EL84

EL84
Пентод для выходных каскадов усилителей низкой частоты
Назначение Усиление мощности звуковой частоты
Прототип UL41 → EL41
Разработчик Philips
Начало выпуска 1953
Варианты EL86
Конструктивное оформление Стеклянное, бесцокольное
Напряжение накала 6,3 В
Ток накала 0,76 А
Средние расчётные предельные значения[1]
Напряжение анода 300 В
Напряжение экранирующей сетки 300 В
Ток анода 65 мА
Мощность, рассеиваемая анодом 12 Вт
Мощность, рассеиваемая экранирующей сеткой 2 Вт
Характеристики однотактного УНЧ в пентодном включении[2]
Напряжение анода 250 В
Напряжение экранирующей сетки 250 В
Крутизна характеристики 11,3 мА/В
Сопротивление нагрузки 4,5 кОм
Выходная мощность 5,7 Вт
Коэффициент нелинейных искажений 10 %
EL84 на Викискладе

EL84
(синонимы: 6BQ5, 6P15, 6П14П, N709) — миниатюрный низкочастотный пентод для работы в выходных каскадах усилителей мощности низкой частоты, выпускающийся с 1953 года. Однотактный усилитель на EL84 способен передать в нагрузку выходную мощность до 5, двухтактный усилитель на паре EL84 — до 11 Вт в типовом режиме и до 17 Вт при повышенном напряжении на аноде. EL84 отличается от предшествовавших аналогов высокой чувствительностью и способностью работать в ультралинейном включении во всём диапазоне допустимых напряжений на аноде.

Благодаря низкой стоимости и удачному сочетанию электрических характеристик EL84 стала стандартной выходной лампой бытовой телерадиоаппаратуры 1950-х и 1960-х годов, заменив октальную лампу довоенной разработки 6V6. Высокий уровень нелинейных искажений, в которых преобладала неблагозвучная третья гармоника, не позволил использовать EL84 в высококачественной аппаратуре, но оказался востребован британскими конструкторами гитарных усилителей. Характерный спектр искажений гитарных усилителей на EL84 стал частью звукового «почерка» The Beatles и других исполнителей эпохи «британского вторжения».

История разработки

Внешний вид

Внутреннее устройство

Сразу после завершения Второй мировой войны в Западной Европе начался бурный рост электронной промышленности[3]. За пять послевоенных лет, с 1946 по 1950 год, европейские компании разработали и выпустили больше новых серий электронных ламп, чем за любое предшествующее или последующее десятилетие[3]. Большинство этих серий повторяли уже проверенные временем американские разработки, и выпускались в новейшем для Европы миниатюрном бесцокольном конструктиве (разработан в в 1939—1941 годы компанией RCA)[3]. Выпускались и лампы собственной разработки, в самобытном европейском восьмиштырьковом конструктиве c направляющей пуговкой («римлок», англ. Rimlock)[3][4].

Именно в этом исполнении в 1947 году[5] была выпущена лампа, ставшая прародителем EL84 — миниатюрный мощный пентод UL41[3]. Специалисты Mullard и Естественнонаучной лаборатории Philips[en] разработали эту лампу для применения в дешёвых, массовых радиоприёмниках c относительно низким анодным напряжением и последовательным включением нитей накала — поэтому её подогреватель был рассчитан на нестандартное напряжение 45 В[3]. В том же 1947 году[6] появился и вариант UL41 со стандартным, шестивольтовым подогревателем, получивший обозначение EL41[3] (в системе обозначений Mullard-Philips[en] ведушая литера указывала режим питания накала. Литера E обозначала накал напряжением

6,3 В, литера U — накал
током
100 мА, что в случае UL41 соответствовало напряжению 45 В[7]). Пентоды UL41 и EL41 характеризовались предельной мощностью рассеяния на аноде 9 Вт и были способны отдавать в нагрузку до 4 Вт выходной мощности[5][6] — лишь немногим меньше, чем самый массовая в то время «звуковая» лампа — октальный лучевой тетрод довоенной разработки 6V6[8].

Следующей лампой в линейке Philips стал пентод в «американском» девятиштырьковом конструктиве EL81 — специализированная лампа для усилителей строчной развёртки бытовых телевизоров и стабилизаторов напряжения[9]. За ними последовали неразличимые внешне пентод для усиления звука и блоков кадровой развёртки EL82 и видеочастотный пентод EL83[9]. Все эти лампы характеризовались теми же предельными напряжениями и мощностями, что и их прародитель UL41[6][10][11]. Близка была к ним и виброустойчивая лампа повышенной надёжности E80L, производившася малыми сериями на британских заводах Mullard и характеризовавшаяся ме́ньшей выходной мощностью[12].

В 1952 году Давид Хафлер[en] и Герберт Керос[en] опубликовали идею ультралинейного включения пентода в выходном каскаде УНЧ[9][13]. Новинка, сулившая радикальное снижение характерных «пентодных» искажений, немедленно привлекла внимание промышленности[9]. Новейшие в то время UL41, EL41 и EL82 моментально устарели: ультралинейное включение предполагает, что на экранирующую сетку пентода подаётся то же высокое напряжение, что и на анод — но во всех пентодах Philips напряжение экранирующей сетки было ограничено на уровне 250 В[9]. Лампа, допускавшая высокое напряжение на экранирующей сетке, была разработана Philips ещё в 1950 году, но не была тогда востребована рынком и серийно не производилась[9]. В 1953 году Philips отреагировал на внезапно возникший спрос, и полузабытая опытная разработка пошла в серию под обозначением EL84[9]. В 1956 году компания выпустила последнюю лампу в семействе — низкочастотный пентод EL86, оптимизированный для работы в низковольтных бестрансформаторных усилителях и непригодный для применения в ультралинейных каскадах[14][9].

Сводная таблица: семейство E80L…EL86

Оригинальное обозначение Mullard-Philips[en] Синонимы и близкие аналоги Предельные эксплуатационные данные Функциональное назначение Совместима с EL84? Примечания
Великобритания Marconi-Osram[en] СССР ГОСТ 5461-59 США RETMA[en] Франция Ediswan-Mazda[en] Мощность, рассеиваемая на аноде Напряжение на аноде Напряжение на второй сетке Крутизна характеристики
Низкочастотные пентоды
E80L 6227 8 Вт 300 В 300 В 9 мА/В Усиление низкой частоты в промышленных устройствах повышенной надёжности нет [15][12]
EL82 6П18П 6DY5 9 Вт 250 В 250 В 9 мА/В Выходные каскады усилителей низкой частоты и кадровой развёртки нет [15][16][17]
EL84 N709 6П14П 6BQ5 6P15 12 Вт 300 В 300 В 11,3 мА/В Выходные каскады усилителей низкой частоты [15][16][18]
EL86 6П33П 6CW5 14 Вт 275 В 220 В 10 мА/В Бестрансформаторные выходные каскады усилителей низкой частоты и кадровой развёртки нет [15][16][19]
нет 7189 12 Вт 400 В 300 В 11,3 мА/В Выходные каскады усилителей низкой частоты да [15][20]
нет 7189А 13,2 Вт 440 В 400 В 11,3 мА/В Выходные каскады усилителей низкой частоты да [15][21]
нет 6П43П 9 Вт 300 В 250 В 7,5 мА/В Выходные каскады кадровой развёртки нет [22]
нет SV83[⇨] 12 Вт 300 В 200 В 15 мА/В Выходные каскады усилителей низкой частоты нет [23]
Видеочастотные пентоды
EL81 6CJ6, 6DR6 8 Вт 300 В 250 В 4,6 мА/В Выходные каскады строчной развёртки, стабилизаторы напряжения нет [15][24]
EL83 6CK6 9 Вт 300 В 250 В 10 мА/В Выходные каскады видеочастоты нет [15]
нет 6П15П 12 Вт 330 В 330 В 15 мА/В Выходные каскады видеочастоты в телевизионных приёмниках нет [25]

Экзотические европейские лампы XL84 и YL84 являются вариантами EL84 на напряжения накала 8 и 10 В соответственно[16]. Европейские лампы PL84 и UL84, в исключение общего правила[26], не являются вариантами EL84 — это аналоги EL86, рассчитанные на питание накала токами 300 мА и 100 мА (напряжения накала при этом примерно равны 45 В и 16 В соответственно)[16]. Лампа EL85 не принадлежит к семейству EL81…EL86 — это маломощный пентод для усиления радиочастот и выходных каскадов звуковой частоты в автомобильных радиоприёмниках, в баллоне меньшего размера[27].

Blues Cube Hot “British EL84 Modified”

Специально настроенный на воссоздание звука британского комбо

Технология Tube Logic компании Roland позволяет Blues Cube Hot “British EL84 Modified” воссоздавать аутентичный звук британского комбо, который снискал славу благодаря множеству легендарных легендарных рок-музыкантов, отдавших предпочтение этому усилителю в начале шестидесятых и использующих его вплоть до сегодняшнего дня. Теперь в вашем распоряжении все тембры этих усилителей, благодаря которым они получили такую широкую известность, включая безупречно чистое прозрачное звучание на низкой громкости и мощный ламповый дисторшн при перегрузе. При любых настройках усилитель предлагает музыканту безупречный пронзающий микс звук, идеально подходящий для игры в стиле классического рока и требующих мощного исполнения поп-стилей.

Исключительно музыкальные чувствительные к технике исполнения тембры на базе технологии Tube Logic

Теплый, живой, податливый, настраиваемый… эти эпитеты используют гитаристы при описании незабываемого опыта, который они получают при общении со своими любимыми ламповыми усилителями. Технология Tube Logic компании Roland позволяет с исключительной степенью детализации воссоздавать сложное интерактивное поведение классических ламповых усилителей, в результате чего обычная система воспроизведения звука превращается в «живой» музыкальный инструмент. Незабываемые ощущение при игре, управление дисторшном и громкостью, теплота и мягкость, блестящий звук, провал по мощности и другие характерные особенности — все, за что исполнители ценят и любят соответствующим образом настроенные классические ламповые усилители, с лихвой обеспечивает Blues Cube Hot “British EL84 Modified”.

Усилитель, предлагающий профессиональному исполнителю все необходимые для работы опции

Идеальный для живой работы усилитель Blues Cube Hot “British EL84 Modified” комплектуется выполненным на заказ 12-дюймовым динамиком мощностью 30 ватт, который позволяет на все сто процентов использовать преимущества технологии Tube Logic.. Конструкция кабинета из тополя с отрытой задней стенкой обеспечивает насыщенное энергичное звучание при работе как на сцене, так и в студии.

От чистого звучания до кранча — всего один регулятор

Как и в обычном британском комбо, все богатство тембров Blues Cube Hot “British EL84 Modified” достигается с помощью одного единственного регулятора. Вы можете получить естественное ламповое звучание и пронзительный тембр при работе на любой громкости, а поворачивая регулятор дальше — все более насыщенный кранч. С помощью переключателя Boost можно увеличить чувствительность и получить более «жирный» звук, а с помощью регулятора Tone добавить прорезающие микс высокие частоты. И также как классические ламповые усилители, Blues Cube Hot “British EL84 Modified” предусматривает использование стомпбоксов, позволяющих сформировать окончательное звучание с помощью любимых «примочек».

«Открытое» звучание при работе на любом уровне громкости

Музыканты со стажем знают, что для того чтобы добиться оптимального режима работы усилителя, его необходимо «разогреть», поднять громкость. Обратная сторона медали — звук получается слишком громким, что уместно лишь при работе на большой сцене. Хотя справедливости ради трудно найти гитариста. которого это обстоятельство достаточно сильно смущало. Технология Tube Logic позволяет моделировать сложную взаимосвязь между режимом насыщения выходных ламп и выходным трансформатором, когда по мере роста громкости тембр становится более насыщенным и динамичным. А возможность выбора режима работы усилителя Blues Cube позволяет получать кранчевый тембр на любой громкости, что очень удобно во время репетиций и записи.

Остутствие необходимости обслуживания, легкий вес

Использование современных технологий позволило решить проблемы, присущие всем ламповым усилителям с мощностью, достаточной для работы на сцене. а именно, вес, хрупкость и требовательное постоянное обслуживание. В отличие от классических ламповых, усилитель Blues Cube не нуждается в обслуживании, мало весит, и все это никак не сказывается на качестве его звучания. Blues Cube позволяет добиться знаменитого лампового звучания на выступлениях любого масштаба, причем вам при этом не придется таскать непомерно тяжелые устройства и проявлять повышенную заботу о лампах!

Эффекты, ножное управление, непосредственная запись по USB

Усилитель Blues Cube Hot “British EL84 Modified” оборудован встроенным ревербератором, а расположенные на его тыльной панели джековый входы позволяют с помощью ножных переключателей дистанционно управлять функциями Boost и Tone. Кроме того, с помощью порта USB можно записать богатый звук усилителя напрямую в компьютер с помощью соответствующего программного приложения.

Применение

Однотактный усилитель по схеме Mullard 3-3. Современное повторение стандартного УНЧ радиол и телевизоров 1960-х годов

Усилитель Vox AC-30. Выступление, 2007 год

Лампы различных производителей 1980—2000-х годов

Читайте также:  Акустическая система Bowers & Wilkins AM-1 white

Внедрение EL84 в промышленность прошло стремительно[9]. Примерно через два года после начала серийного выпуска EL84 стала стандартной, фактически единственной лампой для выходных каскадов массовой западноевропейской радиоаппаратуры, заняв место довоенной 6V6[9]. В 1955 году французские заводы Mazda[en] начали производство EL84 под обозначенем 6P15; в том же году состоялось успешное внедрение EL84 в США[9]. В американской системе обозначений EL84 получила имя 6BQ5, в британской системе Marconi-Osram — N709. В СССР точный аналог EL84 получил обозначение 6П14П, а его вариант повышенной надёжности — 6П14П-В[28].

Бытовая телерадиоаппаратура

Коммерческий успех EL84 имел несколько причин: при сопоставимой с 6V6 выходной мощности EL84 имела меньшие размеры, использовала дешёвые малогабаритные панели и допускала ультралинейное включение[9]. Главным же фактором успеха стала бо́льшая крутизна анодно-сеточной характеристики EL84 (10…12 мА/В против 3,5…4 мА/В у 6V6): бо́льшая чувствительность каскадов на EL84 позволяла использовать простые и дешёвые схемы предварительного усиления[9]. Типичный «высококачественный» двухтактный усилитель 1960-х годов, помимо пары EL84, включал всего одну комбинированную лампу — обычно триод-пентод[9]. Пентод комбинированной лампы служил входным каскадом УНЧ, триод — фазоинвертором c разделённой нагрузкой[9]. Стандартные схемы таких УНЧ разработали в 1954 году конструкторами британских компаний Mullard (Mullard 5-10[en], пентодное включение EL84) и GEC[en] (GEC 912, ультралинейное включение), но в Европе двухтактные конструкции были относительно редки[29]. Здесь преобладали дешёвые, однотактные УНЧ на EL84, встраиваемые в радиолы и телевизоры[29]. В СССР 6П14П стала непременным компонентом ламповых и лампово-полупроводниковых телевизоров, до системы УЛПЦТ(И) включительно. Она сохранялась даже в телевизоре «Горизонт-723» (1977 год[30]), который комплектовался внешней активной акустической системой с полностью транзисторным УНЧ: в этом телевизоре 6П14П служила усилителем для наушников[en][31][32].

Иначе обстояло дело в США, где в 1950-е годы уже сложился рынок массовой высококачественной звукотехники: к концу десятилетия североамериканский рынок наводнили недорогие двухтактные усилители и ресиверы на EL84 с заявленной мощностью от 8 до 25 Вт на канал[29]. Скромные возможности лампы американцев не удовлетворяли; производители аппаратуры требовали от электровакуумной промышленности бо́льшей мощности за те же деньги — но все резервы пентода в миниатюрном конструктиве были уже исчерпаны. Единственным решением была замена пентода на более «живучий» лучевой тетрод: его экранирующая сетка менее подвержена саморазогреву и допускает более жёсткий режим эксплуатации[29]. В 1958 году RCA и начали производство лучевого тетрода 7189 — обратно совместимого с EL84, но рассчитанного на бо́льшие рабочие напряжение и мощности[29]. Несколько лет спустя появилась её умощнённая версия 7189A, допускавшая анодное напряжение до 440 В[15]. Побочным следствием выпуска 7189 стала всеобщая путаница в документации: множество ламп, маркированных как EL84, в действительности являются лучевыми тетродами[15]. Нередко тип лампы можно определить, лишь разрушив её[15].

Гитарные усилители

Из-за скромной выходной мощности и характерных пентодных искажений EL84 не применялась в действительно высококачественной аппаратуре — ни в «ламповую эпоху», ни во время «лампового ренессанса» конца XX века[15]. Но именно благодаря искажениям лампа вошла в арсенал конструкторов гитарных усилителей[15].

Первый прототип двухтактного гитарного усилителя на паре EL84 разработал в 1956 году британец Дик Денни[33][34]. Полуглухой самоучка, работавший на военном арсенале, раньше профессиональных конструкторов осознал, что привычный способ снижения искажений — отрицательная обратная связь — в гитарном усилителе неприменим[33][34]. Напротив, лампа должна «дышать свободно» и передавать в нагрузку весь спектр свойственных ей гармоник — оставаясь при этом в чистом режиме A[33][34]. Серийный вариант пятнадцативаттного усилителя Денни, выпущенный в 1958 году под маркой Vox, получил имя Vox AC15; год спустя по инициативе Хэнка Марвина[en] из группы The Shadows за ним последовал тридцативаттный Vox AC30 на четырёх EL84[33][34]. Именно этот усилитель, в комплектации Top Boost, задал звуковой почерк «британского вторжения» 1960-х годов[15][33][34]. В 1960 году «голоса» AC15 и AC30 определили тон хита The Shadows Apache[en]

[35], в 1962 году «темы Джеймса Бонда» из «Доктор Ноу»[36][35]. Тогда же, в 1962 году[35], AC15 и AC30 Top Boost стали повседневными усилителями Джона Леннона и Джорджа Харрисона, а малоизвестная ещё группа The Beatles стала «рекламным лицом» Vox[37][38][39]. Брайан Джонс и Кит Ричардс из The Rolling Stones, выросшие в том же городе, где собирали усилители Vox, использовали AC30 c первых лет существования группы[40]. К середине десятилетия к Beatles и Rolling Stones присоединились The Animals, Gerry & The Pacemakers, The Hollies, Manfred Mann и десятки других британских исполнителей[41]. Усилители Vox, эксплуатировавшие EL84 на пределе её возможностей, были неэффективны, часто горели, но музыканты выбирали именно их за уникальный тембр[42]. Брайан Мэй, купивший свой первый AC30 по рекомендации Рори Галлахера в 1969 году, и пятьдесят лет спустя утверждал, что этот усилитель незаменим и не имеет аналогов[34].

На волне успеха Vox AC30 к выпуску усилителей на EL84 подключились Selmer, Hohner и другие европейские фирмы[15]. Аналоги усилителей Vox массово производились и в США, но американские производители первого эшелона — Fender и Gibson — использовали EL84 лишь в единичных моделях 1970-х годов. Mesa/Boogie начала использовать EL84 в конце 1980-х годов, а затем выпуском усилителей на EL84 занялись Matchless Amplifiers[en], Budda[en] и другие производители нового поколения[15]. К этому времени EL84 приобрела репутацию «гитарной» — вероятно, навсегда[15]. Благодаря постоянному спросу гитаристов производство EL84 никогда не прерывалось; к концу XX века лампу производили в Китае, России (на саратовском «Рефлекторе»), в Сербии и Словакии; в Малой Вишере поставлял на рынки США собственную разработку SV83 (6П15П-В), конструктивно близкую к EL82 и EL83[15][43]. SV83 отличается от EL84 существенно бо́льшей чувствительностью и меньшим (не более 200 В) допустимым напряжением на экранирующей сетке[43].

родам Ламповый усилитель на EL84 (6П14П) ACMERA ACM-MC84L Усилитель практически новый, еще не прошел прогрев, но звук уже очень высокого уровня, бархат струны, вполне полновесный и правильный Бас! Набираем на Ютюб в строке поиска Ламповый усилитель на EL84 смотрим, слушаем! Двухтактный (push-pull) интегральный ламповый усилитель, построенный по схеме двойное моно (от блока питания), работающий в А-классе. Каскад предварительного усиления выполнен на лампах 12AX7 по схеме SRPP, оконечный каскад по двухтактной схеме в ультра-линейном режиме на пентодах EL84. В усилителе применена двухкаскадная схема, что позволило получить максимально короткий и прозрачный тракт. Боковые накладки из орехового дерева удачно дополняют строгий дизайн этого лампового усилителя. Звучание аппарата эмоциональное и интересное, осязаемый, выпуклый, упругий и подвижный бас, которого, никак не ожидаешь от такого малыша, неназойливая, информативная середина и мягкий, интеллигентный ВЧ регистр. Выход на наушники. Отлично сочетается с чувствительными акустическими системами (от 88-89 дБ) Двухтактный (push-pull) ламповый усилитель, работающий в А-классе. Выход на наушники. Высококачественные аудио MKP конденсаторы, аудио электролитические конденсаторы, металлопленочные резисторы. Автосмещение тока покоя выходных ламп — не требуется регулировка в процессе эксплуатации. Специальная секционная намотка выходных трансформаторов проводом из бескислородной меди на сердечниках из японской кремнистой стали марки Z11 (толщина пластин 0.35 мм). Регулятор громкости на базе потенциометра ALPS (Япония) с низким уровнем шума и высокой надежностью. Накладки на боковые панели из натурального ореха. Позолоченные входные и выходные разъемы для снижения сопротивления и качественного контакта. ХАРАКТЕРИСТИКИ: Лампы Shuguang EL84 (6П14П) x 4 шт., 12AX7 x 2 шт. Максимальная мощность на канал (4-8 Ом): 12 Вт Выходные разъемы: 2 канала с двумя группами позолоченных разъемов на задней панели. Выходное сопротивление: 4 Ом и 8 Ом. Выход на наушники на задней панели, оптимальный импеданс: 32 Ом. Входные разъемы: Позолоченные RCA разъемы, 3 группы (CD, DVD, TAPE) на задней панели. Входная чувствительность: ≤300 мВ Гармонические искажения: ≤1,5% Отношение сигнал/шум: ≥78 дБ Частотный диапазон: 6 Гц — 60 кГц (-1.5 дБ) Габаритные размеры (глубина x ширина x высота): 275 x 320 x 152 мм Напряжение питания: 220 В(±10%) 50 Гц Потребляемая мощность: 90 Вт Смотрите другие мои лоты: аналогсаунд винтаж ретрозвук Фото Видео отправлю! Отправлю в регионы в надежной упаковке!

Добавить отзыв

Типовые режимы работы

Philips и Mullard рекомендовали использовать EL84 в однотактных УНЧ — в триодном и пентодном, и в двухтактных УНЧ — в триодном, пентодном и ультралинейном включении (с подключением экранирующих сеток к отводам от 20 % либо 43 % первичной обмотки выходного трансформатора. На практике ультралинейное включение эпизодически применялось и в однотактных УНЧ (например, в радиолах рижского радио и производных от них моделях других советских заводов[44]). Из-за высокого уровня нелинейных искажений выходные каскады на EL84 обычно охватываются петлёй общей отрицательной обратной связи; глубина ООС должна быть не менее 7. При меньших её значениях ООС не улучшает, а ухудшает звучание, порождая неприемлемо много неблагозвучных высших гармоник.

Показатель Единицы измерения Однотактный усилитель Двухтактный усилитель
Триодный режим Пентодный режим Триодный режим Ультралинейный режим Пентодный режим
Отвод от 43 % первичной обмотки Отвод от 20 % первичной обмотки
Напряжение питания В 250 250 250 250 300 250 300 250 300 250 300
Сопротивление катодного смещения каждой лампы Ом 560 560 390 270 390 270 270 270
Ток анода каждой лампы мА 20 24 28 40 28 40 31 36
Ток экранирующей сетки каждой лампы мА 3,5 4
Оптимальное сопротивление нагрузки (между двумя анодами) кОм 10 10 6 8 6 8 8 8
Среднеквадратическое напряжение возбуждения (между двумя сетками) В 16,5 20 16,8 16 17 18,3 16 20
Максимальная выходная мощность Вт 3,4 5,2 10,1 11 14,4 15,4 11 17
Коэффициент нелинейных искажений на максимальной выходной мощности 2,5 % 2,5 % 0,72 % 0,7 % 0,85 % 1,17 % 3 % 4 %
Ток, потребляемый каждой лампой на максимальной выходной мощности мА 21,5 26 47 45 55 48,5 45 57

480px-el84_reference_ul_configuration
Типовая конфигурация ультралинейного двухтактного каскада на EL84 (Mullard 5-10, GEC 912+)[45]
Фиксированное смещение EL84 недопустимо: в этом режиме миниатюрная лампа, работающая на пределе допустимой мощности, склонна к тепловому разгону. Абсолютно все типовые решения предполагают автоматическое смещение лампы катодным резистором, шунтированным по переменному току электролитическим конденсатором — таким образом, по постоянному току смещение является автоматическим, а по переменному — по сути фиксированным.

Ёмкость шунтирующего конденсатора в исторических конструкциях 25…50 мкФ (что соответствует частотам среза 50…100 ), в современных усилителях порядка 470 мкФ (частота среза примерно 5 Гц)[46]. Дальнейшее снижение частоты среза нежелательно — оно усугубляет искажения из-за сдвига рабочей точки при перегрузке усилителя[46][47]. Mullard и GEC рекомендовали использовать в каждом плече двухтактной схемы собственные, независимые цепи катодного смещения — что снимает необходимость подбора ламп по току покоя. На практике производители использовали и одиночные цепи катодного смещения: например, в радиоле 1964 года «Симфония» применялась одиночная RC-цепь[48], в модифицированом варианте «Симфонии» она была дополнена балансирующим потенциометром[49], а в асимметричном выходном каскаде «Ригонды-102» конструкторы применили общий катодный резистор без шунтирующего конденсатора[50].

Оптимальная величина сопротивлений между сетками и общим проводом — 470 кОм, разделительных конденсаторов на входе усилителя — 0,1 мкФ (частота среза входного ФНЧ 3 Гц)[46]. Традиционная величина антизвонных резисторов в цепях управляющих сеток — 4,7 кОм; необходимость в этих резисторах определяется монтажом усилителя[46]. В типовых конструкциях Mullard и GEC антизвонные резисторы величиной 47 Ом включались и в цепи экранирующих сеток. Вероятно, помимо основной функции эти резисторы также снижают нелинейные искажения ценой незначительного снижения выходной мощности[46]. Во многих серийных устройствах (усилители Leak[46], радиолы «Симфония»[48]) эти резисторы отсутствовали[46].

Новые разработки и конструкции на лампах

RE: УМ на EL84
Сообщение:

Угу! Вот потому я и не стал отвечать на Ваше первое послание. Если в одном канале все нормально, а в другом — фигня творится, значит у Вас либо неисправные детали, либо хреновые установочные изделия, либо дерьмовый монтаж. Иного не дано. И уж с этим не гоже писать на форум разработчику схемы. За такие «неисправности» всегда на производстве мордовали монтажников! Вплоть до лишения премии. Или, в любительстве — того, кто все это собирал. Стыдно, батенька. Проверять надо детали перед монтажом. Азов радиолюбительства не знаете. Не простительно это даже для «чайника».

Читайте также:  Как защитить свой усилитель сигнала от ударов молнии

Однако, это очень тревожный симптом. Вырождаются настоящие радиолюбители. Хреначить по компьютерным клавишам и базарить ни о чем (или обо всем, что по содержательности одно и то же) в интернет форумах (и в аудиофильских, к сожалению, тоже — на одного настоящего радиолюбителя-практитка, который действительно умеет паять и хоть чего-то понимает в радиотехнике, в таких форумах — приходится сотня «теоретиков» — пи***болов) сейчас может каждый. Особенно активны на форумах те, кто и об Законе Ома слыхом не слыхивали и примитивную схему на постоянном токе по Закону Ома рассчитать не знают как. Я уж молчу о комплексных значениях импедансов. — А это, блин, в школе все изучается! И при упоминании о Законе Ома или о Законах Кирхгофа лезут в юридический справочник! Беда, однако…

Похоже нужно возрождать радиокружки, где учить начинающих радиолюбителей: — паять провода, — узнавать радиодетали, — рассказывать что такое резистор, конденсатор, катушка…. — учить монтажу (что для радиоламп нужен навесной на стальном или аллюминиевом шасси, а печать приемлема исключительно для транзисторных или микросхемных конструкций)… — учить определению неисправностей в схемах… — …………………….. — ………………………………

Блин! Отечественные РАДИОинженеры, похоже, скоро нахрен выродятся! Компьютерщиков наплодили дохрена, а за какой конец паяльник брать народ уже и знать не знает и слово «паяльник» уже, небось, в словарях, блин, ищут — что за хреновина такая и под чем она работает то ли под Windows то ли под Linux….

П**дец. :-(((

Уважаемый Вячеслав К. Там, при отправке сообщения, вроде ЧЕТКО НАПИСАНО около кнопки, что нажать ее нужно ТОЛЬКО ОДИН РАЗ! — Ну, нахрена мусор в форуме разводите?

Похоже, радиолюбителей еще и читать надо учить ….

Да………………… Жопа. Нет у меня других слов.

Примечания

  1. EL84 Output Pentode (page D3). Mullard (1961). Проверено 29 мая 2018.
  2. EL84 Output Pentode (page D1). Mullard (1961). Проверено 29 мая 2018.
  3. …….
    Barbour, 1997, p. 3.
  4. Зельдин, 1973, с. 6.
  5. ..Allan Wyatt.
    UL41. The National Valve Museum (2013). Проверено 26 ноября 2017.
  6. …Allan Wyatt.
    EL41. The National Valve Museum (2013). Проверено 26 ноября 2017.
  7. Зельдин, 1973, с. 4—5.
  8. General Electric.
    6V6-GT 5V6-GT Beam pentode (1955). Проверено 27 ноября 2020.
  9. ………101112131415
    Barbour, 1997, p. 4.
  10. EL82 Pentode for use as frame and sound output tube. Philips (1956). Проверено 26 ноября 2020.
  11. EL83 Pentode for use as video output tube. Mullard (1957). Проверено 26 ноября 2020.
  12. ..Allan Wyatt.
    EL80. The National Valve Museum (2013). Проверено 26 ноября 2017.
  13. Патент США № 2 710 312 от 8 июня 1955. Ultra Linear Amplifier. Описание патента на сайте Ведомства по патентам и товарным знакам США. (заявка с приоритетом от 20 мая 1952 года).
  14. Allan Wyatt.
    EL86. The National Valve Museum (2013). Проверено 26 ноября 2017.
  15. ………101112131415161718
    Barbour, 1997, p. 6.
  16. …..
    Зельдин, 1973, с. 55.
  17. Кацнельсон и Ларионов, 1981, с. 304—305.
  18. Кацнельсон и Ларионов, 1981, с. 299—302.
  19. Кацнельсон и Ларионов, 1981, с. 315—316.
  20. RCA.
    7189 Power Pentode (1961). Проверено 27 ноября 2020.
  21. General Electric.
    7189-A Pentode for AF Power Amplifier Applications (1964). Проверено 27 ноября 2020.
  22. Кацнельсон и Ларионов, 1981, с. 328—329.
  23. Svetlana Technhical Data. SV83 Audio Power Pentode. New Sensor Corp. / Svetlana USA (2000). Проверено 29 ноября 2020.
  24. Зельдин, 1973, с. 59.
  25. Кацнельсон и Ларионов, 1981, с. 302—304.
  26. Зельдин, 1973, с. 9.
  27. Mullard.
    EL84 Output Pentode (1958). Проверено 27 ноября 2020.
  28. Бергельсон, 1962, с. 9, 598.
  29. …..
    Barbour, 1997, p. 5.
  30. Коротко о новом. Горизонт-723. — Радио. — 1977. — № 5. — С. 59.
  31. Ельяшкевич С.А., Кишиневский С. Э.
    Блоки и модули цветных телевизоров. — М. : Радио и связь, 1982. — С. 54—55. — 192 с.
  32. Сотников, С. К.
    Ремонт и регулировка цветных телевизоров УЛПЦТ(И)-59/61-II. — М. : Радио и связь, 1986. — С. 56—58. — 64 с.
  33. …..Adam Perlmutter.
    A Brief History of Vox: The Sound of the British Invasion. Reverb.com (13 июня 2016). Проверено 27 ноября 2020.
  34. ……Brian May, Johm Oram, The Guitarist staff.
    Queen’s legendary guitarist on why he uses nine AC30s in his live rig. Guitarist magazine (13 июня 2016). Проверено 27 ноября 2017.

  35. Tolinski, 2020, «When they deployed their AC30 on their 1960 instrumental hit Apache…».
  36. Tarquin, 2020, «Top musicians of the day in London used the AC15…».
  37. Tolinski, 2020, «John Lennon used an AC15…».
  38. Tolinski, 2020, «As the Fab Four became more popular, they needed more powerful amps…».
  39. Lou Carlozo.
    The True Story of the Vox UL730: The Amp Behind Sgt. Pepper’s. Reverb.com (1 июня 2017). Проверено 27 ноября 2020.
  40. Keith Richards, Alan Perna.
    Keith Richards Looks Back on 40 Rocking Years with the Rolling Stones. Guitarworld (6 января 2016). Проверено 27 ноября 2020.
  41. Fliegler, Eiche, 1993, pp. 30—31.
  42. Fliegler, Eiche, 1993, pp. 31—32.
  43. ..
    Barbour, 1997, p. 8.
  44. Рехвиашвили, Бачинский, 1967, с. 37, 139, 157.
  45. Jones, 2003, p. 454.
  46. …….
    Jones, 2003, p. 452.
  47. Jones, 2003, p. 172-173.
  48. ..Пониманский, В.
    «Симфония» // Радио. — 1965. — № 5. — С. 33.
  49. Рехвиашвили, Бачинский, 1967, с. 148.
  50. Вилциньш, Я.
    Радиола «Ригонда-102» // Радио. — 1971. — № 7. — С. 34.

История разработки[ | ]

Внешний вид

Внутреннее устройство

Сразу после завершения Второй мировой войны в Западной Европе начался бурный рост электронной промышленности[3]. За пять послевоенных лет, с 1946 по 1950 год, европейские компании разработали и выпустили больше новых серий электронных ламп, чем за любое предшествующее или последующее десятилетие[3]. Большинство этих серий повторяли уже проверенные временем американские разработки, и выпускались в новейшем для Европы миниатюрном бесцокольном конструктиве (разработан в 1939—1941 годы компанией RCA)[3]. Выпускались и лампы собственной разработки, в самобытном европейском восьмиштырьковом конструктиве c направляющей пуговкой («римлок», англ. Rimlock)[3][4].

Именно в этом исполнении в 1947 году[5] была выпущена лампа, ставшая прародителем EL84 — миниатюрный мощный пентод UL41[3]. Специалисты Mullard и Естественнонаучной лаборатории Philips[en] разработали эту лампу для применения в дешёвых, массовых радиоприёмниках c относительно низким анодным напряжением и последовательным включением нитей накала — поэтому её подогреватель был рассчитан на нестандартное напряжение 45 В[3]. В том же 1947 году[6] появился и вариант UL41 со стандартным, шестивольтовым подогревателем, получивший обозначение EL41[3] (в системе обозначений Mullard-Philips[en] ведущая литера указывала режим питания накала. Литера E обозначала накал напряжением

6,3 В, литера U — накал
током
100 мА, что в случае UL41 соответствовало напряжению 45 В[7]). Пентоды UL41 и EL41 характеризовались предельной мощностью рассеяния на аноде 9 Вт и были способны отдавать в нагрузку до 4 Вт выходной мощности[5][6] — лишь немногим меньше, чем самый массовая в то время «звуковая» лампа — октальный лучевой тетрод довоенной разработки 6V6[8].

Следующей лампой в линейке Philips стал пентод в «американском» девятиштырьковом конструктиве EL81 — специализированная лампа для усилителей строчной развёртки бытовых телевизоров и стабилизаторов напряжения[9]. За ними последовали неразличимые внешне пентод для усиления звука и блоков кадровой развёртки EL82 и видеочастотный пентод EL83[9]. Все эти лампы характеризовались теми же предельными напряжениями и мощностями, что и их прародитель UL41[6][10][11]. Близка была к ним и виброустойчивая лампа повышенной надёжности E80L, производившася малыми сериями на британских заводах Mullard и характеризовавшаяся ме́ньшей выходной мощностью[12].

В 1952 году Дэвид Хафлер и Герберт Керос[en] опубликовали идею ультралинейного включения пентода в выходном каскаде УНЧ[9][13]. Новинка, сулившая радикальное снижение характерных «пентодных» искажений, немедленно привлекла внимание промышленности[9]. Новейшие в то время UL41, EL41 и EL82 моментально устарели: ультралинейное включение предполагает, что на экранирующую сетку пентода подаётся то же высокое напряжение, что и на анод — но во всех пентодах Philips напряжение экранирующей сетки было ограничено на уровне 250 В[9]. Лампа, допускавшая высокое напряжение на экранирующей сетке, была разработана Philips ещё в 1950 году, но не была тогда востребована рынком и серийно не производилась[9]. В 1953 году Philips отреагировал на внезапно возникший спрос, и полузабытая опытная разработка пошла в серию под обозначением EL84[9]. В 1956 году компания выпустила последнюю лампу в семействе — низкочастотный пентод EL86, оптимизированный для работы в низковольтных бестрансформаторных усилителях и непригодный для применения в ультралинейных каскадах[14][9].

Сводная таблица: семейство E80L…EL86[ | ]

Оригинальное обозначение Mullard-Philips[en] Синонимы и близкие аналоги Предельные эксплуатационные данные Функциональное назначение Совместима с EL84? Примечания
Великобритания Marconi-Osram[en] СССР ГОСТ 5461-59 США RETMA[en] Франция Ediswan-Mazda[en] Мощность, рассеиваемая на аноде Напряжение на аноде Напряжение на второй сетке Крутизна характеристики
Низкочастотные пентоды
E80L 6227 8 Вт 300 В 300 В 9 мА/В Усиление низкой частоты в промышленных устройствах повышенной надёжности нет [15][12]
EL82 6П18П 6DY5 9 Вт 250 В 250 В 9 мА/В Выходные каскады усилителей низкой частоты и кадровой развёртки нет [15][16][17]
EL84 N709 6П14П 6BQ5 6P15 12 Вт 300 В 300 В 11,3 мА/В Выходные каскады усилителей низкой частоты [15][16][18]
EL86 6П33П 6CW5 14 Вт 275 В 220 В 10 мА/В Бестрансформаторные выходные каскады усилителей низкой частоты и кадровой развёртки нет [15][16][19]
нет 7189 12 Вт 400 В 300 В 11,3 мА/В Выходные каскады усилителей низкой частоты да [15][20]
нет 7189А 13,2 Вт 440 В 400 В 11,3 мА/В Выходные каскады усилителей низкой частоты да [15][21]
нет 6П43П 9 Вт 300 В 250 В 7,5 мА/В Выходные каскады кадровой развёртки нет [22]
нет SV83[⇨] 12 Вт 300 В 200 В 15 мА/В Выходные каскады усилителей низкой частоты нет [23]
Видеочастотные пентоды
EL81 6CJ6, 6DR6 8 Вт 300 В 250 В 4,6 мА/В Выходные каскады строчной развёртки, стабилизаторы напряжения нет [15][24]
EL83 6CK6 9 Вт 300 В 250 В 10 мА/В Выходные каскады видеочастоты нет [15]
нет 6П15П 12 Вт 330 В 330 В 15 мА/В Выходные каскады видеочастоты в телевизионных приёмниках нет [25]

Экзотические европейские лампы XL84 и YL84 являются вариантами EL84 на напряжения накала 8 и 10 В соответственно[16]. Европейские лампы PL84 и UL84, в исключение общего правила[26], не являются вариантами EL84 — это аналоги EL86, рассчитанные на питание накала токами 300 мА и 100 мА (напряжения накала при этом примерно равны 45 В и 16 В соответственно)[16]. Лампа EL85 не принадлежит к семейству EL81…EL86 — это маломощный пентод для усиления радиочастот и выходных каскадов звуковой частоты в автомобильных радиоприёмниках, в баллоне меньшего размера[27].

Оцените статью
Добавить комментарий