«Усиления не бывает много» — подумали в HiFiMan и сконструировали EF-6. Несмотря на то, что компания занимается исключительно наушниками, в их арсенале есть такая легендарная модель, как HE-6, которая обладает очень низкой чувствительностью и требует очень мощного (по меркам портативного аудио) усиления. Именно для нее и было в первую очередь разработано это устройство. В компании позиционировали его как топ, и до сих пор он способен с легкостью заткнуть за пояс большинство конкурентов.
Конечно же, одними HE-6 список «голодных» наушников, любящих побольше мощности, не ограничивается. Есть еще Audeze, другие модели HiFiMan, Abyss и многие другие, причем преимущественно изодинамические модели. Во всех этих случаях на помощь приходят подобные усилители. Даже гибридная модель EF-5, выпущенная в 2011 году, давала 2 ватта на канал. Но для HE-6 даже этого оказалось недостаточно, поэтому в HiFiMan подумали и выпустили героя сегодняшнего обзора.
Производители решили подойти к конструкции со всей серьезностью, полностью дискретный усилитель, работающий в классе А, выдающий 5 ватт на канал при нагрузке в 50 Ω (как раз то, что нужно HE-6). Подобная схемотехника привела к поистине устрашающим размерам и весу, с первого взгляда кажется, что перед нами — типичный усилитель мощности, ориентированный на использование с большими акустическими системами.
С одной стороны, HiFiMan постарались создать по-настоящему качественное решение, например, в качестве регулятора громкости используется 24-ступенчатый переключатель, коммутирующий постоянные резисторы, что должно обеспечить идеальный баланс каналов. С другой стороны, усилитель не балансный. 4-пиновое XLR-гнездо на передней панели сделано просто для удобства подключения топовых изодинамических наушников, которые в основном укомплектованы именно таким штекером.
Не совсем гуманным получился и ценник изделия. Сами HiFiMan просят за EF-6 около 1600 долларов, но с учетом его веса доставка сильно увеличивает эту цену, и купить его у нас можно где-то за 1800. Я же, как обычно, взял его для тестов у моих друзей в Era-in-ear.
Дизайн и управление
EF-6 не просто большой, по меркам усилителей для наушников — он огромный. Этот мастодонт спокойно занимает треть моего стола, оставляя не так много места для всего остального. Дизайн устройства — простой и функциональный. Большая часть корпуса сделана из черного металла, кроме передней панели из черного же оргстекла. Боковые грани — ребристые, так как выступают в роли радиаторов. Греется усилитель весьма ощутимо, хотя и не запредельно, поэтому в его конструкции предусмотрено так же много вентиляционных отверстий.
На задней панели разместились входы/выходы: два входа с RCA-разъемами, выход, позволяющий использовать EF-6 в роли предусилителя, переключатель коэффициента усиления, разъем для провода питания и переключатель напряжения в сети. Последний «от греха подальше» закрыт защитным оргстеклом.
Передняя панель вместила: выключатель питания со светодиодом индикации, регулятор громкости, три кнопки селектора входов, 3,5-мм разъем линейного входа и два гнезда для наушников, обычное для 6,3 мм TRS и 4-пиновое XLR. Линейный вход на передней панели позволяет легко подключить что-то типа плеера или ноутбука для быстрого прослушивания. Как я и писал выше, несмотря на наличие XLR-гнезда, усилитель не балансный.
Кроме большого размера к усилителю сложно придраться: солиднейший внешний вид, надежная конструкция, напоминающая танк, наличие всех необходимых опций, качественная сборка — все, что выделяет продукты премиального сегмента, тут есть.
Hifiman Edition S
Главная фишка Edition S в том, что они могут превращаться из закрытых в открытые. Я не нашел, чтобы до Hifiman кто-то так делал. Снимаем с ушных чаш панели с логотипом – и, вуаля, наушники становятся открытыми!
На презентации Фэн Бен сказал, что Hifiman на протяжении лет получала запросы выпустить закрытую модель on-ear. С появлением Edition S волки (аудиофилы) остались сытыми, а овцы (обычный пользователь) целыми. Двойная конструкция наушников делает их универсальными для дома и поездок. Они складываются, как полагается всем портативным наушникам, а в комплекте имеется чехол для перевозки.
Открытая конфигурация шире передает звуковую сцену, потому что отсутствуют отражающие волны, которые меняют звучание не в лучшую сторону.
С другой стороны, наушники открытого типа не годятся для транспорта и людных мест, так как окружающие будут слышать ваши треки, как если бы на голове у вас была портативная bluetooth-колонка. Хотите целым и невредимым доехать домой, не слушайте через «открытые» наушники музыку в метро. Народ вас не поймет, а некоторые пассажиры могут пойти на конфликт.
Hifiman отказалась от проприетарных байонетов и снабдила наушники универсальным из бескислородной меди кабелем 2.5-3.5 мм с пультом управления музыкой на смартфоне. Если родной кабель чем-то не устраивает, вставляем свой любимый.
50-мм драйверы имеют низкое сопротивление 18 Ом и чувствительность 113 дБ. Любой смартфон их раскачает.
Наушники весят немного – 248 г. Монолитное оголовье и удобная конструкция шарниров чашек дарят комфорт при долгом прослушивании музыки.
Наушники хорошо передают низкие частоты, однако с фрагментами глубокого баса трека James Blake – Limit to Your Love
не справились. Ожидаемый результат, тут нужны полноразмерные мониторы (читай ниже про такие).
Тест на средние частоты принимала индастриал-команда KMFDM
с ураганной композицией
Son of a Gun
. Большинство наушников на этой песне пасуют, а результат микса басов и средних превращается в винегрет. Однако стоило снять с чаш Edition S закрывающие панели, как конфигурация стала открытой: понизилось влияние басов, звук стал четче, средние частоты получили второй шанс.
Вокал тестировала Анна Герман с оркестровой обработкой «Эха любви» (без Льва Лещенко). Чистый голос и детальное звучания инструментов получили одобрение экзаменатора в открытой конфигурации.
Итог: наушники-трансформер Hifiman Edition S за счет снятия пластин чашек превращаются из закрытых в открытые. Таким образом можно влиять на звучание и наслаждаться музыкой в зависимости от внешний условий: дома – открытый тип, в людных местах – закрытый.
Edition S звучание оправдывают свою цену в 20 000 руб. А кто хочет поэкспериментировать с полноразмерными открытыми наушниками, читайте про второй аксессуар ниже.
Это…
Звук
Для прослушивания усилителя я использовал следующее оборудование:
- MacBook Pro Retina Late 2013 в роли источника
- Yulong DA8 в роли ЦАПа по USB
- DIY ЦАП на PCM1702
- Audirvana Plus в роли плеера
- Наушники HiFiMan HE-4, HiFiMan HE-6, Audeze LCD-3, ТДС-7 в модификации Snorry
- Записи в формате lossless
Задача EF-6 — «влить» как можно больше мощности в тугие и требовательные к усилению наушники, не добавив при этом особо ничего «от себя». Благодаря дискретному исполнению и работе в классе А, ему это удается без особых усилий.
Бас у данной модели, естественно, хорош. Именно НЧ первыми страдают у HE-6 в случае нехватки усиления. С неподходящим усилителем громкость они развивают неплохую, но подача становится очень уж тонкой и режущей слух. EF-6 показывает лучшую сторону изодинамического флагмана компании: великолепнейший бас, с отменной телесностью и текстурностью потрясает воображение. Эта связка четко показывает, за что изодинамические наушники получили такую популярность.
Средние частоты — тоже ожидаемо живые и детальные. Мне немного не хватило проработки СЧ-диапазона по краям воображаемой «сцены» — звуки, разнесенные на самые дальние стороны каждого канала совсем чуть-чуть «не дотягивают» по проработке до 100%, но это слышно очень, очень редко. За исключением этого, усилитель справляется с передачей и эмоций, и динамики, и энергетики записи просто отлично.
ВЧ-диапазон — самая противоречивая часть у многих наушников. У LCD от Audeze он намеренно отодвинут на второй план, что многим не нравится, у HE-6 он, наоборот, передается с максимальной детальностью, чем также вызывает у многих недовольство. EF-6 умудряется добиться лучшего из возможных результатов для любых наушников. Если с LCD-3, как ни старайся, ВЧ остаются все-таки чуть отведенными назад, хотя и сильно выигрывают в контроле и протяженности, то у HE-6 ситуация с ВЧ становится просто отличной. «Верха» HE-6 оказываются отменно прозрачными, реалистичными и неутомительными (по крайней мере, на мой слух, «ВЧ-фобы» по-прежнему могут быть недовольны).
В общем, EF-6 это как раз тот случай, когда усилитель не привносит никакой отсебятины, просто помогая наушникам «раскрыться» в полной мере.
Усилитель для наушников HiFiMAN EF2C
Отзывы
— Черемицин Сергей
Плюсы: Дизайн. Привносит свежесть в унылость обычных параллелепипедов блоков системы. Ручка дискретная. Прикольный переключатель питания на лицевой панели.
Минусы: Заказал лампы EF95Philips на замену штатных 6J1. В конце концов, остановился на отечественных лампах 6Ж1П 1985г. (какие смог из наиболее старых купить). Коэффициент усиления низкий. Не знаю, как они смогут раскачать 300’омные наушники (мои 120’омные играют в положении ручки на 15 часов). Исполнение. Зачем они сделали крышку прозрачной? Я увидел нестройный ряд (и это еще очень мягко сказано) кондёров и транзисторов, припаянных криво! И этими же руками они делают наушники за сотню тысяч?! Лампы с кривыми ножками, как из выбраковки. Блок питания имеет EU переходник, который в наши розетки не лезет (он другой геометрии) — это меня добило.
Коммент: Скорее всего, ему подойдут закрытые наушники. С Beyerdynamic DT250 (250) звучит (и детальность во всем диапазоне, и глубина баса) гораздо лучше, чем с Sennheiser HD600.
— Черемицин Сергей
Плюсы: Дизайн. Привносит свежесть в унылость обычных параллелепипедов блоков системы. Ручка дискретная. Прикольный переключатель питания на лицевой панели.
Минусы: Звук. Даже с поправкой на то, что лампы и транзисторы должны прогреться, басы ватные. Стандартный встроенный усилитель моего CD играет ни чуть не хуже (это как минимум). Заказал лампы EF95Philips на замену штатных 6J1. Коэффициент усиления низкий. Не знаю, как они смогут раскачать 300’омные наушники (мои 120’омные играют в положении ручки на 15 часов). Исполнение. Зачем они сделали крышку прозрачной? Я увидел нестройный ряд (и это еще очень мягко сказано) кондёров и транзисторов, припаянных криво! И этими же руками они делают наушники за сотню тысяч?! Лампы с кривыми ножками, как из выбраковки. Блок питания имеет EU переходник, который в наши розетки не лезет (он другой геометрии) — это меня добило.
Коммент: Этот усилитель не стоит своих денег. Никакими наушниками его не вытянуть: дешевые его доконают, а дорогие убьет он.
— Черемицин Сергей
Плюсы: Дизайн. Привносит свежесть в унылость обычных параллелепипедов блоков системы. Ручка дискретная. Прикольный переключатель питания на лицевой панели.
Минусы: Звук. Даже с поправкой на то, что лампы и транзисторы должны прогреться, басы ватные. Стандартный встроенный усилитель моего CD играет ни чуть не хуже (это как минимум). Заказал лампы EF95Philips на замену штатных 6J1. Коэффициент усиления низкий. Не знаю, как они смогут раскачать 300’омные наушники (мои 120’омные играют в положении ручки на 15 часов). Исполнение. Зачем они сделали крышку прозрачной? Я увидел нестройный ряд (и это еще очень мягко сказано) кондёров и транзисторов, припаянных криво! И этими же руками они делают наушники за сотню тысяч?! Лампы с кривыми ножками, как из выбраковки. Блок питания имеет EU переходник, который в наши розетки не лезет (он другой геометрии) — это меня добило.
Коммент: Этот усилитель не стоит своих денег. Никакими наушниками его не вытянуть: дешевые его доконают, а дорогие убьет он.
Показать все отзывы о Усилитель для наушников HiFiMAN EF2C
Совместимость
EF-6 обладает огромным запасом мощности, и даже в режиме с низким коэффициентом усиления он слишком громкий для многих наушников. Он фактически не предназначен для IEM и «простых» моделей с хорошей чувствительностью. Его задача — раскачивать тугие модели, и в этом ему, конечно, равных немного. В общем, это усилитель, который покупается под конкретные наушники, брать его «про запас» или в роли универсального решения — смысла немного. Не удивительно, что лучше всего EF-6 показывает себя с продуктами самих HiFiMan того же времени, когда был создан сам усилитель, HE-4, HE-5 и HE-6 — лучшая пара для него. Другие изодинамические наушники также хороши с этим монстриком, особенно при условии высокого импеданса.
Жанрово у EF-6 особых предпочтений нет, он одинаково хорошо справляется с большинством стилей и направлений, раскачивая даже очень тугие наушники до необходимого уровня.
Выводы
Отчасти спорное решение. С одной стороны, несмотря на очень высокую цену, в EF-6 нет даже попытки реализовать функцию ЦАП, как это сделано, например, в усилителе EF-100. Опять же, в отличие от большинства топовых моделей других компаний, EF-6 не балансный. Добавим к этому еще и большой размер и вес. Казалось бы, шансов на успех при таких вводных нет. На самом же деле, если вы любите топовые изодинамические наушники, — EF-6 очень интересная модель: огромный запас мощности, в сочетании с нейтральным и сбалансированным звучанием позволят тугим наушникам раскрыться по полной, показав себя с самой лучшей стороны.
Что внутри
Зачем нужен согласованный выход в компактном плеере? Чтобы слушать музыку через большие, серьезные наушники.
Внутри этого крошечного аппарата массой 70 грамм спряталась целая аудиобатарея. На каждый выход, и балансный, и небалансный, приходится по 4 собственных предусилителя. Суммарно они выдают 4.2 В на каждый канал, что приводит к 320 мВт при сопротивлении нагрузки 32 Ома.
Сумашедшая цифра для таких габаритов. Этого достаточно, чтобы раскачать практически любые наушники, включая планарные HiFiMAN 400S/400i и динамические Sennheiser’s HD650/600. Производитель даже предлагает ознакомиться с наглядной таблицей:
Но одних усилителей мало — важна аппаратная и программная обработка звука. В качестве цифроаналогового преобразователя SuperMini использует фирменную разработку HiFiMan. Каких-либо точных цифр, маркировок или подробностей о ней пока неизвестно. Разработчики утверждают, что аппарате используется некая однокристальная платформа, совмещающая процессор и ЦАП. По их же утверждениям, благодаря удачной прошивке и качественным драйверам, малютка звучит как флагманский плеер компании — HM901.
В официальных цифрах значится процент искажений до 0.04%, SNR — 102 ± 3dB, а диапазон воспроизводимых частот — от 20 Гц до 20 кГц. Такие цифры можно подтвердить только в хорошей лаборатории. Мы же ограничимся тестовым прослушиванием и субъективной оценкой качества звучания.