Аку́стика
(от греч. ἀκούω (аку́о) — слышу) — наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием. Акустика является одним из направлений физики (механики), исследующих упругие колебания и волны от самых низких (условно от 0 ) до высоких частот.[1]
Акустика является междисциплинарной наукой, использующей для решения своих проблем широкий круг дисциплин: математику, физику, психологию, архитектуру, электронику, биологию, химию, медицину, гигиену, теорию музыки и другие.
Термин «акустика» (фр. acoustique) был введён в 1701 году Ж. Совёром[2].
Основные направления современной акустики
- Общая (физическая) акустика
— теория излучения и распространения звука в различных средах, теория дифракции, интерференции и рассеяния звуковых волн. Линейные и нелинейные процессы распространения звука. - Геометрическая акустика — раздел акустики, предметом изучения которого являются законы распространения звука. В основе лежит представление о том, что звуковые лучи — это линии, касательные к которым совпадают с направлением распространения энергии акустических колебаний.
- Архитектурная акустика
— законы распространения звука в закрытых (полуоткрытых, открытых) помещениях, методы управления структурой поля и т. д. - Строительная акустика
— защита от шума зданий, промышленных предприятий (расчёт конструкций и сооружений, выбор материалов и т. д.). - Психоакустика
— основные законы слухового восприятия, определения связи объективных и субъективных параметров звука, определения законов расшифровки «звукового образа». - Музыкальная акустика
— проблемы создания, распространения и восприятия звуков, используемых в музыке. - Биоакустика
— теория восприятия и излучения звука биологическими объектами, изучение слуховой системы различных видов животных и др. - Электроакустика
— раздел прикладной акустики, занимающийся теорией, методами расчёта и созданием электроакустических преобразователей - Аэроакустика (авиационная акустика)
— излучение и распространение шумов в авиационных конструкциях. - Гидроакустика
— распространение, поглощение, затухание звука в воде, теория гидроакустических преобразователей, теория антенн и гидроакустических эхолокаторов, распознавание движущихся объектов и др. - Акустика транспорта
— анализ шумов, разработка методов и средств звукопоглощения и звукоизоляции в различных видах транспорта (самолётах, поездах, автомобилях и др.) - Медицинская акустика
— разработка медицинской аппаратуры, основанной на обработке и передаче звуковых сигналов (слуховые аппараты, диагностические приборы) - Ультразвуковая акустика
— теория ультразвука, создание ультразвуковой аппаратуры, в том числе ультразвуковых преобразователей для промышленного применения в гидроакустике, измерительной технике и др. - Квантовая акустика (акустоэлектроника)
— теория гиперзвука, создание фильтров на поверхностных акустических волнах - Акустика речи
— теория и синтез речи, выделение речи на фоне шумов, автоматическое распознавание речи и т. д. - Цифровая акустика
— связана с созданием микропроцессорной (аудиопроцессорной) и компьютерной техники.
Интересными направлениями исследования в акустике на макроскопическом уровне являются
- распространение звука в движущихся средах
- рассеяние звука на неоднородностях среды и распространение звука в неупорядоченных средах
- характер макроскопических течений в поле звуковой волны
- поведение вещества в поле сильной ультразвуковой волны, кавитационные явления
На микроскопическом уровне упругое колебание среды описывается фононами — коллективными колебаниями атомов или ионов. В металлах и полупроводниках такие колебания ионов приводят и к колебаниям электронной жидкости, то есть, на макроскопическом уровне, звук может порождать электрический ток. Подраздел акустики, изучающий такие явления и возможности их использования, называется акустоэлектроникой
.
Другое близкое по духу направление исследования — акустооптика, то есть изучение взаимодействия звуковых и световых волн в среде, в частности, дифракция света на ультразвуке.
Характеристики акустических колонок
Характеристики аудиосистем весьма важны для пользователей. Зачастую характеристики устройств отечественных и зарубежных производителей не совпадают. Рассмотрим наиболее значимые:
- Эффективное воспроизведение. Это диапазон частот, в пределах которых развивается уровень звукового давления. Значение данной характеристики сильно влияет на естественность звучания. Максимально естественное звучание возникает в том случае, если рабочий диапазон близок к максимальному значению, воспринимаемому человеческим слухом. Чем больше корпус звуковой системы, тем эффективнее воспроизводятся низкие частоты.
- Неравномерность звукового давления. Аудиосистема, имеющая прямое звуковое давление идеальна для передачи звука. Но фактически звук АС имеет изломанные кривые с некоторыми провалами. От них зависит, насколько качественно будет воспроизводиться звук.
- Направленность. Данная характеристика позволяет максимально оптимально расположить АС в помещении. Благодаря этому есть возможность дать оценку распределению звуковых излучений в пространстве.
- Чувствительность. Данный параметр, позволяет определить, какой динамический диапазон способна обеспечить акустика. Широкий диапазон позволяет передавать более сложные звуковые произведения, например, джаз, симфонию.
- Показатель искажений. Квалифицирует изменения, искажающие точность воспроизведения. Этот коэффициент является очень важным, т. к. при повышении силы звучания, показатель искажений увеличивается.
- Электрическая мощность. Характеризует уровень звука, который способна производить АС в конкретном помещении. В зависимости от различных параметров, бывает несколько видов мощности, от просто максимальной до пиковой. Какая необходима мощность усилителя зависит от пространства в помещении, от остальных характеристик звуковой системы, потребностей покупателя.
Измерение характеристик АС, если это происходит не в специальной службе заводов-изготовителей, мероприятие сложное и дорогостоящее, не дающее стопроцентных результатов.
Подпишитесь на наши Социальные сети
Литература
- Аннотация // Лепендин Л. Ф.
Акустика. — 1978. — 448 с. - Дж. В. Стрэтт (Лорд Рэлей)
Теория звука. пер. с англ. в 2-х томах. М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1940. — т. 1 — 500 с., т. 2 — 476 с. - Маньковский В.С.
Акустика студий и залов для звуковоспроизведения. — М.: Искусство, 1966. — 376 с. - Алдошина И., Приттс Р.
Музыкальная акустика. Учебник. — СПб.: Композитор, 2006. — 720 с. ISBN 5-7379-0298-6
Значение слова акустика
(от греч. akustikós ≈ слуховой, слушающийся), в узком смысле слова ≈ учение о звуке, т. е. об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твёрдых телах, слышимых человеческим ухом (частоты таких колебаний находятся в диапазоне 16 гц≈20 кгц); в широком смысле ≈ область физики, исследующая упругие колебания и волны от самых низких частот (условно от 0 гц) до предельно высоких частот 1012≈1013гц, их взаимодействия с веществом и применения этих колебаний (волн). Исторический очерк. А. ≈ одна из самых древних областей знания, зародившаяся из потребности дать объяснение явлениям слуха и речи и в особенности музыкальным звукам и инструментам. Ещё древнегреческий математик и философ Пифагор (6 в. до н. э.) обнаружил связь между высотой тона и длиной струны или трубы; Аристотель (4 в. до н. э.) понимал, что звучащее тело вызывает сжатия и разрежения воздуха, и объяснял эхо отражением звука от препятствий. Период средневековья мало что дал развитию А.; её прогресс становится заметным, начиная с эпохи Возрождения. Итальянский учёный Леонардо да Винчи (15≈16 вв.) исследовал отражение звука, сформулировал принцип независимости распространения звуковых волн от разных источников. Историю развития А., как физической науки, можно разбить на 3 периода. Первый период ≈ от начала 17 в. до начала 18 в. ≈ характеризуется исследованиями системы музыкальных тонов, их источников (струны, трубы), скорости распространения звука. Г. Галилей обнаружил, что звучащее тело испытывает колебания и что высота звука зависит от частоты этих колебаний, а интенсивность звука ≈ от их амплитуды. Французский учёный М. Мерсенн, следуя Галилею, уже мог определить число колебаний звучащей струны; он впервые измерил скорость звука в воздухе. Р. Гук (Англия) устанавливает на опыте пропорциональность между деформацией тела и связанным с ней напряжением ≈ основной закон теории упругости и А., а Х. Гюйгенс (Голландия) ≈ важный принцип волнового движения, названный его именем (см. Волны ). Второй период охватывает два века ≈ от создания основ механики И. Ньютоном (конец 17 в.) и до начала 20 в. В этот период А. развивается как раздел механики. Создаётся общая теория механических колебаний, излучения и распространения звуковых (упругих) волн в среде, разрабатываются методы измерения характеристик звука ( звукового давления в среде, импульса, энергии и потока энергии звуковых волн, скорости распространения звука). Диапазон звуковых волн расширяется и охватывает как область инфразвука (до 16 гц), так и ультразвука (свыше 20 кгц). Выясняется физическая сущность тембра звука (его «окраски»). С работ Ньютона начинается расцвет классической физики. Механика, гидродинамика и теория упругости, теория волн, акустика и оптика развиваются в тесной связи друг с другом. Члены Петербургской Академии наук Л. Эйлер и Д. Бернулли и французские учёные Ж. Д’Аламбер и Ж. Лагранж разрабатывают теорию колебаний струн, стержней и пластинок, объясняют происхождение обертонов. Немецкий учёный Э. Хладни (конец 18 ≈ начало 19 вв.) экспериментально исследует формы звуковых колебаний, совершаемых различными звучащими телами ≈ мембранами, пластинами, колоколами. Т. Юнг (Англия) и О. Френель (Франция) развивают представления Гюйгенса о распространении волн, создают теорию интерференции и дифракции волн. Х. Доплер (Австрия) устанавливает закон изменения частоты волны при движении источника звука относительно наблюдателя. Огромное значение не только для А., но и для физики в целом имело создание методов разложения сложного колебательного процесса на простые составляющие ≈ анализа колебаний ≈ и синтеза сложных колебаний из простых. Математический метод разложения периодически повторяющихся процессов на простые гармонические составляющие был найден французским учёным Ж. Фурье. Экспериментально анализ звука ≈ разложение его в спектр гармонических колебаний с помощью набора резонаторов ≈ и синтез сложного звука из простых составляющих осуществил немецкий учёный Г. Гельмгольц. Подбором камертонов с резонаторами Гельмгольцу удалось искусственно воспроизвести различные гласные. Он исследовал состав музыкальных звуков, объяснил тембр звука характерным для него набором добавочных тонов (гармоник). На основе своей теории резонаторов Гельмгольц дал первую физическую теорию уха как слухового аппарата. Его исследования заложили основу физиологической акустики и музыкальной акустики. Весь этот этап развития А. подытожен английским физиком Рэлеем (Дж. Стретт) в его классическом труде «Теория звука». На рубеже 19 и 20 вв. важные работы по А. были выполнены русским физиком Н. А. Умовым, который ввёл понятие плотности потока энергии для упругих волн. Американский учёный У. Сэбин заложил основы архитектурной акустики. Русский физик П. Н. Лебедев (вместе с Н. П. Неклепаевым) выделил из резкого звука электрической искры ультразвуковые волны с частотами до нескольких сот кгц и исследовал их поглощение в воздухе. К началу 20 в. интерес к А. ослабевает; А. считают теоретически и экспериментально завершенной областью науки, в которой остались нерешенными лишь задачи частного характера. Третий, современный период в истории А., начинающийся в 20-х гг. 20 в., связан, прежде всего, с развитием электроакустики и созданием радиотехники и радиовещания. Перед А. встал новый круг проблем ≈ преобразование звуковых сигналов в электромагнитные и обратно, их усиление и неискажённое воспроизведение. В то же время радиотехника и электроакустика открыли невиданные ранее возможности развития А. Электроакустика появилась ещё в последней четверти 19 в. В 1876 был изобретён телефон (Белл, США), в 1877 ≈ фонограф (Эдисон, США). В 1901 была разработана магнитная запись звука, примененная затем в магнитофоне и звуковом кино. В начале 20 в. электромеханические преобразователи звука были применены в громкоговорителях, а в 20-х гг. стали основой всей современной акустической аппаратуры. Электронная лампа дала возможность усиления чрезвычайно слабых акустических сигналов, преобразованных в электрические. Были разработаны методы радиоакустических измерений, анализа и воспроизведения звука. Эти новые возможности революционизировали А., превратив её из считавшейся завершенной области механики в самостоятельный раздел современной физики и техники. Развитие А. в 1-й половине 20 в. получило мощный импульс в связи с запросами военной техники. Задача определения положения и скорости самолёта (звуковая локация в воздухе), подводной лодки (гидролокация), определение места, времени и характера взрыва, глушение шумов самолёта ≈ все эти проблемы требовали более глубокого изучения механизма образования и поглощения звука, распространения звуковых (в частности, ультразвуковых) волн в сложных условиях. Проблемы генерации звука стали предметом обширных исследований и в связи с развитием общей теории колебаний, охватывающей воедино механические, электрические и электромеханические колебательные процессы. В 20-х и 30-х гг. много работ было посвящено теории автоколебаний ≈ самоподдерживающихся колебаний системы, связанной с постоянным источником энергии; большой вклад в разработку этой теории внесла советская школа физиков, возглавлявшаяся Л. И. Мандельштамом и Н. Д. Папалекси. Особый интерес вызвал вопрос о распространении звуковых волн большой интенсивности (например, взрывных волн); работы русских физиков А. А. Эйхенвальда и Н. Н. Андреева в этой области внесли значительный вклад в нелинейную акустику, предметом исследования которой являются мощные звуковые поля. М. Лайтхилл (Англия, 1952) дал общую теорию аэродинамической генерации звука, изучающую возникновение звука в движущейся среде за счёт неустойчивости потока газа. Н. Н. Андреев и И. Г. Русаков (1934), Д. И. Блохинцев (1947) разработали основы акустики движущихся сред. Первые успехи в гидроакустике были достигнуты французским физиком П. Ланжевеном (1916), применившим ультразвуковые волны для измерения глубины моря и обнаружения подводных лодок. Явление сверхдальнего распространения звука взрыва в море в подводных звуковых каналах было открыто независимо американскими учёными (М. Ивингом и Д. Ворцелем, 1944) и советскими учёными (Л. М. Бреховских, Л. Д. Розенбергом, 1946). Проблемам звукопоглощения и звукорассеяния, которые приобрели особую актуальность в связи с развитием архитектурной и строительной акустики, были посвящены исследования С. Н. Ржевкина, Г. Д. Малюжинца и В. В. Фурдуева. Большое внимание было уделено изучению акустических шумов и методам их устранения. Изучение влияния структуры среды на распространение звука в свою очередь создало возможность применения звуковых волн для зондирования среды, в частности атмосферы; это привело к развитию атмосферной акустики. В последние два десятилетия чрезвычайно большое значение приобрели исследования ультразвука, особенно высоких частот и больших интенсивностей, ставшего средством изучения структуры и свойств вещества. Ещё в 20-х гг. советский учёный С. Я. Соколов применил ультразвук для дефектоскопии металлов. В Германии Х. О. Кнезер (1933) обнаружил явление сильного поглощения и дисперсии ультразвука в многоатомных газах. Позднее дисперсия и аномальное поглощение ультразвука были обнаружены также и в жидкостях. Общая теория этих явлений, т. н. релаксационная теория, была дана Л. И. Мандельштамом и М. А. Леонтовичем (1937). Ультразвуковые колебания высокой частоты вызывают также перестройку структуры жидкостей, диссоциацию молекул и многие другие эффекты. На стыке А. и оптики Мандельштам (1918, 1926) и Л. Бриллюэн (Франция, 1922) создали теорию рассеяния света на ультразвуковых волнах в жидкостях и твёрдых телах (см. Мандельштама ≈ Бриллюэна явление ). Это явление оказалось важным для изучения молекулярной структуры вещества. Круг вопросов, связанных с влиянием молекулярной структуры вещества на распространение ультразвука, называют молекулярной акустикой, которая изучает поглощение и дисперсию ультразвука, в многоатомных газах, жидкостях и твёрдых телах. Ультразвук оказался не только средством исследования, но и мощным орудием воздействия на вещество. Важное значение приобрели исследования гиперзвука (частоты 1 Ггц и выше). Интенсивно исследуются взаимодействия гиперзвуковых волн с электронами в металлах и полупроводниках. Глубокие преобразования произошли и в старых разделах А. В середине 20 в. начинается быстрое развитие психофизиологической акустики, вызванное необходимостью разработки методов неискажённой передачи и воспроизведения множества звуковых сигналов ≈ речи и музыки ≈ по ограниченному числу каналов связи. Эти вопросы А. входят в круг проблем общей теории информации и связи (см. Информации теория. Кибернетика ). Исследовались механизмы образования различных звуков речи, характер их звукового спектра, основные показатели качества речи, воспринимаемой на слух. Созданы приборы видимой речи, дающие видимые изображения различных звуков (см. также Звукового поля визуализация ). Разрабатываются методы кодирования речи (сжатой передачи её основных элементов) и её расшифровки (синтеза), развернулись исследования механизмов слухового восприятия, ощущения громкости, определения направления прихода звука (венгерский учёный Д. Бекеши). В этой области А. сомкнулась с физиологией органов чувств и биофизикой. Таким образом, современная А. по своему содержанию и значению далеко перешагнула те границы, в которых она развивалась до 20 в. Основные разделы А. Современную А. подразделяют на общую, прикладную и психофизиологическую. Общая А. занимается теоретическим и экспериментальным изучением закономерностей излучения, распространения и приёма упругих колебаний и волн в различных средах и системах; условно её можно разделить на теорию звука, физическую А. и нелинейную А. Теория звука пользуется общими методами, разработанными в теории колебаний и волн. Для колебаний и волн малой амплитуды принимается принцип независимости колебаний и волн ( суперпозиции принцип ), на основе которого определяют звуковое поле в разных областях пространства и его изменение во времени. На распространение, генерацию и приём упругих волн оказывает влияние огромное число факторов, связанных со свойствами и состоянием среды. Рассмотрением этого занимается физическая А. К её задачам относятся, в частности, изучение зависимости скорости и поглощения упругих волн от температуры и вязкости среды и др. факторов. К важным вопросам физической А. относятся также взаимодействие элементарных звуковых волн ( фононов ) с электронами и фотонами. Эти взаимодействия становятся особенно существенными на очень высоких ультразвуковых и гиперзвуковых частотах при низких температурах. В области таких частот и температур начинают проявляться квантовые эффекты. Этот раздел физики А. иногда называют квантовой А. Нелинейная А. изучает интенсивные звуковые процессы, когда принцип суперпозиции не выполняется и звуковая волна при распространении изменяет свойства среды. Этот раздел А., очень сложный в теоретическом отношении, быстро развивается (как и теория нелинейных волновых процессов в оптике и электродинамике). Прикладная А. ≈ чрезвычайно обширная область, к которой относится прежде всего электроакустика. Сюда же относятся акустические измерения ≈ измерения величин звукового давления, интенсивности звука, спектра частот звукового сигнала и т. д. Архитектурная и строительная А. занимается задачами получения хорошей слышимости речи и музыки в закрытых помещениях и снижением уровней шума, а также разработкой звукоизолирующих и звукопоглощающих материалов. Прикладная А. изучает также шумы и вибрации и разрабатывает способы борьбы с ними. Изучением распространения звука в океане и возникающими при этом явлениями: рефракцией звука, реверберацией при отражении звукового сигнала от поверхности моря и его дна, рассеянием звука на неоднородностях и т. д. занимаются гидроакустика и гидролокация. Атмосферная А. исследует особенности распространения звука в атмосфере, обусловленные неоднородностью её структуры, и является частью метеорологии. Геоакустика изучает применения звука в инженерной геофизике и геологии. Огромное прикладное значение как в технике физического эксперимента, так и в промышленности, на транспорте, в медицине и др. имеют ультразвук и гиперзвук. Например, в измерительной технике ≈ ультразвуковые линии задержки, измерение сжимаемости жидкостей, модулей упругости твёрдых тел и т. д.; в промышленном контроле ≈ дефектоскопия металлов и сплавов, контроль протекания химических реакций и т. д.; технологические применения ≈ ультразвуковое сверление, очистка и обработка поверхностей, коагуляция аэрозолей и др. Психофизиологическая А. занимается изучением звукоизлучающих и звукопринимающих органов человека и животных, проблемами речеобразования, передачи и восприятия речи. Результаты используются в электроакустике, архитектурной А., системах передачи речи, теории информации и связи, в музыке, медицине, биофизике и т. п. К её разделам относятся: речь, слух, психологическая А., биологическая А. Вопросами А. в СССР занимаются: в Москве ≈ Акустический институт АН СССР, Научно-исследовательский институт строительной физики, Научно-исследовательский кинофотоинститут, институт звукозаписи; в Ленинграде ≈ институт радиоприёма и акустики; ряд отраслевых институтов, а также большое число лабораторий и кафедр в университетах и вузах страны. Научные проблемы А. освещаются в различных физических журналах, а также в специальных акустических журналах: «Акустический журнал» (М., с 1955), «Acustica» (Stuttgart, с 195
- , «Journal of the Acoustical society of America» (N. Y., с 1929) и др.
Лит.: Стретт Дж. В. (лорд Рэлей), Теория звука, пер. с англ., 2 изд., М., 1955; Скучик Е., Основы акустики, пер. с нем., т. 1 ≈ 2, М., 1958 ≈ 59; Красильников В. А., Звуковые и ультразвуковые волны в воздухе, воде и твердых телах, 3 изд., М., 1960.
В. А. Красильников.
Что изучает раздел физики — акустика?
Как возникает звук и что он собой представляет? Чем отличаются звуки? Ответы на эти вопросы дает изучение специального раздела в физике – акустики. Раздел рассматривает свойства звуковых явлений.
Какие вопросы рассматриваются в разделе физики «Акустика»?
Акустика является наукой о звуках. Сам термин получил название от «akoustos» (гр.), который переводится как «слушать». Звуки во все времена занимали в жизни любого человека особую роль, они позволяют людям ориентироваться в пространстве, общаться, смотреть новые фильмы и слушать любимую музыку.
Применение акустики востребовано всеми областями, начиная от строительства, заканчивая биологией и медициной. Данный раздел исследует колебания звуковых волн, принципы их возникновения и распространения.
Изучение акустики начинается в 9 классе. Курс ставит перед собой несколько целей:
- объяснить, что такое звук и что нужно для его создания;
- привести примеры источников звука;
- показать, какую роль играет акустика в жизни человека.
Человек способен слышать звук при колебаниях, производимых с определенной частотой. Один из основных терминов акустики – это звуковая волна, представляющая собой колебания, давление которых зависит от источника. Например, сигнал автомобильного клаксона произведен с более высоким колебанием, чем шепот человека. Сила звука определяется в децибелах (дБ).
Звук – это объект слухового ощущения, который может оцениваться каждым человеком по-разному. Звуки, которые воспринимает человек, различаются по тембру и высоте. Тембр — это обертоновая окраска каждого звука. По этой характеристике отличают звуки, производимые с разной высотой и громкостью.
Звуковая волна может отражаться от поверхностей, поглощаться ими или рассеиваться (это зависит от типа поверхности). Какова будет сила отражения? Этот параметр определяется тем, какие акустические свойства она имеет, к тому же сила зависит от пройденного звуком расстояния.
В каких сферах применяются знания акустики?
Хотите получить больше полезной информации по школьной программе, касающейся акустики? Тогда перейдите по ссылке https://interneturok.ru/physics/9-klass/mehanicheskie-kolebaniya-i-volny/zvukovye-volny-istochniki-zvuka-harakteristiki-zvuka-ivanova-m-g.
На сайте InternetUrok.ru можно посмотреть видеоурок по физике по теме «Акустика». Профессиональные учитель в деталях раскрывает данную тему, приводит массу примеров и объясняет основные термины. Для закрепления пройденного материала здесь же, на сайте можно воспользоваться специальными интерактивными тренажерами и тестами.
Акустика – это важнейший раздел физики, применяемый во всех сферах жизни. В частности ее свойства имеют огромное значение в строительстве, это один из ключевых параметров оценки качества постройки, поэтому при проектировании зданий специалисты учитывают акустические параметры качества шумоизоляции.
Свойства звуков изучаются давно, но общего мнения по поводу идеальной акустики помещения, параметры которой были бы применимы к любой ситуации, так и не выработано. Причина в том, что каждое помещение предъявляет свои требования к акустическим параметрам, в зависимости от его назначения. Характеристики спальни не подходят для студии звукозаписи или концертного зала.
Акустика является интереснейшей областью физики, которую до сих пор продолжают изучать, но основы этой науки вы сможете познать на школьном занятии, либо воспользовавшись видеоуроками на сайте InternetUrok.ru.
В словаре Энциклопедии
(от греч. akustikos — слуховой), в широком смысле — раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких (1012 — 1013 Гц); в узком смысле — учение о звуке. Общая и теоретическая акустика занимаются изучением закономерностей излучения и распространения упругих волн в различных средах, а также взаимодействия их со средой. К разделам акустики относятся электроакустика, архитектурная акустика и строительная акустика, атмосферная акустика, геоакустика, гидроакустика, физика и техника ультразвука, психологическая и физиологическая акустика, музыкальная акустика.