Top-5 микрофонных преампов. Часть 3 — ART Tube MP Studio Mic Preamp

Классическое ламповое звучание в современной упаковке и по доступной цене

img_9368

img_9341

img_9348

img_9393

img_9413

Суровая изящность

Поскольку большую часть своего рабочего времени я занимаюсь сведением и мастерингом музыки, а не собственно звукозаписью, меня вполне устраивает качество звучания встроенных предусилителей аудиоинтерфейса Metric Halo ULN-2, которые действительно очень хороши. В то же время и на выездных сессиях записи для меня никогда не было большой проблемой использовать встроенные предусилители аудиоинтерфейсов Universal Audio Apollo, RME Fireface и т. д. рядом с внешними устройствами типа Neve 1073, API 3124+ или Millennia HV-3C — для каждого из этих приборов я находил и нахожу применение, но ламповые предусилители вроде встроенного в канальную полосу Avalon VT-737SP, Tube-Tech MP2A или Universal Audio SOLO/610 всегда по-особенному «греют» мои уши и сердце.

Когда ребята из Мастерской предложили мне протестировать их флагманский ламповый предусилитель Tube Mic Pre №1, они описали его как более доступную версию Universal Audio SOLO/610, но ничем не уступающую ему по звучанию и удобству использования. Подобное сравнение меня одновременно и удивило, и заинтриговало, поскольку заявленная розничная стоимость Tube Mic Pre № 1 в 25 тысяч рублей более чем в два раза ниже стоимости прибора от UA, который в России стоит порядка 60 тысяч рублей. Так или иначе, мне стало интересно — действительно ли он настолько хорош или ребята пытаются выдать ожидаемое за действительное?

Получив посылку с предусилителем и открыв ее, я слегка огорчился — упаковка оказалась какой-то совсем небрежной: пенопласт, крошка которого при транспортировке облепила прибор со всех сторон, довольно грубый картон и лампы, замотанные в полиэтиленовые пакеты, — не самый презентабельный вид, честно говоря. В то же время, когда я поставил прибор на стол, предварительно удалив с него остатки пенопласта, я оценил его по-своему изящный корпус: стенки из красного дерева, интересно отшлифованный алюминий, переключатели и регуляторы военного образца, VU-измеритель — все это создавало ощущение прибора ручной работы из далеких 50-х, и лишь зеленая светодиодная подсветка измерителя при включении говорила о том, что перед нами не винтажное, а современное устройство.

Комплект поставки оказался довольно скромным: предусилитель, блок питания, восьмиконтактный кабель для подключения блока питания к прибору и три лампы 6н24п. Силового кабеля в комплекте я не нашел, поэтому взял один из тех, что лежат у меня в студии для подобных ситуаций. После соединения всех компонентов и установки ламп я подключил к предусилителю микрофон Soyuz SU-023, который я сейчас чаще всего использую при записи своего голоса, и начал тестирование. Каково же было мое удивление, когда звучание предусилителя оказалось настолько же хорошим, насколько ужасной была его упаковка: узнаваемый ламповый характер, прекрасные динамические характеристики и очень широкий диапазон управления усилением сигнала. Звучание моего голоса, записанного с использованием микрофона Soyuz SU-023 и предусилителя Tube Mic Pre № 1, вы можете услышать, например, во всех видеороликах «Новогоднего календаря», выходившего в декабре 2020 года на канале YorshoffMix.

3110

Что такое микрофонный предусилитель?

Предусилитель или, в просторечии, «предусилок», это компонент, который принимает входящий аудиосигнал и усиливает его до необходимого уровня. Это необходимо, поскольку микрофоны в массе своей формируют чрезвычайно слабый сигнал, который просто «не дотягивает» до рабочего уровня конечного устройства. Предусилитель и готовит микрофонный сигнал к обработке или воспроизведению, усиливая его до уровня линейного.

Таким образом, предусилитель — это устройство, устанавливаемое в систему между микрофоном, который подключается к нему на «входе», и усилителем или микшером, к которым предусилитель подключается на «выходе».

Известно, что любая система всегда звучит так, как позволяет ей ее самое слабое звено. Поэтому предусилитель, который обеспечивает оптимальный уровень сигнала, вносит существенный вклад в конечное качество звучания. Ну а если вы используете конденсаторный микрофон, то без предусилителя он просто не будет работать.

Справедливо считается, что конденсаторные микрофоны значительно превосходят микрофоны других типов в способности передавать мельчайшие оттенки и нюансы голоса певца. Конструкция таких микрофонов состоит из тончайшей пленки, которая изменяет емкость конденсатора, а потому данным микрофоном необходимо постоянное слабое (фантомное) питание, которое обычно и подается с предусилителя. Однако существуют приятные исключения. Микрофон MadBoy C-Tube 10 получает фантомное питание с установленных в корпус батареек. А потому счастливые обладатели этой модели получают возможность пользоваться всеми преимуществами конденсаторных микрофонов, не покупая дорогостоящий внешний предусилитель.

Поэтому на вопрос, нужен ли вам предусилитель для микрофона, ответ будет совершенно однозначный: да. И в то же время покупать его вам, скорее всего, не придется. Просто потому что он у вас уже есть.

ART Tube MP — самый популярный в мире одноканальный ламповый инструментально-микрофонный предусилитель, имеющий в своей конструкции встроенный в выходной каскад лимитер и дополнительный индикатор уровня сигнала. Он способен обеспечить профессиональное качество звука при невысокой цене, что является важным критерием для небольших студий.

Гибридная схема предусилителя ART Tube MP добавит вашему звуку теплоту и плотность, сводя при этом ненужные шумы до минимума. Несмотря на то, что ART Tube MP — это в первую очередь микрофонный предусилитель, устройство является ещё и идеальным средством, которое можно использовать при записи любого музыкального инструмента, подключенного к линейному входу.

Благодаря наличию переключателя пресетов для выбора различных вариаций работы предусилителя он покажется вам очень простым и эффективным в использовании. ART Tube MP справляется со своей задачей лучше, чем микрофонные предусилители, которые используются в простых недорогих микшерных пультах. Более того, благодаря особой схемотехнике и своим характеристикам, ART Tube MP вполне можно сравнивать с более дорогими предусилителями. И если вы ищите недорогой многофункциональный предусилитель, то мы уверены, что ART Tube MP станет одним из лучших решений в данной ценовой категории.

Функциональные особенности:

  • Функции предусилителя сочетают в себе высококачественное предусиление для всех типов микрофонов и других музыкальных инструментов, включая электрогитары, бас-гитары и электроакустические инструменты;
  • Встроенная в схему предусилителя электронная лампа 12AX7А обеспечивает качественное усиление звукового сигнала на 70dB, придавая общему звучанию особую теплоту и мягкость, не искажая частотный спектр;
  • Предусилитель оборудован удобными регуляторами настройки уровня входного и выходного сигналов;
  • Кроме основного предназначения, предусилитель так же можно использовать как ламповое устройство коммутации и согласования звукового сигнала — директ бокс (DIRECT BOX);
  • Предусилитель оснащен входными и выходными разъемами на микрофонном XLR и стандартном 1/4 Jack разъёмах;
  • Для студийных динамических микрофонов предусмотрена функция подачи фантомного питания (+ 48V);
  • Возможность использования функции переключения реверса фазы (PHASE REVERSE);
  • Внешний ламповый предусилитель имеет гораздо лучшее и качественное звучание по сравнению с устройствами предусиления, встроенными в недорогие микшерные пульты;
  • Ламповый предусилитель представляет серию устройств, являющихся номинантом высокой награды TEC-Award;
  • Компактный корпус предусилителя полностью выполнен из прочной стали.
Читайте также:  Схемотехника | Усилитель Класса АОднотактный гибрид

Технические характеристики:

  • Электроника: гибридная схема с использованием лампы;
  • Тип лампы: 12АХ7А — 1 штука;
  • Назначение устройства: предусиление для микрофонов, музыкальных инструментов, предусиление источников линейного сигнала;
  • Усиление сигнала: ламповое, до 70 дБ;
  • Предусиление кнопки GAIN : + 20 дБ;
  • Динамический диапазон устройства: более 100 дБ;
  • Диапазон воспроизводимых частот: от 1 Гц до 20 кГц;
  • Материал корпуса: сталь;
  • Регуляторы уровней входного и выходного сигналов: есть;
  • Особенности: можно применять в качестве лампового директ бокса (Direct Box);
  • Входное сопротивление: 2 кОм (XLR), 840 кОм (1/4″ Jack);
  • Выходное сопротивление: 600 Ом (XLR), 300 Ом (1/4″ Jack);
  • Коэффициенты нелинейных искажений: менее 0,1%;
  • Коммутация устройства: Микрофонныйинструментальный вход : XLR и 14 Jack;
  • Микрофонныйинструментальный выход : XLR и 14 Jack;
  • Функция фантомного питания: + 48 В;
  • Функция переключателя реверса фазы (Phase Reverse): есть;
  • Максимальный выходной yровень: + 28 дБ (XLR), + 22 дБ (1/4″ Jack);
  • Максимальный входной уровень: + 14 дБ (XLR), + 22 дБ (1/4″ Jack);
  • Питание: адаптер питания, 9 В (AC), 700 мА;
  • Габаритные размеры : 127 х 139 х 51 мм;
  • Вес: 0,7 кг.
  • Профессиональный апгрейд лампового двухтактника

    Мягкий свет вакуумных приборов не скоро отступит перед новыми технологиями. Людей будут успокаивать, убеждать, объяснять, в какое прекрасное время мы живем, какое счастье несет нам сверкающий цифровой компактный мир. Но, увы, желание иметь ламповый усилитель неистребимо, а ценовая планка не отпугивает, но заставляет искать многочисленные окольные пути. Это породило определенную потребительскую нишу, которую медленно, но верно завоевывают отечественные производители своими ценами, пока свободными от дистрибьюторских «накруток». Стремление разработчиков сделать аппарат как можно более массовым и доступным оставляет широкие возможности для апгрейда.

    artaudio_08

    Перед нами типичный пример — ламповый усилитель мощности m15.2 ($630) российской фирмы Art Audio Lab. Вещь сделана добротно и грамотно на промышленной основе. Чем же он хорош и что в нем можно улучшить? Последнее наиболее интересно, ибо определяет интригу повествования.

    Мы надеемся, что вам хоть немного понятен язык схем. Итак, чувствуется классика — три каскада (рис.1). Первый — самый скоростной, что заранее обусловлено применением отечественной лампы 6Н23П. Дифференциальный каскад — замечательное изобретение человечества, если бы не извечная проблема, порождаемая организацией «Long Tail» — общей катодной цепи триодов с подачей отрицательного напряжения от отдельного источника. Здесь она решается применением генератора тока на новомодном полевом транзисторе КП959А. Итак, первый каскад — это усилитель, фазоинвертор и приемник сигнала общей обратной связи в одном лице. Драйвер на 6Н1П — классика из учебника, как, впрочем, и оконечный каскад на 6П3С, включенных триодами. Производители и апгрейдеры в один голос отмечают высокое качество выходного трансформатора ОТМ 152 с сердечником из Ш-пластин толщиной 0,22 мм и кое-какие know-how фирмы Art Audio Lab, связанные с пропиткой и способом намотки.

    Об авторе

    Александр Тарим — не только постоянный автор аудиорецензий в «Салоне AV», но и известный конструктор-ламповик. Его виниловые корректоры, двух- и однотактные усилители Old Timer экстремального дизайна неоднократно демонстрировались на выставках «Российский Hi-End» и неплохо продавались в аудиофильских салонах.

    Эрудирован, хорошо слышит, иногда чересчур эмоционален.

    В блоке питания, схема которого не приводится, применен выпрямитель на кремниевых диодах и дроссельные фильтры, раздельные для обоих каналов. Из конструктивных особенностей следует отметить соединение земляных проводов звездой, хотя и не очень ярко выраженной, а также отделение шасси от этой звезды низкоомным резистором. Это решение и конкретный способ его применения неоднозначны, но подробный разбор, пожалуй, выходит за рамки нашей статьи.

    Как будем слушать? В салоне «Гирос» на этот счет двух мнений не существует — окружить тестируемый аппарат компонентами существенно более высокой ценовой категории, что позволит сравнительно достоверно оценить его сильные и слабые стороны. Сегодня совместно с m15,2 работает транспорт С.Е.С. TL51Z ($2200) и конвертор Audio Synthesis DAX-2 ($4300), соединенные между собой секретным цифровым кабелем, изготовленным в недрах «Гироса». От этой пары сигнал подается на вход усилителя интерконнектом MIT Mi-350 ($1000), а его выход — кабелем AudioQuest Clear (Bi-Wiring) ($1200 за двухметровую пару) подключен к акустике Triangle Itoh X5 ($1150).

    artaudio_sh

    Как это все играло? Так же, как и было собрано — тщательно, почти профессионально и слишком правильно. Как если бы коллектив советских инженеров конструировал радиолу «Симфония» в наши дни. Это к тому, что никаких акустических пороков в системе обнаружить не удалось, за исключением, пожалуй, естественного клиппинга при больших амплитудах, неизбежного для заявленной мощности 12 Вт. Можно отметить также иногда явно слышимую интермодуляцию, корни которой уходят, скорее всего, в блок питания, но не будем придираться — эти недостатки типичны для недорогих ламповых усилителей. Беда в другом — аппарат довольно скупо отображает музыкальные события.

    artaudio_07a

    Мыслилось, как всегда, составить список произведений, которые будем слушать, и на каждом из них отметить те или иные эмоциональные всплески, трактовку и иные факторы, что уже сложило стиль тестирования, но через какое-то время стало ясно, что писать будет практически не о чем. Когда уходит первый восторг, связанный с отсутствием синтетики, зажатости и прочих свойств, характерных для недорогих транзисторных аппаратов, обнаруживаешь, что за этим больше ничего не стоит. Самая замечательная способность усилителя — верно передать фактуру солирующего голоса или инструмента — при внимательном прослушивании вырождается в оттеснении всего остального на второй план. Думаю, очень выигрышно прозвучали бы аудиофильские диски, где, как правило, 2 — 3 инструмента на переднем плане развивают тему, не мешая друг другу, но не затем мы сегодня здесь собрались. Быстро, пока сохранились ощущения от прослушивания, подключаем точно такой же аппарат, подвергнутый апгрейду в салоне «Гирос», кощунственно пренебрегая столь необходимым длительным прогревом.

    artaudio_03

    Что произошло на этот раз? Едва прозвучали первые аккорды гитары Аl Di Meola из альбома «Elegant Gypsy», как все сотрудники салона непринужденно отвлеклись от своих важных дел (звонки, покупатели, подготовка к выставке…) и легко втянулись в беседу об особенностях раннего и позднего творчества музыканта и как это он дошел до совместных проектов с семейным дуэтом Агутин — Варум. Небольшие фрагменты из Симфонии №1 Д. Шостаковича вдруг захотелось прослушать молча и внимательно, и даже один из покупателей проникся действом, забыв ненадолго, какие именно номиналы Black Gate были ему только что позарез необходимы. Зато появление на сцене Quinsy Jones`а и его оркестра вызвало бурную дискуссию о джазе. На свет Божий вытащили Eric Dolphy, «The Complete Uppsala Cоncert» — запись как бы покрыта каким-то восхитительным шумом на грани слышимого, альтовый саксофон задернут дымкой…

    Читайте также:  Наушники Music Maker TW1 (T61) с 6мм динамиками

    Богатое творческое наследие Джона Зорна звучало удивительно разнообразно, авангардизм то и дело перерастал в гордыню. «А Pillow Of Winds» Pink Floyd, непостижимым образом очистившись от следов жесткого цифрового ремастеринга, привнес дыхание зеленой безмятежности — «The seasons change, the wind is warm…», так что, когда в «Гирос», перепутав номер, позвонила какая-то девушка, возникло желание поговорить с ней о весне…

    artaudio_02

    Работать в такой обстановке совершенно невозможно: коллективное прослушивание редко приводит к вразумительным результатам, но сосредоточившись, приходишь к выводу, что усилитель действительно перешел в качественно иную категорию. После волны восторгов другими глазами видятся его недостатки и границы возможностей. Мощности, конечно, маловато, а слабенький силовой трансформатор усугубляет проблему. Первый каскад излишне скоростной, что вызывает порой суету и кажущееся смещение тембрального баланса. Впрочем, вещь все-таки «отточена» на классику, а клавесин звучит остро, но не резко. Так утверждает Олег Хавин, а ведь именно он автор апгрейда и источник последующей информации.

    «Ешьте сэндвичи, и ваше лицо округлится» — кажущаяся простота. Многие из вас в этом месте понимающе улыбаются — сейчас перечислят компоненты, которые следует заменить теми, что продаются в «Гиросе», вот вам и рецепт счастья. Действительно, первая фаза работы выглядит именно так. Все переходные конденсаторы были заменены Jensen емкостью 1 мФ, сеточными резисторами МЛТ на Riken-Ohm, провода от анодов выходных ламп к трансформатору серебряными, опять-таки Jensen. Изменена схема первого каскада — уменьшена чувствительность на 6 дБ, изъят конденсатор 47pF из сеточной цепи, лампа 6Н23П заменена на ЕСС88 Philips. Уверяю вас, что уже после этого станет заметно лучше, но с аппаратом возились две недели (!), стараясь учесть индивидуальные запросы заказчика. Честно говоря, мне, как человеку, построившему в своей жизни не один ламповый усилитель гораздо более высокой ценовой категории, уже давно все понятно. Прошу поверить на слово, что настоящая работа начинается именно тогда, когда сделано все необходимое, но недостаточное. Трудишься очень долго, а внешние результаты работы — немного укороченный провод, чуть сдвинутая «земля», слегка измененный номинал и т.д. Hапример, Олег осуществил монтаж анодно-сеточных цепей навесным способом, и это существенно повлияло на звук. При этом приходится переслушать гигантское количество материала, причем десятки раз, но только после этого появляется Музыка, Такая, Какой Вы Ее Видите.

    artaudio_06

    Бросаешь на схему профессиональный взгляд, невольно представляешь, как сам бы делал апгрейд, какие были бы приняты решения и каков предполагаемый результат. Становится ясно, что и времени ушло примерно столько же, и в заданную сумму ($450 со стоимостью деталей) уложился бы с трудом. Невольно возникает вопрос: а нельзя ли было это все сделать сразу в процессе производства усилителя? К сожалению, здесь, как всегда, экономика. Ритейл аппарата, согласно маркетинговому анализу фирмы Art Audio Lab, является предельным для его удовлетворительного продвижения на рынок. Это не дает возможности применить в схеме достаточно дорогостоящие компоненты, без чего дальнейшая доводка окажется крайне малоэффективной.

    Итак, зона недорогих бюджетных усилителей. Возможно ли в ней удовлетворение всех наших заветных желаний? Рассмотрим возможные пути:

    1. Вы покупаете аппарат и слушаете его таким, каков он есть. В большинстве случаев этого оказывается достаточно, тем более что источник сигнала и акустика у начинающих, как правило, скромной ценовой категории.
    2. Изыскиваются дополнительные средства, и заключается договор с мастером, работы которого вам хорошо знакомы. Pезультат — см. выше. В этом случае появляется шанс адаптировать усилитель к особенностям своей системы и собственному вкусу.
    3. Путь, наиболее близкий тем, для кого и задумывалось приложение. В комнате расчищается достаточно свободного места, раскладываются паяльники, коробочки, приборы. Втаскивается очень удачно приобретенный за полцены исходный полуконструктор, а закупленный на остатки сбережений мешочек, набитый Jensen`ами, MultiCap`ами и Black Gate, можно кинуть, ну, скажем, на записку жены: «Ушла по делам. Вернусь утром». Включайте паяльник, следуйте нашим советам, слушайте, придумывайте свое, и вы до конца жизни будете не более чем в двух шагах от чуда, которого ожидаете. Все же в приведенной схеме попробуйте вторую лампу заменить 12AU7 (желательно тоже Philips), а электролит в питании оконечного каскада — на Nichicon 680 мкФ x 400 В. Hе пожалеете!
    Детали усилителя
    Сопротивления
    R1 22k 1/4 w углерод
    R2, R10, R17 220k 1/4 w углерод
    R3 3k9 1/4 w углерод
    R4 220 1/4 w углерод
    R5, R6 62k 1/2 w углерод
    R7 3k6 1/4 w углерод
    R8 560 1/4 w углерод
    R9 15k 2 w МЛТ-2
    Rc1, Rc2 1k5 1/4 w углерод
    R11, R12 18k 1 w углерод
    R13, R15 330 1/4 w углерод
    R14, R16 130 1/2 w углерод
    R18 22k 1/4 w углерод
    R19 5,1 1 w МЛТ-1, МОН
    R20 5k6 2 w МЛТ-2
    R21, R22 82k 1/2 w углерод
    R23, R26 2k2 1/2 w углерод
    R24, R26 6k6 1/2 w углерод
    R27, R28 47 1/2 w углерод
    R29, R30 470 1/2 w углерод
    VR1 47k ALPS рег. громк.
    VR2 470 СПО симметрирование по переменному току
    VR3 4k7 СПО глубина обратной связи
    VR4 470 СПО симметрирование по постоянному току
    Конденсаторы
    С1 33,0 х 400 В К50-24, Nichicon
    С2, C6, C11, C14 0,1 x 400 B МБМ, К42-11 (бумага)
    С3 47 пФ керамика
    С4 0,1 x 16 B пленочный
    С5 100,0 х 50 В оксидный
    С7, С8 0,1 х 400 B Jensen
    С9, С10 0,22 х 400 B Jensen
    С12, C15, C16 100,0 х 400 В К50-24, Nichicon
    C13 0,1 x 63 B пленочный
    Полупроводники
    VD1 КД191A стабилитрон
    VT1 КП959А БСИТ
    Лампы
    V1 6H23П, ЕСС88, 6922 двойной триод
    V2 6H1П, 12AU7 двойной триод
    V3, V4 6П3С, 6П3С-Е, 6L6 лучевой тетрод
    Разное
    Т1 ОТМ-152 выходной трансформатор

    ПрактикаAV #1/2001

    поделиться

    Tags: Art Audio Lab

    Оцените статью
    Добавить комментарий