Фонокорректор на дискретных транзисторах. Россия, начало 2000-х годов, кустарное производство
Предусили́тель-корре́ктор
, или
усилитель-корректор
(УК)[1], или
фо́нокорре́ктор
— специализированный электронный усилитель тракта воспроизведения граммофонной записи, восстанавливающий исходный спектр записанного на пластинке звукового сигнала и усиливающий выходное напряжение головки звукоснимателя до типичного уровня линейного выхода[en]* — от 0,775 В (0 dBu) в бытовой аналоговой аппаратуре до 2 В (8 dBu) в цифровой и радиотрансляционной аппаратуре[2]). Исторически звукозаписывающая промышленность использовала множество различных схем предыскажений[en] спектра при записи, а для воспроизведения использовались различные типы головок звукоснимателей[⇨]. На практике абсолютное большинство корректоров предназначены для воспроизведения долгоиграющих пластинок, записанных с предыскажениями по стандарту RIAA, магнитными головками[⇨].
Напряжение на выходах относительно высокочувствительных головок с подвижными магнитами (англ. moving magnet, ММ) измеряется единицами милливольт, а напряжение наименее чувствительных головок с подвижными катушками (англ. moving coil, МС) — сотнями, а иногда десятками микровольт[⇨]. В отличие от цифровой аудиотехники, напряжение полезного сигнала на выходе головки звукоснимателя может превосходить номинальный уровень в несколько раз, а напряжение высокочастотной помехи («щелчка») — на порядок[⇨]. Эти свойства сигнала и высокие требования к качеству воспроизведения сделали проектирование совершенных корректоров, наряду с проектированием микрофонных усилителей, сложнейшей задачей схемотехники усилителей звуковых частот[3]. При этом корректоры, в отличие от микрофонных усилителей, не только усиливают слабые электрические сигналы, но и преобразуют их спектральный состав (производится частотная коррекция)[4]. В пределах звукового диапазона разница между максимальным и минимальным коэффициентами усиления достигает 38,9 дБ (1:88 по напряжению), при этом отклонение амплитудно-частотной характеристики от стандарта, по мнению конструкторов XXI века, не должно превышать ±0,1 дБ (±1,16 % по напряжению)[⇨].
Содержание
- 1 Исторический очерк
- 2 Характеристики источника сигнала 2.1 Чувствительность
- 2.2 Предельные уровни
- 2.3 Собственные шумы грампластинки
- 2.4 Предыскажения спектра
- 2.5 Внутреннее сопротивление
- 2.6 Собственные шумы звукоснимателя
- 3.1 Технические требования
- 4.1 Активные усилительные элементы корректоров ММ
- 5.1 Активный фильтр с последовательной ООС
Схема простого лампового стерео УМЗЧ
Изменил только несколько элементов — добавил дополнительное звено CR в фильтр источника питания и увеличил емкость последнего конденсатора в фильтре. Это действие было вызвано борьбой с гулом 100 Гц.
Советую всем на будущее сначала запустить усилитель без регулятора, и если все в порядке, то подключите и его. Кроме того, увеличил емкость конденсатора, соединяющего сетку пентода с триодным анодом, и заменил потенциометры резисторами. TS40/29/676 служит трансформатором питания и 2 звуковых TG2,5-1-666 для динамиков на каналы. Масса разведена в стиле звезды. Накал не выпрямлен и не симметрирован — оно как оказалось не влияет.
Анодное напряжение пентода составляет 270 В, а триода — 210 В. Все элементы смонтированы навесняком прямо на панельках. Корпус из найденной доски сосновой, лист металла 2 мм. Чехлы трансформаторов также изготовлены из ДСП. Монтаж и наладка не доставили особых хлопот — УНЧ заиграл с самого первого включения.
Конечно не обошлось без индикатора на радиолампе EM84, которая радует глаз миганием в такт музыке. Вот схема, которую использовал для управления радиолампой EM84:
Только увеличил значение анодного резистора до 600 кОм, и теперь лепестки без сигнала светятся на длину около 3 мм.
Ну и после взял осциллограф и сделал основные измерения усилителя. Нагрузка тестовая в виде резистора 8,2 Ом, и вот результаты:
- Среднеквадратичная мощность: 2 Вт (считывание при начальном искажении синусоиды)
- Частотная характеристика: 21 Гц — 19,7 кГц @ -3 дБ, 26 Гц — 19 кГц @ -1,5 дБ
Думаю что установка более качественного звукового трансформатора, например TG5, расширит полосу АЧХ, особенно сверху. Определенно стоит попробовать достать его.
Усилитель потребляет около 50 Вт от сети независимо от того, играет он или нет — класс А он и есть класс А))
Исторический очерк
В 1948 году Columbia Records выпустила первые долгоиграющие, тогда ещё монофонические пластинки, записанные по фирменной схеме частотных предыскажений[en]. В последующие годы американские компании-конкуренты вывели на рынок не менее девяти альтернативных вариантов частотной коррекции; война форматов завершилась с принятием в 1953—1954 годы отраслевого стандарта, ставшего известным как кривая RIAA. С 1956 года по этому стандарту производились практически все новые записи, издававшиеся в странах Запада.
В первые послевоенные десятилетия для воспроизведения долгоиграющих пластинок применялись дешёвые и потому более распространённые пьезоэлектрические головки звукоснимателей[5], либо относительно дорогие магнитные головки. Пьезоэлектрические головки имели примерно в сто раз бо́льшую, чем магнитные головки, чувствительность, и потому не требовали сложных малошумящих предусилителей[5]. Однако пьезоэлектрический звукосниматель должен был иметь жёсткий подвес, а для его надёжного удержания в звуковой канавке требовалась значительная прижимная сила[6]. При использовании качественных игл с малым радиусом острия такой звукосниматель быстро разрушал пластинку, а относительно щадящие иглы с большим радиусом острия не могли отслеживать высокочастотные смещения канавки[6]. Другим неустранимым недостатком пьезоэлектрических головок была неравномерность амплитудно-частотной характеристики (АЧХ)[7]. По этим причинам в высококачественной аппаратуре всегда преобладали магнитные головки[8]; к началу 1980-х годов применение пьезоэлектрических головок практически прекратилось[7].
Непременными «спутниками» магнитных головок всех типов были предусилители-корректоры, усиливавшие напряжение на выходе головки и восстанавливавшие исходный спектр записанного сигнала. Компания-разработчик стандарта RIAA, RCA, рекомендовала к использованию двухкаскадные ламповые корректоры с пассивной фильтрацией[9]. Два триода с высоким коэффициентом усиления обеспечивали достаточную чувствительность (усиление 45 дБ на частоте 1 кГц), но лишь при подключении корректора к высокоомной (не менее 220 кОм) нагрузке[9]. Наибольшее же распространение в ламповой технике 1960-х годов получила схема активного инвертирующего фильтра на единственном пентоде EF86, охваченном частотнозависимой параллельной[комм. 1]обратной связью[10].
В транзисторной схемотехнике 1960-х и отчасти 1970-х годов преобладала двухкаскадная схема активного фильтра на биполярных транзисторах, работавших в режиме ОЭ, предложенная Динсдейлом в 1965 году[11][12][13]. Все корректоры этого поколения звучали посредственно, а иногда просто плохо; ни один из них не стал классическим так, как стали классикой лучшие образцы усилителей мощности послевоенных лет[14]. Недостаточный запас усиления «двойки» порождал заметный спад АЧХ на нижних частотах, недостаточная скорость нарастания выходного напряжения — спад и нелинейные искажения на верхних частотах[15][12]; на средних частотах АЧХ заметно отклонялась от стандарта из-за неточного расчёта корректирующих цепей. Конструкторы 1960-х с этими недостатками мирились, так как низкое качество шасси и тонармов тогдашних бытовых проигрывателей лишало смысла какие-либо усовершенствования корректоров[14].
В 1970-е годы положение изменилось. На массовый рынок вышли новые высококачественные проигрыватели, и слабым звеном воспроизводящего тракта стали именно корректоры на «двойках»[13]. Вначале конструкторы сосредоточились на совершенствовании традиционных «двоек»; по мере перехода бытовой электроники на двуполярное питания усилителей постепенно распространилась и более совершенная топология с входным дифференциальным каскадом[16][17]. Лучшие схемы на дискретных транзисторах 1970-х годов отклонялись от стандарта RIAA на доли децибела[18] при отношении сигнал/шум 70…74 дБ (на 10…20 дБ лучше базовой «двойки»)[16].
С выходом на рынок доступных интегральных схем проектирование корректоров с активной фильтрацией заметно упростилось[19]. Универсальные операционные усилители 1970-х годов ещё не были пригодны для качественного усиления звука; вместо них в корректорах применялись специализированные микросхемы малошумящих УНЧ с дифференциальным входом, например, TDA2310 и LM381 (аналоги — К153УД2, К548УН1)[12][20][21]. В первую половину 1970-х годов, под влиянием авторитета Джона Линсли Худа[en], доминировала относительно шумная схема на ОУ в инвертирующем включении (с параллельной обратной связью[комм. 1]); после выхода в 1972 году работы Уокера[22] на первый план постепенно вышла малошумящая, но менее гибкая и более сложная в расчёте и настройке схема на ОУ в неинвертирующем включении (с последовательной обратной связью[комм. 1])[23]. Отношение сигнал/шум улучшилось, а точность следования кривой RIAA ухудшилась из-за специфических для этой схемы искажения АЧХ на высоких частотах и недостаточного запаса усиления тогдашних интегральных схем[24]. Математический аппарат для точного расчёта активных корректоров этого типа был опубликован Стэнли Липшицем лишь в 1979 году[25][26]. Параллельно со схемотехникой фильтров совершенствовалась и схемотехника усилительных каскадов. В 1980-е годы конструкторы разработали множество совершенных, высококачественных схем корректоров на дискретных биполярных и полевых транзисторах, но по мере выхода на рынок малошумящих ОУ с низкими искажениями эти технически сложные решения остались невостребованными[27].
В самом конце «виниловой эпохи», в 1980-е годы, головки с подвижными магнитами захватили массовый рынок, а верхний сегмент рынка заняли магнитные головки с подвижными катушками [8]. Головки этого типа, известные с 1930-х годов[28], отличались лучшим качеством звучания, но долгое время оставались в тени из-за крайне низкой чувствительности. Схемотехника 1970-х и 1980-х годов ещё не позволяла создавать действительно высококачественные, малошумящие каскады усиления сигнала, измеряемого сотнями или десятками микровольт; основным средством усиления такого сигнала были повышающие трансформаторы[29]. Полностью транзисторные корректоры для головок МС, обходящиеся без входных трансформаторов, распространились лишь после выхода фундаментальной статьи Дугласа Селфа в декабре 1987 года[30][комм. 2].
Характеристики источника сигнала
Чувствительность
Диапазоны чувствительности и необходимые коэффициенты усиления для звукоснимателей с подвижными магнитами (ММ) и с подвижными катушками (MC) Динамический диапазон типичной пластинки массового тиража и принципиально достижимый динамический диапазон диска-оригинала в технологиии DMM. Шкала в дБА (0 дБА=0 дБ=5 см/c)
В первом приближении электродвижущая сила магнитной головки прямо пропорциональна скорости поперечного смещения иглы звукоснимателя во всём диапазоне звуковых частот. Паспортные значения чувствительности различных головок, выраженные в мВ или мкВ, обычно указываются для номинальной колебательной скорости 5 см/с[комм. 3]; для выпускаемых в XXI веке моделей чувствительность составляет от 40 мкВ до 11 мВ:
- Высокочувствительные головки с подвижными магнитами
(англ. moving magnet,
MM
) характеризуются чувствительностью от 3 до 11 мВ. Наибольшие значения (8…11 мВ) свойственны специализированным диджейским головкам, а типичные головки для обычного воспроизведения имеют чувствительность 4…6,5 мВ (редко — до 8 мВ)[31]. Оптимальный коэффициент усиления корректора для головок этого типа (корректора ММ) составляет 40 дБ (1:100) на частоте 1 кГц[32], но во избежание перегрузок конструкторы транзисторной аппаратуры нередко выбирают ме́ньшие величины, от 30 до 40 дБ[33]. Этого достаточно, чтобы усилить сигнал типичной головки ММ до принятого в аналоговой электронике номинального уровня 0,775 В (0 dBu)[33]. Для достижения принятого в цифровой электронике и телерадиоиндустрии уровня 2 В (8 dBu), напротив, предпочтительны бо́льшие значения коэффициента усиления[34]. Головки с подвижными сердечниками (англ. moving iron, MI) фирмы Grado характеризуются чувствительностью 5 мВ и рассматриваются как подкласс головок ММ[35]; - Низкочувствительные головки с подвижными катушками
(англ. moving coil,
MC
) характеризуются меньшими уровнями выходного напряжения и широчайшим разбросом чувствительности — от 40 мкВ до 2,5 мВ. Абсолютное большинство производимых в XXI веке головок МС укладывается в два диапазона чувствительности: 100…300 мкВ и 500…700 мкВ[36][37]. Оптимальные коэффициенты усиления корректора для этих диапазонов превосходят оптимальный коэффициент усиления корректора ММ на 28 дБ (1:25) и на 20 дБ (1:10) соответственно[38].
Благодаря меньшей, чем у головок ММ, массе подвижной системы головки МС отличаются меньшими нелинейными искажениями, лучшей передачей динамического диапазона записанного сигнала, и лучшим разделением стереоканалов[8][39]. По той же причине диапазон воспроизводимых ими частот простирается далеко за пределы звукового диапазона, а их высокочастотные резонансы сосредоточены на частотах порядка 60 кГц[39]. Генерируемый головкой МС сигнал содержит относительно бо́льшую долю нежелательных ультразвуковых помех и шумов, поэтому системы с головками МС более подвержены перегрузкам и интермодуляционным искажениям, и более требовательны к качеству предусилителя-корректора[39].
Предельные уровни
Стандарты ограничивают предельную колебательная скорость долгоиграющей записи уровнями 7, 10 или 14 см/c[комм. 4], но на практике эти пределы систематически нарушались, особенно при производстве 12-дюймовых синглов[35]. По данным исследования Shure абсолютный максимум музыкального сигнала, когда-либо записанного на серийной долгоиграющей пластинке, составляет 38 см/c на частоте 2 кГц; на низких и высоких частотах рекордные уровни спадают до 26 см/c на 400 Гц и 10 см/c на 20 кГц[41]. Максимальный среднеквадратический уровень напряжения
, на который ориентируются конструкторы качественной аппаратуры, равен 64 мВ (40 см/c при чувствительности 8 мВ)[41].
Наибольший риск перегрузки фонокорректора порождают щелчки — быстро затухающие ультразвуковые колебания иглы звукоснимателя при столкновении со случайной пылинкой или царапиной. Мгновенная скорость иглы в щелчке достигает 63 см/c (+22 дБ к номинальному уровню 5 см/c)[42]. Длительность щелчка не превышает миллисекунды, но вызванная им перегрузка или отсечка усилительного каскада может надолго вывести его из линейного режима; возвращение каскада в линейный режим сопровождается неблагозвучными низкочастотными призвуками[42]. Именно поэтому бытовая аппаратура c низкой перегрузочной способностью подчёркивает и усугубляет дефекты старых, «запиленных», пластинок, тогда как на качественной аппаратуре те же дефекты мало заметны на слух[43][44]. Другой источник перегрузок — инфразвуковые помехи из-за коробления и эксцентриситета дисков. При стандартной частоте вращения 33⅓ оборота в минуту частота основного тона этой помехи равна 0,55 Гц, а максимум энергии помехи сосредоточен в диапазоне 2…4 Гц[45]. На этих частотах, по данным Холмана и Селфа, помеха может достигать 35 мВ (22 см/c при чувствительности 8 мВ)[45]. С дальнейшим ростом частоты колебательная скорость помехи резко спадает, но на частотах 10…15 Гц вероятен «подхват» до +24 дБ из-за резонанса тонарма[45].
Собственные шумы грампластинки
Единого мнения о динамическом диапазоне и уровне шума грампластинки не существует как из-за различий в методиках измерения и представления данных, так и из-за разброса качества самих пластинок. Источники приводят значения динамического диапазона от 50 дБ (1:316) для низкокачественных массовых тиражей до 80 дБ (1:10000) для образцовых пластинок, нарезанных непосредственно рекордерами (по мнению Дугласа Селфа, величина 80 дБ безусловно завышена)[44].
По данным Аполлоновой и Шумовой, рассматривавших классическую технологию 1960-х годов, уровень шума нарезаемых рекордером лаковых дисков составляет −63…-69 дБ относительно уровня 10 см/с[46]. Следующий технологический шаг, изготовление металлического диска-оригинала[комм. 5], ухудшает отношение сигнал/шум на 6 дБ, а штамповка серийных пластинок — ещё на 4 дБ[46]. Таким образом, уровень шума серийной пластинки составляет −53…-59 дБ относительно уровня 10 см/c (−47…-53 дБ относительно уровня 5 см/c). В позднейшей, более совершенной, технологии DMM рекордер нарезает запись в тонком слое мелкокристаллической меди, нанесённом на стальную подложку[47]. Уровень шума медного диска, измеренный на выходе эталонного тракта воспроизведения, составляет −70…−72 дБА относительно уровня 8 см/c[48], а расчётный уровень шума самой записи, без учёта «вклада» проигрывателя и корректора, составляет −72,5…−75,5 дБА (лучшие значения соответствуют скорости 45 об/мин, худшие — 33⅓ об/мин)[49]. Малотиражная штамповка пластинок по технологии DMM ухудшает отношение сигнал/шум на 2…8 дБ, до −62…−70 дБА[49] (−58…−66 дБА относительно уровня 5 см/c).
Предыскажения спектра
AЧХ записи (красная кривая) и АЧХ воспроизведения грамзаписи (синяя кривая), нормированные относительно частоты 1 кГц. Пунктир — АЧХ воспроизведения в редакции МЭК 1976 года
Подробное рассмотрение темы: Кривая RIAA
Все долгоиграющие пластинки, выпускавшиеся с конца 1950-х годов, были записаны и продолжают записываться с предыскажениями спектра сигнала по стандарту RIAA[50]. При воспроизведении пластинки фонокорректор восстанавливает исходный спектр сигнала, производя обратное преобразование. Стандартная функция, описывающая это преобразование, эквивалентна последовательному соединению трёх звеньев первого порядка: дифференциатора с постоянной времени 318 мкс (частота среза 500,5 Гц) и двух фильтров нижних частот с постоянными времени 75 и 3180 мкс (частоты среза 2122,1 и 50,05 Гц)[51]. На частоте 20 Гц значение функции, нормированной относительно центральной частоты 1 кГц, максимально и составляет +19,274 дБ (усиление в 9,198 раз); с ростом частоты оно монотонно спадает, и на частоте 20 кГц достигает минимума в −19,62 дБ (ослабление в 9,572 раза)[52]. Сложная форма кривой RIAA — компромисс, сложившийся из необходимости выжать предельно возможно качество звучания из несовершенной технологии механической грамзаписи[53]. За пределами звукового диапазона АЧХ корректоров не нормируется, но для уменьшения искажений в последующих звеньях усилительного тракта желательно, чтобы АЧХ спадала и на ультразвуковых, и на инфразвуковых частотах.
В 1978 году Международная электротехническая комиссия (МЭК) изменила стандартную АЧХ воспроизведения, дополнив кривую RIAA фильтром верхних частот с постоянной времени 7950 мкс. По замыслу разработчиков стандарта, новый фильтр должен был подавлять нежелательное прохождение инфразвуковых колебаний при воспроизведении короблёных пластинок; неизбежным следствием поправки МЭК был ощутимый на слух завал низких частот (-3 дБ на 20 Гц, −1 дБ на 40 Гц)[54][55]. И слушатели, и производители аппаратуры приняли новинку в штыки. В XXI веке абсолютное большинство производителей фонокорректоров поправку МЭК не применяют, исходя из предположения о том, что механический рокот качественного проигрывателя пренебрежимо мал[54]. При необходимости воспроизведения короблёных пластинок, если
инфразвуковая помеха достигает неприемлемого уровня, применяются отключаемые фильтры второго и выше порядков[54].
Внутреннее сопротивление
Активное сопротивление обмотки магнитной головки и её чувствительность связаны примерно линейной зависимостью: чем больше витков в обмотке, тем больше генерируемая ей ЭДС[38].
Активное сопротивление головки МС составляет от 1 Ом до 160 Ом, а индуктивная составляющая её полного сопротивления пренебрежимо мала и не требует особого внимания[38]. Оптимальная величина входного сопротивления корректора для большинства головок, кроме самых высокоомных, составляет 100 Ом; для высокоомных головок предпочтительнее входное сопротивление 500 Ом[56]. Cопротивление головки МС не только определяет её собственный тепловой шум, но и является важной переменной, определяющей шум входного каскада корректора и, как следствие, его оптимальную схемотехнику.
Активное сопротивление головок ММ составляет 430…1500 Ом при индуктивности 330…720 мГн для обычных моделей и 800…1000 мГн для диджейских[57]. На высоких частотах полное сопротивление имеет индуктивный характер и растёт пропорционально частоте; кроме того, его активная
составляющая может заметно возрастать из-за потерь в магнитопроводе[58]. Стандартное входное сопротивление корректора ММ по DIN 45547 равно 47 кОм, и должно быть зашунтировано ёмкостью в 50…200 пФ[59]. Эта ёмкость корректора, совместно с ёмкостью соединительного провода, и индуктивностью головки образуют низкодобротный контур с частотой резонанса 10…20 кГц[57]. Точное следование кривой RIAA предполагает, в том числе, подбор оптимальной входной ёмкости под используемую головку[60]; в высококачественных серийных корректорах для этой цели предусматриваются наборы переключаемых пользователем входных конденсаторов[59]. С увеличением входной ёмкости частота резонанса уменьшается, а выброс АЧХ на ней растёт[57], но верхняя граница полосы пропускания контура по уровню −3 дБ изменяется слабо[61]. Альтернативное решение — отказ от использования входной ёмкости — позволяет улучшить отношение сигнал/шум на 1…2 дБ, но требует дополнительной коррекции частотных искажений, возникающих во входной цепи[62]. Точная настройка фильтров под конкретную используемую головку возможна только в лабораторных условиях, поэтому в серийных корректорах этот приём не применяется[62]. По той же причине не нашли применения корректоры, в которых высокочастотный участок кривой RIAA реализуется непосредственно во входном контуре[63].
Собственные шумы звукоснимателя
Любое сопротивление, включенное последовательно с источником сигнала, в том числе сопротивление самого источника, привносит в сигнал собственный тепловой шум. В фиксированной полосе звуковых частот (20 Гц…20 кГц) напряжение теплового шума пропорционально корню квадратному из величины сопротивления. Среднеквадратическое напряжение теплового шума на сопротивлении 1 кОм в полосе 20…20000 Гц при температуре 300 К составляет 575 нВ; на сопротивлении 100 кОм оно возрастает в 10 раз, до 5,75 мкВ и так далее[64].
Тепловой шум обмоток магнитной головки — фундаментальный, неустранимый шум, определяющий
Блок УКВ на нувисторах
Уважаемый Древний юзер! Спасибо за поддержку. Вкратце так.
Это изначально была афера. Но очень хотелось попробовать нувисторы в работе. За основу была взята схема блока УКВ тюнера «Scott 4312». Нашел ее здесь: https://www.lacieg2s.ca/w3terra/ols/scott312.htm (в самом низу страницы). Ни данных катушек, ни КПЕ, ни триммеров, ни монтажки – ничего. Да и качество схемы, мягко говоря, не очень. Несмотря на то, что в Инете полно схем тюнеров «Scott», схемы этой модели не нашел. Схему восстановил (см. фото 1), номиналы некоторых деталей определил в процессе работы. КПЕ и посеребренный провод использовал, какие были и под них прикинул данные катушек. На разработку платы ушло недели две. Было несколько вариантов, этот, по-моему, самый удачный. Плата размером 103 х 80 мм выполнена из одностороннего стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Максимальная высота (вместе со стойками 10мм) – 55 мм. Плата выполнена по «лазерно-утюжной» технологии, полностью залужена припоем ПСР-4. Каскад гетеродина максимально удален от остальной части блока и отделен экранирующей перегородкой из латуни.
Схема весьма сходна с другими блоками УКВ этой фирмы. На входе — каскод из двух нувисторов (фото 2), еще одна лампа используется в гетеродине, собранного по схеме Хартлея (фото 3). Ну и четвертый нувистор используется в схеме односеточного преобразователя (фото 4). На выходе – фильтр ПЧ на 10,7 МГц. Цепи АРУ, которые присутствуют на оригинале, я не использовал, хотя место на плате предусмотрено. Дело в том, что в оригинале далее идет УПЧ на транзисторах и хотелось бы разобраться с его схемой, но ее у меня нет. И найти не могу.
Немного о деталях. Самая дефицитная деталь – КПЕ. Этот я вынул из транзисторного тюнера «Pioneer TX-530L» (начало 80-х), который очень недорого купил в комиссионке только ради этого конденсатора. Собственно, с него все и началось…
КПЕ, редуктор 1:3. У него 3 секции для УКВ примерно по 5-25 пФ, две секции АМ и 4 подстроечника примерно по 5-15 пФ – 2 на УКВ и 2 на АМ. Поэтому в гетеродине пришлось применить отдельный триммер (С18, КТ2-19 на 1,9-15 пФ). Нувисторы 6С52Н-В с проволочными выводами, укороченными до 7 мм. На корпуса ламп одеты заземляющие колечки из белой жести. Катушки L1, L5 и L6 намотаны на каркасах диаметром 6,5 мм от ТВ посеребренным проводом 0,83 мм. L1 и L6 содержат по 4 вит, а L5 – 3 вит. Отводы: у L1 от 1,75 и 2,5, считая от заземленного, у L6 по центру, у L5 – от примерно 1,5 и 2,5, считая от заземленного. (В процессе наладки, возможно, еще придется подбирать положение отводов). ВЧ-дроссели L2, L3 и L4 намотаны на каркасах диаметром 5,5 мм от ТВ проводом ПЭЛ-0,4 и содержат: 18 вит. (1 мкГн) и 8 вит. (0,33 мкГн). Дроссель L9 использован от лампового ТВ, его индуктивность примерно 80 мкГн. В цепях накала используются импортные дроссели на 6,2 мкГн/370 мА. Фильтр ПЧ из немецкого интернет-магазина (https://www.roehrentechnik.de/html/zf-bandfilter.html). Ближе всего к ним по конструкции контура ПЧ от приемника «Ишим» (фото 5). Резисторы С1-4 на 0,25 Вт. Конденсаторы в основном импортные дисковые керамические (поднакопилось из разборки старой аппаратуры).
После окончания наладки блок будет помещен в закрытый кожух из меди. Нужно будет предусмотреть вентиляцию, т.к. нувисторы ощутимо греются.
Собственно, вкратце всё. Жду советы, вопросы и критику.