Размышления о материале СЧ/НЧ-диффузора, как о факторе при выборе АС
Регулярно общаясь с аудиофилами практически всех мастей (от совершенно небогатых до весьма обеспеченных, а также с домашниками и автомобилистами) нередко поднимается вопрос материала диффузора. Принято считать, что бумага — это самый лучший материал для СЧ/НЧ-динамиков. Но почему же тогда далеко не все производители его используют? Могу поделиться лишь собственным мнением, основанным на двадцатилетнем опыте прослушивания, тестирования и изучения на потребительском уровне влияния материала диффузора на звучание. Почему бумага — лидер? Всё весьма просто: у этого материала просто наилучшее сочетание характеристик и цены, к тому же именно из неё делали подавляющее большинство диффузоров в самом начале производства динамиков. А т.к. опять же многие аудиофилы не без доли справедливости считают, что раньше трава была зеленее, деревья выше, звучало лучше, то конечно же и бумага будет считаться лучшим для звука. Тем не менее, этот материал крайне часто сейчас используется по двум причинам: цена и маркетинг. Но я считаю, что нельзя рассматривать влияние материала диффузора на звучание отдельно не то, что от конструкции динамика, но и вообще от акустической системы
Нельзя рассматривать влияние материала диффузора на звучание отдельно не то, что от конструкции динамика, но и вообще от акустической системы
К примеру, послушайте «общественно-резонансные» в последнее время Heco Einklang. Широкополосник на бумаге имеет вполне себе современную АЧХ. А всё дело в волшебных пузырьках кроссовере (хотя, казалось бы, зачем он одному динамику?): он просто прижимает середину, поэтому и бумага звучит как современный двухполосник. Посмотрите на многие профессиональные АС: о живости и утончённости (эти свойства любят присваивать бумаге аудиофилы) не может быть и речи, хотя диффузор бумажный. Даже «слышавшие звон, но не знающие, где он» автолюбители с пеной у рта защищают наидешёвейшие бумажные штатные динамики, искренне веря, что производитель заботится о покупателях, в то время, как последний искал варианты максимально удешевить свою продукцию.
Бумага — это хороший и недорогой способ попытаться причислить свой продукт к «илитарному» (с) классу. Для маркетологов
Для маркетологов бумага — это хороший и недорогой способ попытаться причислить свой продукт к «илитарному» (с) классу. Однако даже в бюджетном классе уже много акустических систем, которые имеют полимерные диффузоры.
Когда кто-то с презрением или снобизмом говорит о пластиковом звуке динамиков с полимерными диффузорами, я сразу понимаю: передо мной дилетант-позёр, которому не посчастливилось услышать нормальные АС с небумажными диффузорами. Моё первое образование было связано с производством изделий из полимерных материалов и я знаю, что можно создать полимерный диффузор и лучше, и крепче бумаги. Вопрос останется за ценой: она будет весьма высокой. Впрочем, яркий пример удачных «полимерных» АС — Wilson Audio.
Спорные по звуку Focal, применяющие композиционные материалы, всё равно так или иначе далеко не провальный продукт. Или кто-то может похвастаться тем, что слышит «льняную» окраску динамиков FLAX (между прочим, лён там между двумя слоями стеклоткани, что покажет всю глупость такого «слухача»).
Нелишним будет отметить и небезызвестные «алюминиевые» мониторы от Acoustic Energy. Есть люди, которые скажут, что эти системы плохо звучат? Или это просто показатель того, что не отвечают вкусу таких людей? И таких вариантов «незвучащих» материалов можно найти множество. О какой тогда объективности новоявленных «материаловедов» может идти речь?
Поэтому я считаю доводы людей, восхваляющих тот или иной материал диффузора в отрыве от акустической системы в целом, как совершенно необъективными. Уж что-что, а материал диффузора совсем не является даже обычным фактором для выбора АС и тем более — решающим.
Кевлар.
Кевлару мир обязан почти случайным открытием одной из лабораторий компании DuPont. История умалчивает, почему ведущий исследователь лаборатории Кволек решила попытаться получить волокно из раствора, совершенно для этого не подходящего. Оказалось, что в процессе вытягивания якобы неподходящий для этого полимер образовал волокно, которому многие обязаны нынче жизнью: из него делают легкие пуленепробиваемые жилеты. Что же касается автозвука, то первые динамики с диффузорами из кевлара были выпущены в середине 80х компаниями Focal и Eton.
Кевлар, как известно, имеет очень большую жесткость. Поэтому свойства, которые проявляются в диффузорах из углепластика, здесь просто доведены практически до совершенства. Но столь же существенно проявляются и недостатки, характерные диффузорам высокой жесткости. Вследствие резкого перехода сверхжесткого диффузора из поршневого в зонный режим на частотах 3-4 кГц появляется характерный «кевларовый звук» — агрессивный и диссонирующий с отлично сбалансированным звучанием этого же диффузора в нижней середине. А ведь в двухполосных системах мидбасам приходится отрабатывать и этот отрезок. Конструкторы борются с описанным выше явлением посредством фильтров высокого порядка с крутизной спада 24 дБ/окт, но и эти фильтры приходится дополнять корректирующими цепями, настроенными на частоту «кевларового резонанса». Зато материал, который, напоминаем, применяется в пуленепробиваемых жилетах, уж точно не боится никаких невзгод, характерных для автомобильной эксплуатации. А проблему «кевларового звука» можно решить. К примеру, существует разработанный фирмой Eton материал Nomex, который состоит из двух слоев кевларового композита, между которыми имеется слой-заполнитель с сотовой структурой. Подобные решения используют и другие компании, называя свои материалы по-разному, но суть одна — наполнитель переменной жесткости «съедает» характерный «кевларовый пик» в верхнем участке частотной характеристики.
А некоторые производители идут по иному пути, применяя всевозможные конструктивные решения для подавления ненужных резонансов. Например, учитывают тот факт, что «кевларовому звуку» больше подвержен именно внешний край диффузора. И если приклеить к диффузору подвес широкой закраиной, занимающей чуть ли не 15% радиуса (незаметной для глаз, поскольку она со стороны корзины), то получится, по сути, вибропоглощающее покрытие.
Металлы.
Да, и из такого материала пытаются делать диффузоры. По крайней мере, мидбасовых динамиков. Материал, безусловно, жесткий, но назвать его легким никак нельзя, и никакие усилия конструкторов по облегчению таких диффузоров, их масса продолжает быть значительной, негативно влияя на чувствительность. Тем не менее, некоторые производители и мастера по установке автозвука и по сей день продолжают экспериментировать с металлическими диффузорами, несмотря даже на практически отсутствующее внутреннее демпфирование. Некоторые честно предупреждают в сопроводительной документации, что обычные недорогие кроссоверы не способны справиться с ярко выраженными пиками АЧХ в районе 5-10 кГц, предоставляя борьбу с ними инсталляторам. Впрочем, сабвуферы с металлическими диффузорами снискали славу, но не там, где необходимо качество звучания — их иногда применяют в инсталляциях, «заточенных» под SPL, а уж давление жесткий металлический диффузор обеспечить может.
Объемные композиты.
Остается вспомнить еще о жестких трехмерных конструкциях с плоской поверхностью излучения и внутренним наполнителем из полимера, имеющего сотовую структуру. Такие динамики пытались делать еще четыре десятка лет назад, придавая им прямоугольную форму, чтобы выделяться из общей массы. Но потом динамики с диффузорами из объемного композита исчезли, появившись через много лет в модельных рядах достаточно продвинутых компаний. Теоретически объемный материал — идеальная излучающая поверхность, если только не принимать во внимание его массу. Но в реальной жизни такие диффузоры весят немало, не будучи при этом абсолютно недеформируемыми.
Не сабвуферами едиными жива аудиосистема. В продолжении мы приступим к обзору материалов, применяемых при изготовлении мембран ВЧ-головок.
Продолжение следует…
© Copyright. carsound-factory.ru. Все права защищены. При копировании любого материала с ресурса гиперссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Чем обработать подвесы динамиков
Moderator: LinuxManiac. Users browsing this forum: Google [Bot] and 2 guests. АудиоПортал Аудиофорум профессиональных любителей. За и против. Posted: Tue Jun 29, pm. Много баек сказывается о пропитках. О хитиновых, касторовых, акриловых, эпоксидных и прочих. Даже о секретных пропитках по рецептам фирмы Телефункен времен третьего рейха Отзывы пишутся от самых хвалебных — мол звук ангельски-волшебный получился, до жутко отрицательных — загробил кучу динамиков и ничего не получилось Рекомендации тех, кто не сумел испортить динамик, категоричны — мазать все подряд: конуса, диффузоры, подвесы, центрирующие шайбы, корзины и подводящие провода.
А зачем мазать? С какой целью? Как изменятся основные параметры динамика: Fs, Qts, Vas, чувствительность? В чем мы выиграем и в чем проиграем? Post subject: Re: Пропитка диффузора. Плохо — оно само получится Я могу на градусов повернуть голову жаворонку с перфоратором. В основном пропитываю гофр бумажных динамиков герленом немного. В последнее время пробую вместо герлена незасыхающий герметизирующий силиконовый герметик. Иногда наношу оба разбавленных состава.
Параметры динамиков не меняются по крайне мере у 5гдш У динамиков побольше 4а, бг снижается резонансная частота. На фото обработал пару динамиков, левый только герленом, справа еще и силиконовым герметиком:.
В основном пропитываю гофр бумажных динамиков герленом У динамиков побольше 4а, бг снижается резонансная частота Я хочу расширить диапазон вниз, значит мне надо понизить Fs.
На электрическую добротность, которая, кстати сказать, составляет львиную долю общей добротности динамика, я влиять не могу, поэтому танцуем с механической Хорошо, увеличиваем массу подвижки, делаем диффузор более жестким, а подвес более мягким.
За это придется заплатить уменьшением чувствительности Я хочу расширить диапазон вверх, значит мне надо повысить Fs. Массу подвижки я уменьшить не могу, остается сделать подвес более жестким. И все равно заплатить чувствительностью Как бумажный подвес сделать более мягким? Бумага состоит из волокон, наполнителей, клея ну и пор само собой. Пропитка должна растворить и вывести из бумаги клей не нарушая при этом положения волокон и заменить его тоже на клей, только на более вязкий, иначе подвес развалится.
Сложная задачка для пропитки, однако А давайте просто заполним поры бумаги и еще сверху засиликоним! Только вот жесткость подвеса в этом случае возрастет, так как к жесткости бумаги добавится жесткость пропитки Posted: Wed Jun 30, am. Герметик также разводиться бензином. Для обработки ШП в самый раз, жёсткость подвеса уменьшается Перейдем от подвесов с диффузору и, следуя рекомендациям, пропитаем его по всей поверхности с двух сторон и, заодно удалим пылезащитный колпачек. Жесткость диффузора и его масса увеличились, чувствительность динамика уменьшилась.
И динамик практически перестал воспроизводить ВЧ! А все проще некуда — ШП динамик излучает ВЧ как раз этим самым колпачком и ВЧ конусом, если он есть, плюс частью прилегающего к ним диффузора. Чтобы широкополосник хорошо излучал ВЧ его диффузор должен быть достаточно податливым. Пропитав весь диффузор, мы из ШП дина сделаем среднечастотник. А нам это надо? Герлен хорошо гасит призвуки. Но весь диффузор мазать не стоит.
Только подвес. При этом и чувствительность не сильно упадет. На слух не заметно. Зато заметно улучшение. Жесткие пропитки, к которым относится Хитиновая дают прибавку в ВЧ. Чувствительность также не сильно уменьшается. Вес очень небольшой. По крайней мере у Хитиновой моего изготовления. Почта sergeev собака mail. Posted: Wed Jun 30, pm. Насчёт фильтрованной бумаги- чем предлагаете её пропитать? Удаляя часть клея мы делаем подвес более мягким. Аналогичные результаты дает касторовое масло.
Но подвес при этом делается менее прочным и довольно быстро разрушается. А фильтровальную бумагу любая пропитка сделает в той или иной степени жестче, а вот вода вымоет клей и разрушит бумагу Так я и пробую заменить всякие масла касторовое и т. Page 1 of Previous topic Next topic. Post subject: Пропитка диффузора.
На фото обработал пару динамиков, левый только герленом, справа еще и силиконовым герметиком: You do not have the required permissions to view the files attached to this post. Dimtan wrote: В основном пропитываю гофр бумажных динамиков герленом С полным уважением к Вашим трудам, но коль параметры динамиков не меняются — зачем их мазать? OM wrote: Dimtan wrote: В основном пропитываю гофр бумажных динамиков герленом Знал, что зададите этот вопрос.
Я обрабатываю гофр для расширения полосы вниз, так сказать для улучшения звучания нижней середины, пропитываю не густым раствором, чтоб не нарушить общее звучание СЧ. При это динамик ведёт себя немного спокойней, изчезают некоторые призвуки, если можно так сказать. Насчёт чувствительности, если герлен уменьшает чувствительность за счёт увеличения массы подвижки — это смотря сколько его нанести. Можно обработать гофр пару раз слабым раствором без изменения рез частоты.
А можно обрабатывать и треннировать гофр водой или растворителем по методике Гэгэна где Fs снижается значительно, но характер звучания динамика почти не меняется, гофр всё равно остаётся жестковатый. Понравилась обработка герметиком, его надо меньше для обработки чем герлена, проникает в бумагу лучше, гофр немного смягчается от герметика, а герлен у него больше свойства резины, т.
OM wrote: Как бумажный подвес сделать более мягким? Силикон силикону рознь, вернее для каких целей герметик. Нам нужен несохнущий и со связующими добавками. Если герлен в основном сцепляет поры после нанесения на поверхности присутствует некоторый блеск то несохнущий силиконовый герметик скорее всего заполняет их Поверхность матовая после нанесения, и также связывает только послабже герлена.
Для обработки ШП в самый раз, жёсткость подвеса уменьшается, свободный ход немного увеличивается, чувствительность не меняется, звучание нижнего регистра улучшается появляется бархатистость что-ли, в общем почти замена подвеса на замшу. Всётаки наверно я круто загнул Силиконовые масла неподходят, т. Подходящий герметик редко встретишь в магазинах. Dimtan wrote Позвольте с Вами не согласиться.
Жесткость подвеса увеличивается и Fs динамика тоже растет. В это можно убедиться на простом опыте — пропитать фильтровальную бумагу и сравнить ее с непропитанной. В этой ветке есть отчет Bubi. Он пишет, что после пропитки подвеса у 5гдш резонансная частота повысилась. OM wrote: Dimtan wrote Что-то не нашел про повышение рез. OM wrote: Перейдем от подвесов с диффузору и, следуя рекомендациям, пропитаем его по всей поверхности с двух сторон и, заодно удалим пылезащитный колпачек.
Про пропитку всего диффузора пишут на основе хизатона. You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
Сергеев Сергей.
Диаметр диффузора сабвуфера 15
ЦЕЛИКОМ И ПОЛНОСТЬЮ УКРАДЕНО С БАСКЛУБА и дабы быть честным к автору данного текста вот ссылка перво источника www.bassclub.ru/forum/showthread.php?t=43084
Ящик для любого динамика DD для повседнева — расчет в 3 шага! Расчет примитивен, но работает практически всегда безотказно, ошибиться возможно разве что с расположением.
ШАГ 1. Считаем площадь порта. Для этого необходимо знать площадь диффузора динамика. 6.5″ — 160кв.см. 8″ — 210кв.см. 10″ — 340кв.см. 12″ — 500кв.см. 15″ — 700кв.см. 18″ — 1100кв.см.
Для использования с номинальной мощностью — умножаем площадь диффузора на коэффициент от 0.3 до 0.4 и получаем площадь порта. Для использования с мощностью около или выше номинала не более чем на 100% — умножаем на коэффициент от 0.35 до 0.5 и получаем площадь порта. Для использования динамика при наличии слуха и понимания процессов с серьезными мощностями — умножаем на коэффициент от 0.5 до 0.75 и на выходе опять имеем готовую площадь порта.
В случае с парой динамиков — выбираем площадь одного динамика, затем умножаем на один из коэффициетов, затем умножаем на 1.8. В случае с 4-мя динамиками — выбираем площадь одного динамика, затем умножаем на один из коэффициентов, затем умножаем на 3.2.
ШАГ 2. Считаем чистый объем.
Для того, чтобы получить громкий бас, ветер и побольше цифр на приборе — делим полученную площадь на коэффициент 3.5 и получаем чистый объем в литрах. Для того, чтобы получить достаточно качественный и громкий бас — делим полученную площадь на коэффициент 3. Для того, чтобы получить мягкий, приятный, «шелковый» бас — делим полученную площадь на коэффициент 2.7.
ШАГ 3. Настраиваем корпус и выбираем длину порта.
Для получения достаточно универсальной настройки, подходящей для большинства типов музыки, используем следующую длину порта: 6.5″ — 62см. 8″ — 61см. 10″ — 60см. 12″ — 59см. 15″ — 58см. 18″ — 57см.
Для того, чтобы получить больше контроля и больше громкости на самых низких частотах, а так же, для использования сабвуфера в разгруженном пространстве (джипы, микроавтобусы, универсалы, улица, открытые двери и окна и тп.) — увеличиваем длину порта на значение 18см.
Это все, что нужно знать для расчета корпуса для повседнева. Никаких программ или излишних мозговых усилий не требуется.
Пример 1. Запрос — имею 12″ сабвуфер DD, планирую использовать его в пределах номинальной мощности +-50%, автомобиль — универсал, хочу получить приятный бас, тк в основном слушаю рэпчик и электронщину, люблю слушать громко и имею достаточно развитый слух, могу корректно настроить фильтры усилителя.
Расчет: Площадь порта = 500*0.4 = 200кв.см. Чистый объем = 200/3=67л. Длина порта = 59см +9см = 68см.
Пример 2. Запрос — я экстремал, имею пару 15″ сабвуферов DD, хочу максимум ветра, слушаю негров и качеством не озабочен, авто — хэтчбэк, пространство под корпус — сколько нужно.
Расчет: Площадь порта = 700*0.7*1,8 = 880кв.см. Чистый объем = 880/3.5 = 252л. Длина порта = 58+18 = 76см.
Пример 3. Запрос — имею 10″ сабвуфер DD, слушаю все жанры, авто — седан, в настройках усилителя ничего не смыслю, мощность превышать не намерен, на давление пофигу, нужен приятный повседневный бас.
Расчет: Площадь порта = 340*0.3 = 100кв.см. Объем = 100/2.7 = 37л. Длина порта = 60см.
Примечания. 1. Можно смело пользоваться, не требуется специальных знаний, только простейшая геометрия и арифметика. 2. Для расчета площади порта крайне не рекомендуется применять коэффициент менее 0.3, вероятно вы убьете отдачу на низах. 3. Площадь порта с коэффициентом более 0.75 нужно применять только на высокой мощности и конечно с осторожностью, тк существенно возрастает риск сжечь катушку или повредить сабвуфер, номинальной мощности сабвуфера не хватит для того, чтобы пропихнуть такой объем воздушной массы. Исключением пожалуй вполне может быть размер DD 6.5″, DD 8″ и все размеры DD Z. 4. Если корпус не входит в отведенное ему пространство — то не впихивайте невпихиваемое, используйте меньший калибр сабвуфера, тк если объема не достаточно, то и прибавки от большого калибра не будет вообще. 5. Закругляйте все углы, пользуйтесь фланцами, сделайте порт гладким… Улучшенная аэродинамика серьезно увеличит и эффективность, и качество звука. 6. Минимальная толщина фанеры или мдф для любого корпуса — 18мм. Рекомендуемая толщина — от 21 до 24мм. Если Вы используете толщину менее 18мм, то либо ставьте распорки, либо делайте крупные стенки двойными. С меньшей толщиной проигрыш в давлении минимален, но катушка греется значительно быстрее. 7. Чтобы улучшить указанную тут технологию — нужно очень серьезно и долго работать с системой. Потому, если Вы заранее знаете, что не сможете этого сделать, то и не нужно пытаться «изобретать велосипед». 8. Минимальное расстояние от входа и выхода порта до любой ближайшей противоположной стенки легко посчитать по простейшей формуле: для круглого порта = (R(фланцев)^2) / (R(фланцев)*2) для щелевого порта — не менее 1.5 размера самой узкой части порта. 9. В седанах эффективнее всего динамик направлять вверх или в салон, а порт — в крыло. Порт располагать ближе к «номеру», динамик — ближе к сидениям под «полкой». В хэтчбэках — динамик и порт направлять вверх. В универсалах, внедорожниках и т.п., а так же, если сомневаетесь — динамик и порт направлять «в номер», это работает почти всегда. 10. Забудьте о том, что большой сабвуфер гарантированно даст больше баса. Это принципиальная ошибка. Даже хорошо проклееный салон автомобиля гольф-класса (2114 как пример) с тоннами звукопоглотителей реально не способен раскрыть DD размером более 15″ или пары 12″. Если поставите 18″ в салон 2114, то прибавку от использования такого размера на повседнев получите только с открытой дверью или стеклом. Более того, багажник 2114(2112, приора и тп) не располагает необходимым объемом для размещения калибра более 18″. 11. При расчете площади порта прошу обратить особенное внимание на мощность, чем выше мощность, тем больше площади порта необходимо использовать, но баланс должен соблюдаться. Если площади недостаточно, а мощность достаточно высокая, то диапазон работы порта серьезно сужается, а эффективность падает, и наоборот, если площадь с избытком, то дин перегружен и достаточно сильно греется. 12. Для «не DD» сабвуферов применять возможно, но очень вероятно что ничего хорошего не выйдет, точно так же, как применять чужие шаблоны к сабвуферам DD, впрочем, это очень любят делать любители проплаченных или «недалеких» в техническом плане сравнений…
НУ и пару картинок не относящихся к тексту ноооо с рекомендемыми размерами и параметрами для сабвуферов DD по большей части 500 серии
Активные стереоколонки Microlab SOLO-2 MK-2
Мы продолжаем знакомить наших читателей с модернизированными колонками серии SOLO от компании Microlab и сегодня рассмотрим модель SOLO-2 МК-2.
В статье, посвященной младшей модели SOLO-1 MK-2, мы описывали улучшения, произведенные в новых моделях. Напомним, что в модифицированных колонках MK-2 теперь используются совершенно другие динамические головки. Вместе с тем, был заново рассчитан фазоинвертор. Также вместо фильтра первого порядка на пищалку в колонках применяется кроссовер, собранный из фильтров второго порядка.
Активные стереколонки Microlab SOLO-2 MK-2
Дизайн колонок SOLO-2 МК-2 отличается от своего предшественника SOLO-2 только другими динамиками. Габариты пассивной колонки составляют 21 × 36 × 25 сантиметров.
Высокочастотный динамик, используемый во всех трех модифицированных колонках МК-2, совершенно одинаковый: пищалка с тканевым куполом диаметром три сантиметра.
Кевларовый диффузор СЧ-динамика колонки Microlab SOLO-2 MK-2
Среднечастотный динамик в модели SOLO-2 МК-2 кроме размеров диффузора, внешне практически не отличается от применяемого в SOLO-1 МК-2. Диаметр диффузора, изготовленного из кевлара, составляет 14 сантиметров. Гибкий подвес выполнен из резины и на тактильно жестковат. Магнитные системы динамиков имеют магнитное экранирование. При подключении динамиков теперь используется кроссовер. Платка с распаянными элементами расположена внутри корпуса и обильно залита клеем. Наполнителя внутри корпуса нет.
Усилительный тракт SOLO-2 МК-2 остался абсолютно без изменений и используется как в модели SOLO-1 МК-2. Ш-образный трансформатор обеспечивает биполярное питание 16 В на 1,6 А. Следует учитывать, что значение напряжения питания на трансформаторе указано в Vrms! Мы специально провели измерения цифровым осциллографом EZ Digital OS-310M ($1400). Измеренное пиковое значение напряжения питания составляет 22,5B. В качестве усилителя производитель использует стереомикросхему TDA7265 от STMicroelectronics. Мы измерили напряжение питания на соответствующих выводах микросхемы и получили значения ±20,5 В. А измерив напряжение при значительном увеличении громкости сигнала, обнаружили падение напряжения всего лишь на 1 В. Таким образом, теория некоторых читателей о возникновении диких искажений вследствие резкого проседания питающего напряжения при увеличении громкости не подтвердилась ни на слух, ни по измерениям напряжения и уровня искажений колонок. Более того, приведенные ниже графики зависимости искажений от мощности, взятые из спецификации на микросхему, являются достоверными и вполне адекватно отражают ее характеристики.
Из приведенных графиков зависимости мощности от напряжения и искажений от мощности, следует, что при данном напряжении питания ±20V TDA7265 имеет показатели мощности, достигающие 19-20 Вт при уровне искажений менее 1%. Учитывая, что при значительном прибавлении громкости падение напряжения составит максимум 1 В, график искажений сместится чуть влево и значение мощности составит 17-18 Вт уровне искажений менее 1%. Как вы можете видеть никаких диких искажений и в помине нет. Таким образом, мы выяснили, что усилитель в колонках Microlab SOLO-2 MK-2 не является узким местом, а мощности порядка 18 Вт для акустики подобного класса вполне достаточно.
А теперь давайте посмотрим на график АЧХ тестируемых колонок, полученный воспроизведением тестируемой системой логарифмически нарастающего синуса (swept sine).
График АЧХ колонки Microlab SOLO-2 MK2, измеренный на оси ВЧ-динамика
Судя по измеренной на оси ВЧ-динамика спектрограмме АЧХ, неравномерность составляет ±8 дБ в диапазоне частот от 60 до 20 000 Гц. В переходной зоне можно наблюдать неприятный провал на 12 дБ. По всей видимости падение амплитуды на этих частотах обусловлено применением кроссовера.
У нас есть возможность заново измерить и сравнить графики АЧХ колонок Microlab SOLO-2 и SOLO-2 MK-2.
Сравнительные графики АЧХ колонок Microlab SOLO-2 и Microlab SOLO-2 MK2
Как можно видеть из сравнительных характеристик, неравномерность у прежней модели SOLO-2 меньше. Виной тому провал в районе 1 кГц. Если вы помните, у колонок SOLO-1 и SOLO-1 MK-2 ситуация была с точностью до наоборот.
Для более четкого представления о работе регуляторов тембра, мы провели следующие измерения: график АЧХ белого цвета (fr) был измерен при среднем положении регуляторов тембра; график АЧХ зеленого цвета (-) измерялся при выставленном минимальном уровне; синий график (+) соответствует положению обоих регуляторов на максимум.
Графики АЧХ колонки Microlab SOLO-2 MK2, измеренные при разных положениях регуляторов тембра
Таким образом на измеренных спектрограммах можно видеть, что амплитуда сигнала на соответствующих частотах изменяется в пределах 18 дБ.
Графики АЧХ колонки Microlab SOLO-2 MK2, измеренные под разным углом к оси ВЧ-динамика
На графиках АЧХ, измеренных под разным углом, можно видеть, что колонки имеют весьма неплохие показатели диаграммы направленности. При отклонении измерительного микрофона от оси ВЧ-динамика на 30 градусов, падение амплитуды на 15 кГц составляет всего 3 дБ. При отклонении на 45 градусов падение составляет уже 12 дБ. Таким образом, для более комфортного прослушивания можно порекомендовать немного повернуть колонки в сторону слушателя.
При измерении гармонических искажений (2+3 гармоники) используется наша собственная уникальная методика измерения искажений. Мы используем 200 плавно нарастающих некратных логарифмических синусоида фиксированной частоты. В отличие от традиционного параметра КГИ, подверженного влиянию отклонения амплитуды, мы измеряем нормированный уровень искажений. Как показала практика, это даёт более достоверный результат.
Спектрограммы гармонических искажений колонки Microlab SOLO-2 MK2
На измеренных спектрограммах гармонических искажений колонки SOLO-2 MK-2 можно видеть довольно низкий уровень искажений. Во всем диапазоне воспроизводимых частот уровень искажений не превышает -42 дБ (1%). Это хорошие результаты. Такое количество искажений с запасом удовлетворяет требованиям устаревшего стандарта DIN 45500 на искажения для Hi-Fi акустики — менее 2% (-34 дБ) в СЧ-диапазоне.
Спектрограммы гармонических искажений колонки Microlab SOLO-2
Сравнивая спектрограммы гармонических искажений колонок SOLO-2 и SOLO-2 МК-2 можно видеть, что в целом уровень искажений в модифицированной модели практически такой же. О значительном преимуществе какой либо модели говорить не приходится.
Звучание
При субъективном тестировании акустика подключалась к звуковой карте Audiotrak ProDigy 7.1 и Audigy2 Platinum Pro входящим в комплект акустики соединительным проводом. В качестве тестовых композиций использовался DVD-Audio диск с высококачественными треками AIX Records и специальная подборка лучших записей на CD-DA. Прослушивание проводилось в течение достаточного количества времени, чтобы получить исчерпывающее представление о качестве звучания.
Сразу хочется отметить, что в новых колонках МК-2 по сравнению с предыдущей моделью SOLO-2 низкочастотный сетевой фон из динамиков значительно уменьшился и за шумом системного блока уровень фона неслышен.
Звучание колонок Microlab SOLO-2 МК-2 можно охарактеризовать как хорошее. Во всем диапазоне воспроизводимых частот звучание достаточно чистое и детальное. В отличие от младшей модели SOLO-1 МК-2 разница в звучании колонок SOLO-2 и модифицированных SOLO-2 МК-2 выражена в гораздо меньшей степени.
Активные стереоколонки SOLO-2 MK-2 и SOLO-2
В модели MK-2 немного иная передача тембральных оттенков инструментов, диапазон которых попадает на средние частоты. Однако разница настолько мала, что её можно услышать только при мгновенном переключении между колонками. Вероятно многим пользователям столь незначительные различия брать во внимание вообще не стоит. Зато более отчетливо прослушиваются изменения в области низких и высоких частот.
В колонках SOLO-2 низкие частоты имеют характерный подвывающий оттенок, что придает звучанию тусклость в этом регистре. В MK-2 складывается ощущение меньшего количества низких частот, но в тоже время благодаря лучшей атаке и проработанности средних частот нижний диапазон звучит более разборчиво и натурально. Что касается высоких частот, то на наш взгляд разница выражена главным образом в детальности. Кроме этого верхние средние частоты, на наш взгляд, у MK-2 чуть более яркие и открытые.
В субъективном тестировании нет сравнения звучания SOLO-2 МК-2 с колонками Defender Mercury 50A, Defender Volcano1 и JetBalance JB-381, так как на момент тестирования этих моделей в нашей лаборатории не оказалось. Считаем, что сравнение звучания колонок некорректно, если разрыв между прослушиванием участников тестирования составляет более 30 секунд, особенно если речь идет о высококачественной акустике аналогичной по форм фактору.
Выводы
На наш взгляд модифицированные колонки SOLO-2 МК-2 не повторяют успеха младшей модели SOLO-1 МК-2. Между тем улучшения в звучании есть, а значит модернизацию колонок SOLO-2 можно считать успешной.
Плюсы
- удачная модернизация;
- качественное звучание;
- наличие второго стереовхода;
- невысокая стоимость.
Минусы
- неудобно расположенные на задней панели регуляторы громкости и тембров.
Cредняя цена по Москве на акустику SOLO-2 MK-2 составляет Н/Д(0)
Акустика SOLO-2 MK-2 на тестирование любезно предоставлена компанией Невада.
Устройство для пропитки диффузоров динамических громкоговорителей
(11 444349 Союз Советских Социалистических Республкк(22) Заявлено 22,11,71 ( кис присоединением за Государственный комитет Совета Министров СССР. ф. фатья 1) Заявитель 4) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОПИТКИ Д ДИНАМИЧЕСКИХ ГРОМКОГОВОР фУЗОРЕЛЕЙ Предлагаемое устроиство предназначено для пропитки диффузоров динамических громкоговорителей раствором полиизобутилена в бензине.Известно устройство для нанесения клея на шейки диффузоров динамических громкоговорителей, содержащее ванночки, заполняемые клеем, механизм подачи диффузоров к рабочей позиции и печь для воздушной сушки покрытых клеем шеек диффузоров, в котором механизм, управляющий заполнением ванночек клеем, выполнен в виде кулачкового механизма, а шток которого соединен 5 — образной планкой с ванночкой, расположенной над резервуаром с клеем, а над рабочей позицией установлен штуцер для сдувания воздухом излишков клея с шейки диффузора.Прототип и предлагаемое устройство имеют резервуар с раствором, механизм подачи диффузоров к рабочей позиции, печь и механизм, управляющий заполнением ванночки раствором, выполненный в виде кулачкового механизма, шток которого соединен посредством 5 — образной планки с ванночкой, расположенной над резервуаром.Известное устройство для пропитки диффузоров динамических громкоговорителей характеризуется тем, что при сдувании излишков клея с шейки диффузоров воздухом клей разбрызгивается, кроме того, большое количество ванночек, наносящих клен, затрудняет регулирование нх по высоте, что приводит к разности глубины погружения щенки диффузора в клей и ухудшению качества нанесения клея.5 Цель предлагаемого устройства — повышение качества пропитки.Для этого устройство снабжено размещенным над ванной рычагом, служащим для наклона одного из держателей транспортирую- О щего механизма и соединенным с приводныммеханизмом, а каждый из держателси спаожен выступом, взаимодействующим с упомянутым рычагом. Кроме того каждый держатель механизма транспортирования выполнен 5 в виде штыря с полукруглой головкой с лысками, размещенной во внутренней полости диффузора, причем на образующей штыря над головкой выполнен опорный бур. ик.На чертеже представлена схема устройства. О Внутри шахтной печи 1 на звездочках 2 перемещаются цепи 3, несущие многоместные оситеи 4 со штрми 5, служащие для транспортировки диффузоров б к рабочей позиции. Привод цепей осуществляется от электро двигателя 7 через редуктор 8, клиноременную9 и цепочную 10 передачи и мальтийский механизм 11.При вращении кулачка 12 механизма, управляющего заполнением ванны раствором, 30 ванна 13, соединенная Ь — образной планкойПредмет изобретения Составиедв О. Фатвяиов корректор т. Добровольская ПодписноеТипограьяя, пр, Сапунова, 2 314 со штоком 15, вначале погружается в резервуар 16 с раствором 17, а за;см поди:;».,;вста.-., в результате чего раструб 18 диффузора 6, погружаясь в ванну 1 о пропитывается раствором.Затем ванна 13 вновь погружается в р»- зервуар 16 и в это время рычаг 19 от кулачка 20, действуя на выступ 21 носителя 4, наклонияет штыри 5 с диффузорами 6 и излиш 11 и раствора стекают с раструба 18 диффузора 6 в ванну 13, Сушка пропитанных диффузоров 6 производится в печи 1, снабженной нагревателем 22,1, Устройство для пропитки диффузоров динамических громкоговорителей, сод-.ащее ванны с раствором, механизм транспортировашн, снабжен 1 ЫЙ держателями диффузоров, печь для сушки готовых изделий и приводной механизм, о т л и ч а 1 о щ е е с я тем, что, с целью повышения качества пропитки, оно снабжено размещенным над ванной рычагом, служащим для наклона одного из держателей транспортирующего механизма и соединенным с приводным механизмом, а каждый из держа О телей снабжен выступом, взаимодействующимс упомянутым рычагом,2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с ятем, что каждый держатель механизма транспортирования выполнен в виде штыря с полу круглой головкой с лысками, размещенной вовнутренней полости диффузора, причем на образующей штыря над головкой выполнен опорный буртик.
Смотреть