Работа не волк, в лес не убежит… Ноги бы выдернул тому, кто первым сморозил на эту тему. Ладно бы речь шла о моей работе, а если в том же духе «выразятся» ЦАПы или усилители для наушников – например, новый Cayin C5DAC? Вот тут-то призадуматься в пору: а в чем, собственно, смысл жизни, если тебя тишина накроет? Осмыслив себя, как частицу мироздания, я пришел к простому выводу: смысл жизни – в хорошей работе, как минимум, хорошего ЦАПа. Работает – льется музыка, а вместе с ней — и бальзам на душу… Словом, возникает ряд неотложных вопросов: а что за ЦАП? Как работает? А какая музыка? И бальзам тоже будет? Что же, будем слушать и ловить то ли волков, то ли покемонов…
Текст: Алексей Каширский,
Благодарим XChesser Audio за предоставленный образец для прослушивания.
Технические характеристики
ЦАП: | Burr-Brown PCM1795 |
Цифровой сигнал: | до 96 КГц/24 бит |
Диапазон частот: | 20–70 000 Гц |
Выходная мощность: | 600 мВт (32Ом) |
Коэффициент гармонических искажений: | 0.02 % |
Соотношение сигнал/шум: | 101 дБ |
Батарея: | 3700 mAh/3.7 V |
Время работы на одном заряде: | 19 часов, (в режиме усилителя, при нагрузке 32Ω)
9 часов, (в режиме ЦАП/USB вход, при нагрузке 32Ω) |
Время заряда: | около 5 часов (при использовании адаптера DC5V/2A) |
Размеры: | 136x63x15 мм |
Вес: | 185 г |
Комплект
C5DAC |
USB/Micro USB кабель для зарядки/подключения к ПК |
Micro USB/Micro USB кабель для соединения с android устройством |
3.5 mm/3.5 mm кабель |
комплект силиконовых «ножек» |
3.5 mm/coaxial кабель |
пара резинок для крепления к другому устройству |
Внешний вид и комплект
Встречают по одежке! Аппарат в своей картонной коробке словно выпал из «матрицы»: нули и единицы «стекают» на упаковке сверху донизу. А как выведен логотип! «Арматурная» буква С стильно нанизывает остальную маркировку: 5DAC – будем знакомы!
Внутри меломан найдет все необходимое для безоблачной жизни: устройство, мешочек для хранения, инструкцию, кабель 3,5 мм/ 3,5 мм для использования ЦАП в роли усилителя, комплект силиконовых «ножек» и пару резинок для крепления к другому устройству, а еще — кабель micro, USB/micro и USB для подключения к смартфону, адаптеру питания или ПК.
Cayin C5DACсловно облачен в золотистую парчу. Сверху и снизу на устройстве смыкаются две алюминиевые пластины, между ними — черная «стрела» из пластика.
На верхнем торце, под полупрозрачным пластиком крутится «шестеренка» регулятора громкости, тут же – светодиод, отображающий работу устройства, выход для наушников 3,5 мм и линейный вход. На правом торце найдете две треуголки: усиление баса и гейн (high/low). Левый торец стильно пустой.
Нижний торец получился весьма насыщенным, перечисляю: коаксиальный выход (для передачи цифрового сигнала), Micro USB вход/выход в паре с переключателем DAC/AUX-CHG и еще один Micro USB – это вход для зарядки C5DAC от адаптера питания.
В нижней части девайса светится индикатор заряда устройства, состоящий из трех оранжевых светодиодов. Сборка добротная, все четко, симметрично, без люфтов и скрипов, вопросов не имею.
Выглядит аппарат стильно, винтажно, с отсылом во времена минувших дней. Цвет – от золотистого до «игристого шампань». По центру на передней панели — факсимиле Cayin, на обороте — лого, маркировка, Made in Chine и все дела…
Устройство выступило в легком весе — всего-то 185 грамм, размеры, как у смартфона на 5 дюймов — 136×63 мм, при этом ЦАП имеет очень тонкую «талию»: 15 мм. В общем, аппарат — демонстративно-симпатичный.
У C5DAC есть вторая профессия: его можно использовать в качестве внешней звуковой карты, подключив его к ПК или смартфону (драйвер не требуется все устанавливается Plug and Play), или в качестве внешнего усилителя, сменив легким движением пальца рычажок с DAC на AUX/CHG. Кстати, попутно запитанный к ЦАПу смартфон сам по себе будет подзаряжаться.
Время работы новинки:
- в режиме ЦАП — около 8,5 часов (время зависит от сопротивления наушников);
- в режиме усилителя — вышло в районе 17,5–18 часов.
На зарядку от адаптера питания 5V/2A ушло примерно 6 часов. Возможно, АКБ разработается и процесс зарядки пойдет быстрее. Проблем при подключении к ПК и Samsung galaxy 7 edge/Samsung galaxy tab s2 не возникло. Все четко, просто безукоризненно.
Интегральный усилитель Cayin CS-55A (KT88)
Попыток скрестить «тёплый ламповый звук» с современными цифровыми технологиями в последнее время предпринимается немало. Наш нынешний испытуемый выделяется из общего ряда компактными размерами при вполне убедительной мощности, а также доступной для подобного класса техники ценой. Осталось лишь разобраться с качественными показателями, чем мы сейчас и займёмся.
При первом взгляде на усилитель может показаться, что эта одна из поделок с aliexpress – подобных там море и предлагаются они чуть ли не по цене металлического лома. На самом деле, Cayin Audio Distribution – компания серьёзная, выпускающая широчайший ассортимент аудиотехники от портативных плееров до стримеров, ЦАПов и CD-проигрывателей. И это современные продвинутые устройства отнюдь не начального уровня. В их числе, например, портативный Hi-Fi плеер N8, способный воспроизводить файлы с разрешением до 32 бита/384 кГц и DSD256.
Ток ламп регулируется подстроечными резисторами, выведенными под шлиц на верхней панели усилителя.
Ламповых усилителей в каталоге Cayin – на любой вкус и кошелёк, и наш испытуемый, интегральник CS-55A, по цене находится примерно в середине модельного ряда. Он выпускается с разными выходными лампами – EL34 и KT88, их тип указывается в названии модели. У нас второй, более солидный вариант, хотя при желании можно использовать любые из них – на задней панели имеется специальный переключатель. Это весьма полезная опция, т.к. упомянутые пентоды отличаются не только мощностью, но и характером звучания. «Тридцатьчетвёрки» — классика для гитарных комбиков Marshall, они же использовались в культовых оконечниках Dynaco и Marantz. Пузатые KT88 и их более стройные клоны 6550 появились позже, и при мощности 46 Вт на аноде быстро завоевали популярность как у разработчиков усилителей, так и у любителей Heavy Metal благодаря способности сохранять высокую разборчивость на музыке с плотным спектром.
В Cayin CS-55A (KT88) выходные лампы могут также переключаться из триодного режима в ультралинейный. Последний позволяет получить большую мощность (2 х 40 Вт против 2 х 22 Вт в триоде) с минимальными последствиями для качества звучания. В триоде спектр гармоник у выходных ламп короче, поэтому звучание субъективно кажется более прозрачным. Ток ламп регулируется подстроечными резисторами, выведенными под шлиц на верхней панели усилителя. Там же – круглый прибор для его контроля. Режимы выходного каскада стабильны: за три часа прослушивания стрелка не выходила из зоны оптимальных значений.
Для разделения фаз и раскачки KT88 используются двойные триоды 12AU7 (ECC82), а для предварительного усиления – пара 12AX7 (ECC83). Все лампы – с логотипом Cayin. Трансформаторы, включая широкополосные выходные, намотаны на Ш-сердечниках.
По всей видимости, в усилителе используется тот же чипсет с конвертером AK4497EQ, на котором строятся очень продвинутые ЦАПы класса High End.
В усилителе имеется MM-корректор со стандартным усилением 40 дБ. Скорее всего, он полупроводниковый, т.к. ламповых каскадов (а их нужно, как минимум, два на каждый канал) на него не хватает. Тем более, что низковольтное питание в схеме есть – для встроенного ЦАПа.
Портативный плеер Cayin N8 с поддержкой PCM 32/384 я выше упоминал не зря: по всей видимости, в усилителе используется тот же чипсет с конвертером AK4497EQ, на котором, кстати, строятся очень продвинутые ЦАПы класса High End. Вход у цифровой платы один – асинхронный USB 2.0.
Помимо проигрывателя винила, к усилителю можно подключить два источника с линейными выходами. Акустических клемм в каждом канале три – «нулевая» и раздельные для согласования с нагрузкой 4 и 8 ом. Спереди имеется выход на наушники со штекером 6,3 мм.
Усилитель собран на стальном шасси с толстой алюминиевой лицевой панелью, которая может быть серебристого, либо чёрного цвета. Лампы закрываются решётчатым кожухом, трансформаторы – прямоугольными экранами. Желаемая громкость устанавливается моторизованным потенциометром, при этом положение регулятора отслеживается по светящейся риске на его торце. Справа- селектор входов и линейка светодиодов с их обозначениями.
Главное, что в звучании усилителя не было той слащавой винтажности, которой грешат китайские ламповые поделки.
Пульт ДУ – солидный алюминиевый, с которого, кроме регулировки громкости и выбора источника можно переключать режимы выходных ламп TR/UL.
Первое испытание – через вход Phono с проигрывателем Marantz TT-15S1. Корректор в усилителе вполне хай-файный, с ровным тональным балансом, плотным басом и лёгким, прозрачным верхом. Немного акцентирована нижняя середина, но это характерно для большинства вертушек с не слишком массивным столом. Главное, что в звучании усилителя не было той слащавой винтажности, которой грешат китайские ламповые поделки. Саунд собранный, быстрый, динамичный, с массой музыкальных подробностей. Никакого распущенного баса, гула или усыпляюще вялой подачи. Подходящий вариант для аутентичного воспроизведения пластинок, как архивных, так и новодельных.
Теперь послушаем усилитель с линейного входа, подключив CD-плеер Atoll MD100. Сначала — с солидной напольной акустикой Arslab Old School Stark. В триоде звучание получилось певучим, детальным, с насыщенным спектром и на редкость внятным басом. Высокая детальность не вызывала дискомфорта, поскольку нюансы не укрупнялись и не выпячивались. Сказывалась и деликатность твитеров, которые прекрасно передавали не только плотное облако, создаваемое тарелками, но и лёгкие отдельные прикосновения к ним.
Демпфирование в меру свободное: 12-дюймовые басовые диффузоры на резких ударах и быстрых дробях вели себя вполне раскованно, но без длительных инерционных колебаний после атаки. В усилителе имеется не слишком глубокая обратная связь, лишь для небольшого снижения выходного сопротивления — басовые ноты внятные, наполненные, не «подсушенные». Общая динамика впечатляет даже в триоде, в т.ч. и благодаря высокой чувствительности Old School Stark. Действительно, КТ88 при максимальной насыщенности саунда способны сохранить тембральные особенности отдельных инструментов. В пентодном режиме воспроизведение становится чуть жёстче, напористее, возможно, даже, немного грубее, но явно эмоциональнее.
Демпфирование в меру свободное: 12-дюймовые басовые диффузоры на резких ударах и быстрых сериях вели себя вполне раскованно.
Способность выстраивать пространство мы оценивали с полочниками Old School Monitor m1. В них установлена коаксиальная головка, по характеру излучения близкая к точечному источнику. С ними сцена получается достаточно компактная, но предельно чёткая с острой локализацией виртуальных источников даже на краях. Применительно к усилителю это означает фазовое согласование каналов, что, в свою очередь, говорит о полной идентичности выходных трансформаторов.
Последняя стадия испытаний – оценка встроенного ЦАПа. На MacBook Pro с плеером Amarra 4 Luxe были загружены в том числе, и рипы тех дисков, которые мы воспроизводили чуть раньше на CD-проигрывателе. При прямом сравнении тех и других, разница заключалась, как правило, в уровне громкости. Качественные отличия сводились к чуть более уплощённой сцене при декодировании файлов и некоторой формальности в передаче самых верхних обертонов. Но отличия столь незначительны, что их можно заметить лишь специально прислушиваясь. К хай-резам придраться было вообще сложно, тут о со сценой было всё в порядке, и с верхним диапазоном, и с наполнением нижнего регистра.
А в целом, CS-55A (KT88) при наличии фонокорректора и ЦАПа, реализованных на настоящем хай-файном уровне может стать неплохим вариантом для меломана с широкими запросами. Или для целой семьи, в которой у каждого свои представления о том, как и на чём нужно слушать музыку. И такая возможность, тем более, за вполне вменяемые деньги, в наше время предоставляется нечасто.
КОМПОНЕНТЫ
- Источники: проигрыватель винила Marantz TT-15S1, CD-проигрыватель Atoll MD100,
- ноутбук MacBook Pro с плеером Amarra 4 Luxe
- Акустические системы: Old School Stark, Old School Monitor m1
- Кабели: InAkustik Referenz High Speed USB 2.0, Studio Connections Reference Plus
МУЗЫКА
- Винил: Ella & Oscar. Pablo Records, 1976
- Creedence Claerwater Revival, «Cosmo’s Factory». Liberty, USA 1970
- Tchaikovsky, «The Nutcracker». 2LP, CBS, 1979
- Wishbone Ash, «Just Testing». MCA Records, 1979
- Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
Cayin CS-55A (KT88)
Производитель: Zhuhai Spark Electronic Equipment (Китай)
https://en.cayin.cn/
Входы: 2 х RCA, Phono, асинхронный USB 32/384 || Сопротивление по входам линейным/Phono: 100/47 кОм || Чувствительность линия/Phono: 270/3 мВ || Точность RIIA кривой: +/- 0,25 дБ || Выходная мощность: в триодном режиме 2 х 22 Вт, в пентодном (ультралинейном) 2 х 40 Вт || Коэффициент гармоник: 1% (1 кГц) || Полоса пропускания тракта: 5 — 44 000 Гц || Отношение сигнал/шум: 92 дБ, 68 дБ Phono || Выходы: 6,3 мм на наушники, 6 винтовых клемм || Потребляемая мощность: 270 ВА || Габариты: 360 х 180 х 334 мм || Масса: 17 кг || Цена: 119 200
руб.
поделиться
Tags: CayinCayin CS-55A
Звук
Для прослушивания использовались следующие наушники: Etymotic ER-4S, Etymotic ER-4SR, Beyerdynamic DT 1350, Beyerdynamic DT 250/250, Phonon SMB-02, Hifiman HE-4.
Со всеми наушниками аппарат отыграл должным образом. Каких-то жанровых предпочтений у аппарата я не заметил.
Звучание Cayin C5DAC я бы обозначил как нейтральное. Аппарат неожиданно радует своей мощной и объемной подачей с хорошим разделением инструментов. Он еще и очень музыкален: весь материал отыгрывает на уровне маэстро, с душой и отрешением от суеты. Каких-то явных косяков или искажений не обнаружено. Честно говоря, не ожидал такого погружения от столь «легковесной» коробочки.
Кстати, советую владельцам аппарата разрядить 3-4 полных столбика батареи. Такое ощущение, что звучание через 30-50 часов становится более гладким, чистым и цельным. Какой бы музыкальный материал я не ставил, все отыгрывалось «на ура». Но плохую запись аппарат «припудривать» не станет: сразу резанет правду-матку — со всеми шербинами и косяками.
Что касается громкости, на тех наушниках, что я подключал, все «качалось» даже на «нижнем гейне». К сожалению, Hifiman HE-6 я отдал на сторону, а вот с HE-4 новинку заценил. В паре с C5DAC они звучали вполне прилично, особенно учитывая «тугость» этих ушек. В общем, обозреватель — в шоке! Звучание портативного ЦАПа (со стационарной техникой не сравниваем), вполне оказалось на уровне.
Аппарат хорошо рисует панорамную картинку — и в глубину, и в ширину. Музыкальное полотно наигрывается довольно плотное, голографичное, с хорошей детальностью. При всей своей ровности Cayin C5DAC отлично передает эмоции музыкальной композиции. Слушать с ЦАП действительно приятно. Его «внутренний голос» не утомляет и даже располагает к музыке с продолжением вечером и ночью…
ВЧ – без пиков, «крикливости», и провалов. Если бы не некоторая рассыпчатость этого регистра, то все было бы просто великолепно. По количеству их ровно столько, сколько должно быть — на мой вкус, по крайней мере.
СЧ – середина гладенькая, детальная, без излишней шероховатости, пиков и провалов. Мелодия подается с должной экспрессией и очень музыкально. В общем, хотелось бы придраться, да не к чему.
НЧ – с хорошим ударом и весом, они красиво рисуют глубину и тем самым придают общей картинке полнозвучность. В общем, на удивление все тоже очень неплохо. В начале мне казалось, что низким частотам немного не хватает контроля, но со временем, как ни старался, найти ничего конкретного не смог. Возможно, это результат приведения в норму питания АКБ или влияние какого-то магического прогрева. Словом, мои вопросы к НЧ как-то и развеялись.
В итоге
Для тех же, кто хочет получить детальное, сбалансированное и прозрачное звучание, но не готов тратиться на топовые плеера и наушники, Cayin N5 станет отличным вариантом, особенно с учетом качественной реализации программной составляющей и, как следствие, отсутствия проблем с управлением, поддержкой карт памяти, чтением различных форматов …да и вообще каких-либо проблем. А с учетом двух слотов под карты памяти, неплохого запаса мощности усилителя (вдвое больше, чем у Fiio X7, втрое по балансному выходу) и возможности использования в качестве USB-ЦАПа, Cayin N5 – вообще на редкость удачное приобретение. Впрочем, я полагаю, это уже и без меня хорошо известно.