Продукция Shunyata Research

Продукция Shunyata Research

Shunyata Research: сетевые фильтры Hydra V-Ray Version II и Model-8 Version II, межблочные кабели Aeros Stratos-IC, акустические кабели Aeros Stratos-SP, силовые кабели Python CX, Anaconda CX и King Cobra CX

…Тим Окреманн (Tim Aucremann),

Февраль 2010 года, https://www.reviewerschoice.com/
Острая потребность природы преодолеть хаос отразилась на воспроизведении музыки новейшими аудиокомпонентами High End. Сегодня вы можете зайти достаточно далеко, поддерживая свое неверие, но проявляется оно очень быстро – когда вы включаете свое оборудование, воспроизводящее электромагнитные шумы, неизбежно подавляющие полезные сигналы, которые такое оборудование призвано передавать. С точки зрения шумовых помех – это ваша аудиосистема, а не электросеть является самым большим врагом воспроизведения музыки: подключающиеся выпрямители тока, высокоскоростные цепи генераторов тактовых импульсов и трансформаторы – вот только несколько врагов. И до тех пока наши стереосистемы не донесут до наших ушей ту музыку, которую мы слышали на концертах, без проводов и электронов, мы будем по-прежнему далеки от мечты меломана.
Данный обзор посвящен ряду продукции Shunyata Research, компании, которая стремится снизить паразитный шум, который поступает из сети переменного тока и воспроизводится вашей аудиосистемой, при этом поддерживая беспрепятственную передачу переменного тока и аудиосигналов. В этот обзор включены представители линейки сигнальных кабелей Aeros — межблочный кабель Aeros Stratos-IC и акустический кабель Aeros Stratos-SP, первоклассные силовые кабели переменного тока серии CX, King Cobra CX 5AWG, Anaconda CX 7AWG и Python CX 9AWG, а также представители новейших сетевых фильтров Shunyata — Hydra Model-8 Version II и Hydra V-Ray Version II. Все вместе эти кабели и сетевые фильтры питания в данном обзоре представляют законченную систему снабжения вашей аудиотехники электропитанием и аудиосигналом, и все это вместе я назову, для краткости, системой Shunyata.

Компания Shunyata Research” уже знакома читателям “SoundStage”.

Продукция компании несколько раз получала награды “Reviewers’ Choice” вместе с множеством восторженных отзывов в адрес компании от удивительно огромной аудитории экспертов и корифеев звукозаписи. В бизнесе, основанном на движении электронов, основатель компании и проектировщик Кэлин Габриэл, работает уже более десяти лет, и свое образование в области электротехники и обработки сигналов он успешно применяет как в военной, так и гражданской промышленности.Более пристальный взгляд

Компания Shunyata Research использует схемотехнику строго только с пассивными элементами. Система Shunyata не использует дросселей, трансформаторов или катушек, она не регенерирует электропитание и не дает усиление сигнала. Shunyata заявляет, что она не проектирует системы электрического питания, которые действуют как регуляторы тембра.

У всех рассматриваемых компонентов очень много общего. Я обнаружил, что все эти кабели и распределители питания отражают непоколебимое постоянство философии проектирования и наивысшее качество конструкции. Согласованность может не быть главной особенностью, но она чрезвычайно важна для компании, которая обещает максимальный коэффициент производительности для ряда своей продукции, которая используется во всем мире с разнообразным количеством компонентов и электросетей.

Новички не понимают, какая согласованность может быть в металле. Все проводники в межблочных и акустических кабелях и проводах питания Shunyata, вся проводка, шины и скобы в Hydra’х, изготовлены из слитков бескислородной меди высокой степени очистки стандарта CDA 101. Для создания проводов медные слитки плавятся и вытягиваются для придания нужной формы и калибра. По мере остывания проводов из расплавленного или полурасплавленного состояния молекулы отвердевают в беспорядке относительно друг друга. Как рассказывали мне в компании, их запатентованный процесс создания когерентных проводников, с использованием специально разработанного электромагнита приводит к выравниванию молекул во время столь важного этапа охлаждения.

Технология когерентных проводников является основным различием между новой серией Aeros и предыдущей линейкой. Учитывая то, что я ранее слышал верхний кабель Antares IC некогерентной линейки – эффект, вносимый этой технологией действительно впечатляющий. В компании Shunyata говорят, что этот процесс запатентованный и дорогостоящий, и применяется только к сигнальным проводникам.

После этого компания Shunyata подвергает все токонесущие металлические элементы воздействию технологии криогенной обработки (Alpha Cryo). Они не возлагают эту процедуру на сторонних подрядчиков, а выполняют все на месте. Температура постепенно снижается за определённое время до -320°F (-160˚C), после чего выполняется такой же постепенный возврат до температуры окружающей среды. Весь процесс управляется компьютером при пошаговом приращении температуры в 1 градус в течение 72 часов. Исследования Габриэля помогли ему в разработке собственной крио-методики. Shunyata поднимает номинальное давление в криогенном резервуаре, подавая новые сочетания инертных газов к обычному жидкому азоту. Ради чего все эти усилия? Shunyata заявляет, что технология криогенной обработки закаляет металл проводников на межмолекулярном уровне, уменьшая расстояния между решетками и снимая напряжение в соответствующих зонах во время изготовления проводников, что придает более идеальное состояние кристаллической структуре меди.

Подход Shunyata к конструкции проводников нацелен на снижение общей реактивности кабелей. Реактивность представляет собой комбинированное воздействие на цепь емкостного сопротивления и индуктивности, которые могут препятствовать прохождению переменного тока. Габриэл описывает кабель переменного тока как удлинитель первичной обмотки силового трансформатора аудио компонента; это первый компонент длиной 6 футов (1,8м), соединяющийся с электрической сетью. Шум выпрямителя и прочих компонентов, генерирующих помехи, может проходить через обратный провод кабеля в ту же цепь, которая используется другими компонентами. Провод питания, который имеет высокий импеданс, демонстрирует тенденцию отражать такие помехи назад к компоненту, от которого они пришли.

Сигнальные кабели Aeros Stratos и силовые кабели CX имеют единообразную конструкцию, нацеленную на снижение искажения сигнала и распространения помех среди компонентов. Shunyata заявляет, что плетение со сложной структурой с контр вращающимися жилами патентованной геометрией Helix минимизируют общую реактивность кабеля и самоиндуцированные искажения. При такой геометрии проводники пересекаются под углом 90 градусов и находятся на расстоянии друг от друга, что минимизирует емкостное сопротивление, а специальное плетение создает компенсирующиеся поля электромагнитных потоков, что снижает индуктивность.

Снаружи силовые кабели CX в черной оболочке выглядят практически так же, как и модели Shunyata Alpha и VX, но на этом их сходство заканчивается. По мере продвижения по линейке CX различные модели включают все больше проводников все более сложного плетения. Давайте рассмотрим кабель Anaconda: предыдущая модель Alpha имела 17 изолированных проводников, сплетенных вручную; Anaconda CX включает колоссальное количество из 480 проводников без изоляции с машинным плетением новой сложной “верёвчатой” геометрией, подобной канату. Тестовые прослушивания Shunyata показали, что новая конструкция звучит лучше, чем первоначальное плетение с пустым пространством внутри предыдущих моделей. Такая конструкция подтверждает, что она является исключительным барьером для излучаемого высокочастотного шума. Кабели CX оснащены разъемами AC и IEC собственной разработки компании Shunyata, и эти новые “гремучие змеи” уже “не шипят” — в кабелях серии CX уже отсутствуют патентованные гранулы FeSI, снижающие шум, которые перекатывались внутри более ранних моделей VX.

Межблочный кабель Stratos-IC, средний брат семьи Aeros, получил новую полупрозрачную оболочку, которая не скрывает плетение Helix 14AWG, состоящее из восьми проводников ручного плетения по шаблону 4×4 с изоляцией из полиэтилена. На Stratos-IC устанавливаются разъемы XLR или RCA NextGen производства WBT (последний, по моему мнению, обеспечивает более уверенное соединение, чем RCA Eichmann, которые Shunyata использовала ранее). В отличие от ранее выпущенных межблочных кабелей Shunyata, модели Aeros не полностью имеют плетение до своих разъемов; концы Stratos выходят из обжимного неметаллического наконечника. В результате кабель такой же жесткий, но с ним проще управляться и располагать его в нужном положении.

Акустический кабель Stratos-SP имеет 12 проводников сплетенный вручную, уложенных по шаблону 6×6 Helix; его общий калибр 9AWG подобен калибру кабеля Andromeda, выпущенного ранее компанией Shunyata. Stratos-SP также имеет прозрачную оболочку и более массивные разъемы типа “лопатка”.

Распределители питания Hydra Model-8 и Hydra V-Ray находятся в центре поля битвы компании Shunyata с распространением помех. Версия II выглядит практически идентично, но внутри имеются значительные изменения. Как и силовые кабели VX, более ранние итерации Hydra Model-8 и V-Ray имеют камеры, заполненные компаундом FeSi-1000, снижающим помехи, который в соответствии с патентом использует ферроэлектрический состав, предназначенный для рассеивания высокочастотных электромагнитных полей в виде тепла. По заявлению компании Shunyata преимущества такого проектирования, геометрии и материалов доказали, что несмотря на то, что FeSi-1000 снижал помехи и заставлял цифровые системы звучать как аналоговые, он также мог ограничивать динамический диапазон и несколько уменьшать количество передаваемой высокочастотной информации.

Shunyata Research разработала новую формулу состава наполнителя для снижения уровня помех, ZrCa-2000, с целью использования в версии II Hydra Model-8 и V-Ray. Она не вызывает спада на высокой частоте и более эффективна в борьбе с помехами.

Каждая из четырех сдвоенных розеток в Hydra Model-8 II и Hydra V-Ray II отдельно изолированы и защищены от сетевых скачков напряжения и тока с помощью пассивных фильтров Shunyata, состоящих из конденсаторов и металлоксидных варисторов с термозащитой. Дополнительную защиту от сверхтока предлагают дорогие электромагнитные автоматы защиты Carling с большой площадью контактов, которые позволяют течь неограниченному току, но при этом срабатывают в случае аварийного превышения тока 20А. Неохотно раскрывая секреты собственных разработок, в компании говорят, что Hydra V-Ray II включает почти полностью переоборудованную систему медных шин увеличенного размера, а также значительные улучшения самих сетевых фильтров.

Полностью собранная система

Компоненты, которые я подсоединил к системе Shunyata, включали полупроводниковый усилитель мощности Esoteric A-03, восхитительный предварительный усилитель Lamm LL2.1 вместе с эталонными моноблочными усилителями Atma-Sphere MA-1 Mk.III и полнофункциональным предварительным усилителем MP-1 Mk.III. Цифровые источники – универсальный плейер Ayre Acoustics C-5xeMP и плейер CD Audio Research Corp. CD5. Аналоговое воспроизведение – мой стол Teres 320 с фрикционным приводом Verus, тонармом SME-V и великолепной головкой звукоснимателя Transfiguration Orpheus. Фонокорректор MP-1 или ARC PH7 через линейный вход MP-1.

Более ранняя продукция Shunyata была включена в мою эталонную систему: Antares соединял предварительный усилитель и усилитель мощности, Altair или Antares — цифровой источник и акустические кабели Orion. Также время от времени я использовал акустический кабель FMS Zero. Для вертушки я использовал кабель Silver Audio Silver Breeze.

У меня была одна из первых версий сетевых фильтров питания Hydra Model-8 и Hydra V-Ray, подсоединенные от стены кабелем Shunyata Python Alpha и Anaconda Alpha. От фильтра к компонентам шли кабели Taipan Alpha и VX, Python Alphas и Black Mamba компании Shunyata.

Теперь прогрев… терпеть этого не могу, но что делать! Хорошо еще, что в Shunyata сигнальные кабели и силовые шнуры поработали какое-то время до того, как они попали ко мне. В Hydra II есть конденсаторы, и им нужно время для формирования и зарядки. Я подключил свой компьютер к Hydra Model-8 II, кучу настольных ламп в Hydra V-Ray II. Пусть работают несколько недель. Когда я в результате соединил все воедино в систему, я не услышал разительного отличия, но если ваш дилер не прогрел для вас провода, то дайте им прогреться, как минимум, 100 часов перед тем, как сделать выводы.

Давайте послушаем музыкуЯ хотел все установить и перейти к главному, в конце концов, это обзор всей системы. Но вместо этого я начал с отдельной пары межблочников Stratos-IC, подключенных между CD-плейером ARC CD5 и предварительным усилителем Lamm LL2.1.

Первым был мой любимый саундтрек Джона Уильямса “The Extra-Terrestrial”

(LP, MCA MCA-6109). В этом богатом романтическом произведении множество перкуссий, деревянных духовых и полный набор оркестровых струнных инструментов. Если вы хотите найти его на компакт-диске, постарайтесь найти оригинал – Спилберг поменял саундтрек для фильма в издании “
20th Anniversary Edition”,
и несколько треков отсутствуют. Первое прослушивание Stratos-IC было недолгим. Когда мои брови поднялись от удивления, я взял записную книжку и сконцентрировался на некоторых отрывках.

Читайте также:  Ресивер Onkyo TX-SR 578 Black — Характеристики

Вот откуда-то сзади мягко расцвел ксилофон, отсекая весь оркестр – не какое-то там “плим-плим”, как я ожидал, а полноценные живые ноты, каждая со своими гармоническими призвуками и спадом. Не подавляюще, но четко различимо… В этой записи был новый уровень звучания. Несколько новых нот, которых я не слышал ранее в партии рожка, и вновь открытое несвоевременное вступление кларнета не дало мне подготовиться к замечательной тембровой правильности звука челесты, которую я услышал из моей левой колонки. Этот звук не был слишком сочным или приукрашенным, но был сильным, с характерными обертонами, так что спутать я его не мог. Я слышал, как музыкантша, игравшая на челесте, придержала педаль на своем инструменте, представляющем смесь пианолы и глокеншпиля, в течение нескольких внеземных нот, но этого хватило, чтобы понять, почему на французском языке этот инструмент называется божественным

. Трубы и рожки бросились в атаку, их ноты звучали над виолончелями и басами.
М-м-да…
И все это благодаря однометровому межблочному кабелю
.
Я снова послушал отрывок из саундтрека “The Extra-Terrestrial”.

Межблочный кабель Stratos-IC давал безупречный тембр, ясность и открытость. Замечательным было ощущение присутствия на месте действия, как будто концертный зал был больше, как будто в нем не было потолка, и музыка расширялась и расцветала, все выше и выше, звуки отдельных партий парили над своими исполнителями. Такое “цветение” я слышал на концертах живой музыки в нашем местном центре “Увертюра”. Так редко можно услышать знакомые записи, в которых открываются все мельчайшие нюансы звука, которых раньше ты не замечал или техника не давала тебе возможность их заметить. Меня не покидало ощущение, что я слушаю старую любимую мелодию, которая была подвергнута тщательной и великолепной переработке. Я постоянно слышал эти звуковые намеки, которые позволяют нам представлять, что мы находимся на сцене с музыкантами.

При помощи акустических кабелей Stratos-SP сэр Джон Барбиролли вместе с Королевским филармоническим оркестром исполнил интерпретацию симфонии № 2 Сибелиуса (LP, Chesky CR3), беря за живое. Не поймите меня превратно – не было мишуры. Струнные, особенно эти чудесные виолончели Сибелиуса предприняли красивую атаку и твердо оборвали контрабасы, показав вес и глубину гармоник. Флейты и кларнеты были безошибочно узнаваемы, их основной тон и динамический диапазон были очень точны. Заключительное прослушивание дало восхитительное ощущение микро-динамики верхнего регистра скрипок, крошечные изменения в технике владения смычком показывали, что струнная группа это коллектив реально существующих людей во времени и пространстве. Нет, такой

вид несовершенства создавал ощущение близости, человечности и хрупкости музыки. Шестьдесят с лишним человек за 44 минуты 48 лет назад создавали музыкальную магию в моей комнате прослушивания. Держу пари, что у вас были такие вечера, вечера превосходных впечатлений с собственной музыкой. В тот вечер Stratos-SP организовал все это у меня дома.

Это мне напомнило время, когда я впервые услышал, насколько прозрачно могут играть усилители Atma-Sphere’s OTL, они были подсоединены напрямую к колонкам без выходных трансформаторов (OTL

означает
output-transformerless (без выходного трансформатора)
.) Казалось, что кабели Stratos подсоединены непосредственно к моим колонкам, не создавая помех или искажения. Было ли то, что я слышал следствием технологии создания когерентных проводников? Не знаю. Могу сказать только то, что я слышал не только более глубокие нюансы записей. Я слышал такой поток живой музыки, что было трудно поверить в то, что это запись.

Настал выход силовых кабелей CX: Anaconda CX на усилителях Atma-Sphere, Python CX для фонокорректора PH7 и предварительного усилителя Atma-Sphere и King Cobra CX с ARC CD5 или Ayre C-5xeMP. Предварительные усилители, включая контроллер мотора Verus, поочередно испытывали Hydra Model-8 II и Hydra V-Ray II.

Я экспериментировал, прогоняя усилители Atma-Sphere и Esoteric с Model-8 II и V-Ray II и без них. С усилителями у любого из распределителей питания царил компромисс. Model-8 II и V-Ray II снижали помехи и давали несколько более богатую тональность и более упругий бас, а также мягко округляли переходные звуки в тихих пассажах.

Моя система Audio Physic дает отличную звуковую сцену с точным размещением исполнителей и инструментов, однако, их образы несколько плоские в трехмерном изображении. От других систем я слышал исполнение и получше. Поэтому я был удивлен, услышав явное улучшение общей живости при подключенных кабелях CX. Усилитель Esoteric стремительно отвечал CX, разворачивая музыкальные линии, как крупный специалист и демонстрируя меньшую монотонность. Такого от полупроводниковых усилителей я не слышал никогда. По мере продвижения вверх по линейке CX – от Python к Anaconda и King, уровень помех снижался все больше и больше, а звук приобретал солидность и вес. В дуэте Сюзанны и графини с диска Моцарта “Свадьба Фигаро”

в исполнении Лондонского Филармонического Оркестра под руководством Георга Солти (CD, London 417 395-2) Esoteric A-03 представил Кири те Канава и Лючию Попп так, как если бы они двигались передо мной по сцене.

По мере продолжения исследований классической музыки я вернулся к вдумчивому и импульсивному исполнению пианистом Евгением Кисиным “Крайслерианы” Шумана (CD, RCA 59412-2). Она одновременно восторженная и идиллическая по темпу, как лирическая музыка, приводящая в нас восторг. Моя система при поддержке силовых кабелей Shunyata заложила фундамент спокойной, практически бесшумной основы, из которой рождались, расцветали и умирали ноты. При помощи системы Shunyata я узнал, как хорошо компания RCA записала этот классический альбом «Red Seal” 2004 года. Было легко следить за левой и правой рукой Кисина, две музыкальные линии постоянно сливались воедино – одна от искусного музыканта, другая от инструмента. Динамика каждой ноты, твердость атак Кисина, совершенство высоты пианиссимо низкого регистра, раскрашенного на холсте из черного воздуха… Это самое лучше исполнение, которое я слышал от своей системы.

Слушая систему Shunyata, у меня больше не было ощущения локализованного улучшения, я мог показать его. Результат был такой как в детской игре “испорченный телефон”, только наоборот — связь между компонентами вдруг стала четкой

. Взаимодействие между музыкальными голосами стало более понятным. Я и не понимал, что я упускал: все непонятное ушло в небытие, стали очевидными детали, тон, динамические оттенки низких звуков. Я по-новому услышал исполнение старых знакомых произведений. Я не слышал работу проводов. Я слышал звук в гораздо большей степени дорогой, чем я заплатил за эту систему. Улучшенное разрешение, весомые и артикулированные басы, четкие расширенные высокие ноты, чувство баланса и легкости в музыкальном действии сквозь границу от источника к акустике. Каждый компонент говорил своим собственным голосом.

Сравнение

Я сравнивал новые продукты Shunyata с предыдущим поколением – силовыми кабелями Taipan Alpha и VX, Alpha Python и Anaconda, акустическими кабелями Orion Helix, межблочными Antares Helix и Altair с разъемами XLR и RCA, первыми версиями Hydra Model-8 и V-Ray.

Современная система Shunyata использует преимущества своих предшественников как основу, и делает гигантский скачок, перепрыгивая их в воспроизведении музыки. Я предупреждал тех, кто уже знает продукцию Shunyata, еще несколько лет назад: “Готовьтесь к открытию!”. Сегодняшний Каэлин Габриэл – это не ваш старой основатель герпетологии (наука изучающая змей).

Действительное, практически осязаемое, снижение помех и соответствующее увеличение четкости и прозрачности позволило мне услышать гораздо больше того, что было на записи. Меломаны иногда говорят, что отличительная черта отличной системы состоит в том, как она воспроизводит басы. Такое высказывание можно несколько переделать – в том, как она обрабатывает информацию низкого уровня. На наших дисках и записях столько полезной информации, о которой мы еще не знаем! И не будем знать до тех пор, пока не выбросим весь музыкальный хлам, который мешает их нам услышать.

Такая четкость раскрывает и другие преимущества. Начиная от переднего фронта ноты, ее максимума и спада я слышал более чистые тона и больше гармонических оттенков. Открытые вокальные оттенки и незначительные отклонения от нот приблизили меня к реальности. В диапазоне звуковых частот межблочный кабель Stratos-IC дает больше информации, чем Antares. Акустический кабель Stratos-SP звучал также уверенно на средних частотах, более информативно на высоких и более плотнее в басу, чем Orion, придавая нижнему регистру основательность и значительность.

С установленной системой Shunyata я прослушал «Private Universe» Crowded House из Recurring Dream: The Very Best of Crowded House

(CD, Capitol CDP 8 38250 2). То, что я слушал раньше – это была смесь странных звуков. Теперь же мелодия вступления была разборчива среди шума многочисленных автомобилей, разъезжающихся в разных направлениях. Я слушал симфонию № 1 Малера, исполняемую Bayerischen Rundfunks под управлением Рафаэля Кубелика (LP, Audite 80467): сначала с Python Alpha на Hydra V-Ray, затем с Python CX на Hydra V-Ray II. Моя стереосистема смогла лучше передать расположение инструментов в пространстве при помощи Shunyata. Теперь я слышал, насколько кларнетист сильно дул в начале третьего акта, слышал более художественное исполнение струнных и улучшенную артикуляцию виолончелей. От моделей первого поколения я слышал несколько более мягкий характер переходов, из-за отсутствия верхней середины и высокого диапазона появлялось ощущение расслабленности. Звуковая сцена более старой Hydra казалась более уда mass brass ленной, чем V-Ray II, у которой барабаны, литавры и духовые подавались с более взрывной энергией.

Больше всего в Shunyata меня впечатлила ее согласованная беспристрастность, независимо от компонентов, которые я использовал. Такая согласованность означает, что вы можете нарастить систему, начав, пожалуй, с пары кабелей Python и Hydra, или акустических кабелей, будучи уверенным в том, что последующие ваши покупки будут работать с тем, что у вас уже есть, и привносить свои преимущества. Вы можете больше узнать о том, что предлагает вам ваша стереосистема. Заключение

Предлагаю ли я вам, если у вас уже есть более старые версии продукции Shunyata Research, заменить их новыми? Да, если вы можете себе это позволить. Разница между последним комплектом и более старым поколением разительная! Тем не менее, некоторым меломанам или системам может потребоваться несколько смягчающее воздействие кабелей VX и первой версии Hydra Model-8 или Hydra V-Ray. Что касается меня, я всегда за красоту и правду. И новейшую систему Shunyata стоит прослушать, чтобы убедиться в том, что это возможно.

Большая часть аудиокомпонентов высокого класса борется с паразитными, немузыкальными резонансами. Если бы мне нужно было сделать один вывод по данному обзору, я бы сказал меломанам: «Не принижайте роль электрических проводов и систем подавления помех в ваших системах». Если оставить в стороне технологии, то я был поражен, насколько больше удовольствия я получил от прослушивания своей системы с использованием новейшего сочетания акустических, межблочных и сетевых кабелей и сетевых фильтров питания Shunyata! High End система – это порог меняющихся надежд. Теперь Shunyata Research определила заново современный технический уровень передачи аудиосигнала и электропитания к аудиокомпонентам.

Зачем нужен системный подход?

… Джеф Фриц (Jeff Fritz)

В настоящее время большинство аудиофилов признают, что электроэнергия, поступающая из стены, как правило, «грязная», с непременными скачками напряжения, которые накладываются на синусоидальные волны частотой 50 Гц. Эти скачки напряжения могут быть вызваны вашим собственным холодильником — или холодильником соседа. (В своих тестовых замерах Shunyata Research использует наихудший вариант — уничтожитель бумаг.)
То, что вы слышите через свои акустические системы, по существу, является сетевым напряжением, преобразованным посредством входного музыкального сигнала, поэтому так важна чистота электроэнергии: чем меньше оказывается разного рода «загрязнителей» на линии, тем чище электропитание. Именно поэтому звук, как правило, лучше, когда вы слушаете музыку поздним вечером и ночью. Но и аппараты, входящие в вашу собственную систему, также создают и отправляют помехи в линию электроснабжения, откуда эти помехи попадают в другие компоненты. По-настоящему эффективный источник чистого энергопитания обеспечит изоляцию розеток переменного тока друг от друга, что поможет предотвратить подобное перекрестное загрязнение.

Читайте также:  Новая линейка компонентов Uniti от Naim Audio

На протяжении многих лет Кэлин Гэбриел занимался разработкой кондиционеров энергопитания, опираясь на свои знания о принципах работы источников питания, а также о том, как наилучшим образом отфильтровывать электрические помехи в сети питания при одновременной минимизации потерь потребляемого тока или создании реактивной нагрузки. Однако до тех пор, пока он не изобрел DTCD, результаты было сложно измерить. Приходилось опираться в основном на теоретические изыскания и прослушивания.

Я уже давно оценил звуковые преимущества сетевых фильтров Hydra от Shunyata. Они оказывают весьма заметное влияние на аудиосистему высокого класса, в частности — обеспечивают более глубокую проработку звуковых образов на заднем плане и значительное улучшение разрешения деталей с низким уровнем громкости, а также точно передают ощущение пространства. Другими словами, хороший распределитель питания позволяет аудиосистеме выразить ту «огненную энергию», которая и приближает записанную музыку к реальной жизни.

Но я всегда догадывался о наличии некоего компромисса, каковой имеет место быть практически в любой попытке «выжать» из системы уровня high end последние, решающие крупицы безупречно реалистичного звучания. Несмотря на то, что каждая новая версия Hydra обладала ещё лучшими способностями к борьбе с помехами, даже у «восьмой» модели еще остаются некоторые переходные артефакты при воспроизведении музыки. Насколько велики достигаемые преимущества по сравнению с подобными остаточными явлениями, и стоит ли игра свеч? Я всегда полагал, что стоит, но, судя по отзывам читателей, не все со мной согласны. Источники Hydra (предшественники моделей Triton и Talos) используют массивные ёмкости собственной разработки фирмы и являются эффективным средством снижения шума, однако Гэбриел объяснил мне, что неразборчивость в применении больших конденсаторов и индуктивностей может вызвать серьезные резонансные колебания.

Результаты, которые демонстрируют распределители питания с системой фильтрации на основе конденсаторов, могут сильно различаться. Продолжая разговор о Гэбриеле, отметим, что даже хорошие показатели оказываются не столь хороши, как те, что он получает без подобных фильтров. Такие рассуждения звучат разумно в теории — а в действительности всё это становится понятно, стоит лишь увидеть собственными глазами то действо, которое разыгрывается на осциллографе DTCD. Эта методика оказалась надежным средством против звуковых недочетов, которые мне довелось услышать при использовании Hydra 8 — и которые я не услышал, подключив новую модель Hydra Triton ($7700). (В новом источнике Hydra Talos от Shunyata использована та же самая технология в более миниатюрной «упаковке», за $4900.)

Гэбриел продемонстрировал мне всё это во время моего визита прошлой весной на завод Shunyata, расположенный в городе Паулсбо, Вашингтон. Сначала он показал мне сравнение исходных кривых на графике, которые означали потребление тока в течение очень короткого (48 микросекунд) импульса. (Как я уже говорил, в случае использования традиционных источников энергопитания поставка тока происходит в виде серии коротких импульсов.) Исходная кривая указывает на большее количество тока, потребленное при подключении DTCD непосредственно к розетке на стене, чем к выходу Hydra 8. Так что, в самом деле, использование сетевого фильтра несколько ограничивает поставку тока в начальном импульсе, но это падение является линейным и контролируемым, и на отметке в 48 мкс различия невелики. Преимущество заключается в том, сколько при этом отфильтровано помех.

Другой график показал величину падение исходного напряжения и потребления тока при выключенном сетевом фильтре. Падение напряжения происходит одинаково в фазовых и нейтральных проводниках, аналогично снижается и потребление тока. Тем не менее, при использовании Hydra 4 на нейтральном участке напряжение падает быстрее — главным образом, потому, что в нем содержится магнитный выключатель. Если выключатель убрать, то результаты измерений улучшатся, однако отсутствие токовой защиты неприемлемо. По словам Гэбриела, термовыключатель показывает гораздо худшие результаты, чем его магнитный «собрат».

Глядя на точку, где ток начинает проходить по цепи с включенным Hydra, можно заметить небольшое проявление переходного процесса в виде затухающих колебаний. Они контролируемы, быстро затухают и исчезают в течение нескольких пикосекунд, но они больше, чем на исходной кривой. Больше, чем на «исходной» кривой? Это в результатах измерений проявилось действие фильтра. Искоренение помех имеет свои преимущества и свои издержки.

Затем пришла очередь Hydra 8. Его измерения одинаковы с измерениями «четверки», с единственным исключением: здесь «звон» затухания еще заметнее! Почему? У Hydra 8 более солидная фильтрация. Это привело к улучшению глубины сцены в сравнении с Hydra 4 — однако за это пришлось заплатить увеличением переходного процесса в виде затухающих колебаний, пусть и незначительным.

Прежде чем показать мне результаты измерений Hydra Triton, Гэбриел продемонстрировал еще один хорошо зарекомендовавший себя сетевой фильтр, с крупными конденсаторами, катушками индуктивности и ферритами, в стандартной конфигурации L, Т и π, предназначенный для фильтрации нижних частот. По сравнению с аккуратными кривыми на графиках у «Гидр», здесь царит полный беспорядок. Сетевой фильтр начинает проводить ток, затем идет плоский участок, затем ток уменьшается, потом опять увеличивается, потом опять уменьшается. Измерения показывают долгий период колебаний в подаче тока. Фаза («Горячие») и «нейтральные» линии расходятся неимоверно, с резким падением сопротивления в одних — и огромным подъемом в других, при резком росте напряжения. Гэбриел говорит, что результатом будут параллельные резонансы в выпрямителях внутри источников питания тех устройств, которые к нему подключены.

Влияние на качество звучания предсказать сложно, и оно во многом зависит от источников питания устройств, которые подключены к этому сетевому фильтру. Это одна из причин, по которой некоторые слушатели положительно реагируют на этот не названный здесь, но заслуженно уважаемый источник энергопитания, а другие — нет. У Гэбриела готов ответ на неизбежные упреки со стороны тех, кто считает, что, какими бы ни были результаты измерений, они никак не влияют на звучание. Подобные заявления, по его мнению, принадлежат скептикам, которые «на всякий случай» продолжают утверждать, что «различия измерить невозможно», даже тогда, когда уже доказано обратное.

В разработках Гэбриела не используются трансформаторы, катушки индуктивности, ферриты, равно как и обычные конденсаторы, распространенные в фильтрах нижних частот, — потому что, по его словам, они создают серьезное препятствие для мгновенного течения тока и обладают высокой реактивностью. Глядя на результаты измерений «Тритона», вы увидите, что кривые, обозначающие понижение сопротивления и величину тока, имеют вид вытянутых отрезков (прямых линий), подобно тем, которые относятся к Hydra 8, но с меньшим количеством шумов тока — что объясняется наличием у новой модели звукоизоляционных камер с массивными медными вставками. Эти камеры, наряду с новыми фирменными фильтрами «Многофазного Дифференциального массива» (MPDA), обеспечивают отличное шумоподавление без необходимости создавать неустойчивое, реактивное устройство. Но что еще более важно, как я сразу отметил, — так это то, что переходный процесс в виде затухающих колебаний, заметный в других графиках, сейчас вообще не воспринимается, практически исчезая в пределах пикосекундного импульса, а падение напряжения на «горячих» и «нейтральных» отрезках приближается к исходным значениям. Все это выглядит аккуратно и привлекательно — и так же зазвучала моя аудиосистема.

Hydra Triton — это первый продукт Shunyata Research, созданный с применением DTCD, и Гэбриел имел возможность подкорректировать его конструкцию в соответствии с результатами измерений. Больше не нужно гадать и слушать, хотя прослушивание по-прежнему остается важной частью процесса разработки: для этого у компании имеется безукоризненно оборудованное помещение, в котором акустические системы Wilson Audio Sasha подключены к электроники от Audio Research.

Что же именно находится внутри «Тритона»? От Hydra 8 остались только прерыватель цепи и розетки (в общей сложности их восемь). Всё остальное — начиная с активной и пассивной фильтрации и заканчивая шинной структурой, шасси и внутренней проводкой, — новое. 17-ти килограммовый распределитель питания – это не так!

Новая система фильтров MPDA представляет собой комплекс из 30 микрофильтров (каждый из которых направлен на определенные составляющие помех), установленных методом поверхностного монтажа на очень небольшой печатной плате. Три крупные, цилиндрической формы камеры, по одной для подключения к источнику питания, «нулевой точки» и «земли», установлены в центре корпуса и заполнены запатентованным веществом под названием ZrCa-2000. Они отфильтровывают помехи в мега- и гигагерцевых секторах диапазона.

Для каждого проводящего элемента в «Тритоне» Shunyata использует латунь с высоким содержанием меди (проводник не имеет дополнительного металлического покрытия, поэтому не проявляет диодных эффектов): шины, ножевые контакты в специально изготовленных розетках SR-Z1, даже крепежные винты. Геометрия внутренней проводки была разработана с использованием DTCD.

Никто не предлагает подключать аудиосистему стоимостью $3000 к сетевому фильтру за $7700, но если же вы вложили гораздо большую сумму в свою систему, то присмотритесь к варианту с «Тритоном». Самое худшее, что может случиться, — это то, что вы вернете его и получите свои деньги обратно. Второй по «неприятности» результат — ваше решение потратить еще $7700 на систему. Но если вы получите результаты, схожие с моими, то вы, надеюсь, придете к выводу, что они стоят таких инвестиций.

Однако приготовьтесь к продолжительному и очень хорошо различимому на слух периоду «приработки». Если у вас есть увлажнитель или какое-либо другое моторизованное устройство, потребляющее электроэнергию, подключите его к «Тритону», подсоединяя его к каждому из восьми разъемов «Тритона», по крайней мере, на день. Тритон не ограничивает ток и поэтому может работать с мощнейшими усилителями в мире, так что после «приработки» подключите их тоже. Shunyata прислала мне второй Triton для усилительной части системы, и я включил все четыре сетевых кабеля, которые относятся к паре моноблоков MBL 9011 (их обзор готовится к изданию). Но перед тем, как сделать это, я устроил эффектное звуковое представление, поставив альбом «Pulse: Works for Percussion and Strings» (Сочинения для ударных и струнных) коллектива New Music Consort (LP, New World/Classic NW319).

Потом я подключил усилители к «Тритону» и снова начал слушать, убедившись, что регулятор громкости предусилителя MBL 6010D в обоих случаях установлен на о. Я не ожидал услышать особой разницы по сравнению с тем очевидным улучшением, которое «Тритон» уже успел произвести во входном каскаде моей системы. Удивить меня, в сущности, было нечем. Однако положительные сдвиги в прозрачности, пространственности и разрешении (притом что система — и, соответственно, присущая ей детальность — относится, скорее, к начальному уровню) были очевидны, как и большая привлекательность и чистота (но не «стерильность») кратковременных музыкальных всплесков. Самое забавное, впрочем, заключалось в том, что все это в совокупности звучало громче. Мне пришлось убавить громкость, отказавшись от значения «71», — хотя во время первого сеанса, еще без привлечения «Тритона», мне не понадобилось этого делать. Нелегкое дело объяснения этого феномена я оставлю другим.

Наконец, я могу слушать свою систему с фильтром Shunyata Research, не говоря себе при этом: «Это достойный компромисс». Никакого компромисса нет. Фильтрация эффективна, и не остается никаких остаточных артефактов — ни слышимых, ни измеренных. Вместо этого появляется музыка, очищенная от любых примесей, из обширного, глубокого пространства, с кратковременными всплесками, которые ни в коей мере ни сглажены, ни преувеличены. Прозрачность и общая согласованность звучания достигли пикового состояния. Послушайте сами — или верните аппарат, если вам не удается это услышать.

Оцените статью
Добавить комментарий