USB ЦАП и дискретный наушниковый усилитель Schiit Jotunheim на базе dual mono AK4490

В Schiit каждый занимается своим делом. Начиная с руководства и основателей компании. Джейсон Стоддард (Sumo) отвечает за проектирование аналоговых схем, цифровые — в ведении Майка Моффата (Theta Audio и Theta Digital). Стоддард находит время и для писательской деятельности: его книги читают в Америке. Логотип и имена продуктов, выписанные на лицах аппаратов непросто читаемым шрифтом, — плоды его творческой фантазии. Как и вся полусерьезная литературная подоплека Schiit, начиная с бренда: тут и созвучие со shit (самоирония), и мостик к германцам с характерным для немецкого языка буквосочетанием sch. В репликах вроде «все шишки на голову Майка Моффата» или «технологии, над которыми корпели тевтонские рыцари в готических замках» проступает перо Стоддарда. «Почему же все-таки имена из германо-скандинавских мифов: где Америка и где Скандинавия?» — как-то спросили его. «Да все лучше, чем какой-нибудь SDPK-50871gr», — был ответ.

b97d419a9ba39147877b32c94b10b9d8
Органы управления Ragnarok в прямом доступе на передней панели

Schiit не стремится непременно связать имена аппаратов с их технической или системной сущностью. Скажем, Mani у тевтоно-викингов олицетворял луну. Логическая цепочка: Mani — фонокорректор, грампластинка, как и луна — только в полно- или новолуние — круглая. Луна желтая, а пластинка черная? Неважно, зато ночь черная. Сложнее с Ragnarok (конец света). Если Стоддард и имел в виду что-то конкретное, то явно не всадников Апокалипсиса или «спасайся, кто может» (все-таки усилитель — не оружие массового поражения), а «ужас как классно», например.

Schiit Mani: все что есть

Теперь серьезно. Mani — миниатюрный компонент с габаритами 127 x 89 x 32 мм, массой 450 граммов и широкими возможностями. Питание поставляется схеме миниатюрным внешним — линейным (!), т.е. трансформаторным источником питания. В основе схемы — пассивная RIAA-коррекция и два конфигурируемых малошумных усилительных каскада на операционниках Analog Devices ADA4897 и AD8066. Используются пленочные конденсаторы с допусками 2% и тонкопленочные резисторы (0,5%).

6dfba66e63a5093a4167c3fb0a6ea6bf
Фото не передает размеров — Mani буквально помещается на ладони

Конструкторы предусмотрели выбор нагрузки 47 Ом и 47 кОм для MC- и MM-звукоснимателей. Mani приглашает к сотрудничеству почти любые MM- и MC-головки. Для каждого из двух каскадов можно задать низкое или высокое усиление. Число вариантов определяется по формуле 2 х 2 = 4. Низкое усиление в обоих каскадах — для звукоснимателя Decca, 30 дБ. Низкое в первом каскаде и высокое во втором, а также высокое в первом и низкое во втором — для MM-головок, 42 и 48 дБ соответственно. Наконец, высокое усиление в обоих каскадах — для MC-картриджей, 59 дБ. Переключатели расположены в нижней части устройства.

8cdf1565426ae6c82d2bb97156f7e52d
Сзади — необходимая коммутация, органы питания и напоминание о стране-изготовителе

Судя по спецификациям, Mani отличается низким уровнем шумов и искажений. При разных параметрах усиления, КНИ не выходит за пределы 0,005 – 0,03%, отношение сигнал/шум — 70–90 дБ; разделение каналов во всех случаях — 75 дБ.

eba703f88dc53161cc56f2083c7416e9
Печатная плата Schiit Mani

3fc4047351e11334d2199445db2ca8f7

Стоддард часто напоминает о себе читающим мануалы на технику Schiit. Например, в разделе «Комплектация» в инструкции к Mani приведено не только то, что вложено в коробочку (сам Mani, блок питания и т. д.), но и то, чего там нет (цитирую): «Нет проигрывателя винила, пластинки, пропуска за кулисы, престижа и обтягивающих джинсов». Все понятно: инструкцию по эксплуатации ведь читают — значит, это тоже литература.

25

47

36

Технические характеристики Schiit Jotunheim

  • USB-контроллер: C-Media CM6631A
  • ЦАП: 2x AK4490
  • Максимальная амплитуда выходного сигнала: 2,0 ВRMS
  • КГ: <0,0015%, 20 Гц-20 кГц
  • IMD: <0,002%, CCIR
  • Сигнал/шум: >106 дБ
  • Разделение каналов: >70 дБ, 20 Гц — 20 кГц
  • Импеданс: <0,1 Ом
  • Усиление (гейн): от 6 до 14 дБ, переключатель на передней панели
  • Максимальная мощность при балансном подключении: 7500 мВт(RMS)/канал @ 16 Ом
  • 5000 мВт(RMS)/канал @ 32 Ом
  • 3000 мВт(RMS)/канал @ 50 Ом
  • 900 мВт(RMS)/канал @ 300 Ом
  • 500 мВт(RMS)/канал @ 600 Ом
Читайте также:  Обзор наушников HiFiMAN TWS600 — представители высокого сегмента
  • Максимальная мощность при небалансном подключении:
      2500 мВт(RMS)/канал @ 16 Ом
  • 1500 мВт(RMS)/канал @ 32 Ом
  • 800 мВт(RMS)/канал @ 50 Ом
  • 350 мВт(RMS)/канал @ 300 Ом
  • 175 мВт(RMS)/канал @ 600 Ом
  • Входы: балансные XLR, небалансные RCA, USB 2.0 DAC или RCA с фонокорректором
  • Выходы: наушниковый балансный четырёхконтактный XLR, наушниковый небалансный TRS, линейный балансный XLR, линейный небалансный RCA
  • Габариты: 229×152×51 мм
  • Вес: 2,7 кг
  • Schiit Ragnarok: разгон

    В отличие от древних скандинавов у американцев из Schiit конец света представляет собой высокотехнологичный усилитель для наушников (в первую очередь) и интегрированный усилитель класса АВ, с приоритетом балансной схемы, габаритами нормального Hi-Fi-компонента (406 x 305 x 95 мм) и довольно весомый (14,5 кг). Ragnarok задумывался как самый мощный усилитель для наушников.

    Разогнавшись в конструкторском запале аж до 100 Вт на 4 Ом (многовато для наушников, согласитесь), инженеры не стали отрезать излишки, а решили сделать в устройстве выходы на акустические системы, благо схеме в корпусе совсем не тесно. Получился аппарат, способный работать с широчайшим спектром нагрузок: от 600 Ом (850 мВт) до 4 Ом (100 Вт). Среди потенциальных партнеров Schiit Ragnarok — почти любые наушники и колонки. Подстроить звучание под конкретный преобразователь можно выбрав один из трех коэффициентов усиления.

    18808e6f3a9fda82727ae1bc7342d40a
    Левой кнопкой избирается вход, правой — коэффициент усиления

    В дискретном транзисторном выходном каскаде реализована фирменная схема Crossfet. Линейный блок питания, спроектированный с немалым запасом по энергетике, содержит трансформатор 400 ВА и конденсаторы суммарной емкостью 100 000 мкФ. Предусмотрено раздельное электропитание входного каскада и схем управления по семи линиям.

    Важная особенность Ragnarok — наличие дискретного сумматора, преобразующего несимметричный входной сигнал в симметричный (балансный). Возможные неисправности — постоянный ток в тракте, перегрузка и т.д. — под неусыпным контролем микропроцессора, который мгновенно распознает угрозы и мутирует усиление.

    3dd6f1f6dcdb2829a60546fa0a5f9f11
    Schiit предусмотрела балансную и небалансную коммутацию (входы и выходы)

    Регулятор громкости Ragnarok задает уровни усиления, коммутируя посредством реле комбинации резисторов. Переключения входов и режимов усиления также поручены реле, которые тихонько похрустывают косточками во время манипуляций с органами управления.

    Усилитель коммутирует до 5 линейных источников сигнала (два балансных и три небалансных). Имеются балансный и небалансный выходы сигнала предусилителя. Вход избирается кнопкой на лицевой панели (активный вход индицируется). Этой же кнопкой (продолжительным нажатием) можно назначить один из трех режимов выходного сигнала: выход только на наушники, только на колонки или на наушники и на колонки (по умолчанию). Индикацию данных режимов конструкторы, к сожалению, не предусмотрели.

    a0ed8988bd2fa3773296dd3ae2a75285
    Электронный интерьер Schiit Ragnarok

    Корпус усилителя скроен главным образом из алюминиевых панелей толщиной около 4 мм: верхней, округло перетекающей на фронт, нижней и боковых. Сверху и с боков сделана перфорация, чтобы схемы отдавали продуцируемое тепло в окружающее пространство.

    Mani и Ragnarok — чистые американцы. Техника производится в Валенсии, штат Калифорния. Слова «гарантия до 5 лет» конкретизируются в данном случае так: Mani — 2 года, Ragnarok — 5 лет. Хорошие цифры, не так ли?

    69434dfc3eaf07795c9dade328fad696
    На этом фото виден только фрагмент Mani, но разницу в габаритах двух устройств можно себе представить

    Проявить голос компонентам Schiit помогали вертушка Audio-Technica AT-LP5 с прямым приводом, родным тонармом и ММ-картриджем Ortofon 2M Bronze, а также акустические системы Sonus Faber Olympica III — облагораживающие воздействие колонок Sonus Faber на звучание разных трактов для меня несомненно. Я слушал наушники Sennheiser HD 700, OPPO PM-1 (с балансным кабелем) и мои любимые AKG Q701.

    819c6ce5d433874835307d361eaad1a1

    8c465f0266bd3104061312b8c12fdfa2

    a3882cb9d24dedd2629667c143d8f3ed

    296230a5b2ee23d1f9fd3f547567f032

    5db8def05e33b4e4d8a306c545e9842b

    dd595b7ae009e500c5addb2c090fbfd1

    2976189ebce5f19ec2c80940c997c09c

    04e09410aa51f124bd17e6becf7522b8

    1a5a792cffa1c3e429c3634d5558d2b8

    d2f134386108f707448547ca8843f7ec

    7d7f7adb842d129173f8edcbce67dbe5

    До тумблеров знакомый образ

    Описывать внешность аппаратуры Schiit занятие не сложное, но слегка однообразное. От модели к модели дизайн практически не меняется: фронтальная и верхняя панели выполнены из алюминия нарочито грубой шлифовки, остальные стенки из стального листа, а барабанчик регулятора явно выточен на токарном станке из целиковой алюминиевой заготовки. Отдельная тема — переключатели. Вне зависимости от ценовой категории, во всех аппаратах применяются одинаковые миниатюрные тумблеры исключительно высокого качества.

    Читайте также:  Фонокорректор Art Audio Lab. p135EX черный ясень

    723e3bf08821022e3a5fa7937aa5828b

    Фасад Jotunheim украшают два «ушных» порта — для 6,3-мм джека и для четырехконтактного балансного XLR. На задней панели обнаружилось массивное гнездо на 220 В, то есть блок питания у Jotunheim внутренний. Немного забегая вперед скажу, что он линейный, укомплектован солидным трансформатором на П-образном наборном сердечнике. Выключатель питания тоже сзади. Дотянуться до него в принципе не сложно, но как и в случае топового ЦАПа Yggdrasil, разработчики рекомендуют попросту никогда его не выключать.

    466bb0ac29e020f8e0bb9d7e46e88b52
    Силовой шнур безымянный, но его толщина и добротность приятно удивили

    Здесь же плотно упакованы XLR- и RCA-разъемы линейных входов и выходов, а рядом с ними пробито прямоугольное окошко, из которого выглядывает (в нашем случае) смонтированный на плате расширения разъем USB-B. На его месте могли бы быть «тюльпаны» фонокорректора или просто металлическая заглушка. Кстати, в последнем случае аппарат обошелся бы на 10 000 рублей дешевле.

    Звук

    Вначале несколько разреженное и неуверенное звучание начало вставать на место спустя 15-20 минут после включения. После обретения формы система заиграла изысканно, певуче, с легким и в большинстве случаев уместным высветлением области верхней середины и ВЧ при небольшом дефиците плотности нижнего регистра. Последние особенности определяли в целом чуть прохладную тональную атмосферу.

    622f543187a267ab31548fa8897108cb
    Участники тестирования — активные и пассивные

    Тонкость и пластичность музыкального рисунка с легким смягчением его граней и штрихов, ясное преподнесение деталей звуковой графики, колористики и светотени, свободная музыкальная сцена — достоинства Mani, деликатно поддержанные Ragnarok и другими компонентами тракта. С учетом функционала, конструкции и, как выяснилось, весьма достойного звучания, нельзя не признать, что Schiit просит совсем уж смешные «money» за свой Mani (13 990 рублей). А ведь это еще и продукт «made in USA» (правда, источник питания производится в Китае).

    В звуке Mani присутствует то, за что аудиофилы любят винил, то, что позволяет «нафталинному» формату успешно конкурировать с прогрессивной цифрой, что заставляет людей возиться с головками, вертушками, пылесосами для дисков и прочим… Это в первую очередь вышеупомянутые тонкость и пластичность подачи, а также гармоничность и свежесть преподнесения любой музыки.

    72847245eeda9514af17fd3233436e23
    В системном окружении

    Фонокорректор Mani и Ragnarok хорошо сочетаются друг с другом. Перебором режимов усиления легко находится оптимальное звучание для колонок и наушников. C AKG Q701 я на одном дыхании прослушал бóльшую часть фортепианных вариаций из «Симфонических этюдов» Шумана в гениальной записи С. Рихтера — часть произведения, поместившуюся и на 2-й стороне пластинки «Мелодии». Убедительно звучали сложнейшие партитуры П. Булеза, И. Стравинского и А. Веберна (запись 1967 года из Московской консерватории, «Мелодия»), фортепианные концерты Моцарта в исполнении Ф. Гульды и Венского филармонического оркестра с К. Аббадо («Мелодия» по лицензии Deutsche Grammophon), хоровые поэмы Д. Шостаковича на стихи революционных поэтов («Мелодия»).

    6603b3d9b0a8c1deacc8bf833c0e4983
    Созвучность совсем недорогого (и отличного! ) Mani со словом «money» — одна из шуток Стоддарта?

    Если говорить о строительстве системы на основе дуэта Mani/Ragnarok, то, отталкиваясь от тестового тракта и с учетом особенностей баса этой электроники, я в первую очередь попробовал бы другие колонки, предпочтительно некрупные чувствительные двухполосные напольники или мини-мониторы уровня Sonus Faber или, скажем, KEF LS50.

    Так или иначе, несомненен высокий аудиофильский потенциал Schiit Mani и Ragnarok, как и привлекательное (у Mani — почти выдающееся) соотношение цена/качество.

    Достоинства: весьма привлекательное соотношение цена/качество у Mani. В Schiit, конечно, не прочь пошутить, но когда дело доходит до железа и его музыкальных возможностей — здесь шутки заканчиваются: все сделано на совесть.

    Недостатки: нет (для этой ценовой категории)

    Официальный сайт: Schiit Mani, Schiit Ragnarok

    Цена: Schiit Mani — 13 990 рублей, Schiit Ragnarok — 169 990 рублей

    vxyivnvairzluw2c070uhsxtxfm8

    vxyiwsrwxbwp1gqq68o4tzxtxfso

    vxyiqg3dr9bwmq03pu0unc9phojy

    Оцените статью
    Добавить комментарий