секрету, ведь.
- История первая: кривой винил и кривые прямые руки
- T-31
- Полезные статьи:
- История вторая: о за-за-заеданиях
- среда, 27 июня 2012 г.
- Выравнивание покоробленных виниловых пластинок.
- среда, 27 июня 2012 г.
- Выравнивание покоробленных виниловых пластинок.
- Оформление в стиле декупаж (МК)
- Декор виниловых часов (1 видео)
История первая: кривой винил и кривые прямые руки
Подарили однажды на день рождения Николаю Петровичу пластинку. Друг, так сказать, прям, от сердца оторвал. Не новую уже, конечно, но замечательную пластинку — одну из лучших записей Владимира Семеновича Высоцкого — «Концерт в НИКФИ/68 год/26 января». И вот незадача! Винил чуток погнутым оказался (видать, приятель его не отличался особым аккуратизмом). «Не беда, починим», — сказал Николай Петрович. И уже на следующий день с утра пораньше сел за стол с подаренным винилом и начал его…зажигалкой плавить(!) в том самом месте, где он кривой немного был, чтобы краешек выпрямить. Плавил, плавил, чувствует эффекта — 0. Подумал немного, и решил ее над газовой конфоркой подержать. Снова эффекта — 0 (ну если не считать того, что волосы на руках спалил почти все). В общем, решил он тогда засунуть пластинку в разогретую до приличной температуры духовку. «Через пять минут приду, и блин этот разом выпрямлю, ведь он к тому времени, как раз, мягкий будет», — сказал Николай Петрович и ушел к Варваре Аркадьевной в комнату чай пить с вкусными шоколадными конфетами. Так про пластинку-то и забыл…
Ну, как вы уже, наверное, догадались — мужик наш все окончательно испортил. Перегрел виниловый диск в духовке так, что пластика чуть ли по ней вся не растеклась — семьей отковыривали ее потом оттуда. Варвару полдня валерьянкой отпаивал, как мог, успокаивал, обещал ей новую плиту купить. Хорошую, даже лучше прежней, заграничную. Эх, Петрович!
Варя слезы утерла, как про такое услышала. Улыбнулась, обняла супруга и сказала: «Что же ты у меня пряморукий-то такой, Колечка?». Так и помирились. Варвара Аркадьевна потом из того, что от пластинки Высоцкого сталось (точнее — что отскребли), смастерила красивую и модную по нынешним временам подставку под карандаши для детей.
А ведь всех этих «ужастей» можно было избежать, если бы только Николай Петрович все грамотно да хитро сделал. Но ведь он у нас мужик-то хороший, а не хитрый какой-нибудь.
Надо было приобрести термопресс специальный (не копеечный конечно товар вовсе, но Петрович на хорошем счету у начальства и зарплату получает приятную). Это приспособление хорошо справляется с выпрямлением чуть искореженного винила. Ставишь его прям поверх пластинки перед прослушиванием, включаешь проигрыватель и пусть она с ним так и крутится, пока сама не выпрямится. Красота!
А если, все-таки, термопресс этот не по карману, то есть еще проще способ. Надо только предварительно винил отмыть, как следует, а потом положить его аккуратненько в новый внутренний конверт (а его, в свою очередь, надо плотно заклеить, чтобы не допустить попадание грязи всяческой и пыли). Дальше отправляем чистую, подготовленную виниловую пластинку под груз (хорошим вариантом будут тяжелые стекла толщиной приблизительно в 1 сантиметр — такие раньше (да и сейчас иногда) можно было встретить на столах в бухгалтериях разных, под ними еще часто календарики лежали, открытки всякие). Тут важно, чтобы поверхность были супер-ровная. Груз надо увеличивать, но постепенно. Через пару дней кладем осторожно на стекло, к примеру, несколько томов Большой Советской Энциклопедии, ну или «Войну и мир» Толстого (равномерно распределяя книги по поверхности) — кому, что предпочтительнее. Вся эта «гора» должна лежать на виниле месяца три, не меньше. Если деформация пластинки была не сильной, то через 80-90 дней ваш любимый, но кривой прежде винил будет, как новый.
Но коль искривление винила серьезное, то тут уже вряд ли что-то сможет помочь. Увы.
T-31
Фил. Клуб Филофонистов
Мойка
По поводу необходимости мойки пластинок в интернете огромное количество информации, поэтому углубляться в этот вопрос я не стану, а просто коротко обозначу основные аспекты.
Если Вы недавно увлеклись винилом и в Вашей коллекции только новые, купленные запечатанными грампластинки, то вопрос их чистоты не слишком для Вас актуален. Разумеется, при правильном хранении и эксплуатации. Если же Вы покупаете так называемые «первопрессы» — аутентичные издания доцифровой эпохи, то их по любому надо мыть.
Причем неважно, насколько аккуратно ими пользовались и как они выглядят. Даже если пластинку доставали из конверта пару раз, поверьте, за несколько десятилетий в канавках скопилось достаточное количество пыли и грязи, чтобы испортить Вам прослушивание.
Чистый винил – чистый звук, слегка подернутый легким костерком от следов механического износа. Грязный винил – постоянный шум, скрежет и дребезжание, заглушающие музыку. И к сожалению, это не единственная проблема залапанных пластинок. Жир и грязь с таких винилов неизбежно перекочевывает на иголку звукоснимателя и как следствие – портят звук всей системы.
Сергей Свитенко, генеральный директор аудиосалона «Нота Плюс» рассказал, по этому поводу, весьма поучительную историю. Респектабельный, солидный господин на следующий день после покупки и инсталляции виниловой системы класса Hi-End, позвонил в салон и пожаловался на плохое качество звучания. Выехавший к нему специалист, обнаружил на иголке комок жирной грязи, размером со спичечную головку. И налипла эта куча от прослушивания одной единственной заляпанной пластинки Rammstein.
Расценки. Одна пластинка 220 руб. Дюжина – 2000 руб. Реставрация винила. Хочу сразу отметить – чудес не бывает! Если пластинку топтали ногами в кованных сапогах и тушили об нее окурки – восстановить полноценное звучание ну никак не получится! Поверьте, я знаю, о чем говорю. Десятки часов, проведенные со штихелем под микроскопом, дают мне основания это утверждать. Но! Если Ваша пластинка в основном, в хорошем состоянии, но в одном или нескольких местах она застревает, перескакивает или громко коцает, то это можно и нужно исправлять.
Коротко остановлюсь на наиболее распространенных дефектах и методах их устранения. Самый простой случай. К пластинке что-то прилипло. Под микроскопом это выглядит как куча инородного материала, завалившая собой одну или несколько канавок грампластинки. Иголка звукоснимателя, спотыкаясь об эту кучу, перескакивает на соседнюю канавку. Освобождаем звуковую дорожку от прилипшей дряни и если Вы своевременно обратились к специалисту и иголка не успела в этом месте нарыть царапину, то от дефекта не останется вообще никакого следа.
Следующий случай по-сложнее – заводской брак. Тут ситуация обратная. Какая-то дрянь прилипла к печатной матрице, оставив на пластинке углубление. Под микроскопом это выглядит как воронка от взрыва с ямой посередине и вспученными заусенцами по краям. Об эти заусенцы и спотыкается игла. Исправлять такой дефект намного сложнее. Необходимо замять вспученные края в углубления и штихелем прорезать колею для беспрепятственного следования иглы. Таким образом, устраняется перескок, но на месте дефекта, как правило, все же слышится незначительный щелчок.
И самый распространенный случай – механическое повреждение или царапина. Под микроскопом это выглядит, как если бы горячим ножом провели по ребристой плитке шоколада. Форма-масса как бы оплавляется и сдвигается по направлению царапины, заполняя собой канавки звуковой дорожки. Если царапина неглубокая – это проявляется в виде заусенцев, направленных в одну сторону поперек движения иглы и слышатся как периодические щелчки в одном или обоих каналах. В более серьезных случаях это выглядит как траншея с наваленным по краям грунтом, прорытая поперек звуковых дорожек. И по такой траншее иголка запросто можно съехать аж на соседний трек. В данном случае, задача реставратора убрать наплывы и заусенцы, обеспечив беспрепятственное следование иглы по звуковой дорожке.
Достигается это при помощи специальным образом закаленного и заточенного под определенным углом штихеля, микроскопа МБС-10 и рук гравера с четверть вековым стажем.
На YouTube я нашел видео, довольно хорошо демонстрирующее смысл реставрационных работ. Я делаю не точно так же, но по очень похожему принципу.
Расценки. В зависимости от сложности работы 200-1000 руб.
Звуконосители стали компактными и емкими. Виниловые пластинки остались пылиться на полках. Некоторые из них представляют определенную ценность, но большинство просто захламляет пространство. Запасы винила найдутся практически в каждой семье. И если немного пофантазировать, ненужным виниловым пластинкам можно подарить вторую жизнь. 10 идей черпайте из нашей подборки.
Полезные статьи:
- На чем слушают пластинки
- Звук виниловой пластинки
- Блютуз колонки обзор
- Звуки для кино
История вторая: о за-за-заеданиях
Николай Петрович не знал, что нельзя выпрямить кривую пластинку с помощью раскаленной духовки!
Поругался однажды Николай Петрович с соседом по лестничной клетке. Ну не то, чтобы поругался (он мужик ведь мирный, добродушный, никогда сам первый на рожон не полезет) — просто надоело уже ему за соседом грязь у мусоропровода подчищать: то содержимое кошачьего туалета он мимо выбросит, то воду грязную расплескает, то бутылки выбросит так, что все кругом в осколках. Вот у Петровича терпение и лопнуло, когда в очередной раз ему в тапок стекляшка врезалась. Хорошо, хоть в тапок!
Разобрались соседи, а нервы-то уже подняты. Пришел Николай Петрович домой, налил себе чашечку свежезаваренного Варварой ромашкового чая (для него это самое лучшее средство) и включил одну из лучших своих джазовых пластинок Джона Колтрейна.
Сидит, наслаждается, нервы лечит. И тут слышит, что пластинка-то заедает. Иголка как заколдованная прыгает и скачет на одно и то же место. «Что ты будешь делать!» — крякнул сквозь зубы Николай Петрович, поставил в сторону чашку с недопитым чаем из ромашки и принялся думать, как исправить эту неприятность.
Думал недолго и решил, что надо в канавках винила чем-нибудь остреньким поковыряться… Ножом не стал — опасно все-таки, вдруг поцарапается диск. А у Варвары из остренького нашлась только «невидимка» для волос. «Отличный инструмент, Варя!», — радостно завопил Николай Петрович и с усердием (как потом выяснилось — излишним) принялся он за работу.
Итог: кровоточащий палец — 1 штука, испорченная пластинка — 1 штука, грустный мужик — 1 штука.
«Наковырял» Петрович себе палец до крови, а пластинку — чуть ли не до дырки этой невидимкой (будь она неладна!), но хороший звук и устранение заедания при прослушивании так и не «наковырял». Все как всегда, а ведь хотел, как лучше сделать…
У Николая Петровича все было бы цело — и палец и винил, если бы он, вооружившись лупой, точно определил ту самую дорожку, на которой образовался дефект, провоцирующий заедание пластинки при прослушивании.
Чаще всего причиной прыжков стилуса служит очень противная, невероятно упрямая грязь, которая присохла. Бывает, что такие загрязнения сложно устранить даже при помощи специальных щеток, валиков и влажной чистки. Поэтому тут нужен особый подход к проблеме.
Нужно попробовать на время (5 минут будет вполне достаточно) замочить винил с трудным загрязнением в растворе изопропилового спирта, а потом аккуратно помыть пластинку только с использованием щеточки с мягкой щетиной. Также рекомендуется использовать специальные составы для чистки виниловых дисков.
Если после анализа повреждения, становится понятно, что причина кроется не в грязи, а в наличии царапины или того хуже — в микроскопическом сколе, то тут уже не обойтись без микрохирургических инструментов и специализированного профессионального реставрационного набора. Мало кто владеет такими навыками, поэтому, чтобы не оказаться на месте Николая Петровича, следует отнести винил на реставрацию в мастерскую.
среда, 27 июня 2012 г.
Выравнивание покоробленных виниловых пластинок.
Деформация (коробление) – коробление происходит, еслидиск, который должен быть идеально плоским, был изогнут или покороблен от воздействия тепла.
Что делать, если попалась такая пластинка? Если деформация не значительная, то можно воспользоваться прижимом (клэмпом). Ну а если не удалось получить хороший результат, то можно воспользоваться простым и доступным способом, при помощи 2-х кусков стекла и духовки.
Для того что бы получить некоторый опыт и сразу не испортить ценные записи коррекцию геометрии с помощью этого метода следует аккуратно воспроизвести на практике. Эксперимент надо начать со старыми, не имеющими большой ценности записями. Таким образом, что если что-то сразу пойдет не так, прежде чем Вы освоите процесс восстановления покоробленных грампластинок, Вы не будете сожалеть о безвозвратной потере драгоценных и незаменимых сокровищ.
Если Вы искренний коллекционер винила, то у Вас в фонотеке есть один или два слегка искривленных дисков. С ними и можно начать экспериментировать и довести процесс коррекции до совершенства. Нет гарантий, что прежде чем Вы накопите необходимый опыт будет испорчена одна или две записи. Использовать этот метод можно только на свой страх и риск. Уверяю вас, когда Вы освоите этот метод, Вы будете рады, что потратили дополнительное время, чтобы восстановить геометрию своих любимых записей.
Первое, что вам нужно сделать, это зайти в местный стекольный магазин, который специализируется на резке стекла. Заказать из закаленного стекла два листа квадратной формы размером 355 х 355 мм и толщиной 6 мм. Удостоверьтесь, чтобы это было именно закаленное стекло. Придеться работать с разными температурными режимами.
Когда Вы принесете стекло домой, тщательно очистите его с обеих сторон, очистителем для стекол и что бы не оставляет никаких следов протрите при помощи ткани. Не используйте для этого бумажные полотенца!
Убедитесь, что запись, которую Вы собираетесь восстанавливать чиста, если пластинка нуждается в чистке то воспользуйтесь средством Disc Doctor’s Miracle Record Cleaner или другим чистящим средством. На всякий случай можно повторить процесс чистки записи два раза. После чистки я бы даже рекомендовал ванну из дистиллированной воды, просто чтобы быть уверенным, что Вы удалили с поверхности записи все остатки мусора.
После проведения процедуры коррекции неубранная остаточная грязь, пыль или мусор останется навсегда в звуковой канавке грампластинки, так что очень тщательно очищайте Ваши записи.
Поместите пластинку, которую нужно выпрямить в центр одной стеклянной пластины и аккуратно накройте ее другой, осторожно поместите виниловый бутерброд на стойке. Выберите температурный режим духовки равный 150 градусов, а печь предварительно нагрейте.
среда, 27 июня 2012 г.
Выравнивание покоробленных виниловых пластинок.
Деформация (коробление) – коробление происходит, еслидиск, который должен быть идеально плоским, был изогнут или покороблен от воздействия тепла.
Что делать, если попалась такая пластинка? Если деформация не значительная, то можно воспользоваться прижимом (клэмпом). Ну а если не удалось получить хороший результат, то можно воспользоваться простым и доступным способом, при помощи 2-х кусков стекла и духовки.
Для того что бы получить некоторый опыт и сразу не испортить ценные записи коррекцию геометрии с помощью этого метода следует аккуратно воспроизвести на практике. Эксперимент надо начать со старыми, не имеющими большой ценности записями. Таким образом, что если что-то сразу пойдет не так, прежде чем Вы освоите процесс восстановления покоробленных грампластинок, Вы не будете сожалеть о безвозвратной потере драгоценных и незаменимых сокровищ.
Если Вы искренний коллекционер винила, то у Вас в фонотеке есть один или два слегка искривленных дисков. С ними и можно начать экспериментировать и довести процесс коррекции до совершенства. Нет гарантий, что прежде чем Вы накопите необходимый опыт будет испорчена одна или две записи. Использовать этот метод можно только на свой страх и риск. Уверяю вас, когда Вы освоите этот метод, Вы будете рады, что потратили дополнительное время, чтобы восстановить геометрию своих любимых записей.
Первое, что вам нужно сделать, это зайти в местный стекольный магазин, который специализируется на резке стекла. Заказать из закаленного стекла два листа квадратной формы размером 355 х 355 мм и толщиной 6 мм. Удостоверьтесь, чтобы это было именно закаленное стекло. Придеться работать с разными температурными режимами.
Когда Вы принесете стекло домой, тщательно очистите его с обеих сторон, очистителем для стекол и что бы не оставляет никаких следов протрите при помощи ткани. Не используйте для этого бумажные полотенца!
Оформление в стиле декупаж (МК)
Декупаж станет оптимальным вариантом для создания оригинальных часов, с помощью которых можно будет украсить свой дом. Конечно, в результате проведенных работ не будет видно, из какого материала создано изделие. Поэтому стоит всерьез подумать, может вместо пластинки рационально использовать лист фанеры.
Для создания оригинального изделия понадобятся:
- акриловые краски;
- кисть;
- клей для декупажа;
- специальные салфетки;
- ножницы;
- часовой механизм.
Необходимые материалы
Процесс изготовления:
1. Взять диск и покрыть его белой акриловой краской. Это базовый слой для создания декупажа. На винил краска ложиться очень хорошо. Но, чтобы покрытие получилось в действительности равномерным, необходимо сделать несколько слоев.
Красим пластинку белой краской
2. Затем пластинка покрывается вторым слоем лака на водной основе. Чтобы создать качественные декоративные трещины, специалисты рекомендуют использовать лак и краску одного производителя. Покрашенное изделие оставляют на несколько часов, чтобы краска высохла.
Покрываем вторым слоем и даем высохнуть
3. Применение техники кракелюр подразумевает создание слоя растрескивающейся краски. При этом стоит учитывать, что последующий слой наносится на слегка подсохший лак. Если же он высохнет полностью, то создание изящных трещин станет невозможным. Размер кракелюров в основном зависит от того, сколько времени прошло между процессами. Чем больше времени пройдет после покрытия лаком, тем меньше получатся трещины.
4. Когда краска полностью высохнет, можно приступать к нанесению декоративных узоров или изображений. Для их фиксации используется специальный клей, который наносится в небольшом количестве. Особое внимание уделяют краям узоров. Для декорирования часов лучше использовать цветы.
Приклеиваем салфетку с рисунком
5. Теперь остается только установить механизм в отверстие в центре пластинки и прикрепить цифры.
Готовая работа
Таким образом, можно создать оригинальные часы из виниловой пластинки своими руками, которые станут украшением любого интерьера. Чтобы не пришлось потом кого-то винить в неудовлетворительном результате, необходимо в точности соблюдать вышеуказанные этапы.