- На какие категории делятся усилители
- Подбор и замена ламп в ламповых усилителях Marshall, Fender, Mesa Bugie и др.
- Различия гитарных усилителей по схеме
- Ari Shivelier
- Ламповый усилитель для гитары своими руками Marshall 18 Watt (Маршал 18 ватт)
- Какие эффекты можно создать
- Основные функции панели управления
- Cхема и описание работы лампового гитарного усилителя Marshall
- Можно ли собрать усилитель самостоятельно
- Лучший гитарный усилитель
- Усилители Ричи Блэкмора
- VOX AC30
- Marshall Major
- ENGL
На какие категории делятся усилители
По своему устройству гитарный усилитель может быть двух типов:
- комбо;
- стэк.
Первые представляют собой единую коробку, в которой размещается и аудиосистема, и преобразователь сигнала. Как правило, комбоусилители обладают невысокой мощностью. Однако среди них большое количество вариантов, способных на выдачу качественного звука. Стэки относятся к профессиональному оборудованию: в них колонки располагаются отдельно от самого усилителя.
Если вы приобретаете оборудование для репетиций дома, то достаточно купить комбо. Для выступлений и студий звукозаписи больше подходят стэки. Они значительно дороже, но выдают качественный звук. Покупать их для дома бессмысленно, так как они показывают свои возможности только при уровне громкости в половину от номинальной. Например, если заявлено, что гитарный усилитель способен выдавать мощность 100 Вт, то увидеть все его положительные качества вы сможете при громкости 50 Вт.
Подбор и замена ламп в ламповых усилителях Marshall, Fender, Mesa Bugie и др.
Эта операция является важнейшей не только при ремонте, но и при желательном сервисном обслуживании ламповых усилителей. Novik Labs заключает контракты на такую работу с крупными прокатными конторами и репетиционными базами.
Как правило, все основные производители устанавливают два типа выходных ламп. Это 6L6 и их аналоги и EL34 – причем разных производителей. Значительно реже встречаются лампы EL84, KT 88, 6550. Лампы имеют ограниченный режим работы и их качество зависит от производителя ламп. Качество подбора ламп в комплекты очень разное и меняется с течением времени. Даже очень точно подобранные лампы через год работы могу показывать разные параметры. Известные бренды часто наносят свой логотип и довольно трудно бывает опознать производителя Лампы одного типа, но разных производителей совмещать в одном комплекте нежелательно (они условно имеют одинаковые характеристики), лучше менять весь комплект.
При диагностике на стенде NOVIK определяется состояние ламп и принимается решение о необходимости их замены. Дальнейший обьем работы зависит от фирмы производителя усилителя и типа ламп, использованного в нем. Есть два принципиально разных подхода к возможности замены и настройки ламп. Если MARSHALL имеет регулировочные потенциометры для смещения, то FENDER устанавливает постоянные резисторы и фиксированное напряжение. В усилителях первой группы с переменной регулировкой можно устанавливать лампы, не внедряясь в схему. Это хорошо и плохо одновременно. Для квалифицированного специалиста удобно, а дилетант может легко убить усилитель. Поэтому усилители условной группы Fender и др. не допускают регулировок этого напряжения.
Novik Labs имеет уникальную возможность подбора ламп аналогов 6L6 в усилителях с фиксированным напряжением без внедрения в схему. Также предлагаемая альтернатива 6П3С-Е (аналог 6L6,5881) на порядок надежнее и долговечнее.
Подобранная в точном соответствии с параметрами усилителя лампа 6П3С-Е стоит 500 р.
Стоимость работ при установке ламп других типов оговаривается я отдельно. Ориентировочная стоимость ламп в разделе «комплектация».
Это направление работ NL сознательно выделено в отдельный важный раздел работ. В усилителях NOVIK, как правило, применяется один тип выходных ламп. 6П3С-Е выпуска до 1990 года Это принципиальная позиция компании За почти 20 лет работы с этой моделью лампы Novik убедился в правильности своего выбора. В ламповых усилителях мощности NOVIK, которые эксплуатируются значительно больше по времени и по мощности, чем гитарные усилители, стоят только эти лампы, причем с подбором по разбросу параметров не более 1%.
Ещё один очень важный момент. В моделях усилителей NOVIK 202, NOVIK E12, NOVIK Е202 используется очень жесткий режим работы и ни какие другие модели ламп в них ставить нельзя! Внимание! Лампа 6П3С-Е и Лампа 6П3С – это совсем разные лампы и они не взаимозаменяемы в усилителях NOVIK. Не подобранные лампы в усилитель вставлять нельзя! В гитарных усилителях NOVIK более мягкий режим и возможна замена на 5881, 6L6, других производителей – но в этом случае NOVIK не гарантирует продолжительной работы. так как надежность этих ламп значительно ниже (это доказано многолетним опытом фирмы). Лампы подбираются на стенде, который создает реальные режимы усилителя, и тестируются при полной нагрузке. Оптимальная установка смещения на лампы – несложная операция при наличии необходимого оборудования, но очень немного специалистов, способных выполнить эту работу квалифицировано.
Подбор ламп делается из выборки на складе NOVIK не менее 500 шт и только в этом варианте достигается наличие подобранных комплектов ламп с разбросом не более 1 %.
Стоимость лампы 6П3С-Е в таком комплекте 500 р за штуку
Различия гитарных усилителей по схеме
Электронный блок состоит из предусилителя (он ответственен за сбор входящего звука) и оконечника (он усиливает собранные звуковые колебания). Схема гитарного усилителя может быть одного из типов:
- Полностью ламповой. Они считают элитными и больше всего подходят для обучения. С помощью такого усилителя можно заметить любую ошибку, допущенную во время игры.
- С транзисторным оконечником и ламповым усилителем. Наиболее распространенный вариант, так как он относится к средней ценовой категории и выдает неплохое качество по звуку.
- Полностью транзисторной. Это легкие и недорогие модели, которые по карману новичкам. Этот гитарный усилитель своими руками собрать не так сложно, так как детали можно купить практически в любом магазине радиозапчастей. В продаже можно найти и готовые наборы для желающих попробовать себя в качестве конструктора.
Выбирать усилитель по его схеме стоит исходя из своих вкусов и бюджета. Все они отличаются по качеству звучания. Еще один момент, который нужно учесть при покупке – ремонт гитарных усилителей лампового типа значительно дороже, чем других вариантов.
Ari Shivelier
Ламповый усилитель для гитары своими руками Marshall 18 Watt (Маршал 18 ватт)
И так. Как я уже писал я уже около 3х месяцев бьюсь над поиском наилучшей схемы и наиболее интересного по звуку лампового усилителя. Цель сделать с наименьшими потерями как финансовыми так и в качестве звука сделать ламповый усилитель своими руками. Я попробовал несколько ламп разного типа и производителей первый мой усилитель по делу собранный своими руками это был 2х ламповый на 6п6с и 6н9с. Лампа 6п6с (но правельней все же собирать маршал 18 ватт на лампах типа 6п14п,6п14п-ев,6п43п ну и коне что же на оригинале EL84) мне очень понравилась по звуку самый оптимальный вариант для гитары. 6н9с это двойной триод так что в целях экономия места мы его заменяем на 6н2п более современного собрата. Поиграв месяц на однотактном усилителе я все таки понял что нет. МАЛОВАТО! надо что то больше и по громче мутить. Прочитал несколько десятков статей из форумов, понял по какому принципу они работают я сначала попробовал схему на 3х лампах а потом все таки вернулся на 4х ламповую схему Marshall 18 Watt.
Схема Marshall 18 Watt
Схемы различаются только темброблоками, я лично делал как на нижней, но выбор оставляю за вами.
(для просмотра в большом размере перейдите по линку на фотографию и выберете «в другом размере > оригинал»)
Представленные схемы являются Lite версиями Marshall 18 Watt
В общем схема стара как мир, скажем так классика музыкального звука. Одна из самых распространенных схем знаменитой компании. У этого усилителя есть даже собственный сайт где сотни вариантов реплик. И так, начался процесс покупки и подбора деталей. На тот момент у меня был пару ламп 6п6с и пару ламп 6н2п до купились площадки. Дальше я начал искать трансформаторы. Выходной трансформатор можна заказать в интернет магазине у Ерасова, или попытаться найти что то подобное на развалах. Я нашел трансформатор на радио рынке в Царицино.Использовал ТПП 245-127/220-50, первичные обмотки как раз в тему для разбитие на полупериоды от ламп, а вторичные 15-16 и 17-18 то есть 10+10 вольтовые обмотки.
Для снижения шума сразу после диодного моста рекомендуется установить небольшой дроссель. Я использовал Д22 хоть он и маленький по току но нечего смертельного с ним не произошло. Лампы можно заказать либо в том же Ерасове либо в интернет магазине https://www.istok2.com/. Все сопутствующие детали либо покупаем где можем купить, либо набираем сами.
Далее делаем шасси. Шасси это основа на которой делается весь монтаж. Можно купить, что собственно около 100 $ но можно сделать из старого компьютерного корпуса. Как собственно я и поступил. Старый АТ корпус у него верхняя крышка и обе стенки это единый согнутый лист. Отмеряем сколько нам надо и отпиливаем.
Далее примерно прикидываем как все это будет смотреться. размечаем и начинаем сверлить дырки.
Плату питания я выполнял на текстолите.
Не забываем о токах! Так что бы накала 6,3 вольта хватало на все лампы. Мне пришлось докупать отдельно трансформатор 4*6,3 для того чтобы запитать все 4 лампы. Также незабываем шунтировать 6,3 вольта на общий «-«. Еще из рекомендаций по питанию могу сказать лишь что при возможности попытайтесь разбить накал и 300в на разные тумблеры. Так как напругу лучше подавать на теплую лампу.
Какие эффекты можно создать
Многие усилители способны создавать звуковые эффекты, которые необходимы для студийной записи или репетиций дома. Чаще всего их два: чистый звук (похожи на акустическую гитару) и оредрайв (придает инструменту роковое звучание с перегрузом).
Переключатель с одной эффекта на другой чаще всего расположен весьма неудобно, поэтому лучше всего приобрести дополнительно гитарный процессор. Он представляет собой педаль, при помощи которой вы сможете менять настройки звука прямо во время игры. С его помощью можно получить еще больше эффектов.
Основные функции панели управления
Современный гитарный усилитель обладает достаточно сложной панелью управления с большим количеством регуляторов. Основные из них три:
- уровень громкости;
- степени перегруза (если этот эффект встроен);
- частоты звучания (их может быть несколько: bass, treble, middle).
Используя регуляторы, вы можете настроить звук по своему вкусу: сделать его мягче, изменить тембр инструмента или задать значительную степень перегруза. Лучше всего выбирать усилители, в которых предусмотрены все перечисленные возможности настройки.
Cхема и описание работы лампового гитарного усилителя Marshall
Hi Gain Master Volume MK III и Hi Gain Dual Reverb — начало исследования: 1. Предусилитель — формирователь чистого лампового звука, лёгкого овердрайва и глубокого перегруза.
Серия JCM900 изначально вышла под рекламным слоганом: «Усилитель, в котором вам не захочется ничего модернизировать». По сравнению с предыдущими моделями — усилители серии JCM900 звучат не только более «остро» и «резко» на перегрузе (что большинством музыкантов было расценено как шаг к более современному звуку), но и обладают по сравнению с 800-ой серией намного более чистым и приятным неперегруженным звучанием.
И тут ясен пипидастр, что главным ответственным за звук в любом ламповом маршаловском гитарном аппарате, будь то комбик или голова, является предварительный усилитель, в котором и происходит основная церемония формирования АЧХ и динамических процессов всего изделия. Причём, попытки имитировать данное легендарное звучание посредством транзисторных построений, в большинстве случаев к ожидаемому результату не приводит. И связано это не с неспособностью транзисторов «звучать по ламповому» (ВАХ полевых транзисторов достаточно близки к ламповым), а с игнорированием тонких нюансов и схемотехнических изысков «непростых» британских специалистов.
Так что давайте рассмотрим схему узла предварительного усиления «Marshall JCM900» и попытаемся разобраться — для чего нужна та или иная деталюшка.
Рис.1
Большинство музыкантов, решившихся на самостоятельное повторение данного усилителя, взяли за основу не оригинальную схему, приведённую производителем, а более удобную для прочтения — схему с сайта www.heavypage.narod.ru, гуляющую в сети. А потому и не включили в состав своих поделок цепочку R9, D1 (Рис.1). А зря! Практически во всех схемах, разработанных и вылизанных как котовьи причиндалы просвещёнными британцами, всякая деталюшка аккурат стоит на своём месте и каждая выполняет свою важную функцию.
Входной каскад на элементе V1.1 — это обычный усилитель с общим катодом. В его функции входит не только усиление входного сигнала, но и некоторое обогащение его спектра частотами 2-ой гармоники, что особенно ощутимо при звучании чистой (неперегруженной) гитары, либо при низком уровне перегруза. Для того, чтобы каскад лучше справлялся с этой задачей, его рабочая точка аккуратно смещена вверх по отношению к середине передаточной характеристики. Коэффициент усиления каскада зависит от параметров используемой лампы и может находиться в интервале 33…37дБ.
Цепочка R5, C4 — это простейший ФНЧ 1-го порядка, который с учётом выходного сопротивления предыдущего каскада имеет частоту среза 3,6кГц. Далее следует очень хитро-включённый (между сеткой и катодом) потенциометр R6, выступающий в качестве первого регулятора усиления.
При низких уровнях входного сигнала, усилительный каскад ОК на элементе V1.2 имеет усиление примерно такое же, как и предыдущий. При увеличении же величины напряжения на катоде V1.2 сверх уровня открывания диода D1, значение усиления отрицательной полуволны остаётся прежним, а положительной — повышается на несколько дБ.
С9-С11, R11-R13 — это частотозависимый регулятор усиления с глубиной регулировки 20дб. АЧХ данного регулятора имеет ярковыраженную зависимость от угла поворота потенциометра R12, позволяя минимизировать тембральную зависимость выходного сигнала от степени его ограничения (перегруза). Выход регулятора подключён к диодному ограничителю амплитуды сигнала и выполнен по схеме, сочетающей в себе комбинацию диодного моста Br1 и одиночного диода D2. Диодный мост содержит внутри себя элементы с малым прямым падением напряжения и явно был выбран разработчиками не из соображений экономии. Не стоит пытаться заменить эту комбинацию на что-то другое.
С ограничителя сигнал поступает на очередной каскад ОК, выполненный на элементе V2.1. По большей части он выполняет ту же функцию, что и V1.1 — обогащает сигнал чётными гармониками. Каскад на V2.1 — это катодный повторитель, имеющий относительно низкое выходное сопротивление, необходимое для корректной работы трёхполосного темброблока (или эквалайзера, как его называет производитель), реализованного на R18-R21, C14-C16.
Ну и завершающая цепь — это резистивный делитель R22-R23. Он осуществляет уменьшение уровня поступающего на него сигнала до значений, приемлемых для работы последующих каскадов.
А вот теперь можно расслабиться, выкурить сигаретку и посмотреть форму выходного сигнала при различных положениях регулирующих элементов. Итак. Темброблок я отключил, выходной делитель R22-R23 оставил, на вход подал синус частотой 1кГц и амплитудой 100мВ.
.
.
. Рис.2
Поскольку диаграммы, изображённые на Рис.2, никаким боком не являются японскими комиксами, то и рассматривать мы их будем слева направо и сверху вниз.
Первая диаграмма соответствует уровню усиления блока 40дБ. Этот режим является относительно близким к началу ограничения сигнала и считается предпочтительным для получения на выходе чистого (неперегруженного) звука. Кг равен 1,35%, преобладающей является 2-ая гармоника, уровень 3-ей ниже её на 8дБ, остальные находятся на уровне шумов и в расчёт могут не приниматься. Вот он — знаменитый ламповый звук.
На второй диаграмме (усиление 45дБ) — лёгкий перегруз, так любимый многими блюзменами.
На 3-5 диаграммах — усиление: 50, 60 и 70дБ. Несмотря на почти 20-кратное (по отношению к началу перегруза) увеличение амплитуды сигнала, идёт постепенное, мягкое и практически симметричное ограничение.
И наконец, последняя диаграмма — уровень усиления 75дБ (или в 5600 раз по напряжению). Налицо потеря симметрии выходного сигнала, что подсыпет немного песка в звучание инструмента…. Однако как «Редкий щегол со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется и копыта отбросит», так и редкий музыкант вывернет до максимума ручку усиления маршаловского JCM900.
И для кучи приведу графики изменения АЧХ усилителя в зависимости от положения потенциометра 2-го регулятора усиления (R12).
.
. Рис.3
На первом рисунке (Рис.3) приведена АЧХ (с максимальным подъёмом характеристики 5,8кГц), соответствующая положению регулятора, при котором обеспечивается минимальное усиление. На последнем (с максимальным подъёмом 1кГц) — соответствует положению максимального усиления. Между ними — характеристики с промежуточными положениями регулятора.
vpayaem.ru
Можно ли собрать усилитель самостоятельно
Если вы хотите сэкономить и собрать гитарный усилитель своими руками, то вам нужно иметь под рукой большое количество инструментов: сверла, осциллограф, тестер, паяльник и дрель на штативе. Кроме того, подготовьте радиодетали (исходя из выбранной схемы), материал для платы и корпуса. Будьте готовы к тому, что в итоге усилитель обойдется вам дороже.
Большинство схем предлагает собрать ламповые усилители. Это справедливо, ведь они лучшего качества, чем транзисторные. Однако если вы хотите собрать качественную модель, вам предстоит долгий поиск материалов, которых нет в свободной продаже. Лучше всего для пробы собрать сначала транзисторный вариант.
Лучший гитарный усилитель
В музыкальном магазине вам могут представить множество типов и марок усилителей на выбор. Каждый музыкант выбирает для себя подходящий гитарный усилитель, исходя из своих вкусов. Рейтинг лучших марок и моделей включает в себя:
- Комбо Blackstar ID:Core Stereo 10. Он отличается стереозвучанием, тремя вариантами мощности, несколькими эффектами и встроенным тюнером. Это достаточно бюджетная модель, которая по качеству сравнима с более дорогими аналогами.
- Peavey Vypyr VIP 3 – полупрофессиональный комбоусилитель, который подойдет для реализации любых идей. Они изготовлен по последнему слову цифровой техники и получил высокие оценки не только от музыкантов, но и от специалистов по звуку.
- Ламповый Marshall C5-01, который, несмотря на свою небольшую мощность, выдает качественный и громкий звук.
- Fender Mustang III V2 – мобильный вариант, подходящий для использования в небольших помещениях и репетиций в домашних условиях.
- Roland CUBE Lite с возможностью играть дома в наушниках, что очень важно, если вы живете в городе и не имеете комнаты со звукоизоляцией.
Все усилители в этом рейтинге относятся к типу комбо и подходят для начинающих и любителей. Среди ассортимента магазинов вы можете найти и другие достойные варианты. Современные усилители шагнули далеко вперед по качеству звука и имеют большое количество полезных функций.
Усилители Ричи Блэкмора
Аналогично тому, как имя Блэкмора автоматически ассоциируется с Фендером и гитарой Стратокастер, так и там, где говорим Блэкмор — подразумеваем усилители Marshall (Маршалл).
Ричи Блэкмор и его гитарный звук стали известными во многом именно благодаря этим усилителям, но так как в любом правиле есть исключения, то и Маршаллы не были хронологически ни первыми, ни последними его усилителями.
VOX AC30
Мало кому известно, что до Маршаллов Ричи использовал усилители VOX AC30
, фирмы-заклятого конкурента Джима Маршалла.
Стоит отметить, что сама по себе компания VOX (в то время принадлежавшая Jennings Musical Industries, JMI) достаточно известна; усилителями этой марки пользовались the Beatles, The Shadows, Брайан Мэй из Queen, the Edge из U2 и множество других известных гитаристов. И именно популярность Вокса во многом стала причиной появления усилителей от Джима Маршалла
Характерное перегруженное звучание этого усилка характерно для ранних записей Deep Purple, например, этот усилитель участвовал в записи концертного альбома Concerto for Group and Orchestra, и на видео он прекрасно виден:
Замечу, что Вокс чаще всего использовался с до-стратокастерной гитарой Ричи — Gibson ES-335.
Несмотря на то, что с появлением Фендера в своём арсенале, Ричи продолжал регулярно использовать Вокс и в студийной, и концертной деятельности: например, Child In Time писалась на Gibson (а по звуку можно определить, что звук усиливался Воксом), а в коридорах отеля в Монтрё, где писался Machine Head, стоял этот ящик:
На концертах конца 60-х…начала 70-х годов бок-о-бок стояли и Маршалловский стек, и AC30:
За спиной у Пейси можно разглядеть Вокс, хотя в этом концерте 1971 года Ричи уже вовсю играл на Стратокастере + Маршалл
Несмотря на полный отказ от использования Вокса (начиная с 73…74 годов), следы этого легендарного усилителя можно найти и в 80-х:
Ламповые усилители VOX, особенно флагманская модель AC30, славятся своим отличным «чистым» звуком. Но и характер перегруженного звучания интересный, это не брутальное «дж-дж» усилителей Маршалл — у Воксов есть своя определенная изюминка в звуке (вспомним того же Брайана Мэя, который всю жизнь использует исключительно AC30). В случае конкретного Блэкмора я о звучания на перегрузе — и именно эту особенность старался воспроизвести Ричи в дальнейшей деятельности с Маршаллами.
Итак, после Воксов Ричи переключается на усилители относительного нового производителя — Marshall.
P.S. Ходят слухи, что даже во времена Маршаллов Ричи маскировал старый AC30 в один из кабинетов, подмешивая его таким образом к основному Маршальскому звучанию
Marshall Major
Успешно начав свою деятельность на поприще усилителей с 45-ваттных моделей (JTM45), основатель фирмы Джим Маршалл постепенно переключился на более мощные, 100-ваттные модели, пионерами использования которых стали Пит Тауншенд (The Who) и Джимми Хендрикс. Успех стоваттных моделей не заставил себя долго ждать, когда в один день в компании не встала необходимость выпустить еще более мощный усилитель. Спрос на такие усилители был ограниченным, но значительным, и Маршалл решить забить и эту нишу.
При создании усилителя высокой мощности классические схемы построения усилителей, наработанные в фирме, не использовались — наоборот, разработка велась «с чистого листа», и была заказана сторонней компании Genelec. Была задействована схема с тремя лампами ECC83 (12AX7) в предусилителе и четырьмя KT88 в оконечнике; активной тонкоррекции вместо пассивной; усилитель получил лаконичную переднюю панель без переключателя STANDBY:
Получившийся усилитель назвали просто — Marshall 200, но за характерную внешность усилитель был прозван «Свиньёй» (“the Pig”). Несмотря на то, что усилитель «на-гора» выдавал до 200 Вт мощности, в него нельзя было просто так взять воткнуться и играть! Усилок требовал длительного поиска настроек тембра, что не было особо оценено музыкантами.
В 1968 году усилитель получил обрёл новое имя “MAJOR
” и классическую схему: два канала, четыре входа, пассивная тонкоррекция. Его внешность также была подогнана под стандарты Marshall того времени, и внешне усилитель ничем не отличался от своих сородичей, за исключением увеличенных габаритов из-за более мощных трансформаторов:
Всего было выпущено около 1 200 усилителей. Ввиду нарастающей конкуренции со стороны транзисторных усилительных решений в 1974 году производство этой линейки усилителей было прекращено.
Ещё раз подчеркну особенности усилка — каскадная схема предусилителя, выходной трансформатор с аудиофильскими задатками и зашкаливающая мощность — эти особенности и стали ключевыми, впоследствии чего Ричи совершил переход на использование исключительно Мажоров.
Итак, Marshall MAJOR. Перечислим некоторые факты этого усилителя:
- несмотря на огромную мощность, коэффициент искажений на максимальной мощности был меньше, чем у других серийных усилителей Маршалл, соответственно — меньший эффект дисторшн (это свойство объясняет, почему сигнал надо было усиливать ещё до поступления в усилитель!);
- по просьбе Ричи и без того мощные усилители были дополнительно раскочегарены на фабрике Маршалла, причём грохот усилков на полной мощности таков, что был слышен на соседних улицах (по слухам, из-за этого Ричи невзлюбили сотрудники этой самой фабрики). Из усилителей выжали 250…260 Ватт RMS;
- чтобы получить 200 Ватт мощности с четырёх ламп KT88, потребовалось увеличить анодное напряжение (B+) выходных ламп с 450 до 650 Вольт. Кроме того, включение выходных ламп КТ88 и выходного трансформатора, примененное в Мажорах, в радиотехнике называется «ультралинейное включение» — фактически, Мажор конструировался как Hi-Fi-усилитель: у него был весьма чистый звук и невысокая степень искажений по сравнению с рядовыми усилителями Marshall;
- сотрудники Маршалла в те времена не знали, что рок-гитаристы добивалось эффекта перегруза. Если для раскачки или предварительного искажения сигнала с гитары использовались бустеры или педали дисторшн, 650 вольт анодного напряжения подскакивали до пиковых 1 800 В (пиковое обратное напряжение), и выходные транформаторы работали в режиме трансформатора строчной развертки в телевизорах в повышенным напряжением;
- когда величина B+ достигала 1 800 вольт и пробивало дугу на ближайшую массу (обычно 2 и 3 ножки выходной лампы), то гнездо лампы прогорало, выпуская густой дым и едкий запах, оставляя следы копоти на шасси усилителя. Предохранители в таких случаях не успевали срабатывать и попросту взрывались. (Dawk называл это явление эффектом “SOTW” — Smoke on the Water);
- для снижения издержек по обслуживанию гарантийных случаев, в Маршалл предприняли превентивные меры — дополнительная изоляция главных выходов и замена разъёмов для ламп на керамические. Правда, после этого дуга стала пробивать в других местах — над лампой или внутри её самой, а самое худшее — внутри выходного трансформатора: любой пауэр-аккорд на гитаре мог вывести его из строя. Штатные трансформаторы марки “Drake” и “Dagnall” сгорали именно таким образом;
- в то время Маршалл не имел возможности отправлять запасные транформаторы для усилителей в Америку, поэтому для американского рынка их мотал человек по имени Oтто на Лонг-Айленде. Он использовал майлар для изоляции между обмотками, в то время как в “Dagnall” применялась клейкая лента! Вследствие этого Мажоры, заряженные выходными трансформаторами именно Отто, стали сгорать реже;
- для Маршалл гарантийное обслуживание Мажоров обходилось весьма дорого, особенно выходные транформаторы и лампы KT88. Это и есть одна главных причин прекращения производства усилителей в 1974 году, наряду с невысокими продажами и высокой ценой;
- усилители были настолько тяжёлыми, что женщины на производстве попросту не могли поднять и двигать их! За время сборки одного Мажора собиралось три 50-ваттника или два 100-ваттных усилителя.
Мажоры, которые использовал Ричи Блэкмор, сильно
отличались от аналогичных штатных экземпляров. Попробуем воспроизвести эти отличия:
- вначале Ричи использовал “BASS” модель усилителя для бас-гитар, впоследствии — “LEAD”;
- Dawk утверждает, что штатную схему предварительного тракта он выбросил в утиль и разработал её «с нуля»;
- никаких Master Volume не использовалось в усилителях Ричи!
- усилители с выходными трансформаторами производства Отто, теряли в верхних частотах, их приходилось компенсировать в схемотехнике. Но такие трансформаторы никогда не сгорали;
- дополнительно к трём лампам предварительного усиления была добавлена четвёртая, для создания цепи усиления частот (“Extra tube treble booster circuit”):
Сравните со штатным набором в три лампы:
Обратите внимание на пустое, но штатное гнездо для лампы
Почему Ричи выбрал именно Мажоры?
- басовая модель Мажора отлично сочеталась с ярким звуком Стратокастера (причём на первых порах была именно басовая, ибо молодые Deep Purple MK I не могли вольготно позволить себе по куче усилков, приходилось экономить — это уже в пике славы Ричи докупил себе дополнительных усилков);
- 100 Ватт уже недостаточно, когда играешь перед 20 тысячами людей;
- 100-ваттный усилитель — игрушка по сравнению с Мажором;
- После обработки Dawk Мажоры выдавали до 250 Ватт мощности;
- у Мажора выходной трансформатор с ультралинейными включением, характерной чертой Hi-Fi-усилителей.
Всего официальная история Мажоров в профессиональной деятельности Ричи насчитывает 4 усилителя, среди них были и басовые “BASS”, и чисто гитарные “LEAD”.
Каждый усилитель именовался “Ritchie No. 1”, “Ritchie No. 2” и т. д. Они были однаковыми, но каждый усилитель звучал по-разному, но конкретные причины почему? — увы, неизвестны. Известно, что “Ritchie No. 3” имел отличительную предварительного усиления, так называемую “Top boost” (усиление верхов), аналогичную усилителю VOX AC30.
Все четыре усилителя использовались поочередно, например:
Эпоха Rainbow
- 1979, 1980 — “Ritchie No. 1”;
- 1981, 1983, 1984 — “Ritchie No. 4”;
- 1982 — “Ritchie No. 3”.
Эпоха Deep Purple
- 1984 — “Ritchie No. 3”;
- 1985 — “Ritchie No. 4”.
Вот, например, конфигурация усилителей турне Rainbow 1980 года:
Слева “Ritchie No. 1” (основной), справа “Ritchie No. 4” (резервный)
Конфигурация усилителей турне Rainbow 1984 года:
Против часовой стрелки, начиная сверху: “Ritchie No. 4”, “Ritchie No. 1” (резервные), “Ritchie No. 3” (основной)
Конфигурация усилителей турне возрождённых Deep Purple 1985 года:
Сверху вниз: “Ritchie No. 4” (основной), “Ritchie No. 1”, “Ritchie No. 3” (резервные)
Но, несмотря на одновременное присутствие на сцене двух или даже трёх стеков, использовался один, второй комплект «усилитель + стек» был резервным (ну и для эстетики, само собой):
По настройкам — Ричи предпочитал задирать средние частоты и Presence, в то время как высоких было сравнительно меньше, а басов — вообще нет:
“Ritchie No. 1”, 1980 год
“Ritchie No. 4”, 1980 год
“Ritchie No. 4”, 1984 год. Обратите внимание на маркировку выходного трансформатора в усилителе этажом ниже — OT200 (это и есть несгораемый транс от Отто)
“Ritchie No. 4”, 1985 год
“Ritchie No. 1”, 1985 год
“Ritchie No. 3”, 1985 год. Обратите внимание на надпись “Top boost” и соответственно прибранные средние частоты и Presence
Усилители Marshall Major успешно использовались в студийной и концертной деятельности вплоть до 1993 года…
ENGL
Все мы помним вехи истории, когда в 1993 году Ричи гордо покинул Deep Purple и в 1995 г. выпустил альбом “Stranger In Us All” с новым коллективом. И если открыть страницу с благодарностями в буклете нового альбома, то в разделе «Благодарности» в подсекции «Усилители» нет идеологически привычных Marshall:
Вместо этого присутствует другое название — “Engle Amps”. Разумеется, слово написано с ошибкой в староанглийском стиле (“The Olde Joke
”), правильное название — ENGL. Что это за таинственное название?
ENGL — немецкая компания, выпускающая гитарные усилители и кабинеты экстра-класса (по-крайней мере, ценники весьма доставляют). В принципе, продукция и сейчас особо не распространена (по сравнению с тем же Маршаллом), а в середине 90-х годов — и тем подавно. Но все музыканты, играющие на этих усилителях, отмечают превосходное качество сборки и отличное звучание, так что популярность ENGL — вопрос времени.
Ввиду того, что в интернете трудно найти историю компании, попробую сам: для раскрутки ENGL, в то время маленькой и малоизвестной фирмы, требовалось лицо из мира рок-музыки, обладающее безукоризненным авторитетом, стремлением к инновациям и качественным изменениям. Вскоре такой человек был найден: это герой нашего рассказа — Ричи Блэкмор.
Как он неоднократно признавался, усилители Маршалл звучали неплохо, но они были слишком громкими. Да и стремление к экспериментам всё же взяло верх над проверенными решениями, и в промежутке между 1993…95 годами и состоялась миграция Маэстро на новые усилители ENGL с новым звуком.
По сравнению с Маршаллами ENGL звучат (моё личное мнение) более вкусно
и пикантно, и если Мажоры — это БелАЗ от лампового гитарного звука, то ENGL — утонченность и изысканность Феррари.
Приведем слова самого Ричи: — Wy did you change your PA from Marshall to Engl?
Ritchie Blackmore: I prefer the sound of ENGL amps, they have more character. Marshall is just very loud, and for a long time now I’ve been dissatisfied with the Marshall. I was always frustrated trying to get a good sound, and all they were was very very loud. So I tried this ENGL amp and was very pleased. Now I’m going to play ENGL amps on stage. Marshall to me is a very loud and reliable amplifier, but it doesn’t have any character.
Вольный перевод: — Почему Вы сменили Маршалл на ENGL?
Я предпочитаю звук усилителей ENGL, потому что в них больше харизмы (
Я намеренно ввел это слово, оно уместнее
, — прим. перев.) Маршаллы очень громкие, и после длительного использования сейчас их звучание уже не удовлетворяет меня. Я всегда был разочарован попытками нарулить хороший звук, и к тому же они были слишком, уж слишком громкими. Так что я опробовал усилители ENGL и весьма удовлетворен ими. Теперь я собираюсь играть на них вживую. Маршалл — это очень громкий и надежный усилитель, но в нём нет характера.
Если обратиться к концертным записям того времени, невооруженным глазом видно, что вместо стены из стеков Маршалл за спиной у Ричи достаточно скромные кабинеты 4×12 и головы с логотипом ENGL:
Вблизи это выглядит так:
Итак, усилители, которые сменили мощнейшие Маршаллы, называются ENGL Savage 120:
В официальных характеристиках заявлено: Легенда
. Один из самых известных и популярных усилителей ENGL устанавливает новые стандарты в современно рок-музыке благодаря своему уникальному звучанию. Быстрая отдача и яркая атака, пробивной характер звучания, объемность и динамичность — вот отличительные черты этой рабочей лошадки. 4 основных звука + множество полезных возможностей делают Savage 120 идеальным выбором для получения современного гитарного звучания.
Преамп
: 4 канала: Clean, Crunch 1, Crunch 2, Lead, 2 EQ, переключатели Sensitivity, Bright, 2 регулируемые петли эффектов (параллельные / последовательные), Lead Boost, переключатели Contour, Rough/Smooth, регулятор Hi Balance, 5 ламп ECC 83.
Мастер-секция
: Presence A/B, Master A/B, Depth Boost, 120 Вт (1×ECC 83, 2×6550 лампы), система электронной защиты ламп.
Задняя панель
: сбалансированный линейный выход с частотной компенсацией, регулятор громкости, регулятор overload, выходы на кабинеты (2×4, 2×8, 1×16 Ом), 2 петли эффектов, выходы на футсвитч Z-3/Z-4, порт для MIDI-интерфейса, порт для футсвитча Z-10.
Прямо скажем — по сравнению с Мажорами, преимущества по функционалу несомненны.
Среди линейки ENGL в то время (да и сейчас, в общем-то) усилители Savage 120 — самые гибкие по возможностям и звучанию, благодаря четырём каналам с разными степенями перегруза. (Разумеется, Ричи не использует самый «злой» перегруз канала Lead.)
Понятное дело, по чистой мощности ENGL не сравнить с Маршаллами, но Ричи намеренно отказался от мощных усилителей — ибо турне 1995…97 годов планировались по небольшим концертным залам и даже клубам, а такие маленькие пространства Мажоры просто разорвали бы.
Концертные настройки усилителей Savage 120 выглядят так:
GAIN=10, CRUNCH=1, GAIN=5, BASS=7, MIDDLE=10, TREBLE=3, CRUNCH 1 (V)=6, MASTER A=10
Случалось, что концерты проводились в таких залах, что и головы были слишком громкими для них. В таких случаях у Ричи был заготовлен комбо-усилитель ENGL Sovereign 100:
По большому счёту, это всё тот же усилитель Savage в комбо-исполнении с двумя динамиками Celestion Vintage 30.
После развала Ritchie Blackmore’s Rainbow, Ричи основывает акустический проект Blackmore’s Night, в котором идеологически гораздо меньше звучания электрогитары. Но тем не менее, Ричи с удовольствием берёт Белый Стратокастер в студии и на сцене и играет на нём через третий усилитель из семейства ENGL’ов — Sovereign 50:
На сцене он стоит в окружении акустических комбо-усилителей (о них — ниже):
Обращаю внимание, что оба Соверена Ричи — первого поколения и сняты с производства; современные модели немного другие:
По мотивам Savage 120 с учётом конкретных пожеланий Ричи была рождена подписная модель “Ritchie Blackmore Signature” E650, ставшая для ENGL первой среди сигнатурных моделей:
На фото слева — Хорст Лангер, разработчик усилителей ENGL
В подписной модели ENGL “Ritchie Blackmore Signature” выходной трансформатор тоже имеет отводы для ультралинейного включения, но в серийных моделях используется включение пентодом (лучевым тетродом). У самого же Маэстро — ульталинейное, т. е. ему их индивидуально дорабатывают.
Считаю, что миграция с Маршаллов на ENGL — удачная, звук стал более «фирменным» Среди всех экземпляров звука Стратокастера Ричи мне больше всех нравится звучание эпохи “Stranger In Us All” — Blackmore’s Night, во многом благодаря усилителям ENGL