Трехполосная и двухполосная акустика: особенности, преимущества, отличия. Трехполосная акустика в автомобиль 3 полосная система

Частота звука

Человеческие органы слуха способны распознавать звуки частотой от 20 до 20 000 Гц.

1666533

  1. Однополосные системы, где весь диапазон частот создает один динамик.
  2. Двухполосная акустика, которая обладает двумя динамиками: один для воспроизведения музыки на средних и низких частотах, второй – только на высоких.
  3. Трехполосное оборудование – за проигрывание звуков в каждом диапазоне отвечает отдельная «колонка».

Существует оборудование с большим количеством полос, где каждый динамик воспроизводит звук в определенном частотном диапазоне. Наибольшей популярностью обладают двух- и трехполосные системы – они самые доступные и обеспечивают при этом отличное качество звука.

Преимущества двухполосной акустики

Двухполосные акустические системы пользуются наибольшей популярностью среди автомобилистов.

1666532

  1. Простая конструкция, что упрощает установку и настройку.
  2. Высокая степень согласованности между динамиками, благодаря чему повышается и качество звучания.
  3. Максимально естественное, «живое» звучание.

В двухполосном оборудовании есть всего два динамика – НЧ и ВЧ. НЧ колонка воспроизводит звуки в низком и среднем диапазонах, а ВЧ – только в высоком. Благодаря этому для работы системы необходимы простые разделительные фильтры.

Основы электроакустики

2pol
Двухполосные системы используют два динамика, один из которых воспроизводит низкие частоты и нижнюю часть средних – НЧ-динамик, другой – ВЧ-динамик – воспроизводит верхнюю часть средних частот и верхние частоты

Положительные стороны:

  • удается избежать раздела частот в критической области 200 — 800 Гц;
  • всего одна область совместного действия головок (область в районе частоты раздела, когда головки совместно излучают сигнал одной частоты и уровнем излучения каждой нельзя пренебрегать);
  • обычно небольшое соотношение диаметров головок и небольшое расстояние между ними (лучшая согласованность). Соотношение диаметров головок обусловлено требованием обеспечения линейной АЧХ и приемлемой диаграммой направленности на частоте раздела. Диаметры динамических головок составляют от 19 до 38 мм. НЧ/СЧ головка подбирается из расчета получения хорошей согласованности по указанным выше параметрам. Применение низкочастотных головок большого диаметра — 200 мм и более — может привести к неравномерности АЧХ и плохой диаграмме направленности при отклонении от оси АС;
  • обычно меньшие размеры акустического оформления (легче обеспечить требуемую жесткость, уменьшить дифракционные эффекты на плоскостях и гранях корпуса, большая гибкость в выборе места и высоты установки АС).

Недостатки:

  • требование небольшого соотношения диаметров головок не позволяет (в общем случае) получить необходимую отдачу в низкочастотном диапазоне;
  • большая нагрузка на НЧ/СЧ головку в диапазоне частот настройки акустического оформления (и фазоинвертор, и закрытый ящик) может приводить к возникновению многих видов линейных и нелинейных искажений.
  • Выбор частоты раздела головок в двухполосной конструкции является серьезным компромиссом. Так, сдвиг частоты раздела в сторону низкочастотного диапазона отрицательно сказывается на режимах работы ВЧ головки. При приближении частоты раздела к ее резонансной частоте увеличивается значение смещения звуковой катушки. Линейная величина этого смещения обычно не превышает 0,3 мм, поэтому в звучании головки может возникнуть определенная жесткость. Большинство современных ВЧ головок, находящих применение в АС класса High-End, имеют резонансные частоты, лежащие в диапазоне 500 — 1500 Гц, хотя встречаются экземпляры, у которых этот параметр лежит в пределах от 350 Гц до 8 кГц. Смещение частоты раздела в сторону высоких частот приводит к тому, что НЧ/СЧ головке приходится воспроизводить звуковые сигналы в очень широкой полосе частот. Во многих АС ее частотный диапазон может перекрывать 5-6 октав.

Любая двухполосная акустика всегда является серьезным компромиссом в стремлении удовлетворить одновременно множеству противоречивых требований. Никто не спорит, что компромисс может быть найден очень удачно и воплощенный в конструкцию хороших двухполосных АС баланс этих требований способен обеспечить очень и очень неплохие результаты. Однако, если конструктор акустической системы поставил себе целью добиться выдающегося качества звучания, ему намного проще добиться поставленной цели использовав трех- (или даже более) полосную конструкцию. В этом случае у него появляется гораздо больше свободы, например, в выборе типа и размера НЧ-громкоговорителя. Так как размеры типовых СЧ-динамиков всегда значительно больше, чем у твитеров, требование по соблюдению заданных соотношений размеров НЧ- и СЧ-громкоговорителей (в данном случае) легко выполняются даже для самых больших НЧ-громкоговорителей диаметром 315—400 мм. Представляете, какой глубокий и мощный бас выдаст такая «шляпа» в соответствующем акустическом оформлении? От появления в акустической системе третьего громкоговорителя существенно выигрывает и качество звучания средних частот, так как в этом случае их воспроизводит специально разработанный и оптимизированный для этой цели динамик. Однако и у трехполосных акустических систем есть своя «ахиллесова пята» (точнее, несколько «пят»). Во-первых, для того чтобы каждый громкоговоритель уверенно воспроизводил только «свой» звуковой сигнал, в трехполосных АС применяют довольно сложные схемы разделительных фильтров. Эти фильтры, в свою очередь, вносят фазовые и временные искажения, приводящие к размыванию фронта звуковой волны. Поэтому в общем случае многополосные акустические системы имеют худшие переходные характеристики, чем двухполосные АС. Во-вторых, частоты раздела полос сигналов громкоговорителей, как правило, выбираются в диапазонах 300—700 Гц и 4,5—7 кГц, которые попадают в область высокой чувствительности слуха человека, что предъявляет особые требования к качеству исполнения разделительных фильтров и самих громкоговорителей. Так что и у многополосных систем свои проблемы. Как говорится, «нет в жизни аудиофила счастья».

Отличия акустических систем

Любая акустическая система состоит из динамиков (СЧ, НЧ и ВЧ), фильтрующего оборудования, усилителей сигнала, звуковых кабелей и входных клемм. Фильтрующие устройства отвечают за разделение звукового сигнала на несколько диапазонов. Фильтр двухполосной акустики разбивает частоты на два «участка» — до 5-6 тыс. Гц, и выше 6 кГц. Трехполосные устройства, как правило, оснащаются кроссоверами – регулируемыми фильтрами частот, которые разбивают диапазон звучания на три участка.

Все акустическое оборудование может быть активным либо пассивным. В первом случае каждый динамик оснащается отдельным усилителем сигнала. Такое решение облегчает согласование излучателей, снижает общую стоимость системы. Однако вместе с тем возрастает сложность обслуживания, установки и первичной настройки. Отдельные усилители чаще всего дополняют комплект трехполосных устройств.

Читайте также:  EL84

Коаксиальные и компонентные динамики

То, как будет звучать трех- или двухполосная акустика в авто, во многом зависит от типа динамиков, которые бывают коаксиальными и компонентными. Первые представляют собой единую монолитную конструкцию, в которой объединены излучатели высоких, средних и низких частот. Такое решение делает звук узконаправленным. Поэтому такие устройства используют в качестве дополнения и преимущественно в небольших автомобилях.

1666534

Вопрос цены

Как уже отмечалось ранее, двухполосная акустика обойдется гораздо дешевле, нежели установка трехполосного оборудования. Это объясняется двумя причинами:

  • меньшее количество оборудования – требуется всего два динамика, максимум два усилителя и один фильтр;
  • простая установка – собрать такую систему можно и самостоятельно, обладая элементарными знаниями в области электричества.

В состав трехполосных систем входит более сложное оборудование, стоимость которого значительно превышает цену обычных устройств. Кроме того, если вы решили установить такую акустику, вам придется обращаться за помощью профессионалов – без специальных измерительных устройств и тонкого слуха смонтированная система будет звучать так же, как и двухполосная акустика. В этом и состоит главный ответ на вопрос о том, чем отличается двухполосная акустика от трехполосной.

Смотрите также

Комментарии 24

а вот насчёт акустики Существует 2 вида динамиков: Компонентные и коаксиальные.

-Копмонентные-это один динамик работающий на определенной частоте (низкой, средней или высокой). Если вместить в авто эти 3 динамика с разными частотами (объеденяются они кроссовером), то можно получить хороший звук довольно высокого качества.

-Коаксиальные-это низкочастотный динамик на котором расположены головки (полосы) динамиков меньшего размера, работающих на средних и низких частотах. Существует много разновидностей от 2-х до 5-ти полосных. Кончно не достигаеться такого чистого звука как у компонентных, но они компактны и тоже давольно не плохо звучат-зависит от производителя.

Чем больше полосность, тем качетсвеннее звук, так как за воспроизведение определённых частот отвечают наиболее подходящие для этого динамики. Полосность — количество динамиков на колонке. Например 2полосный воспроизводит средние и высокие частоты (не воспроизводит басы).

Автор! ! ! АУ! ! ! Я думаю понятно теперь? ? ? ?

да да понял, спасибо))

Что касается полос это значит есть определенный частотный диапазон и каждая из колонок играет свой, например;сабвуфер играет самые низкие частоты (тобишь бас) мидбас играет низкие частоты тобишь вершний бас (если система двух полосная то и средние) мидрейндж средние частоты тобишь голос (если система двух полосная то мидрейнджа нет) и твитер, высокие частоты соответственно! ! Вкурил?

я это все знаю! я имею ввиду что китайскую хрень которая заполонила наши магазины и разници там в этих полосах ваще никакой! хоть 10-ти полосная пусть будет!

Ну да! Потому-что там в реале играет одна, в лучшем случае две колонки, а виноград из остальных колонок, чисто для красоты ) ) )!! !

Коаксиальная акустика, как правило двух полосная!! ! Бывает и трех полосной но это какя-то полнейшая шляпа! ! ! ! А если честно то любая Коаксиальная ЭТО ГОВНО ПОЛНОЕ! ! !

ну да! ты сказал тоже самое только другими словами.

Коаксиальная акустика, как правило двух полосная!! ! Бывает и трех полосной но это какя-то полнейшая шляпа! ! ! ! А если честно то любая Коаксиальная ЭТО ГОВНО ПОЛНОЕ! ! !

у меня когда то и 4-х полосная была.

В Китае есть и сими-полосные колоночки! ) ) ) )

Коаксиальная акустика, как правило двух полосная!! ! Бывает и трех полосной но это какя-то полнейшая шляпа! ! ! ! А если честно то любая Коаксиальная ЭТО ГОВНО ПОЛНОЕ! ! !

ну хоть один грамотный нашелся

Коаксиальная акустика это: когда в один «дин «собран: мидбас(основной динамик) и твитер («пищалка» высокочастотный динамик)

Компонентная двух полосная акустика это: когда мидбас (основной динамик) и твитер («пищалка» высокочастотный динамик) разнесены по отдельности

Компонентная трех полосная акустика это: когда мидбас (основной динамик) мидрейндж (средне частотный динамик ) и твитер(«пищалка» высокочастотный динамик) так-же разнесены по отдельности

2-uh-polosnaya-akustika-v-avto

2-ух полосная акустика в авто

Акустическая двухполосная система издавна пользуется огромной популярностью у автомобилистов, которые ценят хороший звук. Сегодня явным конкурентом этой акустики выступает трехполосная, но сторонники прежней системы все еще ее уважают и ни за что не собираются менять. В чем же двухполосная акустическая система лучше и почему ее так любят, узнаем из этой статьи, где ко всему прочему, будет дана инструкция по быстрой ее установке в автомобиль.

Двух-, трех- и более полосные акустические системы

В двухполосных системах схема работы следующая: мидвуфер озвучивает практически все: и бас, и среднюю частоту, а твиттер отвечает только за высокие. Это может стать причиной искажения сигнала в виде повышения тона, особенно если уровень громкости достаточно высокий. Впрочем, если не накручивать громкость до предела, то искажения не будут заметны.

Совет:
лучше выбирать колонки с деревянным корпусом. Они делают звучание объемнее и не дребезжат на высоких частотах, в отличие от моделей в корпусах из пластика. Например, у корпус из МДФ, поэтому даже на предельной громкости они слушаются хорошо.
Трехполосные колонки отличаются от двухполосных акустических систем тем, что на каждый их излучатель приходится собственная частота. Наличие дополнительного динамика расширяет направление звуковых волн, за счет чего композиция звучит более реалистично.

Главное отличие трехполосных систем от других — это то, что каждый динамик играет в поршневом режиме. Когда динамик активен, он начинает двигаться. При этом как его диффузора, так и те, что расположены по периметру, начинают равноудаляться от своего местонахождения. За счет этого искажения аудиосигнала либо отсутствуют совсем, либо настолько незначительны, что уловить их практически невозможно.

Важно:
в случае с пассивными колонками, как, многое зависит от усилителя, его регуляторов частот и мощности (она должна совпадать с колонками).
Модели с большим количеством полос вообще не искажают аудиосигнал. Но если хочется такой вариант, то стоит присмотреться к большим напольным системам с крупными излучателями: компактные модели с большим количеством полос будут звучать хоть и громче, но менее качественно.

Двухполосная автомобильная акустика JBL

Как известно, двухкомпонентная акустика имеет две динамические головки и вполне оправданно пользуется популярностью среди автомобилистов, уважающих хороший и чистый звук. Двухкомпонентная автомобильная акустика подразумевает всегда простую установку и хорошее воспроизведение частот. О том, в чем преимущества этой акустической системы и как проводится ее монтаж и будет рассказано в нашей статье.

Читайте также:  Сабвуфер в калину хэтчбек в полку – Установка сабвуфера в полку! 1 часть! — бортжурнал Лада Калина Седан 2006 года на DRIVE2

Преимущества двухполосной акустики

455

Что такое двухполосная акустика

Двухополосная и трехполосная акустика – это практически одно и то же. И там, и там подразумевается использование сабвуфера, как важнейшего элемента, создающего определенные звуки. Если в трехполосной системе мидбас и СЧ – динамики выполнены отдельно, то двухполосная акустика подразумевает их использование в одном динамике. Что касается ВЧ-динамика, то он в обеих системах выступает как отдельная единица. Если преимуществом трехполосной системы называют лучшую звуковую сцену, то двухполосная акустика имеет множество других преимуществ:

  • Простота и дешевизна.
  • Высокая согласованность между низкочастотником и высокочастотником, что объясняется количеством динамиков. В трехполосной системе динамиков 3, тем самым усложняется взаимосвязь между ними.
  • Наконец, более естественное и живое звучание выделяют 2-полосную акустику.

Примечание. Как утверждают эксперты, идеальной акустикой можно было бы назвать однополосную систему, если бы та воспроизводила полную полосу частот 20-20 000 Гц. В реальности этого достичь практически невозможно и по этой причине большинство современных акустических систем имеет две, а то и более головок, работающих в разных полосах частот.

  • Как и говорилось выше, в 2-полосных системах используется один НЧ и один ВЧ динамик. Но здесь на НЧ динамик ложится еще одна важная функция, кроме основной – воспроизводить средние частоты. Именно это некоторые сторонники 3-полосной акустики и называют минусом данной системы, но в остальном она лучше.
  • В 2-полосных системах используется всего-то два динамика. Это дает им преимущество перед более сложными 3-полосными и 4-полосными акустическими системами в плане простоты конструкции и легкости установки.
  • В 2-полосных системах используются простые разделительные фильтры, чего никак не скажешь про кроссоверы 3-полосной акустики.
  • Согласованность между НЧ и ВЧ динамиками у 2-полосной системы намного лучше, благодаря чему они и получили массовое уважение покупателей.

Установка 2 х полосной системы

Обычно место высокочастотника – боковая стойка. Устанавливается этот динамик на уровне ушей водителя:

  • Снимается пластиковая обивка стоек лобового стекла.
  • Затем снимается левая стойка.
  • В появившуюся щель надо будет вдеть проводку.

Примечание. Всю проводку можно даже полностью вбить под обивку. Для этого нужно будет просто просверлить дополнительное отверстие или же пустить провода сначала по лобовому стеклу, а уже затем спрятать под обивку.

  • Ставим пищалку на уровне ушей и крепим саморезом.
  • Проводим ту же операцию аналогично на правой стойке.
  • Теперь самое главное – провести проводку от двух твитеров к торпедо, где подсоединяем кроссовер и соединяем все к автомагнитоле.

Совет. На кроссовере обязательно надо посмотреть, есть ли метки. Там обычно бывает указано, куда подключать твитеры, а куда провода от низкочастотных динамиков.

Приведенная выше инструкция не единственная в своем роде. В Сети сегодня можно найти массу полезной информации об установке акустики своими руками, в том числе видео и фото – материалы хорошего качества. Цена на 2 х полосную акустику бывает разной и все зависит от конкретно выбранной модели.

Выбор 2-полосной акустики

Акустика двухполосная самому сделать выбор нелегко

Как известно, все типы полосной акустики разделяются на особые классы. В данном случае речь идет о компонентной и коаксиальной акустике.

Коаксиальная акустика

  • Подразумевает наличие двух головок, установленных в корпусе динамика. Преимущества – низкая стоимость и простота монтажа.

Компонентная акустика

  • Два динамика объединены в одну целостную систему, воспроизводящую низкие и высокие частоты. Стоимость такой системы значительно выше, что вполне объяснимо.

Фронтальная и тыловая акустика

В автомобиле, как известно, еще принято ставить динамики в зависимости от направленности звука. Фронтальная акустика:

  • Фронтальная акустика – это, в принципе, установка в штатные места динамиков, то есть в передние двери. Все бы ничего и никаких проблем бы не было, если штатные места сделаны были в соответствие с качественными динамиками. Но дело в том, что практически на любом автомобиле эти самые места, предназначенные производителем для установки динамиков, очень малы и рассчитаны на динамики малых размеров.
  • Фронтальная акустика берет на себя важнейшую функцию – создание правильной звуковой сцены в автомобиле. При этом ее установка подразумевает использование специальных накладок на двери с последующим прочным креплением динамиков.
  • Фронтальная акустика обычно подразумевает установку динамиков в верхние части передних дверей.

Количество полос = количество динамиков?

Большинство автолюбителей считает, что количество полос акустической системы равно количеству динамиков в ее составе. Это не всегда так. На самом деле число полос зависит от количества входящих в него поддиапазонов акустического сигнала и от кроссовера. В большинстве случаев число колонок все-таки равняется числу полос кроссовера, однако встречаются и исключения, когда число полос акустической системы меньше числа динамиков и в одной полосе работают 2-3 излучателя.

Чем же вызвана необходимость в нескольких полосах? На практике, создание единого излучателя, который может качественно звучать во всем диапазоне возможных частот – невыполнимая задача.

Всего различают 4 частотных регистра:

  1. высокий;
  2. средний;
  3. мидбас;
  4. бас.

Именно они одновременно отвечают конструктивным особенностям излучателей разных типов, их потенциалу, а также слуховым возможностям восприятия и распознавания звука человеком. В идеале каждому частотному регистру должна отвечать пара или группа специализированных динамиков. В домашних акустических системах элитного класса достаточно часто используется дробление диапазона на более мелкие. Однако, для ограниченного пространства, такого как салон автомобиля, вполне достаточно 2-3-х частотных зон.

Рассмотрим более подробно схему распределения частотных зон по динамикам.

На сабвуфер, который рассматривается как отдельный от АС компонент, возлагается глубокий бас (низкие частоты). Остальные три частотные зоны – составные части распространенной трехкомпонентной автомобильной акустики. Мидбасовое звено (НЧ/CЧ-звено) работает в промежутке от верхнего баса, включая диапазон средних частот (нижняя граница). Среднечастотное звено частично захватывает нижнюю границу ВЧ. Высокочастотное звено соответственно отвечает за частоты, которые находятся в диапазоне выше верхней границы, которая ограниченная сверху СЧ звеном.

В кроссовере (активном или пассивном) обычно происходит распределение частот. В случае, когда за деление частот отвечает пассивный комплектный кроссовер акустической системы, производителем изначально заданы фиксированные характеристики деления частот и крутизны характера затухания фильтров. При использовании схемы tri-amping (с активным делением частот) характеристики фильтров зависят от настроек инсталлятора. Они являются эффективным инструментом для регулировки звучания в зависимости от типа и размеров динамиков, их технических характеристик, ориентации и расположения.

Оцените статью
Добавить комментарий