В Schiit каждый занимается своим делом. Начиная с руководства и основателей компании. Джейсон Стоддард (Sumo) отвечает за проектирование аналоговых схем, цифровые — в ведении Майка Моффата (Theta Audio и Theta Digital). Стоддард находит время и для писательской деятельности: его книги читают в Америке. Логотип и имена продуктов, выписанные на лицах аппаратов непросто читаемым шрифтом, — плоды его творческой фантазии. Как и вся полусерьезная литературная подоплека Schiit, начиная с бренда: тут и созвучие со shit (самоирония), и мостик к германцам с характерным для немецкого языка буквосочетанием sch. В репликах вроде «все шишки на голову Майка Моффата» или «технологии, над которыми корпели тевтонские рыцари в готических замках» проступает перо Стоддарда. «Почему же все-таки имена из германо-скандинавских мифов: где Америка и где Скандинавия?» — как-то спросили его. «Да все лучше, чем какой-нибудь SDPK-50871gr», — был ответ.
Органы управления Ragnarok в прямом доступе на передней панели
Schiit не стремится непременно связать имена аппаратов с их технической или системной сущностью. Скажем, Mani у тевтоно-викингов олицетворял луну. Логическая цепочка: Mani — фонокорректор, грампластинка, как и луна — только в полно- или новолуние — круглая. Луна желтая, а пластинка черная? Неважно, зато ночь черная. Сложнее с Ragnarok (конец света). Если Стоддард и имел в виду что-то конкретное, то явно не всадников Апокалипсиса или «спасайся, кто может» (все-таки усилитель — не оружие массового поражения), а «ужас как классно», например.
Schiit Mani: все что есть
Теперь серьезно. Mani — миниатюрный компонент с габаритами 127 x 89 x 32 мм, массой 450 граммов и широкими возможностями. Питание поставляется схеме миниатюрным внешним — линейным (!), т.е. трансформаторным источником питания. В основе схемы — пассивная RIAA-коррекция и два конфигурируемых малошумных усилительных каскада на операционниках Analog Devices ADA4897 и AD8066. Используются пленочные конденсаторы с допусками 2% и тонкопленочные резисторы (0,5%).
Фото не передает размеров — Mani буквально помещается на ладони
Конструкторы предусмотрели выбор нагрузки 47 Ом и 47 кОм для MC- и MM-звукоснимателей. Mani приглашает к сотрудничеству почти любые MM- и MC-головки. Для каждого из двух каскадов можно задать низкое или высокое усиление. Число вариантов определяется по формуле 2 х 2 = 4. Низкое усиление в обоих каскадах — для звукоснимателя Decca, 30 дБ. Низкое в первом каскаде и высокое во втором, а также высокое в первом и низкое во втором — для MM-головок, 42 и 48 дБ соответственно. Наконец, высокое усиление в обоих каскадах — для MC-картриджей, 59 дБ. Переключатели расположены в нижней части устройства.
Сзади — необходимая коммутация, органы питания и напоминание о стране-изготовителе
Судя по спецификациям, Mani отличается низким уровнем шумов и искажений. При разных параметрах усиления, КНИ не выходит за пределы 0,005 – 0,03%, отношение сигнал/шум — 70–90 дБ; разделение каналов во всех случаях — 75 дБ.
Печатная плата Schiit Mani
Стоддард часто напоминает о себе читающим мануалы на технику Schiit. Например, в разделе «Комплектация» в инструкции к Mani приведено не только то, что вложено в коробочку (сам Mani, блок питания и т. д.), но и то, чего там нет (цитирую): «Нет проигрывателя винила, пластинки, пропуска за кулисы, престижа и обтягивающих джинсов». Все понятно: инструкцию по эксплуатации ведь читают — значит, это тоже литература.
Технические характеристики Schiit Jotunheim
- USB-контроллер: C-Media CM6631A
- ЦАП: 2x AK4490
- Максимальная амплитуда выходного сигнала: 2,0 ВRMS
- КГ: <0,0015%, 20 Гц-20 кГц
- IMD: <0,002%, CCIR
- Сигнал/шум: >106 дБ
- Разделение каналов: >70 дБ, 20 Гц — 20 кГц
- Импеданс: <0,1 Ом
- Усиление (гейн): от 6 до 14 дБ, переключатель на передней панели
- Максимальная мощность при балансном подключении: 7500 мВт(RMS)/канал @ 16 Ом
- 5000 мВт(RMS)/канал @ 32 Ом
- 3000 мВт(RMS)/канал @ 50 Ом
- 900 мВт(RMS)/канал @ 300 Ом
- 500 мВт(RMS)/канал @ 600 Ом
- 2500 мВт(RMS)/канал @ 16 Ом
Schiit Ragnarok: разгон
В отличие от древних скандинавов у американцев из Schiit конец света представляет собой высокотехнологичный усилитель для наушников (в первую очередь) и интегрированный усилитель класса АВ, с приоритетом балансной схемы, габаритами нормального Hi-Fi-компонента (406 x 305 x 95 мм) и довольно весомый (14,5 кг). Ragnarok задумывался как самый мощный усилитель для наушников.
Разогнавшись в конструкторском запале аж до 100 Вт на 4 Ом (многовато для наушников, согласитесь), инженеры не стали отрезать излишки, а решили сделать в устройстве выходы на акустические системы, благо схеме в корпусе совсем не тесно. Получился аппарат, способный работать с широчайшим спектром нагрузок: от 600 Ом (850 мВт) до 4 Ом (100 Вт). Среди потенциальных партнеров Schiit Ragnarok — почти любые наушники и колонки. Подстроить звучание под конкретный преобразователь можно выбрав один из трех коэффициентов усиления.
Левой кнопкой избирается вход, правой — коэффициент усиления
В дискретном транзисторном выходном каскаде реализована фирменная схема Crossfet. Линейный блок питания, спроектированный с немалым запасом по энергетике, содержит трансформатор 400 ВА и конденсаторы суммарной емкостью 100 000 мкФ. Предусмотрено раздельное электропитание входного каскада и схем управления по семи линиям.
Важная особенность Ragnarok — наличие дискретного сумматора, преобразующего несимметричный входной сигнал в симметричный (балансный). Возможные неисправности — постоянный ток в тракте, перегрузка и т.д. — под неусыпным контролем микропроцессора, который мгновенно распознает угрозы и мутирует усиление.
Schiit предусмотрела балансную и небалансную коммутацию (входы и выходы)
Регулятор громкости Ragnarok задает уровни усиления, коммутируя посредством реле комбинации резисторов. Переключения входов и режимов усиления также поручены реле, которые тихонько похрустывают косточками во время манипуляций с органами управления.
Усилитель коммутирует до 5 линейных источников сигнала (два балансных и три небалансных). Имеются балансный и небалансный выходы сигнала предусилителя. Вход избирается кнопкой на лицевой панели (активный вход индицируется). Этой же кнопкой (продолжительным нажатием) можно назначить один из трех режимов выходного сигнала: выход только на наушники, только на колонки или на наушники и на колонки (по умолчанию). Индикацию данных режимов конструкторы, к сожалению, не предусмотрели.
Электронный интерьер Schiit Ragnarok
Корпус усилителя скроен главным образом из алюминиевых панелей толщиной около 4 мм: верхней, округло перетекающей на фронт, нижней и боковых. Сверху и с боков сделана перфорация, чтобы схемы отдавали продуцируемое тепло в окружающее пространство.
Mani и Ragnarok — чистые американцы. Техника производится в Валенсии, штат Калифорния. Слова «гарантия до 5 лет» конкретизируются в данном случае так: Mani — 2 года, Ragnarok — 5 лет. Хорошие цифры, не так ли?
На этом фото виден только фрагмент Mani, но разницу в габаритах двух устройств можно себе представить
Проявить голос компонентам Schiit помогали вертушка Audio-Technica AT-LP5 с прямым приводом, родным тонармом и ММ-картриджем Ortofon 2M Bronze, а также акустические системы Sonus Faber Olympica III — облагораживающие воздействие колонок Sonus Faber на звучание разных трактов для меня несомненно. Я слушал наушники Sennheiser HD 700, OPPO PM-1 (с балансным кабелем) и мои любимые AKG Q701.
До тумблеров знакомый образ
Описывать внешность аппаратуры Schiit занятие не сложное, но слегка однообразное. От модели к модели дизайн практически не меняется: фронтальная и верхняя панели выполнены из алюминия нарочито грубой шлифовки, остальные стенки из стального листа, а барабанчик регулятора явно выточен на токарном станке из целиковой алюминиевой заготовки. Отдельная тема — переключатели. Вне зависимости от ценовой категории, во всех аппаратах применяются одинаковые миниатюрные тумблеры исключительно высокого качества.
Фасад Jotunheim украшают два «ушных» порта — для 6,3-мм джека и для четырехконтактного балансного XLR. На задней панели обнаружилось массивное гнездо на 220 В, то есть блок питания у Jotunheim внутренний. Немного забегая вперед скажу, что он линейный, укомплектован солидным трансформатором на П-образном наборном сердечнике. Выключатель питания тоже сзади. Дотянуться до него в принципе не сложно, но как и в случае топового ЦАПа Yggdrasil, разработчики рекомендуют попросту никогда его не выключать.
Силовой шнур безымянный, но его толщина и добротность приятно удивили
Здесь же плотно упакованы XLR- и RCA-разъемы линейных входов и выходов, а рядом с ними пробито прямоугольное окошко, из которого выглядывает (в нашем случае) смонтированный на плате расширения разъем USB-B. На его месте могли бы быть «тюльпаны» фонокорректора или просто металлическая заглушка. Кстати, в последнем случае аппарат обошелся бы на 10 000 рублей дешевле.
Звук
Вначале несколько разреженное и неуверенное звучание начало вставать на место спустя 15-20 минут после включения. После обретения формы система заиграла изысканно, певуче, с легким и в большинстве случаев уместным высветлением области верхней середины и ВЧ при небольшом дефиците плотности нижнего регистра. Последние особенности определяли в целом чуть прохладную тональную атмосферу.
Участники тестирования — активные и пассивные
Тонкость и пластичность музыкального рисунка с легким смягчением его граней и штрихов, ясное преподнесение деталей звуковой графики, колористики и светотени, свободная музыкальная сцена — достоинства Mani, деликатно поддержанные Ragnarok и другими компонентами тракта. С учетом функционала, конструкции и, как выяснилось, весьма достойного звучания, нельзя не признать, что Schiit просит совсем уж смешные «money» за свой Mani (13 990 рублей). А ведь это еще и продукт «made in USA» (правда, источник питания производится в Китае).
В звуке Mani присутствует то, за что аудиофилы любят винил, то, что позволяет «нафталинному» формату успешно конкурировать с прогрессивной цифрой, что заставляет людей возиться с головками, вертушками, пылесосами для дисков и прочим… Это в первую очередь вышеупомянутые тонкость и пластичность подачи, а также гармоничность и свежесть преподнесения любой музыки.
В системном окружении
Фонокорректор Mani и Ragnarok хорошо сочетаются друг с другом. Перебором режимов усиления легко находится оптимальное звучание для колонок и наушников. C AKG Q701 я на одном дыхании прослушал бóльшую часть фортепианных вариаций из «Симфонических этюдов» Шумана в гениальной записи С. Рихтера — часть произведения, поместившуюся и на 2-й стороне пластинки «Мелодии». Убедительно звучали сложнейшие партитуры П. Булеза, И. Стравинского и А. Веберна (запись 1967 года из Московской консерватории, «Мелодия»), фортепианные концерты Моцарта в исполнении Ф. Гульды и Венского филармонического оркестра с К. Аббадо («Мелодия» по лицензии Deutsche Grammophon), хоровые поэмы Д. Шостаковича на стихи революционных поэтов («Мелодия»).
Созвучность совсем недорогого (и отличного! ) Mani со словом «money» — одна из шуток Стоддарта?
Если говорить о строительстве системы на основе дуэта Mani/Ragnarok, то, отталкиваясь от тестового тракта и с учетом особенностей баса этой электроники, я в первую очередь попробовал бы другие колонки, предпочтительно некрупные чувствительные двухполосные напольники или мини-мониторы уровня Sonus Faber или, скажем, KEF LS50.
Так или иначе, несомненен высокий аудиофильский потенциал Schiit Mani и Ragnarok, как и привлекательное (у Mani — почти выдающееся) соотношение цена/качество.
Достоинства: весьма привлекательное соотношение цена/качество у Mani. В Schiit, конечно, не прочь пошутить, но когда дело доходит до железа и его музыкальных возможностей — здесь шутки заканчиваются: все сделано на совесть.
Недостатки: нет (для этой ценовой категории)
Официальный сайт: Schiit Mani, Schiit Ragnarok
Цена: Schiit Mani — 13 990 рублей, Schiit Ragnarok — 169 990 рублей