Ламповый предварительный усилитель с темброблоком на 6н2п

Короткое видео с этапами сборки усилителя и пояснениями.

Усилитель находится в стадии строительства и тестирования, о процессе его создания с фотографиями этапов сборки, пояснениями и схемами, можно прочитать в двух статьях:

Часть 1 — схема, пояснения по схеме, регулировка и спецификация.

Часть 2 — подробные фотографии блоков и их описания.

dscf2419_big22

Внимание!
Ламповые усилители работают на очень высоком напряжении, в пределах 300-450-600 в. Лампы нагреваются до пожароопасных температур. Самостоятельное изготовление подобных конструкций потенциально опасно для жизни, поэтому придерживайтесь здравого смысла и будьте аккуратны. Администрация сайта не несет ответственности за любые ваши действия!
Описание:
  • Этот стерео усилитель мощности звука основан на 4 лампах 6п36с (по 2 на канал) и 4 лампах 6н9с (по 2 на канал).
  • За основу взята и доработана под личные «предпочтения и обстоятельства» так называемая схема А. Манакова, схема двухтактная, с фиксированным смещением тока покоя выходных ламп и с предварительным SRPP каскадным усилителем.
  • Ориентировочная выходная мощность около 40 вт (не измерял), но звучит он очень громко с подключенной акустикой на базе динамиков Morel Tempo 6 (Номинальная мощность динамиков 120 вт, максимальная мощность — 280 вт, частотный диапазон — 40—22000 Гц, импеданс 4 Ом, Чувствительность — 90 дБ. Настолько громко, что в комнате на полной «мощности» слушать становится уже не комфортно.
  • Силовой анодный трансформатор изготовлен на железе от ТС-180
  • В качестве накального используется ТН-55. Этот трансформатор крайне удачно вписался в эту схему, он имеет две одинаковых обмотки по 6.3 в 0.76 А и две по 6.3 в 7 А. Питание накала организованно раздельно на 4 блока усилителей, в схеме это отображено. Накал работает от переменного напряжения с «подпоркой» постоянным напряжением около + 95 в.
  • Выходные звуковые трансформаторы изготовлены на заказ, под схему усилителя, на железе от ТС-250, изготовил их (и силовой ТС), для меня Александр «tank» с форума Datagor. Звук с ними напористый, басистый и чистый.
  • Блок питания, снабжен фильтром импульсных помех и отсечкой постоянного напряжения в сети 220 в установленным до трансформаторов блока питания, и индикатором «фазы» сети, это бывает полезно, чтобы исключить помехи и сбои аудио аппаратуры подключенной к одной заземленной розетке.
  • Также, в блоке питания после выпрямителя применена схема «электронного дросселя», подавляющего пульсации в постоянном «анодном» напряжении выходного каскада почти полностью.
  • Особое внимание уделено разводке общего провода, экранированию сигнальных проводов от внешних помех, и накальным проводникам, в качестве которых тоже использованы экранированные кабели, чтобы исключить излучение помех от переменного напряжения на схему усилителя.

Удалось добиться работы усилителя с около нулевым фоном в выходном сигнале, благодаря фильтрам «электронным-дросселям» в блоке питания, правильной разводке земли и точек подключения накальных цепей предварительного (входного) каскада ламп. В колонках фон с расстояния около 30-50 см уже не различим, более того, я часто слушаю этот усилитель просто подключив 16 Ом-ные головные наушники напрямую в выходные гнезда «для колонок» без каких либо гасящих резисторов и фильтров, в них слышится слабое шипение ламп, но не смотря на это звук очаровывает своей «глубиной». Конечно, по хорошему, так не делается, но гасящие резисторы использовать не хочется, они режут звук, в общем для наушников нужен отдельный усилитель!

На данном этапе усилитель работает в таком состоянии.

dscf3802_big2

На лицевой части всё по простому : расположены 2 регулятора громкости, каждый для своего канала, и выключатель питания, над ним индикаторы «правильности подключения вилки к розетке». Чтобы разнообразить пустоту и простоту «морды» — лампы и регуляторы громкости будут выставлены на показ за декоративной сеткой из нержавеющей стальной проволоки.

dscf3809_big2

На задней панели терминалы выходного сигнала и входные RCA гнезда, каждый со стороны своего канала соответственно. Чуть ниже центра индикаторы-светодиоды «фильтра постоянного напряжения» а под ними стандартный разъем питания и отсек со сменным предохранителем.

dscf3812_big2

Боковые стенки будут закрыты толстыми панелями из дсп, под них оставлен крепеж.

Усилитель построен при поддержке форума Datagor. Отдельное Спасибо Александру «tank».Но особую благодарность хочется выразить Юрию «titpol» за помощь и советы.

25 декабря 2016

SE усилитель на Г-807 от Манакова А.И.

Схема усилителя выполнена Игорем Бутиным по моему черновику.

Однотактный усилитель выполнен на лампе Г707-6П7С включенной тетродом с 2мя ООС. В качестве драйвера использована лампа 6Н2П в параллельном включении, снижающем выходное сопротивление каскада, применение которой обусловлено высоким коэффициентом усиления.

Имеются 2е ООС, общая, с вторичной обмотки выходного трансформатора в катод 1го каскада, линеаризующая общую АЧХ усилителя и уменьшающая его выходное сопротивление и местная, анод-сетка выходной лампы для уменьшения резонансов выходного трансформатора обусловленных высоким сопротивлением выходной лампы при её штатном включении.

Выходная мощность усилителя 7-8 Вт

amp62_700x495

Выходной трансформатор выполнен на железе Ш32 х 60

Первичная обмотка-три секции по 1200 витков, соединённых последовательно, провод 0,35.

Вторичная из 4х секций, две средних по 220 витков в два слоя провод 0,9, соединены параллельно.

Нижняя и верхняя обмотки по 110 витков того же провода, соединены последовательно и подключены параллельно средним для нагрузки 8 Ом, или соединены параллельно и подключены последовательно средним для нагрузки 16 Ом.

АЧХ усилителя 25 Гц-25кГц.

В дальнейшем этот трансформатор пригоден для работы с лампами 300В. Пожелание: Не применяйте ламп второй свежести!

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
L1 Радиолампа 6Н2П 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
L2 Радиолампа Г-807 1 6П3С или 6П7С Поиск в магазине Отрон В блокнот
Конденсатор 0.22-0.47 мкФ 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Конденсатор 1 мкФ 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Конденсатор 2 мкФ 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Конденсатор 4.7 мкФ 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Электролитический конденсатор 20 мкФ 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Электролитический конденсатор 50-100 мкФ 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Электролитический конденсатор 100 мкФ 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Электролитический конденсатор 200 мкФ 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Резистор 1 Ом 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Резистор 100 Ом 2 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Резистор 2 кОм 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Резистор 3 кОм 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Резистор 5-10 кОм 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Подстроечный резистор 15-20 кОм 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Резистор 30 кОм 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Переменный резистор 15-47 кОм 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Резистор 47 кОм 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Резистор 100 кОм 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Резистор 240-300 кОм 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Резистор 300 кОм 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
TR Выходной трансформатор 1 Поиск в магазине Отрон В блокнот
Добавить все
Читайте также:  Fostex Усилитель для наушников с ЦАП Fostex HP-A4BL

6п13с — типовая двухтактная схема ЛУМЗЧ

Ниже приведены тезисы к статье по классическому двухтактному усилителю на неплохих лучевых тетродах 6П13С. Лампы эти теперь должны иметь статус раритета, поскольку они старинные. В употреблении есть отличные экземпляры 61-69 годов выпуска прошлого века. Однако произведено их было в совдепе большое количество и они широко распространены. Характеристики у тетродов неожиданно довольно ровные, а предназначены они были изначально для работы в телевизионной строчной развёртке. Внешний вид, схема подключения на стандартный октальный цоколь и китайские анодные колпачки показаны на рисунке.

В самом начале изложения обязан сказать, что традиционный, укоренившийся в сознании людей, подход к изложению статьи от наименования и выбора ламп — не разумный и неправильный. Неразумно начинать выбор автомобиля с мотора и колёс, поскольку вначале оценивают назначение, стоимость, эстетику, функционал и другие характеристики. Здравый смысл говорит о том, что важнейшим узлом лампового усилителя является выходной трансформатор. От его качества зависит качество всего усилителя. Стоимость выходного трансформатора может составлять 80% и более от стоимости всего проекта. Именно от выбора трансформатора, его изготовления или покупки зависит всё, в том числе выбор соответствующего типа ламп. Мое изложение материала в традиционном порядке имеет другую цель. Не хочу я показывать в открытом доступе конкретные типы трансформаторов, легко подходящих под конкретные схемы и под конкретные наименования ламп. Поскольку скелет схемы лампового усилителя неизменен, то особенного значения, в выборе типа применяемых ламп нет. Утверждаю, что в типовой схеме особой разницы от применения ламп 6П3С, 6П13С, 6П31С нету. Важно иметь хорошо согласованную связку: конкретный выходной трансформатор-конкретная пара выходных ламп. Разное у лампочек сопротивление, разная у лампочек крутизна, отличаются у ламп характеристики и уровень искажений при разной нагрузке разный. Это понятные и известные всем факторы. Вот поэтому нужно тщательное согласование выбранного трансформатора с конкретными лампами.

А что телезрителю известно про выходной трансформатор? А ничего, чаще всего. Хорошо если есть сведения о сопротивлении Raa, а также известен коэффициент трансформации. Это позволяет хотя бы обеспечить соответствие (интуитивное или классические рекомендации) с нужными лампами и нагрузкой. Именно поэтому звучание одного и того же усилителя с разными лампами отличается. Но это только от того, какая из лампочек в большей мере окажется подходящей под имеющийся звуковой трансформатор (в отсутствии подгонки режима). Разную цоколёвку я здесь не учитываю. Читателю нужно понять, что выбор меры соответствия звукового трансформатора конкретной лампе — это неправильная постановка вопроса. Правильная постановка вопроса, как раз — обратная. И заключается она именно в выборе наиболее подходящих (недорогих по определению) лампочек под известные, рассчитанные или измеренные параметры дорогущего выходного трансформатора.

Ещё более точная постановка задачи построения усилителя заключается в приоритете акустики. Изначально нужно ориентироваться на акустические системы. Только после наступления определённости с акустикой возникает корректная постановка задачи создания усилителя. Когда станут известны параметры громкоговорителей, тогда наступит ясность с сопротивлениями и остальными характеристиками усилителя, подлежащими согласованию. В упрощенном варианте можно оттолкнуться от номинального сопротивления динамиков, которое пересчитывают в приведенное сопротивление трансформатора и дальше обращают внимание на лампы. Ниже показан пример простой схемы с дифференциальным выходом. При ультралинейном включении сеток напряжение по анодам лучше ограничить, ввиду необходимости снижения искажений, как описано у Игнатенко. Сеточные резисторы при этом будут несколько увеличены, хотя это и не есть хорошо.

Уже долгое время в качестве согласующего выходного узла двухтактного лампового усилителя я предпочитаю использовать симметричную пару трансформаторов в дифференциальном включении. Менее предпочтительно применение самодельных выходых трансов традиционной конструкции. Ещё менее предпочтительно использование буржуйских трасформаторов типа Mammont. Ничего особенно в них нет, а ценник здоровенный. А поскольку «цивилизованное» англосаксонское зарубежье традиционно враждебно к России, я с удовольствием и в полном объёме, готов в любой момент своей жизни, полностью отплатить взаимностью. Желательно перекрыть им не только газ и нефть, но также и кислород. Злобную крысу с манией величия нужно учить дубиной. Но перед этим желательно прекратить грабить свою страну, прекратить гнобить народ, изменить налоговую политику, чтобы развивать собственную экономику. Пока ничего подобного не заметно.

Вполне может оказаться, что под фиксированный трансформатор удастся подогнать по мимниуму искажений пару ламп другого наименования при надлежащей настройке. Пробовать надо. Включать приборы, регулировать напряжение, регулировать пропорции смещения, изменять токи и измерять искажения. Вполне вероятно, что 6П13С зазвучит при этом более культурно, нежели 6П3С. А как это различие звучания зафиксировать при помощи обыкновенного обывательского слуха, а затем объяснить без употребления понятия барабашек? А нужно просто почитать литературу про особенности восприятия на слух различных гармоник. Нечётные гармоники придают более резкий окрас и более заметны. А четные смягчают полутона — более благозвучны. Если двухтактный усилитель плохо настроен, то нечётные гармоники будут заметны даже телезрителю с медвежьим слухом. А в однотактном усилителе их нет, зато есть здоровенные чётные гармоники. Отсюда и возникает распускание слюней про особость звучания SE-усилителей и дальнейшие маркетинговые штучки. Но в целом оценка качества — это предмет весьма сложного, тщательно спланированного и крайне трудоёмкого эксперимента с применением спектроанализатора. Именно поэтому безапеляционные утверждения некоторых «гуру», что эта лампа звучит лучше чем другая, обыкновенная чушь и дилетантство. Термин — «прослушивание» находится в обиходе довольно большого числа наивных людей. Не хочется говорить — глупых. Ведь дело всё в том, что прослушивание звучания усилителя процесс почти интимный. Но видимо можно превратить его и в колхоз, набрать пивасика, воблы и подобрать соответствующую. Вот это будет настоящее прослушивание. Подобные замечания о «лучшести» звучания одной лампы перед другой имеют смысл только в одном конкретном случае, в одной конкретной рабочей точке ламп, одного конкретного усилителя, расположенного на монтажном столе одного конкретного человека (нередко с испорченным слухом и извращенным мироощущением).

Читайте также:  Yes — High Vibration (16 SACD Hybrid Box Set) [2013, Progressive Rock, Symphonic Rock, Art Rock, Psychedelic Rock, FLAC]

Поскольку тетроды 6П13С отличаются ровными характеристиками и высокой чувствительностью, постольку их не сложно применить в схемах с параллельным включением в каждом плече для повышения мощности. При наличии трансформаторов в габарите 100-120 Вт можно построить довольно мощный усилитель. Пример схемы с выходом около 40 Вт показан ниже. Для подбора мне удобно использовать складские запасы ламп. Из 3-х коробок при надлежащем усердии, наличии мотивации и досотаточного свободного времени, можно выбрать два комплекта по 6 ламп практически идеального совпадения. Для таких схем подбор ламп конечно же нужен. Анодное напряжение здесь можно задрать повыше, но в разумных пределах. Включение экранных сеток в цепи ОС это позволяет. При наличии фиксированного отвода с пониженым напряжением (60-70%) в источнике питания, можно выбросить из схемы мощный параметрический стабилизатор, что позволит съэкономить мощность и несколько уменьшить тепловыделение.

Ниже показано изображение не сложных вариантов скелета корпуса усилителя со сдвоенными лампами. Конфигурацию выбирают опираясь на размеры трансформаторов и их колпаков. У меня закрепился приоритет в котором внешние размеры корпуса неизменны. Внутри этих габаритов можно выбирать и комбинировать разные варианты размещения железяк. Можно примерить фальшь-панели с отверстиями под лампы.

Тетроды 6П13С довольно симпатичные по внешнему виду. Запас есть. Поэтому они здесь продаются, но только подобранными парами. И ламповый усилитель на таких тетродах здесь купить можно, причём довольно недорого, от 45К и выше. Для этого достаточно связаться со мной по почте, обговорить цену изделия и условия поставки, самовывоз возможен. После этого желающему следует позвонить по указанному на сайте телефону для обсуждения деталей, а уж затем выполнить предоплату 20% от договорной суммы на мой счёт в сбербанке. Получив перевод я отправляю оповещение и в течение двух недель сам перезвоню с подтверждением надлежащей упаковки изделя и готовности к отправке, а на почту направлю фотографии именно этого агрегата, в открытом и упакованном виде. Для отгрузки покупатель обязан перевести оставшуюся сумму, после получения которой я выполняю отгрузку и отправляю на майл копию квитанции. Если обстоятельства покупателя в указанном промежутке времени изменились, то от покупки можно отказаться. Перечисленный задаток не возвращается. Гарантия на усилитель 12 месяцев с момента поставки. На стекло в условиях почтовой пересылки и перевозки транспортной компанией гарантия не распространяется. Искренние всем пожелания доброго здоровья и успехов.

Евгений Бортник, Красноярск, Россия, июнь 2016

Стереофонический усилитель

Но стереофонический УНЧ слушать намного приятнее, нежели монофонический. А сделать его в два раза сложнее – необходимо собрать еще один УНЧ с такими же параметрами. В итоге вы получите два входа и столько же выходов. Причем схема усилителя мощности и предварительных каскадов должны быть идентичными, иначе характеристики будут разниться.

Все конденсаторы и резисторы одинаковые по параметрам – по значениям величин и допускам. Особое требование к переменным сопротивлениям – необходимо применять спаренные конструкции как для регуляторов громкости, так и в темброблоке. Смысл в том, что необходимо обеспечить равномерность регулировки этих параметров в обоих каналах.

Питание усилителя НЧ

Как было упомянуто выше, блок питания должен вырабатывать два различных напряжения по значению. Для этого нужно использовать специальной конструкции трансформатор. У него должно быть три обмотки – сетевая, вторичная и третичная. Последние две вырабатывают переменное напряжение 250-300 В и 6,3 В соответственно. 6,3 В – это напряжение питания нитей накала радиоламп. И если оно, как правило, не нуждается в какой-либо обработке, например, в фильтрации и выпрямлении, то переменное 250 Вольт нужно немного изменить. Этого требует схема подключения усилителя к источнику питания.

схема подключения усилителя

Для этого применяют блок выпрямителя, который состоит из четырех полупроводниковых диодов, и фильтры – конденсаторы электролитические. Диоды позволяют выпрямить переменный ток и сделать из него постоянный. А конденсаторы обладают интересной особенностью. Если взглянуть на схему замещения конденсаторов для переменного и постоянного тока (по закону Кирхгофа), можно увидеть одну особенность. При работе в цепях постоянного тока конденсатор заменяется сопротивлением.

А вот при работе в цепи переменного тока он замещается отрезком проводника. Другими словами, при установке в блоке питания конденсаторов вы получите чистое постоянное напряжение, вся переменная составляющая будет исчезать за счет накоротко замкнутых выводов в схеме замещения.

Оцените статью
Добавить комментарий