Ламповый фонокорректор от Vovans/Васильича

Фонокорректор на дискретных транзисторах. Россия, начало 2000-х годов, кустарное производство
Предусили́тель-корре́ктор

, или
усилитель-корректор
(УК)[1], или
фо́нокорре́ктор
— специализированный электронный усилитель тракта воспроизведения граммофонной записи, восстанавливающий исходный спектр записанного на пластинке звукового сигнала и усиливающий выходное напряжение головки звукоснимателя до типичного уровня линейного выхода[en]* — от 0,775 В (0 dBu) в бытовой аналоговой аппаратуре до 2 В (8 dBu) в цифровой и радиотрансляционной аппаратуре[2]). Исторически звукозаписывающая промышленность использовала множество различных схем предыскажений[en] спектра при записи, а для воспроизведения использовались различные типы головок звукоснимателей[⇨]. На практике абсолютное большинство корректоров предназначены для воспроизведения долгоиграющих пластинок, записанных с предыскажениями по стандарту RIAA, магнитными головками[⇨].

Напряжение на выходах относительно высокочувствительных головок с подвижными магнитами (англ. moving magnet, ММ) измеряется единицами милливольт, а напряжение наименее чувствительных головок с подвижными катушками (англ. moving coil, МС) — сотнями, а иногда десятками микровольт[⇨]. В отличие от цифровой аудиотехники, напряжение полезного сигнала на выходе головки звукоснимателя может превосходить номинальный уровень в несколько раз, а напряжение высокочастотной помехи («щелчка») — на порядок[⇨]. Эти свойства сигнала и высокие требования к качеству воспроизведения сделали проектирование совершенных корректоров, наряду с проектированием микрофонных усилителей, сложнейшей задачей схемотехники усилителей звуковых частот[3]. При этом корректоры, в отличие от микрофонных усилителей, не только усиливают слабые электрические сигналы, но и преобразуют их спектральный состав (производится частотная коррекция)[4]. В пределах звукового диапазона разница между максимальным и минимальным коэффициентами усиления достигает 38,9 дБ (1:88 по напряжению), при этом отклонение амплитудно-частотной характеристики от стандарта, по мнению конструкторов XXI века, не должно превышать ±0,1 дБ (±1,16 % по напряжению)[⇨].

Содержание

  • 1 Исторический очерк
  • 2 Характеристики источника сигнала 2.1 Чувствительность
  • 2.2 Предельные уровни
  • 2.3 Собственные шумы грампластинки
  • 2.4 Предыскажения спектра
  • 2.5 Внутреннее сопротивление
  • 2.6 Собственные шумы звукоснимателя
  • 3 Характеристики, функции, блок-схемы корректоров
      3.1 Технические требования
  • 3.2 Особенности корректоров для головок МС
  • 3.3 Вспомогательные функции и устройства
  • 4 Элементная база
      4.1 Активные усилительные элементы корректоров ММ
  • 4.2 Активные усилительные элементы корректоров МС
  • 4.3 Пассивные компоненты
  • 5 Схемотехника фильтров RIAA
      5.1 Активный фильтр с последовательной ООС
  • 5.2 Активно-пассивный фильтр на базе активного фильтра
  • 5.3 Двухкаскадный пассивный фильтр
  • 5.4 Трёхкаскадный пассивный фильтр
  • 5.5 Фильтры балансных корректоров
  • 6 Комментарии
  • 7 Примечания
  • 8 Источники
  • Схема простого лампового стерео УМЗЧ

    Изменил только несколько элементов — добавил дополнительное звено CR в фильтр источника питания и увеличил емкость последнего конденсатора в фильтре. Это действие было вызвано борьбой с гулом 100 Гц.

    2xecl82_lampovyj_usilitel-1

    Советую всем на будущее сначала запустить усилитель без регулятора, и если все в порядке, то подключите и его. Кроме того, увеличил емкость конденсатора, соединяющего сетку пентода с триодным анодом, и заменил потенциометры резисторами. TS40/29/676 служит трансформатором питания и 2 звуковых TG2,5-1-666 для динамиков на каналы. Масса разведена в стиле звезды. Накал не выпрямлен и не симметрирован — оно как оказалось не влияет.

    2xecl82_lampovyj_usilitel-6

    Анодное напряжение пентода составляет 270 В, а триода — 210 В. Все элементы смонтированы навесняком прямо на панельках. Корпус из найденной доски сосновой, лист металла 2 мм. Чехлы трансформаторов также изготовлены из ДСП. Монтаж и наладка не доставили особых хлопот — УНЧ заиграл с самого первого включения.

    2xecl82_lampovyj_usilitel-7

    Конечно не обошлось без индикатора на радиолампе EM84, которая радует глаз миганием в такт музыке. Вот схема, которую использовал для управления радиолампой EM84:

    2xecl82_lampovyj_usilitel-8

    Только увеличил значение анодного резистора до 600 кОм, и теперь лепестки без сигнала светятся на длину около 3 мм.

    2xecl82_lampovyj_usilitel-4

    Ну и после взял осциллограф и сделал основные измерения усилителя. Нагрузка тестовая в виде резистора 8,2 Ом, и вот результаты:

    • Среднеквадратичная мощность: 2 Вт (считывание при начальном искажении синусоиды)
    • Частотная характеристика: 21 Гц — 19,7 кГц @ -3 дБ, 26 Гц — 19 кГц @ -1,5 дБ

    Думаю что установка более качественного звукового трансформатора, например TG5, расширит полосу АЧХ, особенно сверху. Определенно стоит попробовать достать его.

    2xecl82_lampovyj_usilitel-2

    Усилитель потребляет около 50 Вт от сети независимо от того, играет он или нет — класс А он и есть класс А))

    2xecl82_lampovyj_usilitel-5

    Исторический очерк

    В 1948 году Columbia Records выпустила первые долгоиграющие, тогда ещё монофонические пластинки, записанные по фирменной схеме частотных предыскажений[en]. В последующие годы американские компании-конкуренты вывели на рынок не менее девяти альтернативных вариантов частотной коррекции; война форматов завершилась с принятием в 1953—1954 годы отраслевого стандарта, ставшего известным как кривая RIAA. С 1956 года по этому стандарту производились практически все новые записи, издававшиеся в странах Запада.

    В первые послевоенные десятилетия для воспроизведения долгоиграющих пластинок применялись дешёвые и потому более распространённые пьезоэлектрические головки звукоснимателей[5], либо относительно дорогие магнитные головки. Пьезоэлектрические головки имели примерно в сто раз бо́льшую, чем магнитные головки, чувствительность, и потому не требовали сложных малошумящих предусилителей[5]. Однако пьезоэлектрический звукосниматель должен был иметь жёсткий подвес, а для его надёжного удержания в звуковой канавке требовалась значительная прижимная сила[6]. При использовании качественных игл с малым радиусом острия такой звукосниматель быстро разрушал пластинку, а относительно щадящие иглы с большим радиусом острия не могли отслеживать высокочастотные смещения канавки[6]. Другим неустранимым недостатком пьезоэлектрических головок была неравномерность амплитудно-частотной характеристики (АЧХ)[7]. По этим причинам в высококачественной аппаратуре всегда преобладали магнитные головки[8]; к началу 1980-х годов применение пьезоэлектрических головок практически прекратилось[7].

    Непременными «спутниками» магнитных головок всех типов были предусилители-корректоры, усиливавшие напряжение на выходе головки и восстанавливавшие исходный спектр записанного сигнала. Компания-разработчик стандарта RIAA, RCA, рекомендовала к использованию двухкаскадные ламповые корректоры с пассивной фильтрацией[9]. Два триода с высоким коэффициентом усиления обеспечивали достаточную чувствительность (усиление 45 дБ на частоте 1 кГц), но лишь при подключении корректора к высокоомной (не менее 220 кОм) нагрузке[9]. Наибольшее же распространение в ламповой технике 1960-х годов получила схема активного инвертирующего фильтра на единственном пентоде EF86, охваченном частотнозависимой параллельной[комм. 1]обратной связью[10].

    В транзисторной схемотехнике 1960-х и отчасти 1970-х годов преобладала двухкаскадная схема активного фильтра на биполярных транзисторах, работавших в режиме ОЭ, предложенная Динсдейлом в 1965 году[11][12][13]. Все корректоры этого поколения звучали посредственно, а иногда просто плохо; ни один из них не стал классическим так, как стали классикой лучшие образцы усилителей мощности послевоенных лет[14]. Недостаточный запас усиления «двойки» порождал заметный спад АЧХ на нижних частотах, недостаточная скорость нарастания выходного напряжения — спад и нелинейные искажения на верхних частотах[15][12]; на средних частотах АЧХ заметно отклонялась от стандарта из-за неточного расчёта корректирующих цепей. Конструкторы 1960-х с этими недостатками мирились, так как низкое качество шасси и тонармов тогдашних бытовых проигрывателей лишало смысла какие-либо усовершенствования корректоров[14].

    В 1970-е годы положение изменилось. На массовый рынок вышли новые высококачественные проигрыватели, и слабым звеном воспроизводящего тракта стали именно корректоры на «двойках»[13]. Вначале конструкторы сосредоточились на совершенствовании традиционных «двоек»; по мере перехода бытовой электроники на двуполярное питания усилителей постепенно распространилась и более совершенная топология с входным дифференциальным каскадом[16][17]. Лучшие схемы на дискретных транзисторах 1970-х годов отклонялись от стандарта RIAA на доли децибела[18] при отношении сигнал/шум 70…74 дБ (на 10…20 дБ лучше базовой «двойки»)[16].

    С выходом на рынок доступных интегральных схем проектирование корректоров с активной фильтрацией заметно упростилось[19]. Универсальные операционные усилители 1970-х годов ещё не были пригодны для качественного усиления звука; вместо них в корректорах применялись специализированные микросхемы малошумящих УНЧ с дифференциальным входом, например, TDA2310 и LM381 (аналоги — К153УД2, К548УН1)[12][20][21]. В первую половину 1970-х годов, под влиянием авторитета Джона Линсли Худа[en], доминировала относительно шумная схема на ОУ в инвертирующем включении (с параллельной обратной связью[комм. 1]); после выхода в 1972 году работы Уокера[22] на первый план постепенно вышла малошумящая, но менее гибкая и более сложная в расчёте и настройке схема на ОУ в неинвертирующем включении (с последовательной обратной связью[комм. 1])[23]. Отношение сигнал/шум улучшилось, а точность следования кривой RIAA ухудшилась из-за специфических для этой схемы искажения АЧХ на высоких частотах и недостаточного запаса усиления тогдашних интегральных схем[24]. Математический аппарат для точного расчёта активных корректоров этого типа был опубликован Стэнли Липшицем лишь в 1979 году[25][26]. Параллельно со схемотехникой фильтров совершенствовалась и схемотехника усилительных каскадов. В 1980-е годы конструкторы разработали множество совершенных, высококачественных схем корректоров на дискретных биполярных и полевых транзисторах, но по мере выхода на рынок малошумящих ОУ с низкими искажениями эти технически сложные решения остались невостребованными[27].

    Читайте также:  Виниловый проигрыватель Audio-Technica AT-LP60XBT белый

    В самом конце «виниловой эпохи», в 1980-е годы, головки с подвижными магнитами захватили массовый рынок, а верхний сегмент рынка заняли магнитные головки с подвижными катушками [8]. Головки этого типа, известные с 1930-х годов[28], отличались лучшим качеством звучания, но долгое время оставались в тени из-за крайне низкой чувствительности. Схемотехника 1970-х и 1980-х годов ещё не позволяла создавать действительно высококачественные, малошумящие каскады усиления сигнала, измеряемого сотнями или десятками микровольт; основным средством усиления такого сигнала были повышающие трансформаторы[29]. Полностью транзисторные корректоры для головок МС, обходящиеся без входных трансформаторов, распространились лишь после выхода фундаментальной статьи Дугласа Селфа в декабре 1987 года[30][комм. 2].

    Характеристики источника сигнала

    Чувствительность

    Диапазоны чувствительности и необходимые коэффициенты усиления для звукоснимателей с подвижными магнитами (ММ) и с подвижными катушками (MC) Динамический диапазон типичной пластинки массового тиража и принципиально достижимый динамический диапазон диска-оригинала в технологиии DMM. Шкала в дБА (0 дБА=0 дБ=5 см/c)
    В первом приближении электродвижущая сила магнитной головки прямо пропорциональна скорости поперечного смещения иглы звукоснимателя во всём диапазоне звуковых частот. Паспортные значения чувствительности различных головок, выраженные в мВ или мкВ, обычно указываются для номинальной колебательной скорости 5 см/с[комм. 3]; для выпускаемых в XXI веке моделей чувствительность составляет от 40 мкВ до 11 мВ:

    • Высокочувствительные головки с подвижными магнитами
      (англ. moving magnet,
      MM
      ) характеризуются чувствительностью от 3 до 11 мВ. Наибольшие значения (8…11 мВ) свойственны специализированным диджейским головкам, а типичные головки для обычного воспроизведения имеют чувствительность 4…6,5 мВ (редко — до 8 мВ)[31]. Оптимальный коэффициент усиления корректора для головок этого типа (корректора ММ) составляет 40 дБ (1:100) на частоте 1 кГц[32], но во избежание перегрузок конструкторы транзисторной аппаратуры нередко выбирают ме́ньшие величины, от 30 до 40 дБ[33]. Этого достаточно, чтобы усилить сигнал типичной головки ММ до принятого в аналоговой электронике номинального уровня 0,775 В (0 dBu)[33]. Для достижения принятого в цифровой электронике и телерадиоиндустрии уровня 2 В (8 dBu), напротив, предпочтительны бо́льшие значения коэффициента усиления[34]. Головки с подвижными сердечниками (англ. moving iron, MI) фирмы Grado характеризуются чувствительностью 5 мВ и рассматриваются как подкласс головок ММ[35];
    • Низкочувствительные головки с подвижными катушками
      (англ. moving coil,
      MC
      ) характеризуются меньшими уровнями выходного напряжения и широчайшим разбросом чувствительности — от 40 мкВ до 2,5 мВ. Абсолютное большинство производимых в XXI веке головок МС укладывается в два диапазона чувствительности: 100…300 мкВ и 500…700 мкВ[36][37]. Оптимальные коэффициенты усиления корректора для этих диапазонов превосходят оптимальный коэффициент усиления корректора ММ на 28 дБ (1:25) и на 20 дБ (1:10) соответственно[38].

    Благодаря меньшей, чем у головок ММ, массе подвижной системы головки МС отличаются меньшими нелинейными искажениями, лучшей передачей динамического диапазона записанного сигнала, и лучшим разделением стереоканалов[8][39]. По той же причине диапазон воспроизводимых ими частот простирается далеко за пределы звукового диапазона, а их высокочастотные резонансы сосредоточены на частотах порядка 60 кГц[39]. Генерируемый головкой МС сигнал содержит относительно бо́льшую долю нежелательных ультразвуковых помех и шумов, поэтому системы с головками МС более подвержены перегрузкам и интермодуляционным искажениям, и более требовательны к качеству предусилителя-корректора[39].

    Предельные уровни

    Стандарты ограничивают предельную колебательная скорость долгоиграющей записи уровнями 7, 10 или 14 см/c[комм. 4], но на практике эти пределы систематически нарушались, особенно при производстве 12-дюймовых синглов[35]. По данным исследования Shure абсолютный максимум музыкального сигнала, когда-либо записанного на серийной долгоиграющей пластинке, составляет 38 см/c на частоте 2 кГц; на низких и высоких частотах рекордные уровни спадают до 26 см/c на 400 Гц и 10 см/c на 20 кГц[41]. Максимальный среднеквадратический уровень напряжения

    , на который ориентируются конструкторы качественной аппаратуры, равен 64 мВ (40 см/c при чувствительности 8 мВ)[41].

    Наибольший риск перегрузки фонокорректора порождают щелчки — быстро затухающие ультразвуковые колебания иглы звукоснимателя при столкновении со случайной пылинкой или царапиной. Мгновенная скорость иглы в щелчке достигает 63 см/c (+22 дБ к номинальному уровню 5 см/c)[42]. Длительность щелчка не превышает миллисекунды, но вызванная им перегрузка или отсечка усилительного каскада может надолго вывести его из линейного режима; возвращение каскада в линейный режим сопровождается неблагозвучными низкочастотными призвуками[42]. Именно поэтому бытовая аппаратура c низкой перегрузочной способностью подчёркивает и усугубляет дефекты старых, «запиленных», пластинок, тогда как на качественной аппаратуре те же дефекты мало заметны на слух[43][44]. Другой источник перегрузок — инфразвуковые помехи из-за коробления и эксцентриситета дисков. При стандартной частоте вращения 33⅓ оборота в минуту частота основного тона этой помехи равна 0,55 Гц, а максимум энергии помехи сосредоточен в диапазоне 2…4 Гц[45]. На этих частотах, по данным Холмана и Селфа, помеха может достигать 35 мВ (22 см/c при чувствительности 8 мВ)[45]. С дальнейшим ростом частоты колебательная скорость помехи резко спадает, но на частотах 10…15 Гц вероятен «подхват» до +24 дБ из-за резонанса тонарма[45].

    Собственные шумы грампластинки

    Единого мнения о динамическом диапазоне и уровне шума грампластинки не существует как из-за различий в методиках измерения и представления данных, так и из-за разброса качества самих пластинок. Источники приводят значения динамического диапазона от 50 дБ (1:316) для низкокачественных массовых тиражей до 80 дБ (1:10000) для образцовых пластинок, нарезанных непосредственно рекордерами (по мнению Дугласа Селфа, величина 80 дБ безусловно завышена)[44].

    По данным Аполлоновой и Шумовой, рассматривавших классическую технологию 1960-х годов, уровень шума нарезаемых рекордером лаковых дисков составляет −63…-69 дБ относительно уровня 10 см/с[46]. Следующий технологический шаг, изготовление металлического диска-оригинала[комм. 5], ухудшает отношение сигнал/шум на 6 дБ, а штамповка серийных пластинок — ещё на 4 дБ[46]. Таким образом, уровень шума серийной пластинки составляет −53…-59 дБ относительно уровня 10 см/c (−47…-53 дБ относительно уровня 5 см/c). В позднейшей, более совершенной, технологии DMM рекордер нарезает запись в тонком слое мелкокристаллической меди, нанесённом на стальную подложку[47]. Уровень шума медного диска, измеренный на выходе эталонного тракта воспроизведения, составляет −70…−72 дБА относительно уровня 8 см/c[48], а расчётный уровень шума самой записи, без учёта «вклада» проигрывателя и корректора, составляет −72,5…−75,5 дБА (лучшие значения соответствуют скорости 45 об/мин, худшие — 33⅓ об/мин)[49]. Малотиражная штамповка пластинок по технологии DMM ухудшает отношение сигнал/шум на 2…8 дБ, до −62…−70 дБА[49] (−58…−66 дБА относительно уровня 5 см/c).

    Предыскажения спектра

    AЧХ записи (красная кривая) и АЧХ воспроизведения грамзаписи (синяя кривая), нормированные относительно частоты 1 кГц. Пунктир — АЧХ воспроизведения в редакции МЭК 1976 года
    Подробное рассмотрение темы: Кривая RIAA

    Все долгоиграющие пластинки, выпускавшиеся с конца 1950-х годов, были записаны и продолжают записываться с предыскажениями спектра сигнала по стандарту RIAA[50]. При воспроизведении пластинки фонокорректор восстанавливает исходный спектр сигнала, производя обратное преобразование. Стандартная функция, описывающая это преобразование, эквивалентна последовательному соединению трёх звеньев первого порядка: дифференциатора с постоянной времени 318 мкс (частота среза 500,5 Гц) и двух фильтров нижних частот с постоянными времени 75 и 3180 мкс (частоты среза 2122,1 и 50,05 Гц)[51]. На частоте 20 Гц значение функции, нормированной относительно центральной частоты 1 кГц, максимально и составляет +19,274 дБ (усиление в 9,198 раз); с ростом частоты оно монотонно спадает, и на частоте 20 кГц достигает минимума в −19,62 дБ (ослабление в 9,572 раза)[52]. Сложная форма кривой RIAA — компромисс, сложившийся из необходимости выжать предельно возможно качество звучания из несовершенной технологии механической грамзаписи[53]. За пределами звукового диапазона АЧХ корректоров не нормируется, но для уменьшения искажений в последующих звеньях усилительного тракта желательно, чтобы АЧХ спадала и на ультразвуковых, и на инфразвуковых частотах.

    Читайте также:  Тест наушников MB Quart QP 200 (Профессиональный отчет)

    В 1978 году Международная электротехническая комиссия (МЭК) изменила стандартную АЧХ воспроизведения, дополнив кривую RIAA фильтром верхних частот с постоянной времени 7950 мкс. По замыслу разработчиков стандарта, новый фильтр должен был подавлять нежелательное прохождение инфразвуковых колебаний при воспроизведении короблёных пластинок; неизбежным следствием поправки МЭК был ощутимый на слух завал низких частот (-3 дБ на 20 Гц, −1 дБ на 40 Гц)[54][55]. И слушатели, и производители аппаратуры приняли новинку в штыки. В XXI веке абсолютное большинство производителей фонокорректоров поправку МЭК не применяют, исходя из предположения о том, что механический рокот качественного проигрывателя пренебрежимо мал[54]. При необходимости воспроизведения короблёных пластинок, если

    инфразвуковая помеха достигает неприемлемого уровня, применяются отключаемые фильтры второго и выше порядков[54].

    Внутреннее сопротивление

    Активное сопротивление обмотки магнитной головки и её чувствительность связаны примерно линейной зависимостью: чем больше витков в обмотке, тем больше генерируемая ей ЭДС[38].

    Активное сопротивление головки МС составляет от 1 Ом до 160 Ом, а индуктивная составляющая её полного сопротивления пренебрежимо мала и не требует особого внимания[38]. Оптимальная величина входного сопротивления корректора для большинства головок, кроме самых высокоомных, составляет 100 Ом; для высокоомных головок предпочтительнее входное сопротивление 500 Ом[56]. Cопротивление головки МС не только определяет её собственный тепловой шум, но и является важной переменной, определяющей шум входного каскада корректора и, как следствие, его оптимальную схемотехнику.

    Активное сопротивление головок ММ составляет 430…1500 Ом при индуктивности 330…720 мГн для обычных моделей и 800…1000 мГн для диджейских[57]. На высоких частотах полное сопротивление имеет индуктивный характер и растёт пропорционально частоте; кроме того, его активная

    составляющая может заметно возрастать из-за потерь в магнитопроводе[58]. Стандартное входное сопротивление корректора ММ по DIN 45547 равно 47 кОм, и должно быть зашунтировано ёмкостью в 50…200 пФ[59]. Эта ёмкость корректора, совместно с ёмкостью соединительного провода, и индуктивностью головки образуют низкодобротный контур с частотой резонанса 10…20 кГц[57]. Точное следование кривой RIAA предполагает, в том числе, подбор оптимальной входной ёмкости под используемую головку[60]; в высококачественных серийных корректорах для этой цели предусматриваются наборы переключаемых пользователем входных конденсаторов[59]. С увеличением входной ёмкости частота резонанса уменьшается, а выброс АЧХ на ней растёт[57], но верхняя граница полосы пропускания контура по уровню −3 дБ изменяется слабо[61]. Альтернативное решение — отказ от использования входной ёмкости — позволяет улучшить отношение сигнал/шум на 1…2 дБ, но требует дополнительной коррекции частотных искажений, возникающих во входной цепи[62]. Точная настройка фильтров под конкретную используемую головку возможна только в лабораторных условиях, поэтому в серийных корректорах этот приём не применяется[62]. По той же причине не нашли применения корректоры, в которых высокочастотный участок кривой RIAA реализуется непосредственно во входном контуре[63].

    Собственные шумы звукоснимателя

    Любое сопротивление, включенное последовательно с источником сигнала, в том числе сопротивление самого источника, привносит в сигнал собственный тепловой шум. В фиксированной полосе звуковых частот (20 Гц…20 кГц) напряжение теплового шума пропорционально корню квадратному из величины сопротивления. Среднеквадратическое напряжение теплового шума на сопротивлении 1 кОм в полосе 20…20000 Гц при температуре 300 К составляет 575 нВ; на сопротивлении 100 кОм оно возрастает в 10 раз, до 5,75 мкВ и так далее[64].

    Тепловой шум обмоток магнитной головки — фундаментальный, неустранимый шум, определяющий

    Блок УКВ на нувисторах

    Уважаемый Древний юзер! Спасибо за поддержку. Вкратце так.

    Это изначально была афера. Но очень хотелось попробовать нувисторы в работе. За основу была взята схема блока УКВ тюнера «Scott 4312». Нашел ее здесь: https://www.lacieg2s.ca/w3terra/ols/scott312.htm (в самом низу страницы). Ни данных катушек, ни КПЕ, ни триммеров, ни монтажки – ничего. Да и качество схемы, мягко говоря, не очень. Несмотря на то, что в Инете полно схем тюнеров «Scott», схемы этой модели не нашел. Схему восстановил (см. фото 1), номиналы некоторых деталей определил в процессе работы. КПЕ и посеребренный провод использовал, какие были и под них прикинул данные катушек. На разработку платы ушло недели две. Было несколько вариантов, этот, по-моему, самый удачный. Плата размером 103 х 80 мм выполнена из одностороннего стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Максимальная высота (вместе со стойками 10мм) – 55 мм. Плата выполнена по «лазерно-утюжной» технологии, полностью залужена припоем ПСР-4. Каскад гетеродина максимально удален от остальной части блока и отделен экранирующей перегородкой из латуни.

    Схема весьма сходна с другими блоками УКВ этой фирмы. На входе — каскод из двух нувисторов (фото 2), еще одна лампа используется в гетеродине, собранного по схеме Хартлея (фото 3). Ну и четвертый нувистор используется в схеме односеточного преобразователя (фото 4). На выходе – фильтр ПЧ на 10,7 МГц. Цепи АРУ, которые присутствуют на оригинале, я не использовал, хотя место на плате предусмотрено. Дело в том, что в оригинале далее идет УПЧ на транзисторах и хотелось бы разобраться с его схемой, но ее у меня нет. И найти не могу.

    Немного о деталях. Самая дефицитная деталь – КПЕ. Этот я вынул из транзисторного тюнера «Pioneer TX-530L» (начало 80-х), который очень недорого купил в комиссионке только ради этого конденсатора. Собственно, с него все и началось…

    КПЕ, редуктор 1:3. У него 3 секции для УКВ примерно по 5-25 пФ, две секции АМ и 4 подстроечника примерно по 5-15 пФ – 2 на УКВ и 2 на АМ. Поэтому в гетеродине пришлось применить отдельный триммер (С18, КТ2-19 на 1,9-15 пФ). Нувисторы 6С52Н-В с проволочными выводами, укороченными до 7 мм. На корпуса ламп одеты заземляющие колечки из белой жести. Катушки L1, L5 и L6 намотаны на каркасах диаметром 6,5 мм от ТВ посеребренным проводом 0,83 мм. L1 и L6 содержат по 4 вит, а L5 – 3 вит. Отводы: у L1 от 1,75 и 2,5, считая от заземленного, у L6 по центру, у L5 – от примерно 1,5 и 2,5, считая от заземленного. (В процессе наладки, возможно, еще придется подбирать положение отводов). ВЧ-дроссели L2, L3 и L4 намотаны на каркасах диаметром 5,5 мм от ТВ проводом ПЭЛ-0,4 и содержат: 18 вит. (1 мкГн) и 8 вит. (0,33 мкГн). Дроссель L9 использован от лампового ТВ, его индуктивность примерно 80 мкГн. В цепях накала используются импортные дроссели на 6,2 мкГн/370 мА. Фильтр ПЧ из немецкого интернет-магазина (https://www.roehrentechnik.de/html/zf-bandfilter.html). Ближе всего к ним по конструкции контура ПЧ от приемника «Ишим» (фото 5). Резисторы С1-4 на 0,25 Вт. Конденсаторы в основном импортные дисковые керамические (поднакопилось из разборки старой аппаратуры).

    После окончания наладки блок будет помещен в закрытый кожух из меди. Нужно будет предусмотреть вентиляцию, т.к. нувисторы ощутимо греются.

    Собственно, вкратце всё. Жду советы, вопросы и критику.

    350101316_nuvukw-jpg-8ab51d96710f7c317778f16b1920b6e9

    smesit-jpg-48049fb72af4709c126282f413ead6f4

    cascod-jpg-e157225af5e16db4875415ad5432366f

    925980193_ifishim-jpg-4dff205761687ac0b8d7471a43d1ddb3

    geter-jpg-291a2e84786b4fc380448190119c8ba5

    Оцените статью
    Добавить комментарий