Обзор премиум-наушников Fostex TH500RP. С айфонами не входить

На плоских магнитах

История рассматриваемых моделей насчитывает более 30 лет — так давно выпустили первую модель Т-серии. Ее ключевой особенностью была планарно-магнитная или конкретно в том случае ортодинамическая конструкция. Современные версии оснащаются изодинамическими излучателями квадратной формы, выполненными по технологии Regular Phase. Мощные неодимовые магниты и полиамидный диффузор с медными токопроводящими дорожками обеспечивают не только качество звука, но и солидную перегрузочную способность. Наушники можно подключать к усилителю с выходной мощностью до 3 Вт!

8d2a7c7c4ef58ffded41ea2e73f52d48
Внешне обе модели практически не отличимы друг от друга

При схожести внешнего вида предыдущих версий наушников с новыми моделями МК3, последние имеют ряд усовершенствований, подробности которых описаны весьма туманно. Речь идет об изменении конструкции оголовья, корпусов и амбушюр, а основная цель доработок это, очевидно, комфорт пользователя. Как все это отразилось на звуке и отразилось ли в принципе, сказать сложно.

Обзор. Fostex T50RP. Точка отсчета

Совсем недавно я познакомился с наушниками Fostex T60RP. Возможно, я начал знакомство «наоборот», так как это была более дорогая, домашняя модель этих студийных мониторов, облаченная в корпус из красного дерева, и стоила она в два раза больше базовой версии, которую мне привезли в этот раз. Впечатлит ли меня более дешевая, базовая версия T50RP? Выглядит она гораздо более утилитарно и проще. Правда, и цена невысокая. Чуть более 11 тысяч рублей — по сегодняшним меркам это та сумма, с которой только начинаются приличные наушники.

Сохранить и прочитать потом —

fostex-t50rp

Наушники Fostex T50RP не такие удобные, как старшая модель — амбушюры не охватывающие, а накладные, выполнены из искусственной кожи и прилегают непосредственно к ушным раковинам, и через некоторое время становится жарковато. С другой стороны, наушники легкие, оголовье регулируется удобно и держит регулировку надежно.

2-2-1

Наушники оборудованы двумя сменными кабелями с джеками различного диаметра. Кабель крепится за одно «ухо» и защелкивается поворотом джека на 90 градусов. И это мне понравилось – просто, удобно, надежно.

Будучи магнито-планарными наушниками (да-да, за такие деньги), Fostex T50RP довольно требовательны к усилителю, и для работы с портативными плеерами годятся условно, хотя и сохраняют свои звуковые качества. Для теста я использовал с ними свою стационарную аппаратуру, и кроме того, комплект из источника и ЦАП/усилителя для наушников очень высокого класса: Aurender ASC 10 и Mytek Manhattan II (общей стоимостью примерно 1 млн. рублей).

fostex-t51rp

Звук Fostex T50RP соответствует обоим критериям, в соответствии с которыми они были выпущены: это магнито-планарные мониторные наушники (в том смысле, что они, во-первых, магнито-планарные и, во-вторых, мониторные).

Очень хороший объем, инструменты отлипают от чашек и не теснятся в голове, занимая широкое облако вокруг слушателя. Все звучит очень свободно, ненатужно, непринужденно, звуковой диапазон имеет прекрасную протяженность особенно вверх, кажется, что перкуссия простирается далеко за пределы слуха. При этом ВЧ обладают хорошей плотностью и должной активностью и эффектом присутствия.

Как и ожидается от мониторных наушников, они совершенно нейтральны, без значительного окраса, разве что иной раз они могут несколько подчеркивать сибилянты, но тут еще вопрос, как на самом деле обстоят дела с этими записями, и вполне возможно, что стационарная колоночная аппаратура затушевывает их чуть больше.

fostex-t52rp

Детальность у них на высоте, причем класс наушников растет с классом оборудования, с которым они используются. Конечно, несколько наивно ожидать, что обладатели аппаратов за тысячи долларов остановятся на таких скромных «Фостексах», но хотя бы послушайте их при случае в таком «дорогом» окружении – вы удивитесь, я гарантирую! При этом они прекрасно передают все нюансы, свойственные тому или иному аппарату. Наушники выдают не только обычные для записи тихие детали или шумовые призвуки, их точность и скорость дают возможность услышать нюансы техники пения, например. И, повторюсь, чем выше класс оборудования, тем больше нюансов и деталей можно услышать.

6-1-1

Бас достаточно скромен, но прекрасно очерчен и не «наполазает» на область средних частот. Зучание ясное, прозрачное и, простите за банальность, «чистое». При этом оно еще и полновесное плотное и «сплошное».

Такая прозрачность, точность и скорость означают, что вам доступны не просто тихие и малозаметные детали, но и тихие детали на фоне громких, из-за чего вы действительно получаете много информации, причем эта точность прекрасно увязывается всеми деталями в единую картинку. Они никогда не звучат разобщенно или расхлябанно.

Еще одной очень важной характеристикой является крайне высокая перегрузочная способность наушников. Вы наращиваете громкость, а искажения не растут, звук все так же спокойно ясен и чист, и тут уже вопрос, справится ли ваше оборудование с отдачей соответствующей мощности.

5-1-1

Наушники, как и положено мониторам, всежанровые, их не смущает жесткая или многосоставная музыка, ну а с малыми составами и спокойным вокалом они и так справляются без труда.

За цену в половину от «домашней» модели Fostex T50RP одни из самых лучших наушников. Чем лучше тракт, тем лучше они играют. Не случайно эта модель является предметом моддинга многочисленных умельцев и даже отдельных фирм, причем стоимость модов порой в разы превышает стоимость самих наушников – такой большой у них потенциал! Настоятельно рекомендую познакомиться всем. Это референтная точка среди недорогих наушников, и относительно них можно оценивать других претендентов на место в вашей системе – иногда и гораздо более дорогих.

Подготовлено по материалам портала «Soundex.ru», февраль 2019 г.
mag.soundex.ruЭтот обзор прочитали 2 902 раза

7cbfffd3b5

e5c4ed4f67

b4f69dea82

0ebf309bf4

6ae9b95c96

a346e2eb63

f5f44990e4

76fbf7cb4c

3-2

4-2

2-2

Не для красоты

Наушники имеют весьма брутальную конструкцию, и, на мой взгляд, в них нет вообще ничего домашнего. Выглядят сугубо профессионально, каковыми по сути и являются. Точнее являлись, пока их не полюбили аудиофилы. Ведь, как известно, помимо сомнительной эстетической ценности, профессиональные модели обладают ценностями практическими. В данном случае речь идет о мощной конструкции с креплениями чашек из 5-мм стальной проволоки и солидных шурупах, стягивающих края оголовья. Выглядит совершенно неубиваемо.

0cef5761dae596718dd49adbf35fe863
Специфика профессиональных наушников — мощная и очень практичная конструкция

Само оголовье гибкое и при этом хорошо держит форму, давая ощутимое прижимающее усилие. Посадка с самого начала не показалась мне удобной. Бывает так, что наушники буквально не чувствуешь на голове, а эти хотя и ощущаются легкими по весу, вcе-таки давят оголовьем сверху и прижимают ушные раковины к голове. Для меня эти наушники стали не полноразмерными, а накладными со всеми вытекающими последствиями в виде ощущения напрочь «оттоптанных» ушей после часа ношения. Хотя обладатели маленьких ушей со мной не согласятся, ведь их ушные раковины влезут внутрь амбушюр, и эти же наушники станут для них полноразмерными. На фото в Интернете мне попадались эти же наушники с амбушюрами иной формы, более глубокими и имеющими больше свободного внутреннего пространства. Вот такие подошли бы мне идеально, но это была какая-то несерийная модификация.

581fd99bc27e7859c9e0295a2a32d645
Амбушюры имеют малую глубину и очень тесное внутреннее пространство

Качество материалов стандартных амбушюр приятно порадовало. Возможно, это как раз та самая доработка «МК3». Мягкая искусственная кожа, которой обтянуты амбушюры и оголовье, приятна на ощупь. Дышащими свойствами она не обладает и тепло сохраняет хорошо, так что после часа-двух можно ожидать парникового эффекта, но мне дождаться этого эффекта не удалось.

Неодинаковые

Профессиональной происхождение (или уже правильно говорить «профессиональное прошлое»?) наушников отражено в упаковке и комплектации. В незатейливую оранжевую коробку наушники брошены упакованными в пузырьковую пленку, там же лежат два провода: один короткий, ярко-оранжевый, другой — длинный, черный, с переходником на 6,3 мм разъем.

Яркие элементы отделки — оранжевый кабель и огромный белый логотип на оголовье — на самом деле тоже не случайны и имеют профессиональное происхождение. Когда в студии используется несколько различных наушников, «фостексы» вы найдете без труда. Но если отличить модели Fostex от любых других можно легко, то друг на друга T40RP и T50RP похожи как близнецы братья. Дизайн одинаков, а разница сугубо техническая: T40RP имеют закрытое, а T50RP — полуоткрытые акустическое оформление.

Обзор наушников Fostex T-50RP mk3 — планарность в массы

Да, это планарные наушники за 180$, оказывается, что и такое тоже бывает. Fostex старались снизить порог вхождения в «мир изодинамов» и у них это прекрасно получилось, но давайте разбираться как именно.

Упаковка и комплектация

Не отходя далеко от вопроса о снижении стоимости, замечу, что комплектация наушников скудная настолько, насколько это вообще возможно, – помимо самих наушников, вас будет ожидать оранжевый кабель 3,5-3,5 mm jack и черный3,5-6,3 mm jack. Все, больше ничего в простой картонной коробке вы не найдете, что мне кажется вполне логичным решением. Сменный шнур дали и этого достаточно, дабы не повышать стоимость наушников за счет аксессуаров.

Провода брендированные, хоть и средненького качества, но, в целом, нареканий не вызывают.

Фиксация кабеля в чаше происходит по принципу ключ-замок, благодаря специальным выступам на jack, но это не помешает заменить его на любой другой.

Дизайн и эргономика

Дизайн – слабая сторона T-50RP. Несмотря на то, что внешний вид это дело вкуса и он никак не влияет на звук наушников (я не имею ввиду форму и форм-фактор), дизайн любого продукта должен соответствовать его назначению. Лично меня младшая линейка от Fostex отталкивала внешним видом, вызывая ассоциации с кислотными геймерскими гарнитурами, не имеющими ничего общего с изодинамическими излучателями и качественным звуком.

При этом материалы корпуса приятные тактильно и выглядят весьма надежно: прочные металлические дужки, тонкое и мягкое оголовье, мягкий амбушюры из кожзама приятно облегают уши, да и, в целом, сделаны наушники качественно, но странные цветовые решения и логотипы, нанесенные на все видимые места, не дают этим насладится.

Модель очень легкая и заметно не ощущается на голове – чаши практически невесомые, оголовье сидит хорошо и дискомфорта не возникает даже при длительном прослушивании.

Звук

Как ни трудно догадаться, звучат Fostex T-50RP как типичные изодинамические наушники и к этому нужно быть готовым. Выглядит модель как закрытая, но это не так, все в порядке, наушники полуоткрытые.

Первым обращает на себя внимание очень мягкий бас с нижней серединой. Любая басовая часть подается плавно и обволакивающе, что совершенно не идет в ущерб качеству. Особенно это заметно на агрессивных жанрах музыки, таким как рок и метал, которым свойственны резкие скачки и атака.

Верх и середина кристально чистые и плотные, тут придраться тоже не к чему.

Любимые инструменты этих наушников – духовые, скрипка и виолончель, заполняющие все пространство комнаты, давая расслышать малейшие детали, вложенные исполнителем.

T-50RP прекрасно даются концертные записи, оркестр, рок, джаз и все жанры музыки, доступные на сегодняшний день, кроме чистого вокала. Для меня остается загадкой, как наушники прекрасно отыгрывающие любые инструменты, не зависимо от насыщенности композиции, могут проседать на вокале. При обилии инструментального сопровождения это не так заметно, но как только вокалист остается один или в сопровождении гитары – яркость и звонкость голоса проседает, не зависимо от исполнителя.

Читайте также:  MikroTik hAP ac³ LTE6 kit (RBD53GR-5HacD2HnD&R11e-LTE6)

Это удручает, но модель с лихвой компенсирует свой единственный недостаток прекрасным инструменталом.

Наушники легко раскачиваются даже простенькими плеерами, но, безусловно, телефон с такой задачей не справится, если найдутся желающие слушать полуоткрытые планары на улице.

Еще мощнее!

Один только вид наушников дает понять, что с мобильным телефоном или слабеньким портативным плеером они играть нормально не будут, да и спецификация это вполне подтверждает. Поэтому я сразу начал прослушивание с довольно мощного стационарного усилителя. Но результат оказался удручающий: отсутствие контроля баса, смазанная атака, отсутствие ритмичности недвусмысленно намекали на то, что 200-300 мВт для этих наушников далеко не предел мечтаний, а заявленная максимальная мощность 3000 мВт не шутка.

1f331d3ef1323c69106b05f68d7c9039
Кабель съемный но имеет специальный Г-образный 3,5 -мм разъем с поворотным замком

С задачей справился только аппарат с выходной мощностью порядка 1,5 Вт (лишь на неадекватно высоких уровнях громкости он давал искажения и терял контроль). И именно на мощном усилителе появилась нормальная атака и ритмичность, а нижние частоты стали разборчивы даже на сложных композициях вроде перегруженного баса Arctic Monkeys и затейливых басово-ритмических перформансов Тони Левина.

6b2899aab6dc2d6ecce6520faa20a3ed
Благодаря цветовым акцентам наушники Fostex и их кабели ни с чем не перепутаешь

В качестве плана Б неплохо сработал маломощный профессиональный усилитель с сабсоник-фильтром, обрезающим нижний бас подчистую. С ним звук был настолько же хорош и управляем, но без самых глубоких нот, которые и являлись причиной перегрузки выходных каскадов усилителя. Одним словом, обращаю особенное внимание на этот факт: звук очень сильно зависит от возможностей усилителя. И если вы от кого-то услышите резко негативный отзыв об этих моделях, посоветуйте человеку поменять усиление.

Дело вкуса

Две модели попали в тест неслучайно. Они не просто имеют разное акустическое оформления, но еще и позиционируются производителем по-разному, с весьма четкими формулировками. Закрытые T40RP заявлены как наушники с «фокусированным басом», а полуоткрытые T50RP — как мониторы с «ровным и чистым» звучанием. Вот и сравним.

10e9f371ddfa4595927036ab5be44fab
Сквозь решетку чашек наушников можно разглядеть акустический фильтр, делающий модель T50RP полуоткрытой

Для песни «Black Dog» Led Zeppelin сложно выбрать однозначно более подходящую модель. На T40RP четче слышно ритм-секцию, но нельзя сказать, что баса много или что он довлеет над остальным спектром, или делает саунд темным и гулким — наушники хорошо выдерживают баланс. У T50RP звук получился легче, при этом послезвучия ощущаются более длинными и детальными, бас и барабаны отходят на второй план (что больше похоже на оригинальное звучание старой записи). При этом звучание ритм-секции при меньшем ее количестве показалось более качественным, четким и сфокусированным. В обоих случаях вокал и гитара находятся на переднем плане, а степень детализации, которую обеспечивают наушники, уже приятно радует.

59572cc4c494c785a993add8ebe579c8
Под амбушюрами располагаются поролоновые вставки. Форма и размер квадратных вырезов соответствуют рабочей площади планарных излучателей

Перескакиваем в XXI век, сразу к Alex Clare «Up All Night». На T50RP звук достаточно ровный, детальный, но ощущается плоским на средних частотах и неожиданно олдскульным в басовой области. Кажется, что играет только верхний и средний бас, причем средний немного приподнят, а нижнего просто нет. С T40RP дела обстоят совсем иначе: у композиции появилась глубина и рельеф, баса стало больше и он начал «качать» как положено.

Buddy Guy с альбомом «Bring ‘Em In» меняет ситуацию диаметрально. На T40RP бас явно солирует и отвлекает от всего остального, а на T50RP его ровно столько, сколько нужно, и композиция в целом складывается идеально.

fd0e2492f3235a2f199cb583d3068020
Квадратные излучатели? Для планарно-магнитных это норма

Включаю Amon Amarth «Deceiver of the Gods» с одноименного альбома. Вновь сложно отдать кому-либо предпочтения. В обоих случаях хорошо читаются и гитарные, и басовые партии; вокал разборчив, отбивка бас-бочки четкая, сухая быстрая. С T40RP звучание получается более мрачным и тяжелым, а с T50RP звук явно светлее и немного быстрее, динамичнее. Приятно радует разрешение, четкость, собранность, благодаря которым наушникам удается справляться со сложной музыкой. И на металле я вновь ловлю себя на том, что в звуке есть какая-то неуловимая олдскульность, словно слушаю современную запись на винтажных колонках — хороших, стоит заметить, колонках…

Сюита «L’Arlesienne» Жоржа Бизе одинаково прекрасна. На T50RP на форте чуть больше деталей и разборчивости, а T40RP в эти же моменты более убедительно передают масштаб симфонического оркестра. «Картинки с выставки» Мусоргского в исполнении T40RP более напористы, весомы и убедительны, но тонкие моменты и красоту мелодии лучше передают T50RP.

Хит LP «Lost On You» показался несколько гулким даже в исполнении T50RP, а на T40RP можно с комфортом слушать только ремикс с заново прописанной электронной басовой партией, живой бас оригинальной версии откровенно довлеет над всем.

Ситуацию с басом окончательно прояснил альбом «The Garden» команды Nostalgia 77. Мелодия одноименного трека, воспроизводимая на контрабасе, звучит то громко, то тихо, то гулко, то четко. Очевидно, что это свидетельствует о неравномерности АЧХ в басовой области, словно кто-то крутанул темброблок или поднял ручку эквалайзера в районе отметки 80-100 Гц. Вот она, та самая олдскульность и винтажность! Нашлась!

Измерения

Силиконовые уши тестового стенда в отличие от моих остались довольны размером и формой амбушюр наушников. Обе модели сидели идеально и охватывали небольшие ушные раковины стенда полностью. Степень шумоизоляции у модели T40RP получилась высокая, в случае с T50RP пришлось соблюдать во время замера режим абсолютной тишины. Полуоткрытое оформление глушило только часть звуков, мелкие шорохи и шелест, а все что погромче попадало в микрофоны стенда без ограничений.

d77e59e703fa05a82842f0caa2e7836b

АЧХ модели T40RP имеет выраженную ступеньку в области 1 кГц, которая фактически разделяет среднюю линию на два уровня с разницей примерно 5 дБ. Характерная выгнутая форма графика в басовой области ответственна за акцент на среднем басе. Заметная разница в отдаче левого и правого канала на частотах ниже 100 Гц совпадает с ростом искажений, что позволяет предположить возможность получить лучшие показатели в этой зоне с более мощным усилителем.

914d9e6f2a09249e6dff4d5bab357225

Модель T50RP демонстрирует более линейную АЧХ в области 200-2000 Гц, что делает звучание более светлым. Басовая область имеет аналогичный подъем в области 100 Гц, но спад отдачи с понижением частоты происходит раньше. Пик в районе 6 кГц ответственен за ощущение более высокой детальности. Поведение обоих наушников в зоне выше 10 кГц фактически идентично.

bf7033d3a9d6039779b870d7d618e706

Звукотехника как искусство

Усилитель для наушников Fostex T50RP mk3
Как ни крути, а все эпитеты про хорошее звучание, прозрачность и музыкальность крутятся вокруг разнообразного набора искажений.
Мы любим искажения, мы купаемся в искажениях. В студиях, для придания окраски эвуку его искажают самыми разными способами. Добавляют гармоники, призвуки, меняют частотные характеристики, компрессируют, лимитируют и т. д. Очень часто нам нравится звук клиппирующего усилителя, вызывающего ощущение драйва, мощи, яркости.

Но и без радикальных искажений есть достаточно много тонких, нюансовых искажений, влияющих на восприятие звука. И от этого какой-то звук нам нравится больше, какой-то меньше. Какое-то звучание подходит для определённой музыки больше, какое-то совсем неприемлемо.

Много 2-й гармоники — звук летучий, певучий, хорошо звучат вокал, скрипки, сопилки и т. п.

Много 3-й гармоники — звук драйвовее, плотнее, как после магнитофонной ленты.

Длинный хвост гармоник делает звук жёстким, мутным, тяжёлым. В общем, это то, что обычно называют «транзисторным звучанием». Некоррелируемые с исходным сигналом суммарные и разностные гармоники создают шумовую шторку по всему звуковому спектру, делающую звук вязким, безжизненным.

Можно, конечно, собрать усилитель для наушников на лампах. Искажений хоть и относительно много, но хвост короткий. Всего пару — тройку гармоник. А звучание, как правило, откровенно хорошее.

Но ведь надо, как бы, для студии. Надо, чтобы правду слышать, а не краски от усилителя. Чтобы исказить звук при работе в студии правильно, необходимо избавиться от любых искажений в контрольном тракте, чтобы не путать творческую мысль с красивым звучанием усилителя.

И, кстати, честный, чистый тракт без искажений вовсе не означает какой-то скучный некрасивый звук. Наоборот, появляется возможность услышать замысел автора и его мастерскую работу во всей красе без «улучшайзеров».

Известно, что все правильно спроектированные исправные усилители с очень глубокой отрицательной обратной связью, имеющие очень низкий коэффициент искажений, звучат практически одинаково. Кроме того, вся компонентная база, начиная от микшерных пультов, современных преампов, ЦАПов и АЦП, собрана на микросхемах с очень глубокой отрицательной обратной связью. И включать теперь в контрольный тракт нечто этакое, там, ламповое или безОООСное, я лично не вижу смысла.

Поэтому мой выбор — схема, способная обеспечить насколько высокие параметры, чтобы её влияние на звук радикально стремилось к нулю.

Для этого берём достаточно хороший для звука операционный усилитель и цепляем к нему линейный широкополосный повторитель, и для успокоения души делаем его в классе А.

На рисунке ниже, собственно, схема. При указанных номиналах и напряжениях ток покоя около 90мА. Для моих наушников Fostex T50RP mk3 (50Ом) это 9В амплитуды (около 0.8Вт) в чистом классе А. Далее усилитель плавно переходит в АБ. Максимальная амплитуда напряжения на выходе около 12В.

Конкретно для Fostex T50RP mk3 это 1.4Вт. Можно и больше (до 3Вт), но и так звукового давления 123.5дБ в каждое ухо больше чем достаточно.

К усилителю можно подключать практически любые наушники, независимо от их сопротивления. (Даже на акустику 4Ом он способен отдавать до 10 — 12Вт на канал в зависимости от мощности силового трансформатора). Следует только обратить внимание на максимально допустимую мощность, подводимую к наушникам, чтобы их не сжечь.

Усилитель для наушников Fostex T50RP mk3

По схеме. Регулятор громкости я поставил обыкновенный, с логарифмической зависимостью. (Это то, что в советском стандарте была группа В, а в западном стандарте — А). Вместо одного непонятного альпса таких можно купить 20 штук и выбирать или менять сколько душе угодно.

Коррекция считалась на стадии симулирования в микрокапе под разные ОУ. Под один конкретный ОУ возможно стоит попробовать другие номиналы.

Поскольку повторитель собран на 200мГц транзисторах, параметры усилителя практически полностью определяются параметрами микросхемы. Без цепей коррекции и выходной индуктивности полоса при неравномерности на краю диапазона +5 -3дБ порядка 17.5мГц. Цепочка C1 R3 снижает частоту среза до 4мГц. Вместе с конденсатором С6 частота среза усилителя около 1.5мГц. Вместе с включённой индуктивностью L1 на выходе и активной нагрузкой полоса усилителя по уровню -3дБ — 1мГц. Что для звукового усилителя более чем достаточно.

Имеющееся у меня оборудование не позволило обнаружить какие-либо искажения. А симулятор Micro Cap 11 показал 0.000001% нелинейных искажений на 1кГц и быстро спадающий хвост гармоник, уже 6-я, 7-я теряются в шуме. Для 10кГц этот показатель 0.00001% с такой же картиной по хвосту гармоник.

Читайте также:  Усилитель мощности класса D Yamaha PA2030A для расширения MA2030A. Мощность 30 Вт х 2 канала

Элементы R11 R12 относятся к схеме задержки включения и защиты от постоянного напряжения на выходе.

Схема задержки включения и защиты от постоянного напряжения:

Схема задержки включения и защиты от постоянного напряжения на выходе

Применение в схеме в качестве пороговых элементов диодов Шоттки (D1 — D4) позволило снизить контролируемый порог ниже плюс-минус 0.2В. Питается схема защиты от отдельного диодного моста.

На схемах обозначения V2 V3 V4 V5 — подключение питания. Сам блок питания обычный, нестабилизированный:

Схема блока питания усилителя для наушников Fostex T50RP mk3

К особенностям схемы и конструкции я бы отнёс некоторую «высокочастотность» применяемых компонентов. Отсюда особое внимание следует уделить монтажу и развязкам. C5 и C2 танталовые для SMD монтажа, припаяны непосредственно у ножек питания микросхемы.

Резисторы R7 R8 R9 R10 — мощностью по 2Вт.

Транзисторы применены в пластмассовых корпусах, что позволило обойтись без изолирующих прокладок, и установлены на теплоотводе из профиля PR128. При комнатной температуре они греются до 52 — 55 градусов.

Мощность силового трансформатора — 25Вт. Диоды и конденсаторы блока питания выбирались не столько из расчёта, сколько из соображений запаса по току и наличия. Если заведомо предполагается использование усилителя только с одним типом головных телефонов, может быть стоит поставить детали попроще.

Звук. Как и следовало ожидать, всё восприятие зависит от того, что слушаем и какие наушники подключаем. Чистый воздух — прозрачен и не несёт определённого запаха или вкуса. Так и с прослушиванием. Усилитель, как тот чистый воздух, не вносит ничего от себя, но плохо сделанная музыка — звучит соответственно плохо, хорошо сделанная музыка — потрясает глубиной, масштабностью и эмоциональностью.

При сравнительном прослушивании с усилителем для наушников Сергея Уральцева был сделан тот же вывод, что и сказанное вначале статьи.

Его усилитель собран на лампе плюс выходной каскад на германиевых транзисторах в классе В с токовым управлением.

Мы принесли для теста 9 различных головных телефонов. В том числе ортодинамика Fostex T50RP mk3, ТДС5, ТДС16, а также динамические наушники Sennheiser 520 300 Om, Sennheiser 600 300 Om, Beyerdynamic DT 770 PRO 250 Om, Beyerdynamic DT 990 PRO 250 Om.

Конечно, каждая модель имеет свои звуковые особенности, и тут уж трудно что-либо объективно изменить. Это то, что каждый должен как-то выбрать для себя. Но мнение относительно характера звука усилителей у нас совпало полностью.

Как и следовало ожидать, в отличие от представленного здесь усилителя, усилитель Сергея Уральцева сделал звук как бы насыщеннее, как добавить цветность в телевизионной картинке. Поэтому и мнение относительно того, какой усилитель больше подходит для контроля в студии, тоже было однозначным.

Сергей Шевгота 24.05.2018 г.

Выводы

Итак, мы имеем две модели, выбрать между которыми будет очень непросто. Обе пары наушников для своей цены просто неприлично хороши. Я бы даже сказал, катастрофически хороши. Катастрофа в первую очередь для конкурентов, предлагающих планарно-магнитные наушники аналогичного качества за совсем другие деньги. А нам, ценителям качественного звука, это только в плюс. Но без нескольких «но» тут тоже не обойдется.

Во-первых, посадка. Производители хоть и повысили степень комфорта, идеала в этом вопросе явно не достигли.

Во-вторых, характер звука. Он схож у обеих моделей: окрашенный «олдскульный» бас, плюс некоторый дефицит верхних частот, не дающий ощутить в полной мере «воздух» и общую атмосферу современных студийных и концертных записей. Это делает наушники избирательными в плане контента. Так, например, на музыке постарше недостатка верхних уже не ощущается, да и характерный басовый акцент воспринимается естественным.

3f8aa0e0829da1ca90973c1d1452d101
Такие наушники не останутся незамеченными!

Распределение моделей по характеру, заявленное на официальном сайте производителя, сформулировано довольно четко. T50RP вполне оправдывают звание «мониторных»: они заметно ровнее, детальнее, хотя порой бывают сдержаны в эмоциях. T40RP — более басовитая и драйвовая модель, подходящая для энергичной музыки.

Не могу однозначно определиться с тем, куда же отнести дизайн наушников, в плюсы или минусы. С одной стороны, жутковатое и откровенно брутальное ретро, с другой — в этом же состоит их прелесть. Однозначно то, что равнодушным они никого не оставят и из общей массы современных моделей выделяются, а также то, что конструкция их очень мощная и добротная.

Достоинства: детальный и чистый звук, надежная конструкция, отличная цена

Недостатки: требуют высокой мощности усилителя, дефицит верхних частот и акцентированный мидбас

Официальный сайт: Fostex T40RP, Fostex T50RP

Цена: Fostex T40RP — 11 490 рублей, Fostex T50RP — 11 490 рублей

Fostex T50RP MK3

Kronoid, 22.03.2017

Достоинства: + цена БЕЗотносительно качества звука + звук. Он прям какой я хочу. По балансу частот, открытости звука. + сменные провода разных размеров в комплекте, длинный заканчиватеся джеком 6.3 (неразборным), короткий джеком 3.5

+ Усилителя достаточно недорогого. Вопреки сказкам в сети. За последние дни прослушано немало источников звука (в смысле, выходов на наушники). Апогеем стало сравнение Sennheiser HDV 820 и Fiio K5 лоб в лоб. Осознав, что никакой разницы я уловить не могу, окончательно стало ясно: нет смысла платить больше, чем за Fiio K5. Моя внешняя аудиокарта имеет выход на наушники всего 20мВт на канал при нагрузке 47 Ом, и разница в ушах только в громкости: её хватает впритык, запаса нет, но и сколько-нибудь внятно ощутимой разницы в КАЧЕСТВЕ звука тоже нет. У Fiio K5 заявлено аж 1500мВт на канал (плюс-минус на близких нагрузках). И да, моим наушникам он даёт столько громкости, сколько не смогу унести. Как и мой усилок для колонок со своим штатным выходом для наушников. И звук у них снова одинаковый по качеству. По крайней мере в пределах погрешности восприятия на моих наушниках. Сравнивал звук также со своим ЦАПом (усилок для колонок и его же выход на наушники), так и с ЦАПом внешней звуковухи (выход с карты подаётся на Fiio K5). Запаса по громкости у моего домашнего усилка даже наверное больше, хотя и у Fiio K5 его с избытком, но качество звука аналогичное. ХОРОШЕЕ. Очевидно потому, что качество звукового тракта у многих устройств достигло уровня, когда достаточно только выбрать наушники под свой слух и музыку, и втыкать куда угодно, главное чтобы не наугад, а то можно нарваться на какой-нибудь Musatoff HA-5, который стоит 16 тыщ, но никакого усиления не даёт (одновременно с указанными двумя слушал). Недостатки: — спорный способ регулировки оголовья — спорный способ прокладки провода между раковинами — искусственная кожа амбушюр — жарко в них, лучше заменить — небольшая сцена в звуке (всего хотеть за 12 тыщ не приходится) — любители слушать очень громко должны прикупить к ним усилитель дополнительный нормальный. — открытые! вашу музыку окружающие тоже слышат, хоть и не настолько громко, как в настоящих открытых.

Сцена узковата, но правда, она не меньше, чем у многих и многих наушников даже за сильно больше денег. И потом, это неочевидный минус, если вы ещё не очень опытный в этом деле слушатель. Да и так ли это важно, даже когда вы сможете это распознать, ибо «узковата» не равно «недопустимо узкая». Т.е. в принципе на большинстве композиций вы даже не заметите, а в оставшихся простите, ведь за такие смешные деньги вам дают звук, цена которому у конкурентов всяко выше. Взять те же Байеры дт770про. Они с шикарным разрешением, но низов явно маловато. Вот где маловато! Не в Фостексах! В Фостексах его варьируется от «как надо» до «перебор».

В любом случае, прежде чем покупать звук, ОБЯЗАТЕЛЬНО идите и слушайте. По-возможности на том, на чём будете слушать сами, либо на схожем по качеству/мощности. Никогда не покупайте по словам в инете. Даже по моим. Потому что у меня своё понятие о хорошем звуке, и свои предпочтения в музыке. Кстати, T50RP MK3 металл ИДЕАЛЬНО рубят, мяса в них хоть отбавляй.

Тут такое дело, вы может привыкли к «тазы валят», поэтому вам кажется, что звук с недостаточным басом. А он с нормальным, это просто вы не слышали хорошего звука. Такое очень распространено. Я не хочу никого задеть, просто говорю, что будет трудно перестроиться, и если не хотите меняться сами, то нужно просто выбрать под себя. Данные Фостексы для тех, кто любит нормальный, разумный бас. Тазы валят вам отсыпят у «Битз»: белые и красные с буквой Б на чашах, все крутые пасаны в таких ходят и в пуховиках )) Комментарий: T50RP MK3 я одновременно сравнивал с T20RP MK3, T40RP MK3 и Fostex TH-900 MK2 на одном источнике. Кроме того, не по наслышке знаком со звуком Fostex TH 600 и целым рядом других в диапазоне 20-60 т.р. И последние — лучшее, что я слышал из закрытого типа. Но у них слишком сильно задран верх, ушам неприятно. Я пришёл в магазин только потому, что случайно наткнулся на отзывы про T20RP MK3. Я подумал, что не может быть, чтобы за 12 тыщ уши так сильно расхваливали. А так мне по сути наушники и не нужны, иначе я бы взял нечто вроде Градо из топа. Могу сказать только, что ранее в каждых ушах я находил минусы в звуке. Без исключений. И вот решил послушать T20RP MK3, и пусть лежат в шкафу для лучших времён, если понравятся. Класть в шкаф 50 тыщ или больше желания нет. Такова предыстория.

На прослушивании T20RP MK3 сразу же стало ясно, что они глуховаты. ОК, несите, говорю, T40RP MK3. Принесли. Ещё хуже! Невозможная глухомать, низы давят, их много и они вялые. Все пишут, что баса не хватает на слабых источниках. Не знаю, может у людей ТОТАТЛЬНО что-то с ушами, тотальное извращённое понятие о достаточности баса, похоже. Т.к. баса хоть отбавляй на любом источнике. И кстати, 40-е хоть и открытые, но звук как в раковине, самый закрытый, 20-е получше, но тоже так себе в этом плане. Так вот, когда принесли T50RP MK3, я сразу понял, что возьму их. Настолько всё гармонично, настолько сбалансировано! Ни раковинности (хоть и «полу»закрытые, но звучат как открытые), ни гула низов, разрешения хватает, середина и верха яркие, но не давящие на мозг, как TH-900 MK2 (даром не нужны!). 900-е невозможно громко слушать: мозг раскалывается, и «раковинность» у них явная по сравнению с 50-ми. Не скажу, что прям идеальный звук у 50-х, но тот, что лучше, я слышал только в ЗНАЧИТЕЛЬНО более дорогих. Но он был лучше не сильно. Но всё же слушайте сами, а то вон как хвалят 20-е и 40-е, а на мой слух они ужас и ужас-ужас соответственно, если сравнивать с чем-то вроде TH 600.

hifiman_he-400s-9

hifiman_he-400s_vs_fostex_t50rp_mk3

fostex_t50rp_mk3_vs_hifiman_he400s_driver

Оцените статью
Добавить комментарий