Мощности
Какой усилитель лучше для сабвуфера? Для того чтобы правильно выбрать усилитель, нужно сперва познакомиться с тремя самыми распространенными мнениями:
- Мощность выбранного устройства должна быть меньше мощности сабвуфера, чтобы исключить возникновение перегрузок на динамик.
- Мощности должны быть равны.
- Усилительное устройство должно иметь большую мощность.
Где истина? Давайте понемногу разбираться.
Усилитель слабее сабвуфера
При выборе значения сопротивления нужно понимать, что усилитель должен работать на такой нагрузке, теперь можно браться за мощность. Нам необходимо знать значение именно номинальной мощности. Динамик должен стабильно работать на таких значениях без плачевных последствий. Для усилителя же это — максимальная мощность, при которой уровень искажений допустим.
Существуют нюансы и для динамика, и для усилка. Динамик можно повредить механическим или тепловым воздействием, если не всеми сразу. При механическом воздействии выходит из строя подвижная система. Для того чтобы избежать этого, нужно правильно подобрать значения максимального хода конуса. Оно не должно превышать двадцать процентов.
Тепловое воздействие проявляется в перегреве системы, которое может произойти по следующим причинам:
- Клипинг усилителя. Причина такой проблемы — это нехватка мощности устройства. Другими словами, вы прибавляете громкость звука, а усилок начинает “захлебываться” и выдавать гармоники, отправляя на динамик много высоких частот. Звуковая катушка очень быстро перегреется и сгорит, если вы не убавите громкость.
- Движение катушки вне рабочего зазора магнитной системы. Если витки этой катушки выйдут из рабочего зазора, вся энергия устройства уйдет на нагрев катушки. До перегрева, конечно, она дойдет медленнее, но можно и не уследить, потеряв динамик.
Важно! Желательно не слушать треки с сильно низкими частотами. Именно на этих частотах можно разрушить подвижку сигналом даже малой мощность, пусть даже значительно меньше номинальной.
Не думайте, что подбор усилителя к сабвуферу сейчас зайдет в тупик. Главное в этом деле — понимать все нюансы.
Мощности равны
Такой случай тоже особо не сулит ничего хорошего. Чаще всего номинальную мощность усилка регулируют для напряжения питания, которое составляет 14.4 Вольт. К сожалению, реальные условия не позволяют удержать такое напряжение на выводах прибора.
Усилитель тут же уйдет в клип, даже не приблизившись к своей номинальной мощности. В этом случае и звуковая катушка будет под угрозой.
Усилитель имеет большую мощность
Так какой усилитель лучше для сабвуфера? Порой, можно увидеть приборы со значениями в полтора или даже два раза выше. Но стоит ли опасаться механических повреждений в таком случае? Безусловно, но только, если вы твердо решили поиздеваться над динамиком. Но делать этого, конечно же, не стоит. Если не выводить динамик на максимальный и не увлекаться композициями с сильно низкими частотами, жизнь у него будет долгая и счастливая.
Ну что ж. Вот мы и пришли к выводу, что со всех сторон обезопасить себя не выйдет, и главное в таком деле — это иметь голову на плечах. Но если взглянуть на статистику, то третий вариант самый оптимальный, поскольку динамик в таком случае проживет подольше.
Одноканальные басовые усилители
Если я правильно понимаю ставший ходовым термин, они должны одновременно держать и объединять. Так?
JVC KS-AX3101D | TEAC TE-A450 | MD.Lab AM-MB1 | Eton SR 500.1 | Alpine MRX-M55 | Massive Audio B2 | Phoenix Gold SD600.1 | Audison SR 1D | Ground Zero GZRA 1.1200D | JBL GTO-751EZ | Soundstream RUB1.700 | Rockford Fosgate P400X1
Тогда всё верно, и титул басовых скреп одноканальным, сугубо специализированным на басе усилителям принадлежит по праву. Разделим функции. «Держать» — это подавать на сабвуфер мощность, достаточную для того, чтобы он оправдывал своё имя, назначение и розничную цену. При тестировании этой разновидности усилительной техники мощности мы всегда придавали значение большее, чем когда имели дело с много- (начиная с двух-) канальных аппаратов. Усилитель в трёхполосном поканальном фронте с пищалками большую часть своего рабочего времени отдаёт на выходе доли ватта, реже — первые единицы. Случись у него на выходе сигнал мощностью 50 Вт (а это скромно для двухканальника) — начинайте искать ключи от машины, ехать за новым твитером. Среднечастотник в этой же системе будет поживучее, но раза в полтора-два, не больше.
Сабвуферный усилитель в реальной эксплуатации запросто может работать на мощностях, сопоставимых с максимальной не по порядку величины, а по величине. Современные сабвуферы прожорливы — так они взимают с вас плату за компактность акустического оформления и жизнелюбивы — десятком ватт из них дух не вышибешь.
Собравшиеся (это — от общего к частному) сегодня моноблоки по этому показателю проявили даже несколько неожиданное единодушие, какое мы раньше встречали лишь в многоканальных (2 — 4 — 5) аппаратах. Там, если вы помните, 50 считается «маловато будет», 70 — «мой размерчик», 90 — «ну зачем так много мне одной». В сегодняшнем смотре басовых одноканальников, несмотря на ценовой либерализм, значения максимальной мощности (и на 4-омной нагрузке, и на 2-омной) самого могучего и самого застенчивого участника различаются почти ровно вдвое, никакого экстрима. Сложился, делаем заключение, некий стандарт де-факто басового моноблока «общего назначения»: 200 — 300 Вт на 4 Ом, 300 — 400 на 2 Ом, на 1 Ом — как получится, в логической связи с предыдущим показателем.
Как показывает опыт, этого достаточно, чтобы «держать» бас. А второе предназначение скреп? Объединять? Это уже функция не мощности, но фильтров, они определяют, насколько эффективно басовое звено системы будет взаимодействовать с фронтальным. Наши личные предпочтения здесь таковы, если интересно, конечно. ФНЧ, без которого сабвуферный моноблок лишён практического смысла, должен иметь частоту среза, плавно перестраиваемую в диапазоне не уже 50 — 100 Гц, но не шире 30 — 200, «хвосты» излишне широкого диапазона регулировки для дела не нужны, а точности регулировки препятствуют. Крутизна (мнение автора и примкнувших к нему сотрудников редакции) желательна повышенная, лучше всего 24 дБ/окт., это напрямую влияет на локализацию баса. Хорошо бы иметь фильтр-сабсоник, тоже покруче и тоже перестраиваемый. Если позволяет бюджет изготовителя, не повредил бы регулятор фазы. Бас-буст лучше иметь плавный, а если фиксированный — то не на 18 дБ, а поскромнее, ещё лучше — с регулируемой центральной частотой.
И ещё: реалии жизни таковы, что входы высокого уровня перестают быть забавой, они нужны всё большему числу пользователей, оказавшихся жертвой несменяемости головного устройства. А если так, то к «спикерным» входам желательно бы иметь включение по сигналу (или по постоянной составляющей, с точки зрения практики это почти одно и то же).
К частному: как в этом отношении сегодняшние участники? В целом — очень неплохо, но очень по-разному. От лаконичных, но безусловно оптимально спроектированных фильтров басового профиля до совершеннейшей эзотерики, принимавшей форму, например, ФВЧ с частотой среза до нескольких килогерц (это у моноблока с тремя сотнями ватт, пару таких на пищалки — и вперёд с песней, для пищалок — лебединой) или бас-буста, в связке с которым работает «требл-буст» на 12 кГц (это у моноблока с… ах да, уже говорил). Одним словом, скрепы у нас в этот раз собрались мощные, крепкие и очень нескучные…
КОМУ — ЧТО
Пройдёмся по списку. JVC подкупает доступностью, мощность не запредельная, фильтры простые, но толковые, а вот уровень искажений — великоват. TEAC набором фильтров и диапазоном перестройки их частоты среза несколько озадачил, такое ощущение, что модуль кроссовера взят целиком из четырёхканального усилителя варианта «фронт + саб». То, что группы регулировок «на входе» и «на выходе» отличаются только наличием бас-буста, наводит именно на такие мысли. Мощность при работе по прямому назначению у него при этом неплохая (даже очень), правда при не самых низких искажениях. MD.Lab при достойной (особенно на 2 Ом) мощности — усилитель с аудиофильскими характеристиками, по компактности он вице-чемпион, по оснащению — тоже мало кому уступает. И красив на редкость. Eton великолепно оснащён, с мощностью у него всё в порядке (при довольно скромных габаритах), отметим и возможность включения двух усилителей мостом — это уже киловатт на выходе. Искажения ещё не тревожные, но уже не чемпионские. Alpine — он и в Африке Alpine. Всё сбалансировано — и габариты, и возможности, и цена. Massive — Гран-при за компактность, да и прочие характеристики достойны похвалы. Мощность хоть и не самая выдающаяся, но если уж выбор пал на компактный усилитель, вряд ли ему дадут 18-дюймовый сабвуфер, совесть надо иметь. Phoenix Gold — ещё один пример аккуратно сбалансированных характеристик. Audison — безукоризненно сконструированный усилитель с великолепными возможностями, в том числе — включением по входному сигналу и выработкой сигнала Remote. Ground Zero — усилитель мощный, способный работать с низкоомной нагрузкой, искажения низкие. Отличный набор функций, но не все из них реализованы идеально. JBL по мощности впереди всех, всем хорош, единственное замечание — при установке «крутилки» нужно как-то обезопасить от случайных прикосновений. Soundstream — вещь большой красоты и изящества, а вот фильтры кроссовера могли бы быть и получше. Rockford Fosgate не помещается в узких рамках сабвуферного моноблока. Он может гораздо больше — в том числе побортное широкополосное усиление в громкой и при этом качественно звучащей системе, тем более что несколькими усилителями можно управлять с одного пульта ДУ.
После совещания решено было дать звание «Лидера» Ground Zero и JBL. «Фаворитами» становятся MD.Lab, Massive и Audison, искреннюю «Рекомендацию» получает красавец Eton.
Теги: Групповой тест
Класс
Класс усилителя — это тоже немаловажный параметр. Современные приборы можно подразделить на два известных типа:
- АВ. Это аналоговый девайс, который обладает прекрасным качеством усиления, но характеризуется довольно маленькими показателями коэффициента полезного действия и мощности.
- D-тип. Цифровой усилитель с хорошим КПД, но хромающим качеством.
Какой усилитель лучше для сабвуфера, если выбирать его по классу? Ответить на этот вопрос сможете только вы. Все зависит от желаемого результата и средств.
Отличия между усилителем и моноблоком
Разница между усилителем и моноблоком заключается в отличии между личным и общим. В отличие от других усилителей, моноблоки усиливают низкочастотные басы, издаваемые подключенными сабвуферами. Часто одноканальные усилители ещё называют басовыми. Моноблоки выдерживают низкоомную нагрузку – в 1 Ом. И при соблюдении данного условия на выходе при минимальной нагрузке получается необходимая высокая мощность.
Подводя итог, мы можем сказать, что главными отличиями моноблока и усилителя являются:
- Моноблок усиливает бас.
- Моноблок – это одноканальный усилитель, другие усилители могут иметь до 6 каналов подключения.
- Для моноблока главный показатель – мощность на входе, для усилителя немаловажно свойство звука.
- Класс усилителя — A или AB.
- Класс моноблока — преимущественно D.
- К усилителю подключаются сабвуфер и колонки, к моноблоку лишь сабвуфер.
Для 2 Ом или 4 Ом приобретать низкочастотные усилители практически не целесообразно. Если имеется довольное количество каналов, прочие разновидности усилителей дают возможность сочетать присоединение колонок и сабвуферов. На сегодняшний день, согласно соотношению с систематизацией электроусилителей моноблоки характеризуются классом D. Другими словами они отличаются низким качеством звука и высокой мощностью.
Качество звука для подключения сабвуфера считается абсолютно незначительным показателем. Усилители класса АВ – с показателями среднего уровня считаются бюджетными, а класса А отличаются малой мощностью и высоким качеством звука – сегмент hi-end.
Количество каналов
Тоже немаловажный параметр для выбора. Классифицируем устройство по следующим критериям:
- Одноканальный. Простым языком — моноблок. Такие приборы выдерживают нагрузку только при низких ее значениях (где-то пару Ом). Эти усилки подойдут для обладателей профессиональных аудиосистем, мощность который является одним из главных показателей. Чаще всего это- гаджеты D-класса.
- Двухканальные. Такие устройства легко установить с сабвуферами, которые рассчитаны от четырех до восьми Ом. Соединение осуществляют при помощи мостовой схемы или по катушки.
- Трехканальные. Такие девайсы могут похвастаться лидирующими представителями: Eton SR 100.2 или Genesis Profile Two. Но такие устройства найти сложнее из-за утраченной актуальности.
- Четырехканальные. Такие усилители можно с легкостью использовать хоть для четырех динамиков и сабвуфера или для нескольких качественных “булок”. Установка и эксплуатация редко вызывает вопросы, что делает такие гаджеты крайне популярными.
- Пятиканальный. Также имеют огромную популярность, поскольку дополнительный сабвуферный канал позволяет использовать и фронтальную, и тыловую акустику. Явным преимуществом является цена и малые габариты.
- Шестиканальные. Найти такой аппарат выдается крайне редко, поскольку системы, существующие ныне, еще не настолько требовательны к усилительным элементам.