Динамики для колонок и аксессуары для акустических систем

«Анатомия» домашних акустических систем: материалы и акустическое оформление

Это новый цикл постов посвящён акустическим системам. В связи с тем, что тема крайне обширная, мы решили создать серию статей, отражающих критерии выбора при покупке АС. Это пост посвящен акустическим свойствам материалов корпуса и акустическому оформлению. Пост будет особенно полезен для тех, кто стоит перед выбором АС, а также даст информацию для людей, которые хотят создать собственные АС в процессе своих DIY экспериментов.

cb5ac3c5a1fe4d1bb06b77c494df17cb

Существует мнение, что одним из решающих факторов, влияющих на звук АС, является материал корпуса. Эксперты PULT считают, что значение этого фактора часто преувеличивают, однако, он является действительно важным, и списывать со счетов его нельзя. Не менее важным фактором (в ряду множества других), определяющим звучание АС, является акустическое оформление.

Предупреждаю, в материале есть ссылки на товары не в качестве откровенной джинсы, но в качестве примеров (надеюсь никого не заденет), всё строго в рамках темы.

Материал: от пластмассы до гранита и стекла

Пластик – дешево, сердито, но резонирует

Пластик зачастую используется при производстве бюджетных АС. Пластмассовый корпус лёгок, существенно расширяет возможности дизайнеров, благодаря литью можно реализовать практически любые формы. Различные типы пластмасс очень серьёзно отличаются по своим акустическим свойствам. В производстве высококачественной домашней акустики большой популярностью пластик не пользуется, при этом востребован для профессиональных образцов, где важна низкая масса и мобильность устройства.

(для большинства пластмасс коэффициент звукопоглощения составляет от 0,02 – 0,03 при 125 Гц до 0,05 – 0,06 при 4 кГц)

6a6a9050cf4341f3aa77c1a569cd0c33
С 90 %-ной вероятностью, если вы столкнулись с домашней акустикой из пластика – это либо бюджетный вариант для не слишком искушенных пользователей, либо образец, сравнимый по стоимости с аналогами из МДФ и ДСП. Пластиковый корпус устройства недостаточной толщины и плотности начнёт резонировать и дребезжать при увеличении громкости до 60 – 90 %. В качественных АС, с рассчитанной толщиной и подходящими акустическими свойствами материала, «паразитные» среднечастотные резонансы сводятся к минимуму, однако, стоимость подобных АС практически равна аналогам из других материалов. Выжать из бюджетной пластиковой АС глубокий и адекватный низ не поможет даже умопомрачительная эквализация.

4167b3739c2b478d805513a18dc60fd0
Типичный представитель «пластикового братства» в домашней акустике с достойными характеристиками и привлекательной ценой: Полочная акустика JBL Jembe black

Дерево – от вырубки до золотых ушей

Благодаря хорошим поглощающим свойствам дерево считается одним из лучших материалов для изготовления колонок.

(коэффициент звукопоглощения древесины в зависимости от породы составляет от 0,15 – 0,17 при 125 Гц до 0,09 при 4 кГц)

Массив и шпон для производства АС применяются сравнительно редко и, как правило, востребованы в HI-End сегменте. Постепенно деревянные АС исчезают с рынка в связи с низкой технологичностью, нестабильностью материала и запредельно высокой стоимостью.

446a22ad5dcf4b3ab79dcb27df8ba794
Интересно, что для создания действительно качественных АС такого типа, отвечающих требованиям самых искушенных слушателей, технологи должны отбирать материал ещё на этапе вырубки, как при производстве акустических музыкальных инструментов. Последнее связано со свойствами древесины, где важно всё, начиная от местности, где произрастало дерево, заканчивая уровнем влажности помещения, где оно хранилось, температурой и длительностью сушки et cetera. Последнее обстоятельство затрудняет DIY разработку, при отсутствии специальных знаний любитель, создающий деревянную АС, обречен действовать методом проб и ошибок.

e961d1c1618a4f499ccd7c121090af5f
Как обстоит дело на самом деле, и соблюдаются ли описанные условия, производители такой акустики не сообщают, а соответственно, любая деревянная система требует внимательного прослушивания перед покупкой. С высокой степенью вероятности, две АС одной модели из одной породы будут немного отличаться в звучании, что особенно важно для некоторых притязательных слушателей с золотыми ушами с большими деньгами.

bf6baa72f45146f1893f8c55c5bc252f
Доступны колонки из массива ценных пород единицам, стоимость их астрономическая. Всё, что вашему покорному слуге приходилось слышать, звучит превосходно. Однако, на мой субъективно-прагматичный взгляд, несоразмерно стоимости. Порой, хорошо рассчитанные корпуса из фанеры и MDF, обладают не меньшей музыкальностью, но для многих аудиофилов «не дерево»= «не true hi-end», а кому-то «не дерево» попросту статус не позволяет или дизайн интерьера портит.

4a758b5f55fa4796a4a0609196c2668e
Полагаю, что одна из лучших деревянных систем в нашем каталоге эта: Напольная акустика Sonus Faber Stradivari Homage graphite(цена соответствующая)

Фанера – почти дерево, если не пролетела над Пекином

Фанера, применяющаяся для производства акустических корпусов, имеет от 10 до 14 слоёв и почти не уступает дереву по акустическим свойствам, в частности по звукопоглощению, при этом несколько дешевле древесины, более технологична при обработке, легче ДСП и MDF. Многослойная фанера хорошо гасит нежелательные вибрации, благодаря структуре материала.

(коэффициент звукопоглощения 12-ти слойной фанеры составляет от 0,1– 0,2 при 125 Гц до 0,07 при 4 кГц)

Как и древесина – фанера применяется в достаточно дорогостоящих, а иногда и в элитных штучных продуктах. Стоимость фанерных АС не на много ниже тех, что произведены из массива, и вполне сопоставимы с ними по качеству.

dd06a2a0b570433a82c9e717796ba401
В ряде случаев корпуса, заявленные, изготовлены из ДСП и MDF. Поэтому низкие цены на АС с фанерным или деревянным корпусом должны насторожить. Ряд небольших азиатских производителей, регулярно меняющих названия и торгующих в основном в сети, создают комбинированные корпуса, включая несколько небольших, но заметных фанерных (деревянных) элементов, а основную часть изготавливают из ДСП.

91446077f5c34ae2a24f86fc3abd3d0a
Среди АС, созданных из фанеры, могу особо выделить эту: полочная акустика Yamaha NS-5000

ДСП – толщина, плотность, влажность

Древесно-стружечная плита по стоимости сравнима с пластиком, при этом не обладает рядом недостатков, которые присущи пластиковым корпусам. Наиболее существенной проблемой ДСП является низкая прочность, при достаточно высокой массе материала.

cf03e4d464ab4d5cbcf0c1a847512dc5
Звукопоглощение в ДСП неоднородное и в ряде случаев возможно возникновение низко- и среднечастотных резонансов, хотя вероятность их появления ниже, чем у пластика. Эффективно гасить резонансы могут плиты толщиной более 16 мм, которые достигают необходимой плотности. Следует отметить, что, как и в случае с пластиком, свойства конкретной плиты ДСП имеет большое значение. Важно учитывать плотность и влажность материала, так как разные ДСП плиты отличаются по этим параметрам. Не редко толстые, плотные ДСП плиты применяются при создании студийных мониторов, что говорит о востребованности материала в производстве профессиональной техники.
На заметку, товарищам из DIY-братии для создания АС хорошо подойдёт ДСП с плотностью не менее 650 — 820 кг/м³ (при толщине плиты 16 – 18 мм) и влажностью не более 6-7%. Не соблюдение этих условий существенно отразится на качестве звука и надёжности АС.

0ea2784c57e9490893f374cebc84fdce
Среди достойных ДСП вариантов домашних АС наши эксперты выделяют: Cerwin-Vega SL-5M

MDF: от мебели к акустике

Сегодня МДФ (Medium Density Fiberboard, древесно-волокнистая плита средней плотности) используется повсеместно, в число прочего, МДФ — один из наиболее распространённых современных материалов для производства акустики.

88ea912e6c9449b9a61d0fca6a1c2d69
Причиной популярности МДФ стали физические свойства материала, а именно:

  • Плотность 700 — 800 кг/м³
  • Коэффициент звукопоглощения 0,15 при 125 Гц – 0,09 при 4 кГц
  • Влажность 1-3 %
  • Механическая прочность и износоустойчивость

Материал дешев в производстве, обладает акустическими свойствами, сравнимыми с характеристиками древесины, при этом устойчивость плит к механическим повреждениям несколько выше. У МДФ достаточная акустическая жесткость корпуса АС, а звукопоглощение соответствует параметрам, необходимым для создания HI-FI акустики.

a453f698391a4ab6bf7b34e68d46896d
Визуальное отличие МДФ от ДСП

c747cd2513c0451e9dee7215ce31e740
Среди MDF акустики масса замечательных систем, по моему мнению, оптимальными по соотношению цена/качество являются следующие:

→ Yamaha NS-BP182 piano black — полочная → Focal Chorus 726 — напольная

Алюминиевые сплавы – дизайн и точные расчёты

Наиболее распространенным металлом при производстве АС является алюминий, а также сплавы на его основе. Некоторые авторы и эксперты полагают, что алюминиевый корпус позволяет снижать резонансы, а также улучшать передачу высоких частот. Коэффициент звукопоглощения алюминиевых сплавов не высок, и составляет около 0,05, что, впрочем, значительно лучше, чем у стали. Для снижения вибрации корпуса, повышения звукопоглощения и предотвращения вредных резонансов производители применяют сэндвич-панели, где между 2-мя алюминиевыми листами помещается прослойка из высокомолекулярных полиэтиленовых смол или других материалов низкой плотности, например, вискоэластика.

8dce0916581e4df8b425704fc8ef35a6
В случае с бюджетными АС из алюминия, производители, не редко, делают ставку на дизайн, в ущерб звучанию: в результате акустические характеристики оставляют желать лучшего. Иногда пользователи такой акустики жалуются на жесткое, искаженное звучание, вызванное недостаточным звукопоглощением корпуса. В связи с тем, что волны хорошо отражаются и плохо поглощаются, очень большое значение в металлической акустике приобретает точный расчет конструкции корпуса, подбор излучателей, используемые фильтры, а также качество соединений отдельных деталей.

7f7c287941e9464c82f2806288cc09c3
Среди достойно звучащих алюминиевых колонок меня особенно впечатлил звук:
→ Canton CD 310 white high gloss (цена внушительная, но не запредельная )

Камень – гранитные плиты по цене золотых слитков

Камень один из самых дорогих материалов для производства акустических корпусов. Безупречное отражение и практическая невозможность появления вибрационных резонансов делают эти материалы востребованным в среде особо притязательных слушателей.

ecc7325bfc39492cae455f0888dbc2dc

Большинство пород имеют стабильный коэффициент звукопоглощения, который, например для гранита, составляет 0,130 для всего спектра звуковых частот, а для известняка 0,264. Производителями особо ценятся пористые породы камня, в которых выше звукопоглощение.

Использование каменных плит для изготовления DIY- акустики почти невозможно, так как это требует не только недюжинных познаний в акустике и камнеобработке, но и крайне дорогостоящего оборудования (домашних 3-D фрезеров для камня пока никто не выпускает).

771a30dbaa7a46d3b0a01c69e1deedd3
Для производства серийных АС применяются такие породы, как гранит, мрамор, сланец, известняк, базальт. Эти породы обладают схожими акустическими свойствами, а при соответствующей обработке становятся настоящими произведениями искусства. Не редко каменные корпуса применяются для создания ландшафтной акустики, в таких случаях в необработанном камне создаётся полость для размещения излучателя, в которой устанавливаются элементы крепления (как правило, производится под заказ).

У камня 2 основные проблемы: стоимость и масса. Цена каменной АС может быть выше любой другой, обладающей схожими характеристиками. Масса некоторых образцов напольных систем может достигать 40 и более кг.

Прозрачность стекла и качество звука

Оригинальным решением является создание АС из стекла. В этом деле пока серьезно преуспели только две компании Waterfall и SONY. Материал интересен с дизайнерской точки зрения, акустически стекло создаёт определённые проблемы, главным образом в виде резонансов, которые вышеназванные компании научились решать, существуют даже референсные варианты.

6e584990ecc7468cb0987b8932eca403
Цены на прозрачное чудо тоже сложно назвать демократичными, последнее связано с низкой технологичностью и высокой стоимостью производства.
Из впечатлявших звуком стеклянных образцов могу порекомендовать: Waterfall Victoria Evo

Читайте также:  Корпуса для акустических систем. Обзор материалов

Акустическое оформление — ящики, трубки и рупоры

Не меньшую значимость для точной передачи звука в АС имеет акустическое оформление. Я расскажу о наиболее распространённых типах (закономерно, что, те или иные типы могут комбинироваться в зависимости от конкретной модели, например фазоинверторая часть колонки отвечает за низко-и среднечастотный диапазон, а для высоких сооружен рупор).

Фазоинвертор – главное длинна трубы

Фазоинвертор — один из наиболее распространённых типов акустического оформления. Такой способ позволяет, при правильном расчете длинны трубы, сечения отверстия и объема корпуса получить высокий КПД, оптимальное соотношение частот, усилить низкие. Суть фазоинвертерного принципа в том, что на тыльной части корпуса размещается отверстие с трубой, которая позволяет создать низкочастотные колебания синфазные волнам, создающимся фронтальной стороной диффузора. Чаще всего фазоинверторный тип применяется при создании 2.0 и 4.0 систем.

f436c87a2e84405c848f54037bb978ef
Для облегчения расчетов при создании собственной АС удобно использовать специальные калькуляторы, один из удобных привожу по ссылке.
В философии HI-END cуществуют крайне радикальные бескомпромиссные суждения о фазоинверторных системах, привожу одно из них без комментариев:

«Враг №1 это, конечно, нелинейные усилительные элементы в звуковом тракте (дальше уж каждый сам, в меру образования, понимает какие элемты более линейны, а какие менее). Враг №2 это фазоинвертор. фазоинвертор призван пустить пыль в глаза, должен позволить маленькой дешевой колоночке записать в паспорт 50… 40… 30, а что мелочится даже и 20 Гц по уровню -3дБ! Но к музыке нижний диапазон частот фазоинвертора перестает иметь отношение, точнее сказать сам фазоинвертор это дудочка, поющая свою собственную мелодию.»

Закрытый ящик – гроб для лишних низких

Классический вариант для многих производителей – обычный закрытый ящик, с выведенными на поверхность диффузорами динамиков. Такой тип акустики достаточно прост для расчетов, при этом КПД таких устройств не блещет. Также ящики не рекомендуют любителям характерно выраженных низких, так как в закрытой системе без дополнительных элементов, способных усилить низы (фазоинвертор, резонатор), спектр частот от 20 до 350 Гц выражен слабо.

8443587a0ec946d0882b26b8804a60c8
Многие меломаны предпочитают закрытый тип, так как для него характерна относительно ровная АЧХ и реалистичная «честная» передача воспроизводимого музыкального материала. Большинство студийных мониторов создаются именно в этом акустическом оформлении.

Band-Pass (закрытый ящик-резонатор) – главное, чтобы не гудел

Band-Pass получил распространение при создании сабвуферов. В этом типе акустического оформления излучатель скрыт внутри корпуса, при этом внутренности ящика соединяются с внешней средой трубами фазоинверторов. Задача излучателя – возбуждение колебаний низкой частоты, амплитуда которых многократно возрастает благодаря трубам фазоинверторов.

d5082021cb984ad0858be4cc0a07c3eb
При правильно рассчитанной конструкции такого типа, не должно возникать таких паразитных отзвуков как низкое гудение, гула и т.п., чем не редко грешат бюджетные системы этого типа.

Открытый корпус – без лишних стен

Сравнительно редкий сегодня тип акустического оформления, при котором задняя стенка корпуса многократно перфорирована, либо полностью отсутствует. Такой тип конструкции используется для того, чтобы снизить количество элементов корпуса, влияющих на частотную характеристику АС.

de121bfb14c2400bac704036ccb859df
В открытом ящике наиболее существенное влияние на звук оказывает передняя стенка, что снижает вероятность искажений, вносимых остальными деталями корпуса. Вклад боковых стенок (если таковые присутствуют в конструкции), при их не большой ширине, минимален и составляет не более 1-2 Дб.

Рупорное оформление – проблемные чемпионы по громкости

Рупорное акустическое оформление чаще используется в комбинации с другими типами (в частности для оформления высокочастотных излучателей), однако, существуют и оригинальные на 100 % рупорные конструкции.

bf20eecc4c7541b4ab5533e0bb3971d1
Главным достоинством рупорных АС является высокая громкость, при комбинации с чувствительными динамиками.

510d9bfb38fa4087b3e463929af33684
Большинство экспертов не без оснований скептически относятся к рупорной акустике, причин несколько:

  • Конструктивная и технологическая сложность, а соответственно, высокие требования к сборке
  • Почти невозможно создать рупорную АС с равномерной АЧХ (исключение – устройства стоимостью от 10 килобаксов и выше)
  • В связи с тем, что рупор не резонирующая система, исправить АЧХ нельзя (минус для DIY –щиков вознамерившихся скопировать Hi-end рупор)
  • В связи с особенностями формы волн рупорной акустики, объемность звучания достаточно низкая
  • В подавляющем большинстве сравнительно низкий динамический диапазон
  • Дает большое количество характерных призвуков (некоторыми аудиофилами считается достоинством).

a5bca0471c5e4c8ca2ff78ab01cf11a1
Наиболее востребованными рупорные системы стали именно в среде аудиофилов, находящихся в поисках «божественного» звука. Тенденциозный подход позволил архаичному рупорному оформлению получить вторую жизнь, а современные производители смогли найти оригинальные решения (эффективные, но крайне дорогие) распространённых рупорных проблем.
На этом пока всё. Продолжение, как водится, следует, а «вскрытие» обязательно покажет…НА будущее анонсирую: излучатели, мощность/чувствительность/объём помещения.

tablica_2_nch_dinamiki_vch_dinamiki_sch_dinamiki_shirokopolosnye_dinamiki

kak-podklyuchit-passivnye-kolonki

tablica_3_tablica_nch_dinamiki_vch_dinamiki_sch_dinamiki_shirokopolosnye_dinamiki

raschet-akusticheskih-dinamikov

tablica_1

tablica_1-1

Особенности оформления динамиков

Современные динамики могут иметь различное акустическое оформление: закрытое (отдельно – с пассивным излучателем), рупор, акустический лабиринт, фазоинвертор. При закрытом оформлении динамик крепится в середине деревянной или пластиковой колонки. Такая конструкция простая, но отличается низким уровнем КПД, так как большая часть мощности остается внутри коробки.

При оформлении фазоинвертор динамики для колонок крепятся посередине полой коробки, но рядом просверливается отверстие или ставится труба. Находящаяся внутри нее масса воздуха – это второй источник звука. Получается, что колебания динамика приводят к созданию колебаний и внутри, и снаружи коробки.

колонки из автомобильных динамиков

При закрытом оформлении системы, дополненном излучателем, вторым излучателем выступает не столько воздух, сколько активный диффузор. Их сочетание способствует усилению частот.

Отличное воспроизведение звука обеспечивает динамик в виде рупора. Эти динамики для колонок имеют конический корпус, в котором несколько элементов. В данных конструкциях важную роль играет не качество воспроизведения звуков, особенно если колонки небольшие. А вот в больших системах такая конструкция позволит усилить низкие частоты.

Еще один распространенный тип динамика – акустический лабиринт: в нем находится уложенная в виде змейки труба, которая заканчивается рупором. Чаще всего такие конструктивные особенности отличают концертные сабвуферы.

Широкополосные динамические головки

предназначены для применения в АС бытовой аудиоаппаратуры, а также в АС на подвижных средствах, в автомобилях.

Рассмотрим некоторые наиболее популярные широкополосные динамические головки.

Малогабаритная головка 0,5ГДШ-26 с экранированной магнитной системой предназначена для применения в телекоммуникационной аппаратуре, а также в сигнальных устройствах различного назначения. Магнит головки представляет собой диск из неодимового сплава. Электрическое сопротивление катушки 25 и 50 Ом.

Головка 10ГДШ-21Д — сдвоенная коаксиальная, в ней ВЧ динамическая головка установлена не керне основной магнитной системы. Большой диффузор головки и диффузоры других широкополосных головок этой серии выполнены из целлюлозы и имеют конусную форму с криволинейной образующей. Центрирующие шайбы изготовлены из хлопчатобумажной ткани.

Головка 25ГДШ-2Н имеет плоский диффузор из алюминиевой фольги в виде сотовой структуры. Она рекомендуется для применения в автомобильных АС закрытого типа.

Головки громкоговорителей низкочастотные

. . . . . . . . . 10 11 12
4ГД-5 . 55 60-5,0 93,5 . 6* 101,0
5ГД-ЗРРЗ 10 30 40-5,0 93,5 . 12* 104,0
6ГД-1РРЗ . 48 60-6,5 96 . 10* 106,0
6ГД-2 . 30 40-5,0 93,5 . 16* 105,5
6ГД-6 10ГДН-1 . 80 63-5,0 84 . . 10 12 25 94,0
8ГД-1РРЗ 12 45 50-7,0 97 . 12* 108,0
8ГД-1 . 25 40-1,0 90 . 20* 103,0
10ГД-30 20ГДН-1 . 32 63-5,0 87,5/86 10 . 20 20 20 99,0/100,5
10ГД-34 25ГДН-1 . 80 63-5,0 84 10 . 25 27 30 98,0
15ГД-14 25ГДН-3 4/8 55 50-5,0 85 15 15 25 30 70 99,0
15ГД-17 25ГДН-4 . 40 40-5,0 86 15 15 25 30 70 100,0
25ГД-26 35ГДН-1 4/8 30 40-5,0 84 25 25 35 50 125 99,4
50ГДН-1 . 30 31,5-2,0 87 . 50 50 100 104,0
30ГД-1 . 25 31,5-1,0 87,5 30 70 105,8
30ГД-2 75ГДН-1 4/8 25 31,5-1,0 86 30 10 75 78 80 104,7
75ГДН-3 4/8 25 31,5-2,0 89 10 75 75 100 107,7
75ГДН-5 . 25 31,5-1,0 85 . 75 200 300 103,7
ЮОГДН-З . 25 31,5-1,0 91 100 150 300 111,0

Головки громкоговорителей среднечастотные и высокочастотные

. . . . . . . . . 10 11 12
ЗГД-1 . 120 200-5,0 93,5 . 4* 99,5
4ГД-6 . 160 200-5,0 90 . 5* 97,0
20ГДС-1 4/8/16 110 200-5,0 89 10 20 25 30 102,0
15ГД-11А 20ГДС-3 . 100 200-5,0 88,5-92 15 15 20 20 30 101,5/105,0
15ГД-11 20ГДС-4 . 120 200-5,0 89 15 15 20 20 40 102,0
ЗОГДС-1 . 250 500-6,3 92 2,5 30 50 100 106,8
ЗОГДС-З 4/8/16 110 200-5,0 89 1,25 30 35 40 103,8
1ГД-3 12,5 4500 5,0-18,0 93,5 . 2* 96,5
1ГД-56 1ГДВ-1 . 3000 6,3-16,0 88 . . . 1,5 . 88,0
2ГД-36 ЗГДВ-1 . 1600 3,15-20,0 90 . . . . . 94,8
ЗГД-2 6ГДВ-1 16/25 4500 5,0-18,0 90/92,5 . . . . . 97,8/100,3
ЗГД-Э1 5ГДВ-1 . 3000 3,0-18,0 90 . . . . 15 97,0
ЗГД-47 4ГДВ-1 . 3000 3,0-18,0 91 . . 97,0
4ГД-56 6ГДВ-2 . 1600 3,15-20,0 90 . . . . 12 97,8
6ГД-11 . 2000 3,0-20,0 90 . . 97,8
6ГД-13 6ГДВ-4 . 3000 3,0-25,0 93,5 . 1,25 . . . 101,3
10ГД-35 6ГДВ-6 16/25 3000 5,0-25,0 91 10 . . . 10 98,8

Окончание табл. 2

. . . . . . . . . 10 11 12
6ГДВ-7 16 5,0-25,0 92 2,5 . . 20 99,8
6ГДВ-9 16 5,0-25,0 91 . . 10 20 98,8
10ГД-35Б 10ГДВ-2 16 2800 5,0-25,0 92 10 . 10 10 20 102,0
10ГИ-1 4/8 2000 2,5-25,0 87 10 10 15 15 25 98,8
25ГДВ-1 4/8 2000 2,5-30,0 88 25 102,0

Таблица 3

Головки громкоговорителей широкополосные

. . . . . . . . . 10 13 12
ЗГД-32 6ГДШ-1 . 75 80-12,5 92 . 0,8 . . . 99,8
ЭГД-38Е 5ГДШ-1 . 80 80-12,5 90 . . . 97,0
ЗГД-40 5ГДШ-2 . 75 80-12,5 90 . . . . 15 97,0
ЗГД-42 5ГДШ-3 . 100 100-12,5 92,5 . . . . 15 99,5
ЗГД-45 5ГДШ-4 . 80 80-16,0 90 . 2,25 . . 20 97,0
4ГД-4 . 55 60-12,0 93 . 5* 100,0
4ГД-7 4,5 60 60-12,0 92 . 5* 99,0

ю

4ГД-8А . 120 125-7,1 90 . . 96,0
4ГД-8Е 4ГДШ-1 . 120 125-7,1 93,5 . . 99,5
4ГД-28 4,5 60 60-12,0 90 . 5* 97,0
4ГД-34 . 60 60-12,0 90 . 5* 97,0
4ГД-35 8ГДШ-1 . 65 63-12,0 92 . 0,8 . . 15 101,0
4ГД-36 . 60 63-12,0 90 . 5* 97,0
4ГД-43 . 92 . 5* 99,0
4ГД-53 4ГДШ-3 . 125 100-12,5 91 . 0,5 . . 12 97,0
5ГД-1РРЗ . 65 80-10,0 96 . 6* 103,8
6ГД-1 1,2 65 60-16,0 95 . . 102,8
6ГД-3 . 85 100-10,0 96 . . 103,8
6ГД-17 8ГД1Л-2 4/8 100 100-12,5 91 . 0,9 . 20 35 100,0
10ГД-36К 10ГДШ-1 . 40 63-20,0 90 10 1,6 10 15 20 100,0
10ГД-36Е 10ГДШ-2 . 40 63-20,0 87,5 10 . 10 10 15 97,5
4А-28 15 70 70-14,0 93,5 . 12* 104,2
4А-32 15 40 40-14,0 96 12 25* 110,0

Головка 25ГД-18-22 рассчитана на применение в рупорных громкоговорителях и звуковых колонках с групповыми излучателями.

Читайте также:  NM2042 — Усилитель НЧ 140Вт на TDA7293 (набор для пайки)

Диффузородержатели большинства широкополосных головок выполнены из стали в виде штампованной конструкции. У более мощных головок 25ГДШ-12Д, 25ГДШ-18/22 — диффузородержатели литые, из алюминиевого сплава.

Головки 15ГДШ-6Д, 25ГДШ-9Д, 25ГДШ-12Д, 25ГД-18-22 выпускаются с дополнительным излучающим конусом, вклеенным в основание звуковой катушки.

Магнитная система большинства широкополосных головок выполнена на основе кольцевого магнита из феррита марки 25БА. Головки 5ГДШ-10, 6ГДШ-8Д имеют экранированную магнитную систему и рекомендованы для применения в телевизорах. Изготовитель выпускает эти головки с сопротивлением катушки 16 Ом, а 5ГДШ-10 — 25 Ом.

В табл. 3. представлены справочные данные широкополосных динамических головок.

В табл. 4. представлены справочные данные динамических головок с плоскими диафрагмами (НЧ, СЧ, ВЧ иШП).

В табл. 5. представлены справочные данные динамических головок устаревших типов низкочастотные и компрессионные.

В табл. 6. представлены справочные данные средне- частотных динамических головок устаревших типов.

В табл. 7 представлены справочные данные высокочастотных динамических головок устаревших типов.

В табл. 8 представлены широкополосные динамические головки устаревших типов

В табл. 9 представлены основные параметры электродинамических головок

Головки громкоговорителей с плоскими диафрагмами (НЧ, СЧ, ВЧ и ШП)

. . . . . . . . . 10 11 12
4А-32-6 16 42 40-14,0 95 12 50 111,9
300ГДН-1 4/8 18 20-3,15 90 200 300 113,0
200ГДН . 25 31,5-4,0 88 100 200 108,0
100ГДН . 40 63-5,0 87 75 100 105,8
25ГДН . 50 70-6,3 87 25 50 101,0
75ГДС 4/8 80 200-6,3 92 50 75 109,0
50ГДС . 100 250-6,3 89 25 50 103,0
10ГДВ-5 . 1100 2,0-31,5 91 20 104,0
25ГД1Л-2М 4/8 50 80-16,0 87 25 50 101,0
4А-32-6 16 42 40-14,0 95 12 50 111,9
300ГДН-1 4/8 18 20-3,15 90 200 300 113,0
200ГДН . 25 31,5-4,0 88 100 200 108,0
юогдн . 40 63-5,0 87 75 100 105,8

Динамические головки устаревших типов низкочастотные и компрессионные

Старое обозначение Новое обозначение ^рьз.остъ

Гц

Полоса воспроизводимых частот, Гц Неравномерность АЧХ, дБ я,

Ом

Уровень чувствительности, дБ/Вт-м .

л

Полная добротность, Cts
6ГД-6 10ГДН-1 55 63…5000 15 . 84
10ГД-30Е 20ГДН-1-8 32 63… 5000 14 . 86 20 1
ЮГД-ЗО(Б) 20ГДН-1 28 (32) 30…5000 15 . 86
10ГД-34 25ГДН-1-4 80 63…5000 14(16) . 83 11 0,55
15ГД-14 25ГДН-3-4 55 50… 5000 14 . 84 . 0,5
15ГД-14 25ГДН-3-8 40 40… 5000 12 (16) . 86 30 0,35
15ГД-17 25ГДН-4-4 40 40… 5000 14 . 88
15ГД-18 25ГДН-2 63 (75) 80…3150 14(12) . 81
25ГД-4 50ГДН-3 25 31,5…2000 12 . 85
25ГД-26Б 25ГДН-1-4(8) 30 40… 5000 14 4(8) 84 30 0,35
25ГД-26 35ГДН-1-4 35ГДН-1-8 30 33 40… 5000 40…5000 14(12) 14(12) 4 8 86 87 50 45 .

0,4 (0,47)

30ГД-2(А) 75ГДН-1-4(8) 25 (31) 31,5…1000 12 4(8) 86 80 (28) 0,21 (0,88)
30ГД-11(А) 75ГДН-3-4 25 (30) 31,5…2000 10 . 86 62 (100) 0,213 (0,25)
ЗОГД-6 75ГДН-6 33 31,5…1000 12 . 88
35ГД-1 50ГДН-1 25 31,5…4000 12 . 85
35ГД-2 75ГДН-2 30 31,5…5000 12 . 87,5
50ГД-2-25 75ГДН-01 25 28 30… 1000 31,5…1000 12 14 .

.

90 86,5 ________
75ГД-1 100ГДН-3 32 31,5…1000 13 . 90

Динамические головки устаревших типов высокочастотные

Старое обозначение Новое обозначение -^рез оон’

Гц

Полоса воспроизводи мых частот, Гц Неравномерность АЧХ, дБ Я Ом Уровень чувствительности, дБ/Вт -м Ges
1ГД-56 1ГДВ-1-8 3000 6300… 16000 14(12) . 88 од
2ГД-36 6ГДВ-2-8 (ЗГДВ-1-8) 2800-3000 3150…20000 16(12) . 90 0,16
ЗГД-15(М) 270 1000…18000 15 6,5 92 __
ЗГД-2 6ГДВ-1-16 4500 5000…18000 14 (16) 16 90 (92) 0,2
ЗГД-31 5ГДВ-1-8 3000 2800…20000 16 (14) . 90 0,4
ЗГД-47 4ГДВ-1-8 3000 2000… 20000 14(12) . 91 0,35
4ГД-56 6ГДВ-2 3000…20000 . 90
6ГД-13 6ГДВ-4-8 3000 3000…25000 14(12) . 92 0,9
10ГД-35 10ГДВ-2-16 3000 5000…25000 14(12) 16 92 .
10ГИ-1-8 10ГДВ-4-16 10ГДВ-01 2000 1000 900 2000…25000 5000…25000 5000… 35000 10 14 12 16 8 90 94 92 0,4
10ГД-20 10ГДВ1 900 5000… 30000 12 . 92
20ГД-4 20ГДВ-1 550 5000…35000 12 . 90

Динамические головки устаревших типов широкоплосные

Старое обозначение Новое обозначение ^рез оси,

Гц

Полоса воспроизводимых частот, Гц Неравномерность АЧХ, дБ R, Ом Уровень чувствительности, дБ/Вт’М Полная добротность,

Qts

2А-9 40 40…1000 16 12 92
2 А-11 35 35…3000 16 12 92
2А-12 40 40… 3500 16 12 95
4А-28 60 70… 14000 16 15 93
4А-30 60 60… 12000 14 . 94
4А-32 40 40… 16000 12 16 95
4А-36 80 80…10000 12 15 94
1ГД-4 100 100… 10000 12 . 94
1ГД-37 2ГДШ-4-8 160 125… 10000 14 . 92 3,5
1ГД-48 2ГДШ-2-8 120 100… 10000 12 . 93 (94) 1,2
1ГД-50 1ГДШ-4-8 180 180…8000 12 . 90
1ГД-54 2ГДШ-3-8 125 125… 10000 16 . 93
1ГД-55 1ГДШ-5-4 180 200… 10000 16 . 90
2ГД-ВЭФ 90 80…7000 15 4,5 91
2ГД-3 80 70…10000 14 4,5 92

Продолжение табл. 8

Старое обозначение Новое обозначение -^рез осн>

Гц

Полоса воспроизводимых частот, Гц Неравномерность АЧХ, дБ Д Ом Уровень чувствительности, дБ/Вт-м Полная добротность,

Qts

2ГД-4 80 70… 10000 14 . 91
2ГД-7 80 70… 10000 15 4,5 91
2ГД-19 80 80… 10000 15 4,5 90
2ГД-22 100 100… 10000 15 12,5 90
2ГД-28 80 70… 10000 15 4,5 90
2ГД-35 100 80… 12000 15 4,5 90
2ГД-38 ЗГДШ-1-8 100 100… 12500 14 (12) . 90 1,7
2ГД-40(А) ЗГДШ-2-4(8) ЗГДШ-4-4(8) ЗГДШ-7-4(8) 100(140) 100 200 100… 12500 100… 12500 180… 12500 14 (12) 14 14 4(8) 4(8) 4(8) 92 92 90 1,7 1,7 2,4
ЗГД-1РРЗ 120 120…5000 10 . 94
ЗГД-2 80 80…6000 15 4,5 94
ЗГД-7 . 90 80… 7000 14 4,5 92
ЗГД-9 80 80…7000 14 . 92
ЗГД-16 80 80… 8000 18 4,5 92
ЗГД-28 80 80… 8000 18 4,5 92 __
ЭГД-32 6ГДШ-1-4 75 80… 12500 12 (10) . 92 .
ЗГД-З8Е 5ГДШ-1-4 80 80… 12500 15 . 90
ЗГД-40 5ГДШ-2-4 75 80… 12500 14 . 90
ЗГД-42 5ГДШ-3-8 100 100… 12500 12 . 92,5 1,3
ЗГД-45 5ГДШ-4-4 80 80… 16000 16 . 90 .
4ГД-1 60 60… 12000 14 4,5 92
4ГД-2 60 60…12000 14 . 92
4ГД-4 55 60… 12000 10 . 93
4ГД-5 55 60… 5000 10 . 94
4ГД-6 200 200… 5000 10 . 90
4ГД-7 60 60… 12000 15 4,5 92
4ГДЕ-8Е 4ГДШ-1-4 120 125…7100 16 (14) . 93,5 (94) 2,5
4ГДШ-5-4 175 200… 10000 14 . 90 1,1
4ГД-9 120 100…8000 18 4,5 92
4ГД-28 60 120…12000 15 4,5 90
4ГД-35 8ГДШ-1-4 65 63… 12500 16 . 92 1,4
4ГД-36 60 63… 12500 10 . 90

Окончание табл. 8

Старое обозначение Новое обозначение ^рез осн»

Гц

Полоса воспроизводимых частот, Гц Неравномерность АЧХ, дБ Я Ом Уровень чувствительности, дБ/Вт *м Полная добротность, Qts
4ГД-43 80 63…5000 12 .
4ГД-53 5ГДШ-5-4 150 (130) 100… 12500 14 (16) . 92 1,3
5ГД-1РРЗ 65 80… 10000 14 4,5 96
5ГД-ЗРРЗ 30 40… 5000 12 10 94
5ГД-10 50 50…12000 15 4,5 94
5ГД-14 70 70… 12000 14 4,5 92
5ГД-18 70 70… 12000 15 4,5 92
5ГД-19 90 100… 10000 18 4,5 92
5ГД-28 90 100… 10000 18 4,5 92
6ГД-1РРЗ 48 60…6500 15 . 96
6ГД-2 30 40…5000 10 . 94
6ГД-3 6ГДШ-3-4 8ГДШ-2-4(8) 85. 140 100 100… 10000 160… 12500 100… 12500 12 14 16 4 4 4(8) 96 92 91 U 2
8ГД-1РРЗ 55 40… 7000 14 12 97

к>

OO

и*

8ГД-1 30 40… 1000 10 . 90 0,82
10ГД-17 50 40…8000 14 4,5 94
10ГД-18 50 50… 8000 12 . 94
10ГД-28 40 40…6000 12 4,5 94
10ГД-36 10ГДШ-2-4 40 63…20000 16 . 87,5 .
10ГД-36К 10ГДШ-1-4 40 63…20000 16 . 90 0,8
15ГД-10 60 63… 12500 12 15 92

Основные параметры электродинамических головок

. . Номинал, электрич. сопротивление, Ом Звуковая катушка
Тип головки Паспортная мощность, Вт Кратковремен на? мощность, Вт Рабочий диапазо! частот, Гц Неравномерност1 АЧХ, дБ Уровень ХЧ, дБ Частота ochobhoi резонанса, Гц Индукция зазора, Тл Полная

добротность (Qn)

Марка провода Число витков Габариты, м Масса, кг
0,5ГДП1-26-4 0,5ГДШ-2б-8 0,5 . 630…10000 14 80 630 0,6 .

.

ПЭТВ-2 0,09 ПЭТВ-2 0,07 27 35 40×7,5 0,02
ЗГДШ-7-4 ЗГДШ-7-4 . 10 180…12 500 12 90 190 0,75 2,4 .

.

ПЭВЛ 0,11 ПЭВЛ 0,09 50 61 100x100x40 0,24
ЗГДШ-14-4 ЗГДШ-14-8 . 10 160… 10 000 14 89 160 0,75 2,4 4 8 ПЭВЛ 0,11 ПЭВЛ 0,09 58 78 ф 100×32 од
5ГДШ-10-4 5ГДШ-10-8 . 15 100…20 000 100…16 000 14 85 84 130 0,8 .

.

ПЭТВЛ-1 0,11 ПЭТВЛ-1 0,11 49 89 100x63x45 0,25
6ГДВ-5Д-4 6ГДВ-5Д-8 . 10 3150…30 000 3150..20 000 14 90 0,8 4 8 ПЭВЛ 0,11 ПЭВЛ 0,09 50 58 80x50x30 0,16
6ГДШ-8Д-4 6ГДШ-8Д-8 6 15 100…20 ООО 15 84 150 0,8 4 8 ПЭВЛ 0,13 ПЭВТЛ-1 0,1 49 62 90x50x40 0,21
10ГДШ-21Д 10 30 63…20 ООО 15 89 80 0,95 0,8 4 ПЭВЛ 0,1 49 ф 125×58 0,9
15ГДШ-6Д-4 15ГДШ-6Д-8 15 30 80… 20 ООО 14 89 80 0,95 0,8 4

8

ПЭВЛ 0,1 ПЭТВ-2 0,14 49 65 ф 125×58 0,9
25ГДШ-12Д 25 40 63…20 ООО 14 90 40 0,95 1 4 ПЭТВ-2 0,18 49 ф 200×88 1,2
25ГДШ-2Н 25 30 125…16000 14 86 60 1,0 1 4 ПЭТВ-2 0,16 49 125x125x68 1
25ГД-18-22 25 50…14000 15 95 60 1,2 1 12 ПЭВЛ 0,14 70 ф 278×123 3,9
25ГДШ-9Д 25 40 80…20 ООО 14 87 80 0,95 0,8 4 ПЭВТЛ-1 0,18 62 ф 125×58 0,9
50ГДН-39Д 50 100 30…3150 14 91 50 1,2 0,6 4 ПЭТВ-2 0,25 78 ф278×118 3,9
100ГДН-118Д 100 200 30…4000 14 95 30 1,2 0,8 8 ПЭТВ-2 0,25 82 ф 392×147 10

Tweet Нравится

  • Предыдущая запись: Простой корпус для электронных устройств
  • Следующая запись: ТАЙМЕРЫ НА МИКРОКОНТРОЛЛЕРАХ
  • Похожие посты:

  • Микросхемы мощного высоковольтного импульсного преобразователя серии ТОР2хх (0)
  • Устройство для беспроводной коммутации аудиокомпонентов NM3204 (0)
  • Универсальная цифровая шкала-частотомер NM8051 (0)
  • Изоляторы с трансформаторной связью (0)
  • Полупроводниковые элементы (0)
  • Что такое КОНДЕНСАТОР (0)
  • Что такое диод, стабилитрон, варикап, тиристор, их типы и применение (0)
Оцените статью
Добавить комментарий