- Последовательное соединение динамиков
- Сопротивление электронной сигареты
- Параллельное соединение динамиков
- Последовательное, параллельное и смешанное соединение динамиков
- Соединение динамиков. Пример.
- Как определить мощность, частоту вращения, начало и конец обмоток двигателя без бирки.
- Сопротивление динамиков, усилитель и т.д. (+)
Последовательное соединение динамиков
Если мощность акустической системы больше мощности усилителя, то здесь необходимо повысить сопротивление. Для уменьшения мощности и изменения омности используют последовательное соединение колонок. Их фазируют следующим образом: производят подключения плюса одного динамика к минусу другого. В итоге получается уменьшенная мощность системы и увеличенное сопротивление. При последовательном соединении нельзя использовать колонки с разным сопротивлением, так как будет разная громкость.
Сопротивление электронной сигареты
Сопротивление атомайзера является важным параметром выбора. Его показатель – Ом. Проще говоря, чем он меньше, тем больше пара станет вырабатывать электронка. Он будет отличаться максимальной насыщенностью, яркой вкусопередачей. Стоит отметить, что так испаритель часто придется менять. Само собой, чем выше показатель сопротивления девайса, тем дольше она прослужит, но с ненасыщенным паром.
Чем отличаются атомайзеры, имеющие высокий и низкий показатель, мы разобрались. Однако вопрос о том, как выбрать более подходящие значения?
- 1,6 Ом – минимальный показатель. Пар отличается густотой и насыщенностью;
- 1,8 Ом – оптимальное и среднее число. Обладатель получит стандартные ощущения;
- 2,1 Ом – наиболее высокое значение. Пар вырабатывается холодным, легким, ненасыщенным.
Выбор оптимальных омов для нагревательного элемента определяется Вашими предпочтения в парении и вкусе. Различными изготовителями производятся испарители с разными показателями сопротивления спирали. Если знать их значение, то можно легко выбрать подходящий. К тому же, выпускаются определенные модели, где параметры нагревательного элемента выставляются обладателем.
Высокие показатели сопротивления обладают следующими плюсами:
- пар в холодном состоянии увеличит срок эксплуатации атомайзера;
- перегрев девайса практически исключается;
- риск затяжку в сухую отсутствует;
- минимальный расход жидкости;
- меньший урон здоровью;
- невозможно обжечься паром.
Естественно, низкие показатели превратят все достоинства в недостатки. Но на всякий товар найдется покупатель: есть любители погорячее, равно как и наоборот.
Параллельное соединение динамиков
В случае параллельного соединения акустической системы на выходе пропорционально количеству динамиков возрастает мощность, и сопротивление нагрузки снижается. Количество громкоговорителей будет зависеть от характеристик усилителя (в большинстве случаев легко справляются с нагрузкой в 2 Ома) и мощности колонок. Есть аппаратура, которая будет справляться с нагрузкой и в 0,5 Ома. Если брать разнообразие колонок, то мощность может варьироваться от 10-100 Ватт.
Также существует последовательно-параллельное соединение, этот способ зачастую применяется для увеличения количества динамиков в автомобиле, происходит увеличение суммарной мощности акустической системы, а сопротивление нагрузке остается на допустимом уровне. Здесь на один канал усиления можно устанавливать несколько колонок, в допустимых пределах сопротивления нагрузки.
При соединении динамиков в любой последовательности всегда нужно учитывать минимальную нагрузку усилителя. Практически вся аппаратура справляется с нагрузкой в 2 Ома.
Последовательное, параллельное и смешанное соединение динамиков
Самое главное при соединении динамиков – выполнить соединение так, чтобы ни один из динамиков не был перегружен. Перегрузка грозит выходом из строя динамика.
Важно понимать, что на динамик можно подавать мощность либо меньше, либо равную номинальной, на которую он, собственно, и рассчитан. В противном случае, рано или поздно даже самый качественный динамик выйдет из строя из-за перегрузки.
Понятно, что перед соединением динамиков нужно определить их:
Номинальную мощность (Вт, W);
Активное сопротивление звуковой катушки (Ом, Ω).
Всё это, как правило, указывается на магнитной системе динамика, либо на корзине.
1W — значит на 1Вт, 4Ω — сопротивление звуковой катушки.
Марка динамика — 3ГДШ-16. Первая цифра 3 — это номинальная мощность, 3 Вт. Рядом подпись — 8 Ом, сопротивление катушки.
Бывает и не указывают, но можно узнать по маркировке.
Среднечастотный динамик 15ГД-11-120. Номинальная мощность — 15 Вт, сопротивление катушки — 8Ω.
Соединение динамиков. Пример.
Давайте начнём так сказать с азов – наглядных примеров. Представим, что у нас есть 6-ти ваттный усилитель мощности звуковой частоты (УМЗЧ) и 3 динамика. Два динамика мощностью 1 Вт (сопротивление катушки 8 Ω каждый) и один динамик на 4 Вт (8 Ω). Задача состоит в том, чтобы подключить все 3 динамика к усилителю.
Сначала рассмотрим пример неверного соединения этих динамиков. Вот наглядный рисунок.
Как видим, сопротивления всех трёх динамиков одинаково и равно 8 Ω. Так как это параллельное соединение динамиков, то ток разделится поровну между 3-мя динамиками. При максимальной мощности усилителя (6 Вт) на каждый из динамиков будет приходиться по 2 Вт мощности. Ясно, что 2 из 3 динамиков будут работать с перегрузкой – те, чья номинальная мощность равна 1 Вт. Понятно, что такая схема соединения не годится.
Если бы усилитель выдавал на выходе всего 3 Вт звуковой мощности, то такая бы схема подошла, но динамик на 4 Вт работал бы не в полную силу — «филонил». Хотя это и не всегда критично.
Как определить мощность, частоту вращения, начало и конец обмоток двигателя без бирки.
Что делать, если вы купили или достали каким-то образом эл.двигатель, на котором отсутствует бирка или шильдик с обозначением его мощности, частоты вращения и т.п.?
Либо на старом движке эти данные стерлись и стали нечитабельны.
При этом паспорта или какой-то другой технической документации у вас под рукой нет. Можно ли в этом случае узнать параметры двигателя самостоятельно?
Конечно же да, причем несколькими способами. Давайте рассмотрим самые популярные из них.
Первоначально для точного определения мощности потребуется выяснить синхронную частоту вращения вала, а перед этим узнать, где у нас начало каждой обмотки, а где ее конец.
Обозначение — маркировка обмоток двигателя
По ГОСТ 26772-85 обмотки трехфазных асинхронных двигателей должны маркироваться буквами:
По старому госту обозначение было несколько иным:
Еще раньше можно было встретить надписи Н1-К1 (начало-конец обмотки №1), Н2-К2, Н3-К3.
На некоторых движках для облегчения распознавания концов обмоток их выводят из разных отверстий на одну или другую сторону. Как например на фото снизу.
Но не всегда можно доверять таким выводам. Поэтому проверить все вручную никогда не помешает.
Если никаких обозначений и букв на барно нет, и вы не знаете, где у вас начало, а где конец обмотки, читайте инструкцию под спойлером.
2 метода определения начала и конца обмоток двигателя:
В помощники берете мультиметр и устанавливаете его в режим замера сопротивления.
Одним щупом дотрагиваетесь до любого из шести выводов, а другим поочередно прикасаетесь к остальным пяти проводам, тем самым, ища соответствующую пару.
При ее нахождении на табло мультиметра должна высветиться цифра, показывающее некое сопротивление в Омах.
В остальных случаях с другими проводами сопротивление будет равняться бесконечности (обрыв).
Отмечаете данную обмотку бирками и переходите к оставшимся проводам. Таким нехитрым способом буквально за одну минуту можно «вызвонить» концы всех обмоток.
Однако это еще не все. Главная проблема заключается в том, что вы пока не знаете, какой из двух выводов является началом обмотки, а какой ее концом.
Для того, чтобы это выяснить, соединяете между собой по два вывода от разных обмоток. То есть, условное начало V1 первой обмотки, соединяем с условным концом второй обмотки — U2.
При этом у вас пока нет точной информации начало это или конец. Вы их сами так промаркировали для себя, чтобы сделать последующие замеры.
На другие концы этих двух обмоток (U1 и V2) подаете переменное напряжение 220В или меньше. Зависит это от того, на какое напряжение рассчитан ваш движок.
Смысл всего этого действия – замерить какое напряжение появится на концах третьей обмотки W1-W2. Это так называемый метод трансформации.
Если между W1-W2 будет какое-то значение (10-15В или больше), значит первые две обмотки у вас включены согласовано, то есть правильно. Все подписанные концы V1-V2, U1-U2 вы угадали верно.
Бирки на них менять не нужно.
Если же напряжение между W1-W2 будет очень маленьким или его вообще не будет, то получается, что первые две обмотки вы включили по встречной схеме (неправильно). Бирки на одной из обмоток придется поменять местами.
Разобравшись с двумя фазами переходим к третьей. Здесь процедура та же самая. Соединяете между собой условные начало и конец W1 и U2, а на U1 и W2 подаете 220V.
Замеры делаете между выводами V1 и V2. Если угадали, то двигатель может даже запуститься на двух фазах, ну или по крайней мере между V1 и V2 будет несколько вольт.
Если нет, то просто поменяйте местами бирки W1 и W2.
Второй метод определения начала и конца обмоток еще более простой.
Сперва находите три разные обмотки, как было указано выше. Соединяете их последовательно (условный конец первой с началом второй U2-V1, а конец второй с началом третье V2-W1).
На два оставшихся вывода U1-W2 подаете напряжение 220В. После этого поочередно подносите лампочку к концам каждой из обмоток (U1-U2, V1-V2, W1-W2).
Если она горит везде с одинаковой яркостью, то вы угадали со всеми выводами.
Если яркость будет отличаться, это говорит о том, что данная обмотка перевернута по отношению к двум другим.
На ней бирки нужно поменять местами. Вообще-то по ТБ с лампочкой в качестве контрольки уже давно запрещено работать, поэтому вместо нее лучше используйте мультиметр с функцией замера напряжения.
Как узнать частоту вращения вала двигателя
Для определения частоты по первому способу вам потребуется обычный китайский стрелочный мультиметр (аналоговый, не электронный!).
Определять частоту нужно при положении переключателя мультиметра в режиме измерения тока (100мА). Далее подключаете измерительные щупы в соответствующие разъемы:
- один в COM (общий)
- другой в V, Ом, мА (замер напряжения, сопротивления, тока)
Вскрываете распредкоробку БРНО (блок расключения начала обмоток движка).
Обязательно отключаете питание и проверяете на клеммах отсутствие напряжения!
После этого одним щупом дотрагиваетесь до начала обмотки (любой), а другим до провода, являющегося концом этой же обмотки. Чтобы ничего не перепутать ориентируйтесь по обозначениям на бирках.
Вручную медленно проворачиваете вал на один оборот. В этот момент стрелка на мультиметре начнет отклоняться от своего нулевого значения.
Причем несколько раз. Вам нужно посчитать количество таких отклонений. Что это в итоге дает?
Дело в том, что количество отклонений на один оборот вала соответствует количеству полюсов и напрямую связано с синхронной частотой вращения двигателя (1500 об/мин, 3000 об/мин и т.д.)
Вот таблица такой зависимости:
Помимо такого простейшего есть и более технологичный способ определения частоты вращения вала.
Определение числа оборотов двигателя по диктофону на смартфоне
Для этого вам понадобится современный смартфон с установленной на нем программой диктофона.
При этом запись должна сохраняться и отображаться в графическом виде. Такое к примеру умеет делать прога TapeMachine.
Если у вас подобной нет, придется записать файл в формате mp3, после чего открыть его на компьютере в аудиоредакторе. Дабы ничего не скачивать, воспользуйтесь популярными онлайн сервисами.
Кладете смартфон рядом с двигателем и запускаете движок на холостом ходу. После чего к валу, где должна стоять шпонка, прикладываете жало отвертки.
Диктофон в этот момент должен фиксировать и записывать исходящие звуки ударов отвертки о ребра прорези под шпонку. Если у вас на валу установлен ролик, то можно на конец вала накрутить медную проволоку, а вместо отвертки взять кусок плотного картона (наждачку).
Удары в этом случае будут передаваться от проволоки к картонке. Поработав секунд десять, двигатель можно выключать.
После чего приступаете к анализу графической записи. Тонкая полоса — это звук работы вала.
Большие пики – моменты ударов отвертки. Выберите из всей записи наиболее удачный отрезок и посчитайте количество пиков в 1-ой секунде.
Допустим, их получилось 25шт. В минуту это дает 25*60=1500 оборотов.
Это и есть ваша синхронная частота вращения вала.
Определение мощности по габаритам
Итак, частоту вращения мы узнали, переходим к самой мощности. Для этого вам нужно измерить габаритные размеры движка.
Что сюда входит?
- диаметр вала
- длина вылета вала
- его высота над лапами (высота оси вращения)
- расстояние между лапами (длина, ширина)
Если у вас движок фланцевый, в этом случае необходимо сделать:
- замер диаметра фланца
- а также диаметр самих отверстий на фланце
Для более точных замеров используйте штангенциркуль, а не линейку. Получив и записав результаты, переходим к заводским табличным данным. Вот эти параметры:
Таблица 1 – Определение мощности по валу двигателя
Таблица 2 – Определение мощности по расстоянию между лапами
Таблица 3 – Определение мощности по диаметру фланца
Сравнив полученные цифры с табличными данными, вы без какого-либо подключения к эл.сети узнаете мощность вашего движка.
Определение мощности по току
Если у вас “в поле” нет под рукой вышеуказанных таблиц, зато имеются токоизмерительные клещи, рассчитать мощность электродвигателя можно по результатам замеров при его работе под напряжением.
Для этого отключаете рубильник питания агрегата и вскрываете брно. Провода в нем уложены как правило очень плотно, чтобы подлезть к ним клещами, придется их временно распрямить и развести между собой.
С самих клемм ничего откидывать не нужно. После этого включаете эл.двигатель под напряжение и даете ему несколько минут поработать под нагрузкой (не на холостом ходу!)
Токоизмерительными клещами обхватываете одну из фаз и записываете данные замера.
Помимо тока нужно знать еще и фактическое напряжение. Измерение делаете между фаз приходящего кабеля питания.
Далее, чтобы вычислить мощность, воспользуйтесь известной формулой:
Подставив в нее данные (U в киловольтах!, а ток в амперах) вы узнаете полную мощность движка в кВа. При этом следует учесть, что мощность эл.двигателя не зависит от схемы соединения обмоток статора, будь то треугольник или звезда.
Просто вы получите другие данные по току и напряжению, значение же самой мощности останется прежним.
Дабы узнать мощность электродвигателя в кВт, т.е. на валу, достаточно умножить полученное значение на cosϕ (коэфф. мощности=0,75-0,85) и на КПД (0,75-0,95).
Если у вас нет точных данных этих величин (что чаще всего и наблюдается), подставьте усредненные параметры:
Полученный результат округляете до целого и узнаете искомую мощность.
Сопротивление динамиков, усилитель и т.д. (+)
Общую суть вопроса можно определить следующим образом: сопротивление акустических систем носит комплексный характер и включает в себя как активную составляющую не зависящую от частоты сигнала, так и реактивную зависящую от частоты сигнала. Реальный электрический аудио сигнал представляет собой сумму гармоник переменного электрического тока, таким образом, сопротивление импеданс акустической системы, сильно зависит от частоты входного сигнала. Значения импеданса указанные в паспортных данных на акустические системы, как правило, указываются усреднено-номинальными или же вообще можно увидеть диапазон импеданса например, Ом. Иными словами сопоставление цифр возможных сопротивлений указанных на ресивере и аналогичных данных на колонках весьма условно, следовательно, логика подбора компонентов, основанная на этом принципе, может привести к тому, что ваша система не будет работать устойчиво, а ассортимент выбираемой продукции будет ограничен несколькими возможно не интересными для вас моделями. Реальное сопротивление многих систем не соответствует заявленному значению, а этот параметр необходимо знать для правильного согласования с ресивером усилителем. Низкое значение импеданса колонок требует от усилителя выдавать в нагрузку большое количество электрического тока, а на это способны далеко не все модели. Такая микросхема, как правило, представляет собой тот же аналоговый многоканальный усилитель, но имеющий массу ограничений, прежде всего по питанию. Схемотехника и элементы такого гибридного усилителя далеки от концепции Natural Sound, это, прежде всего эконом класс, со всеми вытекающими последствиями.