Нужна ли ставить кроссовер на динамики. Для чего нужны кроссоверы в компонентной акустике? Убавить от неубавляемого

Содержание
  1. Предназначение
  2. Устройство кроссовера
  3. Технические особенности
  4. Что такое акустический кроссовер?
  5. Отличия между активными и пассивными кроссоверами
  6. Особенности настройки
  7. Схема подключения пассивного кроссовера
  8. История
  9. Предыстория
  10. 1990—2000
  11. 2010-е
  12. Видео: Для чего нужен аудио кроссовер?
  13. Classical crossover в России
  14. Кроссовер акустический — схемы для аудио колонок и сабвуфера своими руками
  15. Зачем нужен кроссовер акустический в звуковой системе
  16. Подключение кроссовера к колонке
  17. Какие бывают типы кроссоверов
  18. Что такое кроссовер и с чем его едят
  19. Виды кроссоверов
  20. Пассивный кроссовер, его плюсы и минусы
  21. Активный кроссовер, его плюсы и минусы
  22. Кроссовер однополосный
  23. Кроссовер двухполосный
  24. Кроссовер трехполосный
  25. Акустические фильтры частот своими руками
  26. Кроссовер акустический — последовательные шаги изготовления
  27. Катушки индуктивности для фильтров аудио колонок
  28. Изготовление печатной платы под аудио кроссовер
  29. Монтаж акустических проводов
  30. Характеристика, предназначение
  31. Виды кроссовера
  32. Что такое расчёт кроссовера
  33. Как устроен
  34. Настройка кроссоверов
  35. Основные принципы регулировки
  36. Операции настройки отдельных каналов
  37. Настройка кроссоверов для твитеров
  38. Настройка кроссоверов для среднечастотных динамиков
  39. Настройка кроссовера для тылового сабвуфера
  40. Сложности окончательной настройки кроссоверов
  41. Преимущества заказа настройки кроссоверов в нашем автосервисе
  42. Технические особенности кроссоверов
  43. Классический кроссовер
  44. Предыстория
  45. 1990—2000
  46. 2010-е
  47. Активное и пассивное оборудование
  48. Как правильно рассчитать своими руками?

Предназначение

Кроссовер – это специальное устройство в структуре акустической системы, предназначенное для подготовки требуемого частного диапазона для каждой из установленных звуковых колонок. Последние разработаны для эксплуатации в пределах определённых частотных диапазонов. Выход частоты сигнала, подаваемого на колонку за границы диапазона может привести, как минимум, к искажениям воспроизводимого звука, например:

audio-krossower

  1. при подаче слишком низкой частоты исказится звуковая картина;
  2. при подаче слишком высокой частоты владелец стереосистемы столкнётся не только с искажением звука, но и с выходом из строя твитера (высокочастотного динамика).Он может просто не выдержать этого режима работы.

В нормальных условиях задачей высокочастотного динамика является воспроизведение звука только высокой частоты, низкочастотного, соответственно, низкой. Полоса же, средних частот подаётся на мидвуфер – динамик, отвечающий за звучание средних частот. Исходя из вышесказанного, чтобы качественно воспроизвести автозвук, надо выделить соответствующие полосы частот и подать их на конкретные динамики. Для решения этой задачи и применяется кроссовер.

hertz_esk_165_5_l_2-1024x590

Устройство кроссовера

Конструктивно в кроссовер входит пара частотных фильтров, работающих следующим образом: например, если частота разделения установлена в 1000 Гц, один из фильтров будет выделять частоты ниже этого показателя. А второй – обрабатывать только полосу частот, превышающих заданную отметку. У фильтров есть свои названия: лоу-пасс – для обработки частоты ниже тысячи герц; хай-пасс – для обработки частоты выше тысячи герц.

shema-raboty-dvuhpolosnogo-passivnogo-krossovera

Итак, выше был представлен принцип, по которому работает двухполосный кроссовер. На рынке существует и продукция трехполосного типа. Основное отличие, как становится понятно из названия, это третий фильтр, обрабатывающий среднюю полосу частот, от шестисот до пяти тысяч герц.

По сути, увеличение каналов фильтрации звуковой полосы, и последующая подача их на соответствующие динамики, приводит к более качественному и естественному звуковоспроизведению внутри авто.

Технические особенности

В большинстве современных кроссоверов присутствуют катушки индуктивности и конденсаторы. В зависимости от количества и качества изготовления этих реактивных элементов, обусловлена стоимость готового изделия.

ustrojstvo-krossovera-1024x655
Для чего же в полосной кроссовер входят катушки и конденсаторы? Причина в том, что это самые простые реактивные элементы. Они без особых трудностей обрабатывают разные частоты звукового сигнала.

Конденсаторы могут выделять и обрабатывать высокие частоты, в то время как катушки нужны для регулирования низких. Грамотно используя эти свойства, в результате можно получить самый простой частотный фильтр. Здесь нет смысла углубляться в сложные законы физики и приводить в качестве примера формулы. Тот, кто хочет более подробно ознакомиться с теоретическими основами, без труда найдёт информацию в учебниках или интернете. Профильным специалистам достаточно освежить в памяти принцип работы сетей LC-CL типа.

Количество реактивных элементов влияет на показатель разрядности кроссовера. Цифрой 1 обозначается один элемент, 2 – соответственно, два. В зависимости от количества и схемы подключения элементов, система по-разному осуществляет фильтрацию неподходящих частот для конкретного канала.

shema-ustrojstva-krosovera

Есть смысл предположить, что большее количество применённых реактивных элементов делает процесс фильтрации лучшим. Схема фильтрации ненужных частот для конкретного канала имеет свою характеристику, называемую крутизной спада.

Фильтрам присуще свойство отрезать ненужные частоты постепенно, а не мгновенно.

Называется оно чувствительностью. В зависимости от этого показателя, продукция разделяется на четыре категории:

  • модели первого порядка;
  • модели второго порядка;
  • модели третьего порядка;
  • модели четвертого порядка.

Что такое акустический кроссовер?

Кроссовером называют встроенное или внешнее устройство, разделяющее аудиосигнал на несколько частотных диапазонов. Технически он выполняет роль своеобразного фильтра, отсекающего «лишние» частоты и оставляющего лишь поддерживаемые динамиком. Ведь конструкция последнего рассчитана только на воспроизведение определённого диапазона частот, и выходящие за частотные пределы звуки воспроизводится с искажения или даже могут привести к повреждению динамика. К примеру, твитер воспроизводит высокочастотные звуки, поэтому подача на него низкочастотного сигнала, тем более высокомощного, может стать причиной его выхода из строя.

Соответственно, существует простое правило: на низкочастотные динамики подаются аудиосигналы только низких частот, на высокочастотные — высоких частот, а на среднечастотные (мидвуферы) — звуки в среднем частотном диапазоне. Простота — залог надёжности.

Но важно правильно поделить один аудиосигнал на несколько диапазонов частот для дальнейшей отправки «нужных» частот на отдельные динамики. Это и есть главная задача кроссовера. Технически он является комбинацией электрических фильтров, выполняющих обрезку «ненужных» частот. Его главная характеристика – значение частоты среза. То есть значение, являющейся границей обрезки частот. Рассмотрим это подробнее:

  • двухполосный кроссовер, имеющий частоту среза 1000 Гц, оснащается high-pass фильтром, транслирующим частоты от 1000 Гц и low-pass фильтром, пропускная способность которого настроена на частоты ниже 1000 Гц;
  • трёхполосный кроссовер дополнительно оснащается среднечастотным фильтром (band-pass), транслирующим сигналы лишь в среднем частотном диапазоне.

График частоты среза наглядно показывает, где именно пересекаются точки разделённых устройством диапазонов частот.

Отличия между активными и пассивными кроссоверами

Начнём сравнение с пассивного кросовера. Из практики известно, что пассивный кроссовер является самой распространенной и чаще всего встречающейся на рынке разновидностью. Исходя из названия, можно понять, что пассивным не требуется дополнительное питание. Соответственно, владельцу транспортного средства проще и быстрее установить аппаратуру в своей машине. Но, к сожалению, быстрота не всегда гарантирует качество.

vidy-audio-krosoverov-1-1024x336
Из-за пассивного принципа схемы системе требуется забирать часть энергии из фильтра на обеспечение его работы. При этом реактивным элементам свойственно изменять сдвиг по фазе. Конечно, это не самый серьезный недостаток, но владелец не сможет тонко корректировать частоты.

vidy-audio-krosoverov-2-1024x376
Избавиться от этого недостатка позволяют активные кроссоверы. Дело в том, что, хотя и устроены они куда сложнее пассивных, но в них поток аудио фильтруется значительно лучше. Благодаря наличию не только катушек и емкостей, но и дополнительных полупроводниковых элементов, разработчикам удалось значительно уменьшить размеры устройства.

Они редко встречаются в качестве отдельной аппаратуры, но в любом автомобильном усилителе, как составная часть присутствует активный фильтр. Из-за пассивного принципа схемы системе требуется забирать часть энергии из фильтра на обеспечение его работы. При этом реактивным элементам свойственно изменять сдвиг по фазе. Конечно, это не самый серьезный недостаток, но владелец не сможет тонко корректировать частоты.

aktivnyj-krosover

Избавиться от этого недостатка позволяют активные кроссоверы. Дело в том, что, хотя и устроены они куда сложнее пассивных, но в них поток аудио фильтруется значительно лучше. Благодаря наличию не только катушек и емкостей, но и дополнительных полупроводниковых элементов, разработчикам удалось значительно уменьшить размеры устройства.

Они редко встречаются в качестве отдельной аппаратуры, но в любом автомобильном усилителе, как составная часть присутствует активный фильтр.

Особенности настройки

Чтобы в результате получить качественный автозвук, необходимо правильно подобрать частоту среза. При использовании активного трех полосного кроссовера следует определить две частоты среза. Первая точка будет обозначать грань между низкой и средней частотой, вторая – границу между средней и высокой. Владельцу автомобиля перед подключением кроссовера необходимо всегда помнить о том, что необходимо правильно подбирать частотные характеристики динамика.

Ни в коем случае не следует подавать на них частоты, на которых они попросту не смогут нормально работать. В противном случае это приведет не только к ухудшению качества звучания, но и к уменьшению срока эксплуатации.

Схема подключения пассивного кроссовера

shema-podklyucheniya-passivnogo-krossovera-1024x707

История

Предыстория

Classical crossover

как музыкальный стиль формировался постепенно, за прошедшие три десятка лет шаг за шагом преодолев путь от эклектичных экспериментов по соединению рока и классики до широкого признания.

В семидесятых годах прошлого века Emerson, Lake & Palmer (ELP) с шумным успехом играли рок-обработку сюиты Мусоргского «Картинки с выставки», а Procol Harum смело цитировал Баха. Легендарный Electric Light Orchestra (ELO) наравне с традиционным рок-саундом и электроникой использовал симфоническое звучание и классические приёмы композиции. Queen, начиная с альбома «A Night at the Opera», применяют классические приёмы композиции и звучания, и это становится неотъемлемой частью их уникального звучания.

На рубеже веков рок-группы Metallica, Scorpions, Gary Moore с большим успехом выступают с симфоническими оркестрами, а симфо-пауэр-металлисты Nightwish использовали академический вокал Тарьи Турунен. Одним из лучших сочетаний классики и рока добился итальянский композитор Лука Турилли. Рок и классику соединяют гитаристы Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow), Yngwie Malmsteen. Рок и классику так же соединили Элтон Джон, Боно, Джон Бон Джови на концерте, сыгранном вместе с Лучано Паваротти.

С другой стороны, артисты классического жанра расширяют рамки академической музыки. Великий тенор Энрико Карузо наряду с классической оперой с удовольствием исполнял народные песни и композиции собственного сочинения. Явлением мирового масштаба classical crossover

стал благодаря Пласидо Доминго, Хосе Каррерасу и Лучано Паваротти. Трио теноров дебютировало в 1990 году: в Риме они исполнили «Футбольную песню» по случаю открытия чемпионата мира по футболу. Проект просуществовал 15 лет и стал самым прибыльным в истории музыки.

1990—2000

Популярные певицы Сиссель Ширшебо, Сара Брайтман, Эмма Шаплин, Charlotte Church, певцы Андреа Бочелли, Алессандро Сафина, Russell Watson, а также Aria, Amici Forever, Appassionante, Светлана Феодулова, Ванесса Мэй, Джош Гробан, Il Divo, Джеки Иванко, Natasha Marsh, Giorgia Fumanti, Mario Frangoulis, Vittorio Grigolo, Tarja Turunen, Floor Jansen и многие другие успешно работают в стиле Classical Crossover

, добавляя к классической основе поп-элементы, стирая границы между музыкальными стилями. Classical crossover развивается на огромной музыкальной территории, приобретая всё больше поклонников. Сдерживающим фактором стиля является необходимость высокого уровня образованности и таланта композиторов, аранжировщиков, музыкантов и вокалистов.

2010-е

В начале десятых годов двадцать первого века с развитием дабстеп направления в электронной музыке приобрела популярность американская исполнительница Lindsey Stirling, успешно сочетающая игру на скрипке с EDM и дабстеп элементами. Также в эти годы проявлял активность украинский музыкальный проект LAFESTA music project, участники которого осваивают смеси электронной музыки, оперы, хауса, лаунжа и поп-музыки.

Видео: Для чего нужен аудио кроссовер?

Надеемся, что эта статья помогла разобраться для чего нужен кроссовер. Оцените статью по 5 бальной шкале, если есть замечания, пожелания или вы знаете что-то, что не указано в данной статье сообщите нам! Оставьте свой комментарий ниже. Это поможет сделать информацию на сайте ещё более полезной.

Кроссовер акустический для аудио колонок и автомобильного сабвуфера, который можно изготовить своими руками. Зачем вообще в акустике нужны такие устройства как кроссовер? А нужен он, чтобы разделять частоты динамических излучателей установленных в акустической системе.

Classical crossover в России

Classical crossover

в России представляют: певицы Марина Крузо, Дельская Ирина, Сергия Шамбер (немка по происхождению), а также сопрано Евгения Сотникова (soprano Evgeniya Sotnikova), Виктория Сухарева и Мария Демьяненко; певцы, Валентин Суходолец, Алек Бугаёв и Игорь Манаширов; симфо-группа ГОЛЬФСТРИМ, ансамбль Терем-Квартет, Universal Music Band, группа Ariaphonics, группа Pianochocolate, Виктор Зинчук, ДиДюЛя, группа КВАТРО, виолончелист-виртуоз Георгий Гусев, а также композитор и режиссёр Алексей Коломийцев и его музыкально-театрализованный проект Esthetic Empire. В 2013 году в Санкт-Петербурге солист театра «Геликон опера» Дмитрий Янковский организовал проект «NeoClassic — Новая Классика Дмитрия Янковского».

В России исключительно в формате classical crossover

работала радиостанция Радио Classic 100,9 FM. В эфире других российских музыкальных радиостанций и на TV, всё чаще прорываются элементы звучания и лучшие представители данного стиля.

Classical crossover

, по сравнению с другими музыкальными стилями и направлениями, имеет самую широкую возрастную структуру аудитории. (По исследованиям COMCON-MEDIA: от 12 до 60+ лет, где возраст основной аудитории — от 20 до 60 лет).[
источник не указан 3243 дня
]

Classical crossover

обретает всё большую популярность в мире, гармонично объединяя музыкальные стили и жанры.

Кроссовер акустический — схемы для аудио колонок и сабвуфера своими руками

Самодельный акустический кроссовер применяемый в домашних колонках или сабвуферах изготовить собственными руками не представляет никакой сложности. Конечно, для этого нужно иметь хоть какие то навыки и прямые руки.

Зачем нужен кроссовер акустический в звуковой системе

Этот электронный прибор собранный по типу фильтров и играет важную роль в акустике. А предназначен он, чтобы разделять поступающий от источника сигнал на несколько рабочих частотных диапазонов используемыми динамиками. Кроссовер практически выполняет работу фильтра по отсеиванию ненужной частоты, тем самым фильтруя весь звуковой тракт.

Подключение кроссовера к колонке

В качестве простого примера здесь можно привести высокочастотные динамики, называемые пищалками. Так вот, если бы в аудио колонках не было установлено акустических кроссоверов, то пищалки просто бы захлебнулись всем спектром средних и особенно басовых частот хлынувшим на них. Ясное дело, что в таком случае говорить о каком то детализированном воспроизведении звука говорить не приходится. Динамические излучатели высокочастотного диапазона не могут воспроизводить другие частоты, кроме высоких.

Читайте также:  Как поменять местами разъемы микрофона и наушников

Какие бывают типы кроссоверов

Аудио кроссоверы, это специальные электронные приборы в составе акустических систем, по типу они бывают активного и пассивного действия, двухполосные и трехполосные.

Положительные и отрицательные стороны пассивного фильтра частот

Пассивный частотный фильтр выполняет фильтрацию звуковых сигналов используя при этом установленные на плате сопротивления, конденсаторы и катушки индуктивности для динамиков. В конечном итоге на этих электронных элементах теряется много полезной мощности идущей на громкоговорители. Именно в этом заключается слабая сторона акустических кроссоверов пассивного типа.

Установка и подключение конструкции частотного фильтра в колонках как правило выполняется в самой ближней точке от динамика.

Из этого следует, что при таком варианте, хватит только одного усилителя мощности, чтобы получить качественный звук. Такая схема использования пассивного фильтра говорит о его положительной стороне в работе акустики.

В продаже акустические фильтры бывают как в виде отдельных модулей так и встроенных в акустику, в основном расчитанные на две или три полосы пропускания. К недостаткам таких электронных устройств пассивного действия можно отнести их неспособность выдерживать длительную максимальную нагрузку. В случае долговременного использования пассивного кроссовера в режиме пиковой нагрузки, чревато входом его из строя.

Кроссовер акустический активного типа, его плюсы и минусы

Устанавливается аудио кроссовер активного типа во входной цепи усилителя мощности, то есть на его входе. По этой причине применение только одного усилителя как в схеме с пассивным фильтром, попросту не получится. Применение активного фильтрующего устройства в аудио системе, означает обеспечение каждого громкоговорителя отдельным трактом усиления сигнала, вне зависимости от используемой им частоты.

Активный кроссовер в противовес пассивного имеет возможность корректного выбора и прецизионной настройки частоты среза. В частности, именно эта функция в устройстве считается наиболее ценной в плане создания качественного звука.

krossover-dlya-sabvufera-svoimi-rukami

krossover-dlya-sabvufera-svoimi-rukami2

krossover-dlya-sabvufera-svoimi-rukami3

Что такое кроссовер и с чем его едят

Для начала узнаем, а зачем нужен кроссовер? Это специальное устройство, предназначенное для разделения ауди частот. Кроссоверы как бы убирают ненужные частоты, фильтруют их.

К примеру, существуют такие динамики(см.), как пищалки. Если бы не было кроссоверов, то на пищалки бы подавались все частоты, полный их пакет, вместе с НЧ и СЧ. Понятно, что это в итоге отрицательно скажется на детальности музыки. ВЧ динамики, каковыми являются пищалки, не способны воспроизводить низкие и средние звуки и присутствие несвойственных частот станет в этом случае опасной проблемой.

Виды кроссоверов

Кроссоверы принято разделять на активные и пассивные, а также на однополосные, двухполосные и т.д.

Пассивный кроссовер, его плюсы и минусы

Итак:

  • Пассивный кроссовер фильтрует сигнал своими конденсаторами, резисторами и катушками. В результате именно этого и выявляется первый недостаток таких кроссоверов – потеря мощности.
  • Подключение пассивных кроссоверов проходит непосредственно перед динамиками. Получается таким образом, что достаточно использование всего одного усилителя(см.), что является несомненным плюсом пассивных кроссоверов.
  • Пассивные кроссоверы продаются отдельными блоками или в комплекте с акустикой, обычно двухполосной или более.
  • Среди недостатков пассивных кроссоверов можно выделить ограниченную пиковую нагрузку, что влечет за собой скорый выход из строя.

Активный кроссовер, его плюсы и минусы

Итак:

  • Используется активный кроссовер перед усилителем. Поэтому использование одного усилителя в данном случае просто невозможно. В случае с активным кроссовером каждый динамик, будь то пищалка или НЧ динамик, используют отдельный канал усилителя.
  • Преимуществом активного кроссовера можно назвать то, что в отличие от пассивного, он дает возможность точной настройки срезов. Именно этот фактор и определяет в большей части стоимость такого кроссовера, который дороже своего оппонента.

Кроссовер однополосный

  • Предназначен для среза канала сабвуфера(см.).

Кроссовер двухполосный

  • Предназначен для двухполосной акустики, состоящей из твитера и мидбаса.

Кроссовер трехполосный

  • Предназначен для трехполосной акустики, состоящей из твитера, СЧ-динамика и мидбаса.

Акустические фильтры частот своими руками

Иногда бывает так, владельца автомобиля не устраивает штатная акустика и он решает заменить ее на более крутую. Но при ее установке в машину выясняется, что эта дорогостоящая аудио система не укомплектована кроссоверами. В этом случае, конечно же нельзя будет получить высококачественную звуковую картину. Почему нельзя, да потому, что без частотных фильтров, пищалки просто выйдут из строя, а без них это уже не звук.

Решить такую задачу, и тем самым выйти из этого неприятного положения можно только двумя путями — приобрести отдельно кроссоверы в магазине или изготовить их самостоятельно. Кстати, в этом нет ничего сложного, просто нужно прочитать внимательно инструкции по изготовлению таких устройств. Если выбрать вариант самостоятельного изготовления фильтров частот для динамиков, то для этого потребуются соответствующие материалы и инструменты.

Какие нужны материалы и инструменты:

  • Нормальный мощный паяльник
  • Прибор для измерения индуктивности катушек
  • Лак для пропитки катушек
  • Хлорное железо для травления плат
  • Стеклотекстолит на основе фольги
  • Термоусаживаемые трубки
  • Герметик силиконовый

Кроссовер акустический — последовательные шаги изготовления

Перед началом работ по установке частотного фильтра, желательно хорошо ознакомится с техническими параметрами приобретенных вами динамиков. Одним из самых важных критериев является значение частотного диапазона твитеров, обычно он находится в пределах от 2 до 30 кГц. Далее нужно выяснить чувствительность низко-частотных и высоко-частотных излучателей. Именно по этим характеристикам следует подбирать звуковую схему с подключением кроссовера.

Примечание. Как советуют профессионалы, в авто лучше всего устанавливать кроссоверы второго порядка. Конструктивно они собраны с использованием одного конденсатора и одной катушки для пищалки и такого же набора на вуфер. Такая схема имеет более высокую чувствительность.

Катушки индуктивности для фильтров аудио колонок

Если вы намерены изготовить катушки для фильтров НЧ громкоговорителей, тогда намотку лучше всего выполнять медным эмаль-проводом проводом диаметром 1 мм. Наматывать катушки нужно рядовым методом, виток к витку и в несколько рядов, по завершению наматывания, чтобы витки не расползались, их нужно зафиксировать клеем.

Затем, после намотки, обязательно проверьте получившуюся у вас индуктивность детали с помощью RLC-метра или цифровым мультиметром имеющим функцию измерения индуктивности. Впоследствии, когда уже все катушки будут готовы их нужно поместить в небольшую емкость с лаком (можно применять любой, даже строительный). После этого, дать стечь лаку и высушить их.

Полезная рекомендация. При формировании, желательно использовать ферритовые сердечники. На ферритовом стержне, общее сопротивление катушки значительно снижается, а сама конструкция получается достаточно компактной. Кроме этого, сокращается количество витков, следовательно — меньше расход медного провода.

Изготовление печатной платы под аудио кроссовер

Печатная плата для акустического фильтра сама по себе очень простая, так как на нее будут устанавливаться крупногабаритные детали, поэтому и дорожки-проводники будут широкими. Вначале схему рисуют на бумаге, отмечая точки крепления деталей соответствующие их размерам, то есть под катушки, конденсаторы и сопротивления, а также контактные площадки для соединительных разъемов.

После того, как схема будет нарисована на бумаге, ее нужно приложить к заранее подготовленной заготовке стеклотекстолита на основе медной фольги и шилом, через бумагу наметить точки установки компонентов на фольге. То есть, по этим точкам нужно будет сверлить отверстия.

Когда закончите сверление, здесь нужно будет определится, каким методом вы будете изготавливать дорожки и площадки на плате. Если выберете метод травления, тогда нужно будет краской закрасить токопроводящие проводники и площадки для пайки выводов деталей, дать краске высохнуть, а затем протравить в растворе хлорного железа.

Есть другой вариант изготовление платы: наметить карандашом на фольге все необходимые места пайки деталей, а между ними острым предметом прорезать линии по фольге до самого текстолита, чтобы контактные площадки не соприкасались между собой. Ну и третий вариант, так сказать «колхозный» метод — он показан на видео ниже. В общем кому как нравится и в силу своих возможностей и способности.

Самостоятельное изготовление фильтра для акустики

Примечание. Все установленные на плате компоненты нужно надежно зафиксировать хорошим клеем и в дополнение затянуть капроновыми хомутами. Такое тщательное крепление вызвано необходимостью установки кроссовера внутри аудио колонки, а не снаружи. А если детали будут плохо закреплены на плате, то их просто оторвет динамическими ударами внутри корпуса. Может быть не сразу, но обязательно оторвет.

Монтаж акустических проводов

Подключение проводов выполняется с помощью паяльника, здесь ничего сложного нет, главное не напутать в соединении, чтобы провода НЧ-громкоговорителя не пустить на ВЧ-динамик, и при этом соблюдать полярность. Кроме этого, акустические провода, подключаемые к фильтру, так же как и компоненты на плате, нужно хорошо зафиксировать клеем, чтобы не болтались.

Представленные здесь рекомендации и советы в изготовлении акустического кроссовера надеюсь помогут вам в самостоятельной сборке этого устройства. Бюджет на это устройство зависит от сложности, количества и качества используемых элементов.

При установке современной стереосистемы в автомобиль владелец должен правильно подобрать кроссовер. Выбор этот достаточно прост, если знать и понимать, что это и для чего предназначено, а также в составе какой системы данное устройство будет работать. Итак, давайте разберемся, что такое кроссовер для акустики.

sharlotta-cherch

fzbkr5com4y

ymcq3ad7o9s

f52-ujn5w4w

sara-brajtmen

z2c77uavfp0

Выбор кроссовера зависит в первую очередь для условий эксплуатации, в каких он будет применяться, то есть, например, будет работать только с сабвуфером, или же только с основными динамиками аудиосистемы. Когда же планируется установка двух усилителей, то нужен трехканальный кроссовер и у него выходы на динамики автомобиля, твитеры и сабвуфер.

Важнейшая из величин при выборе кроссовера — крутизна спада характеристики фильтра. Чтобы установить сабвуфер в какое угодно из мест автомобиля крутизна спада у кроссовера необходима быть величиной не меньше 18 децибел на одну октаву, (в узкополосном сабвуфере не менее 12 децибел), и если это значение не дотягивает до 18 дБ, то мидбас будет пробиваться на сабвуфер, и картина звука будет непременно испорчена. Частота сигналов, подающегося на саб, может составлять в пределах от 75 и до 150 герц, и хорошо, когда кроссовером предусмотрено эластичное регулирование частоты отсечки.

Оснащение кроссовера регулировкой дозвуковых частот, которые не воспринимаются слухом человека, предотвратит попадание их на сабвуфер, защитит его от поломок и уберет неприятные звуковые сигналы при подключении.

Существование входов для сигнала уровня динамиков в кроссовере нужны при отсутствии выходов сигнала уровня предусилителя. Они нужны, чтобы не приобретать отдельный конвертер сигналов, который преобразует сигнал динамиков в сигнал уровня предусилителя. Вариант исполнения с оплеткой, которая заземлена сверху изоляции даст отличный заслон посторонним звукам.

Необязательным условием является наличие контроллеров мощности на выходе, потому что такая опция реализуется практически на каждом усилителе.

Создано великое множество систем, предусматривающих автоматический запуск, и когда в кроссовере предусмотрена эта опция, то не нужно протягивать от вашей магнитолы к сабвуферу еще один провод для запуска, автоматика будет присматривать за наличием непрерывного сигнала на динамиках, и при запуске головного устройства подается сигнал запуска усилителя саба, и это незаменимо если установка сабвуфера производится в багажник.

При подборе кроссовера необходимо знать, какие из фильтров и компонентов встроены в усилитель мощности. Например, когда там расположен дозвуковой фильтр, то при подборе кроссовера он там не нужен. И наоборот, когда этой регулировки не имеется ни в кроссовере, ни в усилителе, существует необходимость включить его в аудиосистему автомобиля отдельным устройством.

Характеристика, предназначение

Кроссовер – это специальное оборудование в комплекте акустической системы, главная функция которого заключается в подготовке нужного диапазона частот для каждого динамика. Как известно, любая акустическая система разработана под конкретный диапазон рабочих частот. Выход сигнала, подающегося на колонку, за границы диапазона может привести к искажению звука.

1854172

В обычных условиях функция высокочастотных динамиков – воспроизведение звуков только на высоких частотах. Низкочастотные акустические системы работают отдельно. Иногда устанавливаются даже в разных местах салона. То же самое касается и звуков средней частоты. Они подаются только на динамик, выдающий средние частоты.

Поэтому для качественного воспроизведения музыкальных треков в автомобиле необходимо выделять определенные частоты и подавать их строго на конкретные динамики. Для этого и нужен кроссовер для акустики.

Виды кроссовера

Какие кроссоверы вообще бывают? Их не так уж и много:

  • активный;
  • пассивный;
  • однополосный;
  • двухполосный;
  • трёхполосный.

Схема каждого из видов будет содержать разные элементы. Пассивный кроссовер состоит из катушек, реле и конденсаторов. Его схема более простая. В нём нет плат, микросхем и сделать его своими руками проще, чем активный. Схема установки также у них разная.

Количество полос определяется количеством полос в акустике, соответствует. Трёхполосные кроссоверы необходимо подключать к трёхполосным акустическим системам. Двухполосная акустическая система и трёхполосные кроссоверы, к примеру, — понятия несовместимые. Так что, если в машине установлена двухполосная акустика, ничего другого не останется, кроме как заменить её или же установить трёхполосные кроссоверы. Двухполосная акустика и однополосные кроссоверы – тоже плохое сочетание. Трёхполосные системы и однополосный кроссовер – аналогично. Здесь властвует правило комплементарности. А вот активный или пассивный кроссовер нужен – можно выбирать, не задумываясь особо.

Кроссовер для динамиков в машине - сборка, установка, расчёт

Пассивный кроссовер заставит систему работает хорошо, хотя есть у него ряд недостатков. Считается, что акустика с пассивным кроссовером работать на все 100% не будет. И это действительно так, ведь активный кроссовер для акустики мощнее. С другой стороны нужны достаточно глубокие познания в области физики, для того чтобы собрать активный кроссовер своими руками.

Читайте также:  DARPA разрабатывает радиолампы нового поколения

Кажется, что пришло время выбирать, чего хочется больше: чтобы акустика работала в полную силу или, чтобы звучание было приемлемым. На самом деле это не совсем верно. Даже активный кроссовер реально собрать своими руками, просто сразу может не получиться. Как принято говорить в таких случаях, терпение и труд всё перетрут.

Пассивный кроссовер служит меньше по времени. Так что, стоит задуматься, взвесить все за и против, перед тем, как приступить к работе.

Что такое расчёт кроссовера

Схема кроссовера может всё же заставить отказаться от самостоятельного сбора детали. Но даже схема не заставит отказаться от перспективы самостоятельной установки купленного кроссовера. Это модернизация из категории элементарных. Почему бы и нет? Расчёт кроссовера для акустики – главная проблема. Проще всего воспользоваться калькулятором в режиме онлайн. Расчёт будет довольно-таки верным, хотя есть вероятность погрешностей и результат может не удовлетворить. Автомобильная акустическая система будет издавать всё тот же шум, а не музыку. В чём подвох?

Если попробовать выполнить расчёт без калькулятора, всё станет на свои места. Но не в том смысле, что автомобильная акустическая система начнёт сразу, как по волшебству хорошо работать. Становится понятно, что нужен индивидуальный подход и настройка кроссовера.

О динамиках известно, что у них есть частота, мощность и сопротивление. Значения индивидуальны, зависят от торговой марки, модели. Расчёт кроссовера – это знание сопротивления и частоты. Вот только работает это в теории. На практике человек сталкивается с такой проблемой, как нестабильность значения сопротивления. Сопротивление — это не константа. Меняется частота, меняется и сопротивление. Поэтому нужно знать, хотя бы, в каком диапазоне автомобильная акустическая система работает, среднее арифметическое. Для этого нужны специальные приборы. Иначе никак не узнать эти величины. Ожидания не должны быть завышенными.

Как устроен

Конструкция устройства достаточно проста. Это два частотных фильтра, работающих по следующему принципу. Так, когда частота разделения составляет 1000 Гц, один из двух фильтров станет выделять частоты, которые ниже данного показателя. Второй же фильтр будет работать с полосой частот выше отметки. Фильтры имеют свои названия. Лоу-пасс предназначен для работы с низкими частотами до 1000 Гц. Хай-пасс будет обрабатывать только частоту, находящуюся в диапазоне выше 1000 Гц.

1854347

По такому принципу функционируют двухполосные устройства. Однако на современном рынке есть и трехполосный кроссовер. Главное отличие здесь – это еще один фильтр, способный обрабатывать средние частоты в диапазоне от 600 до 1000 Гц.

Больше каналов фильтрации звуковой частоты и подача их на соответствующие этим частотам динамики ведет к более качественному звуку в салоне автомобиля.

Настройка кроссоверов

  • Сложности окончательной настройки кроссоверов
  • Преимущества заказа настройки кроссоверов в нашем автосервисе
  • Основные принципы регулировки

    Разграничение частотных полос для каждого из динамиков многополосных аудиосистем профессионалы считают первой задачей, с которой начинается настройка качественного автозвука. Набор фильтров, ограничивающих частоту поступающего на динамик сигнала, называют кроссовером. У активных кроссоверов в одном ящичке собрано несколько фильтров, ручки регулировки позволяют отключать или подключать различные порядки регулировок частотного среза.

    Активный кроссовер должен быть подключен к источникам электропитания (микроконтроллерам, операционным усилителям), которые могут быть одноканальными или многоканальными. В качественных аудиосистемах чаще всего используют трехполосные активные кроссоверы, позволяющие отдельно настраивать фронтальный звук твитеров, мидвуферов (мидбасов) и тыловой сабвуфер.

    У импортных активных кроссоверов все надписи сделаны на английском. Частота регулируется ручками с надписями «low-pass» (для среднего диапазона), «high-pass»(для высокочастотных твитеров), «bass boost» (настройка сабвуфера).

    Операции настройки отдельных каналов

    По поводу порядка практической настройки каналов даже у профессионалов нет единого мнения. Мы считаем, что настройку аудиосистемы нужно начинать с регулировки частотных срезов твитеров.

    Настройка кроссоверов для твитеров

    Все настройки выполняются отдельно для правой и левой сторон аудиосистемы, при отключенных сабвуфере и мидбасах. Фильтры кроссовера не идеальны, они пропускают (в малом объеме) отдельные частоты из других диапазонов, поэтому такие влияния нужно исключить.

    Начальные настройки срезов устанавливают по номинальным значениям, указанным для определенных моделей твитера. По другому принципу нужно ориентироваться на верхний срез частот мидбаса. В любом случае начальные настройки надолго не сохраняются, точная настройка еще впереди.

    Положение осложняется тем, что градуировка частот во многих моделях кроссоверов приблизительна, обозначена промежуточными цифрами или точками. Для точного определения значения частоты, отсекаемой кроссовером, можно использовать компьютерные программы (такие как Audiomatica Clio) или специальный прибор Helix X-just, но окончательная настройка все равно производится на слух.

    Любители выходят из положения, установив все регуляторы в среднее положение, но мы предпочитаем как можно более точную настройку по цифровым показателям частот. Сохранив начальную настройку, переходим к регулировкам других каналов, возвращаясь к точной настройке твитеров при необходимости.

    Настройка кроссоверов для среднечастотных динамиков

    Общая настройка мидбасов или мидвуферов происходит по тому же принципу, с учетом того, что средние частоты для любой аудиосистемы являются базовыми. Поэтому настраивать среднечастотные кроссоверы нужно при комфортном уровне усиления, который гораздо ниже максимальной громкости. Мы считаем главным правилом настройки начало работы на высоких относительных уровнях, с постепенным их снижением.

    Особой точности требует настройка срезов в зонах стыка высоких и средних, средних и низких частот. Такие регулировки производятся при включении всех компонентов аудиосистемы. Для настройки отдельных стыков используют тестовые диски с записанными треками вокала, мощными басами и барабанами. На этом этапе нашему мастеру потребуется ваше участие, так как качество звука должно удовлетворять ваш вкус. Плоская и ровная АХЧ, которой можно добиться при настройке кроссоверов по приборам, редко нравится конкретному пользователю. Большинство меломанов считают звук «приборной» настройки безжизненным.

    Настройка кроссовера для тылового сабвуфера

    В отличие от других типов динамиков, настройка кроссовера сабвуфера начинается с настройки чувствительности головного устройства и усилителя. При большом уровне громкости точная настройка невозможна, так как неминуемы басовые искажения. Нормальным считается срез средних частот в диапазоне 50–60 Гц, но хорошие модели кроссоверов позволяют без искажений расширить верхний диапазон сабвуфера до 250 Гц.

    В нижней части среза ориентируемся на параметры фазоинвертоного ящика, настраивая кроссовер на 3–5 Гц ниже. Это позволяет отрезать паразитные шумы частот инфразвука без ущерба для басового звучания.

    Сложности окончательной настройки кроссоверов

    Основные сложности окончательной настройки субъективны. Процесс требует огромного терпения, требует большого количества повторов, возвращений к первоначальным настройкам. Настройщику необходимо иметь тонкий музыкальный слух, без которого трудно отличить мельчайшие искажения, выстроить звуковую сцену.

    Профессиональные акустики обязательно делают паузы между этапами настройки, давая отдохнуть ушам и мозгу. Наш слух не обладает аудиопамятью, поэтому на каждом этапе настройки может показаться, что акустическая система звучит по-новому. Технической сложностью становится подбор индивидуального набора тестовых треков, который каждый мастер составляет несколько лет.

    Преимущества заказа настройки кроссоверов в нашем автосервисе

    Приехав в наш автосервис для настройки кроссоверов, будьте готовы к тому, что мастер всесторонне обследует аудиосистему, проанализирует ее компоненты. Кроме настройки кроссоверов, для инсталляции качественной звуковой сцены могут понадобиться настройки и корректировки:

    • уровней задержки;
    • вертикальной фазировки;
    • углов наклона твитеров;
    • горизонтальной фазировки.

    Даже для недорогой аппаратуры мы можем добиться высокого качества звучания аудиосистемы. При этом гарантируем вам полную сохранность штатного и установленного оборудования, бесплатные консультации по улучшению акустики, рекомендации по самостоятельной настройке кроссоверов и процессоров, дальнейшую техническую поддержку. Желательно с заявкой на сложные акустические работы обратиться в автосервис заранее, так как мы часто загружены работой и иногда бывает сложно быстро подобрать удобное для всех время.

    Технические особенности кроссоверов

    Большинство современных приборов представляют собой катушки индуктивности и конденсаторы. В зависимости от числа и качества изготовления этих элементов формируется стоимость изделия.

    Зачем в кроссовер для акустики входит конденсатор и катушка? Это наиболее простые реактивные детали. Они без особых затрат способны обрабатывать различные звуковые частоты.

    1854168

    Число реактивных деталей влияет на разрядность фильтров: 1 – используется один элемент, 2 – два элемента. В зависимости от числа реактивных деталей, а также схемы кроссовера система фильтрует по-разному те частоты, которые не подходят для конкретных каналов. Можно предположить: чем больше в схеме будет реактивных элементов, тем лучше кроссоверы акустических систем будут фильтровать сигнал. Схемы фильтрации имеют определенную характеристику. Это так называемая «крутизна спада». Другими словами, это чувствительность. В зависимости от уровня «крутизны спада», всю представленную на рынке продукцию может разделить на модели первого, второго, третьего и четвертого класса.

    Классический кроссовер

    Предыстория

    Classical crossover

    как музыкальный стиль формировался постепенно, за прошедшие три десятка лет шаг за шагом преодолев путь от эклектичных экспериментов по соединению рока и классики до широкого признания.

    В семидесятых годах прошлого века Emerson, Lake & Palmer (ELP) с шумным успехом играли рок-обработку сюиты Мусоргского «Картинки с выставки», а Procol Harum смело цитировал Баха. Легендарный Electric Light Orchestra (ELO) наравне с традиционным рок-саундом и электроникой использовал симфоническое звучание и классические приёмы композиции. Queen, начиная с альбома «A Night at the Opera», применяют классические приёмы композиции и звучания, и это становится неотъемлемой частью их уникального звучания.

    В 1987 году фронтменом британской рок-группы Queen Фредди Меркьюри была написана песня «Барселона» в соавторстве с британским композитором Майком Мораном, объединившая рок-музыку и оперу, которая была исполнена дуэтом Фредди Меркьюри и испанской оперной певицей Монтсеррат Кабалье. Позже вышел одноименный совместный альбом Меркьюри и Кабалье. В 1992 году песня «Барселона» стала гимном Олимпийских игр в Испании.

    На рубеже веков рок-группы Metallica, Scorpions, Gary Moore с большим успехом выступают с симфоническими оркестрами, а симфо-пауэр-металлисты Nightwish использовали академический вокал Тарьи Турунен. Одним из лучших сочетаний классики и рока добился итальянский композитор Лука Турилли. Рок и классику соединяют гитаристы Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow), Yngwie Malmsteen. Рок и классику так же соединили Элтон Джон, Боно, Джон Бон Джови на концерте, сыгранном вместе с Лучано Паваротти.

    С другой стороны, артисты классического жанра расширяют рамки академической музыки. Великий тенор Энрико Карузо наряду с классической оперой с удовольствием исполнял народные песни и композиции собственного сочинения. Явлением мирового масштаба classical crossover

    стал благодаря Пласидо Доминго, Хосе Каррерасу и Лучано Паваротти. Трио теноров дебютировало в 1990 году: в Риме они исполнили «Футбольную песню» по случаю открытия чемпионата мира по футболу. Проект просуществовал 15 лет и стал самым прибыльным в истории музыки.

    1990—2000

    Популярные певицы Сиссель Ширшебо, Сара Брайтман, Эмма Шаплин, Charlotte Church, певцы Андреа Бочелли, Алессандро Сафина, Russell Watson, а также Aria, Amici Forever, Appassionante, Светлана Феодулова, Ванесса Мэй, Джош Гробан, Il Divo, Джеки Иванко, Natasha Marsh, Giorgia Fumanti, Mario Frangoulis, Vittorio Grigolo, Tarja Turunen, Floor Jansen и многие другие успешно работают в стиле Classical Crossover

    , добавляя к классической основе поп-элементы, стирая границы между музыкальными стилями. Classical crossover развивается на огромной музыкальной территории, приобретая всё больше поклонников. Сдерживающим фактором стиля является необходимость высокого уровня образованности и таланта композиторов, аранжировщиков, музыкантов и вокалистов.

    2010-е

    В начале десятых годов двадцать первого века с развитием дабстеп направления в электронной музыке приобрела популярность американская исполнительница Lindsey Stirling, успешно сочетающая игру на скрипке с EDM и дабстеп элементами. Также в эти годы проявлял активность украинский музыкальный проект LAFESTA music project, участники которого осваивают смеси электронной музыки, оперы, хауса, лаунжа и поп-музыки.

    В Казахстане это направление в музыке успешно развивает квартет «Mezzo» и особенно Димаш Кудайберген.

    Активное и пассивное оборудование

    Пассивный кроссовер для акустики – это наиболее распространенное решение. Его часто можно встретить на современном рынке. Как видно из названия, для работы этому прибору не нужно дополнительное питание. Поэтому владельцу автомобиля будет гораздо быстрее и проще выполнить монтаж звуковой аппаратуры. Недостаток этой группы устройств в том, что простота не всегда является гарантией качества.

    За счет пассивной схемы система берет часть энергии для обеспечения работы фильтра. В это же время реактивные детали меняют фазовый сдвиг. Естественно, это далеко не самый серьезный недостаток. Однако не получится максимально тонко выполнить частотную коррекцию.

    1854167

    Как правильно рассчитать своими руками?

    Расчет кроссовера для акустики – это важный процесс. Еще ни один производитель не смог изготовить идеальную акустическую систему, которая бы могла качественно воспроизводить звук в разном диапазоне. Для низких частот используют сабвуферы. Для средних применяются среднечастотные динамики. Но когда весь этот комплекс начнет звучать, то может возникнуть определенная путаница. Вот для чего нужен кроссовер в акустике – чтобы на конкретную акустическую систему шел сигнал только определенной частоты.

    1854166

    Но как же быть, если нужно разделять звук на частоты по другому принципу? Вручную ничего считать не придется – в наше высокотехнологичное время даже для самых простых операций существует ПО. Вот и для этих расчетов существует программа, например Crossover Elements Calculator.

    Первым делом в программу вводят показатель сопротивления динамиков НЧ и ВЧ, который зачастую составляет 4 Ома. Далее вводят частоту, которую прибор должен разделять. Тут же вводят и порядок кроссовера. Затем нажимают на кнопку и ждут, пока программа выдаст результат. В результате она выдаст схему, где будут указаны нужные конденсаторы и катушки под введенные параметры.

    Оцените статью
    Добавить комментарий