В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Крылов; Крылов, Виктор.
Виктор Владимирович Крылов | |
Prof. Victor Krylov | |
Дата рождения | 1952(1952) |
Место рождения |
|
Страна |
|
Научная сфера | акустика |
Место работы | Лафборовский университет |
Альма-матер | физический факультет МГУ |
Учёная степень | доктор физико-математических наук |
Учёное звание | Профессор |
Научный руководитель | В. А. Красильников |
Награды и премии | |
Медиафайлы на Викискладе |
Виктор Владимирович Крылов
(англ. Victor Krylov) — советский и британский учёный, профессор акустики Лафборовского университета. Лауреат премии Ленинского комсомола (1984 г.) и медали Рэлея (2000 г.).
Биография[ | ]
Виктор Владимирович Крылов родился в городе Тамбове, Россия, в 1952 году. После первоначального изучения радиофизики и электроники, защитил кандидатскую диссертацию по окончании аспирантуры физического факультета Московского государственного университета по специальности акустика в 1981 году. Там же защитил докторскую диссертацию в 1989 году. Работал научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником на физическом факультете МГУ с 1980 года по 1993 год. В 1990—1991 гг. посетил Эдинбургский университет в Шотландии. C 1993 года профессор акустики в Ноттингемском Трентском университете, а с 2001 года профессор акустики в Лафборовском университете.
Виктор Крылов лауреат премии Ленинского комсомола (1984) и первой по значимости награды Акустического института Великобритании — медали Рэлея (2000). Его основные труды посвящены таким областям как физическая акустика, поверхностные акустические волны, лазерная генерация ультразвука, акустическая эмиссия, ультразвуковые методы неразрушающего контроля материалов, генерация наземных вибраций железнодорожным и автомобильным транспортом, низкочастотный шум и вибрации, локализованные упругие волны в сложных структурах, внутренний структурный шум автомобилей. Он является автором, соавтором и редактором пяти книг и более чем 250 статей в научных журналах и трудах конференций.
Крылов активно участвует в научной жизни Великобритании. Он является членом Научного координационного комитета Акустического института Великобритании, членом Колледжа Научного совета по инженерным и физическим наукам (EPSRC), состоял членом Комитета объединенной группы по физической акустике Акустического и Физического институтов Великобритании. Он является действительным членом Акустического института Великобритании, членом Американского акустического общества, членом Европейского механического общества, членом Эдинбургского математического общества. Он также является членом редколлегий журналов «Applied Acoustics»
и
«Journal of Sound and Vibration»
.
Басни про себя
Некоторые историки литературы считают, что Крылов любил сочинять про себя невероятные истории: в действительности он был человеком жёстким, а считался необычайно добродушным. Следил за чистотой одежды, а прослыл неряхой. Много работал над баснями (сохранились черновики), а прикидывался лентяем. Даже причину собственной смерти он сам себе придумал – якобы обжора подавился оладушками или, по другой версии, рябчиками. На самом деле он перед смертью сильно заболел пневмонией, течение которой усугубили не только его лишний вес и гипертония, но и серьёзные проблемы с лёгкими. Врачи старались как могли: назначали кровопускание, рвотный камень, шпанские мушки (высушенные и растёртые насекомые) на грудную клетку. Давали также хинин, который в те времена считался «лекарством от всего» в основном из-за нестерпимо горького вкуса. Лучше не становилось. Созвали консилиум и начали давать опий и препараты ртути (они обладали одновременно рвотным и слабительным эффектом).
Умер великий баснописец, как предположили его врачи, от отёка лёгкого. Вскрытие делать не стали.
Научные достижения[ | ]
Виктор Крылов начал работать над своей кандидатской диссертацией на кафедре акустики физического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова в 1977 году. Предметом его исследований в этот период была теория распространения и рассеяния поверхностных волн Рэлея в средах с неоднородными границами. В результате этих исследований он опубликовал несколько важных работ по волнам Рэлея на очень высоких (гиперзвуковых) частотах (1979—1980 гг.), для которых эффекты поверхностного натяжения и поверхностных упругости и плотности должны быть приняты во внимание. В других статьях этого периода рассматривались распространение и рассеяние волн Рэлея на изогнутых и статистически шероховатых поверхностях.
Став сотрудником кафедры акустики в МГУ им. М. В. Ломоносова, Виктор Крылов продолжил свои теоретические и экспериментальные исследования поверхностных волн Рэлея. В этот период он также начал исследования в области акустической эмиссии от трещин, развивающихся в хрупких материалах, и опубликовал ряд работ в этой области (1983—1987 гг.). Начиная с 1982 года, он также опубликовал ряд пионерских статей по лазерной генерации ультразвука в твердых телах, в том числе генерации волн Рэлея. Эти статьи стали важной вехой для дальнейших международных исследований в этой области.
Другими важными достижениями этого периода стали теоретические и экспериментальные результаты в области локализованных волн, распространяющихся вдоль краев упругих клиньев, известных также как ‘клиновые акустические волны’. В частности, развитая им теория локализованных волн на основе геометрической акустики (1989—1991 гг.) позволила анализировать клиновидные структуры произвольной формы и привела к предсказанию новых типов локализованных волн, в том числе волн, распространяющихся вдоль усеченного клина квадратичного сечения (1990 г.). Эти волны могут распространяться с очень низкой фазовой скоростью, и они могут иметь важное значение для ряда практических приложений.
Виктор Крылов на новой высокоскоростной линии в Швеции (Гётеборг-Мальме) при наблюдении эффекта ‘Грунтового вибрационного удара’ от пассажирского поезда Х2000 в марте 2000 г.
В 1993 году Виктор Крылов начал работать в Ноттингемском Трентском Университете (Великобритания), где он был удостоен звания профессора акустики. Основным направлением его исследований в Ноттингеме были экологическая акустика и вибрации, в частности, упругие колебания земли, порожденные поездами и автотранспортными средствами. Его предыдущий опыт в области фундаментальной физической акустики помог ему привнести новые идеи и методы в эту область. В частности, в статьях, опубликованных в 1994—1996 гг. им был теоретически предсказан очень высокий уровень земных вибраций, генерируемых высокоскоростными железнодорожными поездами, движущимися со скоростью выше, чем скорость поверхностных волн Рэлея в грунте. Это явление похоже на хорошо известный Звуковой удар от сверхзвукового самолета. В связи с этим, в научный язык были введены такие новые понятия, как ‘Грунтовой вибрационный удар’ и ‘Транс-Рэлеевские поезда’. Эта теория была экспериментально подтверждена в 1997—1998 гг. на новой высокоскоростной линии в Швеции (Гётеборг-Мальме), где на некоторых участках трассы скорость волн Рэлея была всего 45 м/с, и скорости движения поездов в 160 км/час было достаточно, чтобы наблюдать эффект. В настоящее время общепризнано, что в связи с ожидаемым ростом рабочих скоростей пассажирских поездов явление ‘Грунтового вибрационного удара’ будет представлять собой серьезную проблему для многих стран Европы, Америки и Азии.
Другими важными достижениями этого периода были работы Крылова по экологическому низкочастотному шуму и по волнам в погруженных клиновидных структурах. В частности, он предсказал существование локализованных упругих волн в твердых клиньях, погруженных в жидкость. Такие волны могут стать основной для некоторых важных приложений в морской технике. В частности, было предложено использовать их в качестве волнообразной гидродинамической тяги (Крылов, 1994 г.). Разработанная теория была позднее подтверждена экспериментально в США и Франции.
С 2001 года Виктор Крылов работает в Лафборовском университете (Великобритания) в качестве профессора акустики и вибраций. Одним из его научных достижений в Лафборо была разработка физических принципов и теории новых физических объектов — так называемых ‘акустических черных дыр’ для изгибных волн (2001—2007 гг.). Такие акустические черные дыры могут поглощать почти 100 % энергии падающей волны и, следовательно, они могут быть использованы в качестве эффективных поглотителей (демпферов) нежелательных структурных вибраций в различных инженерных конструкциях. Основной принцип ‘эффекта акустических черных дыр’ основан на плавном (степенного типа) снижении скорости падающей волны с расстоянием почти до нуля, которое должно сопровождаться эффективным поглощением энергии в тонких прикрепленных слоях из поглощающих материалов в области низкой скорости. Необходимое постепенное снижение скорости изгибных волн с расстоянием может быть легко достигнуто за счет изменения локальной толщины пластины по степенному закону, с показателем степени равным или больше двух. Всесторонние теоретические и экспериментальные исследования акустических черных дыр разных типов (2005—2012 гг.) подтвердили их эффективность как амортизаторов вибраций, особенно в случае легких конструкций, где традиционные методы демпфирования с использованием толстых слоев поглощающих материалов не могут быть применены.
Важные новые результаты были также получены в области применения локализованных изгибных волн в погруженных клиновидных структурах для волнообразного продвижения небольших морских судов и подводных лодок. Этот новый метод создания гидродинамической тяги, предложенный Крыловым в 1994 году, имитирует волнообразное движение некоторых видов рыб, таких как скаты. Он обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным винтом. В частности, он почти бесшумен и характеризуется низким энергопотреблением. Первые экспериментальные исследования, предпринятые на уменьшенных моделях судов, подтвердили жизнеспособность и эффективность этого нового метода продвижения с использованием распространения локализованных упругих волн в погруженных клиновидных структурах (2006—2010 гг.).
Интересные новые результаты были получены также в области шума и вибраций автомобилей, включая моделирование внутреннего структурного шума в салоне (2002—2009 гг.), теорию стоячих волн в шинах при высоких скоростях автомобиля (2010 гг.), и теорию колебаний грунта, порожденных движением тяжелого колесного и гусеничного автотранспорта (2010—2011 гг.).
↑ Прибор для фотографической записи качаний корабля
При рассмотрении в Морском техническом комитете плана предстоящих в 1907 г. в Чёрном море артиллерийских опытов, А. Н. Крылов предложил применить фотографический метод для получения точной записи качаний корабля [4].
Предложение было одобрено, и он, с присущей ему вдумчивостью и изобретательностью, принялся за осуществление его.
Сконструированный А. Н. прибор для фотографической записи качаний корабля, названный им «телефот», представлял собой фотографическую камеру специальной конструкции, которая устанавливалась на корабле таким образом, чтобы её главная оптическая ось была перпендикулярна диаметральной плоскости корабля. В главной фокальной плоскости камеры со стороны объектива был установлен щит с вертикальной шелью, шириною около 0.1 мм, который плотно прилегал к светочувствительному слою пластинки, причём длина щели была равна высоте пластинки. Камера наводилась на видимый горизонт, пластинка же, или желатиновая плёнка, равномерно передвигалась с помощью часового механизма, благодаря чему на этой плёнке и получалась непрерывная запись качаний корабля.
«Телефот» был своевременно изготовлен, и 25 сентября 1907 г. в Чёрном море под руководством А. Н. Крылова на канонерской лодке «Уралец» в период опытной стрельбы на качке было проведено испытание прибора.
Образец снимка телефотом
Опыты показали, что «даже первый построенный для фотографической записи прибор Крылова дал положительные результаты», однако наряду с этим была установлена желательность изменить конструкцию телефота таким образом, чтобы иметь возможность одновременно записывать качку как в плоскости, так и в наклоне цапф.
На основе этих выводов А. Н. разработал новый проект усовершенствованного прибора для фотографической записи качания корабля. Этот прибор с успехом был применён А. Н. во время его знаменитой экспедиции на пароходе «Метеор» [3].
Книги[ | ]
- Красильников, В. А., Крылов, В. В., Введение в Физическую Акустику
, Москва, Наука, 1984. - Красильников, В. А., Крылов, В. В., Поверхностные Акустические Волны
, Москва, Знание, 1985. - Крылов, В. В., Основы Теории Излучения и Рассеяния Звука
, Москва, Издательство МГУ, 1989. - Бирюков, С. В., Гуляев, Ю. В., Крылов, В. В., Плесский, В. П., Поверхностные Акустические Волны в Неоднородных Средах
, Москва, Наука, 1991. - Biryukov, S.V., Gulyaev, Yu.V., Krylov, V.V., Plessky, V.P., Surface Acoustic Waves in Inhomogeneous Media
, Springer-Verlag, Berlin, Heidelberg, New York, 1995. - Krylov, V.V. (ed), Noise and Vibration from High Speed Trains
, Thomas Telford Publishing, London, 2001. - Krylov, V.V. (ed), Ground Vibrations from High-Speed Railways: Prediction and Mitigation
, ICE Publishing, London, 2020.
КРЫЛОВ
Павел Дмитриевич (6.02.1883, Тверь — 21.04.1935, Москва), рус. композитор, педагог-теоретик. Большое влияние на формирование К. как музыканта оказал его отец Дмитрий Павлович, организовавший в годы учебы на историко-филологическом фак-те С.-Петербургского ун-та студенческий хоровой кружок (пел в ц. во имя св. Двенадцати апостолов при Главном управлении почт и телеграфов), а во время преподавания в гимназии г. Твери (с 1880) создавший большой хор, пение к-рого в гимназической церкви пользовалось успехом. Начальное муз. образование К. получил в семье. Он обладал хорошим слухом, импровизировал, с 13 лет давал частные уроки, решив копить деньги для дальнейшего обучения музыке. В 1901 г. окончил Тверскую гимназию с золотой медалью.
В 1901-1906 гг. учился на естественном отд-нии физико-математического фак-та Московского ун-та, затем преподавал в городских школах и гимназиях Москвы. В 1909-1912 гг. учился в Музыкально-драматическом уч-ще Филармонического об-ва в классе композиции А. Н. Корещенко; окончил его с золотой медалью. Долгое время К. параллельно занимался музыкой и естествознанием, но затем музыка стала главным делом его жизни. В 1918-1922 гг. К.- зав. хоровыми студиями московского Пролеткульта, лектор в рабочих аудиториях, в 1921-1923 гг.- зам. директора Государственной филармонии (в Москве). С 1919 г. К. преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской консерватории (профессор), в 1923-1928 гг.- председатель теоретического отдела консерватории, в 1928-1930 гг.- проректор по учебной работе, в 1932-1935 гг.- зав. кафедрой дирижирования. К. много занимался общественной работой. Автор монографии о Г. Э. Конюсе (М., 1932).
Наиболее крупные муз. сочинения К.- опера «Бахчисарайский фонтан» по поэме А. С. Пушкина (1912, выпускная экзаменационная работа), симфония (1934, не окончена), концерты для кларнета с оркестром (1931), виолончели с оркестром (1933), симфоническая увертюра «Весна» (1914), а также музыка для театральных постановок, хоровые сочинения. Обладая ясностью формы, зрелостью мелодического и гармонического письма, сочинения К., однако, не отличаются большой самобытностью и оригинальностью.
К духовной музыке он обратился в 10-х гг. XX в., в частности писал для ученического хора домовой церкви школы московского Об-ва ямщиков Тверской слободы. «Литургия святого Иоанна Златоуста» из 13 номеров (1913), к-рую К. посвятил отцу, написана для однородного хора (женского или мужского). В предисловии к изданию К. отмечает недостаток сочинений для такого состава, необходимых в жен. мон-рях и в учебных заведениях (ин-тах, епархиальных и городских уч-щах и т. д.). Автор подчеркивает свое стремление к тому, чтобы музыка находилась «в полном соответствии с текстом духовных песнопений», что особенно важно при восприятии песнопений детьми. Неразрывную связь музыки и текста молитвы К. считал главным достоинством церковного пения. В рецензии на премьеру «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова он восхищался умением композитора достичь такого полного слияния, «что требования эстетического и религиозного чувства вполне удовлетворяются», и видел в этом «силу духовного песнопения, способную производить глубокое впечатление» (Крылов П. Д. Всенощное бдение С. В. Рахманинова // Рус. иллюстрация. 1915. № 7/8. С. 32).
Муз. язык «Литургии…» К. выдержан в лучших традициях московской школы Нового направления: развитая диатоника, близость мелодики к церковным напевам без применения цитат, переменность метра, следующего за текстом песнопений. Критики отметили своеобразие сочинения К.: «Музыка его везде благородна: нет банальности, приторности, слащавости и других дешевых средств» (П. Крылов. 1914. С. 22). При этом ориентация К. на удобство исполнения небольшим хором проявляется в простоте стиля, прозрачности фактуры, подвижном балансе трех- и четырехголосия.
Мн. церковные сочинения К. остались неизданными. Д. С. Семёнов называет их «отличными», но с сожалением пишет о том, что К. впосл. «отказался от своего духовно-музыкального творчества» (Семёнов. Словарь церк. пения. С. 74).
Арх.: ГЦММК. Ф. 283. № 62: Духовно-муз. соч. № 2-6 (ркп.); № 63: Литургия (ркп., автограф); Ф. 36. № 31: «Чертог Твой» (посвящ. П. Г. Чеснокову (1925), ркп., автограф); Ф. 337: Док-ты и мат-лы из архива К., в т. ч. № 90: [Крылова Елизавета?]. Биография Крылова П. Д.
Муз. соч.: Духовно-муз. соч. М., [1913]. [№ 1]: Литургия св. Иоанна Златоуста: Для однородного хора; [1914]. № 2: Херувимская песнь: Для смеш. хора; № 3: Блаженны: Альт-соло и смеш. хор; № 4: «Слава: Единородный Сыне»; № 5: «Хвалите имя Господне»; № 6: «Приидите, поклонимся», Трисвятое: Для смеш. хора [3 последних номера]; «Во Царствии Твоем» // «Тебе поем»: Песнопения Божественной литургии: Для смеш. хора / Сост.: А. Ратников, Л. Боровлева, И. Соловьев; общ. ред.: прот. Валентин Чаплин. М., 1997. С. 35-39; «Кресту Твоему» // Песнопения Божественной литургии: В 2 ч. / [Сост.: О. А. Бычков]. М., 2007. Ч. 1. С. 80-81. (Богослужебный репертуар 4-голосного муж. хора; 3); То же // Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста: [Тексты и ноты песнопений и концерты] / Сост.: О. А. Бычков. М., 20152. № 101.
Лит.: П. Крылов. «Литургия св. Иоанна Златоуста»: [Рец.] // ХРД. 1914. № 1. С. 21-22; П. Крылов. Херувимская песнь, Блаженны, «Слава: Единородный Сыне», «Хвалите имя Господне», «Приидите, поклонимся»: [Рец.] // ХРД. 1914. № 12. С. 235-236; Евсеев С. В. Памяти П. Д. Крылова // Сов. музыка. 1935. № 6. С. 75-77; Плотникова Н. Ю. Сила духовного песнопения // Она же. Русская духовная музыка XIX — нач. XX в.: Страницы истории. М., 2007. С. 241-245.
Н. Ю. Плотникова
Граф с тросточкой
Врачи не понимали, что с малышом, и рекомендовали длительные прогулки по морскому побережью и верховую езду. Но ничего не помогало: Анри очень поздно начал ходить, уже в детстве опирался на трость и в дальнейшем не расставался с ней всю жизнь. Для больного заказывали специальную низкую мебель, но в 6 лет, вставая даже с такого стула, он неловко упал и получил сложный перелом бедра. Тогда уже широко применяли гипс, но срастался перелом так медленно, что пришлось очень долго находиться на постельном режиме. Как только Анри смог встать, как сломал другую ногу, и всё повторилось сначала. Тогда мать заказала для него краски и холсты. С той поры Анри постоянно рисовал.
В подростковом возрасте у него сильно изменился скелет: голова стала несоразмерно большой, тогда как туловище оставалось тщедушным. Его рост остался 152 см, а походка была переваливающейся, похожей на утиную.
Анри рано стал известным художником. Родители, понимая, что это единственная отдушина для сына, помогали ему и деньгами, и советами. Общение с богемной средой привело к тому, что Лотрек стал клиентом женщин лёгкого поведения, которых он обессмертил в своих картинах. Он начал много пить.