- Частота и давление
- What can I do to prevent this in the future?
- Исполнение
- Loudness
- Что такое тонкомпенсация в магнитоле
- График кривых
- Yamaha
- «Натуральный» звук
- Регулятор громкости
- Регулятор громкости с тонкомпенсацией
- Список радиоэлементов
- Прикрепленные файлы:
- Теги:
- Резистор тонкомпенсации
- Для уверенной работы
- Для гитаристов
- Что такое BIAS и зачем он ламповому усилителю?
- Устранение проблемы
- Treble Bleed Circuit. Теория и практика тонкомпенсации
- Тонкомпенсация в компьютере
- Что такое LUFS, и почему это важно?
Частота и давление
Человеческое ухо настроено на звуки разных частот, имеющих одинаковое звуковое давление, которые воспринимаются (конечно же, субъективно) звуками разной громкости. Лучше всего слух воспринимает частоту примерно в три килогерца, и чувствительность эта падает, если частоты становятся более трёх или менее трёх килогерц, когда падает звуковое давление. Этот эффект можно возместить, и любой знаток звукоусилительной аппаратуры знает, что это — тонкомпенсация.
На уровне давления звука в 90-92 децибела при записи музыки выставляется нужный тональный баланс. Далее, уже при прослушивании в любых других условиях, при меньшем давлении слух ощутит недостаток частот — высоких и низких, а потому понадобится тонкомпенсация. Что это, конечно же, субъективное ощущение, все знают, однако этот недостаток организм всё-таки требует устранить. А компенсируется данный эффект изменением частотных характеристик, как правило, соответственно кривым равной громкости (Флетчер-Менсон). И именно так должна быть осуществлена тонкомпенсация, что это умиротворило бы слуховые ощущения, а прослушивание прошло с комфортом.
What can I do to prevent this in the future?
If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.
If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.
Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. Check out the browser extension in the Chrome Store.
Cloudflare Ray ID: 502a2223a8c9d6e5 • Your IP : 91.146.8.87 • Performance & security by Cloudflare
Среди многочисленных органов управления на передней панели современных усилителей и AV-ресиверов, в состав которых входит многоканальный усилитель, часто присутствует кнопка или — реже вращающаяся ручка с названием LOUDNESS (“тонкомпенсация”). Теоретической основой необходимости схемы, осуществляющей эту регулировку, являются так называемые кривые равной громкости, которые приняты в качестве международного стандарта. Эти зависимости были получены на основании исследования особенностей слуха человека и представляют некую усредненную зависимость, так как в качестве испытуемых привлекались люди c нормальным слухом в возрасте от 18 до 25 лет. Незначительные отличия имеются как индивидуальные, так и по возрастному, половому и расовому признакам. Суть этой зависимости сводится к тому, что слух человека имеет неодинаковую чувствительность к звукам разной частоты, которые по объективным измерениям имеют одно и то же звуковое давление. Самые тихие звуки человеческое ухо способно улавливать на частотах около 3 кГц, а с повышением или понижением частоты чувствительность падает. И если максимальная разница чувствительности при низких уровнях громкости составляет более 70 дБ, то с повышением интенсивности звука она уменьшается, и при достижении уровня болевого порога (это около 120 дБ) разница только чуть больше 20 дБ.
Так чем же управляет в усилителе тонкомпенсация? Одной из основных задач звукорежиссера во время записи является установка тонального баланса при определенном среднем уровне громкости прослушивания, который обычно соответствует стандартному уровню звукового давления 90–92 дБ. Другими словами, звукорежиссер изменяет некоторым образом частотную характеристику так, чтобы воспроизведение при указанной громкости оценивалось слушателем как естественное. Если у вас дома громкость будет меньше, а характеристика усилителя установлена линейной, то субъективно будут ощущаться недостаток высоких и низких частот. Именно для устранения этого недостатка и предназначена схема тонкомпенсации. В совсем древние времена монопольного существования только ламповых схем, еще до появления высококачественных источников программы и соответствующих им по качеству усилителей и акустики, было достаточно регулировать только низкие частоты. Так появился регулятор тембра низких частот. Впоследствии, с расширением диапазона частот, был добавлен регулятор и по высоким частотам. Однако характеристики стандартных схем регуляторов тембров не вполне соответствуют требованиям для исправления характеристики с точки зрения тонкомпенсации, и поэтому потребовался еще один специально для нее. Глядя на кривые равной громкости, можно было бы предположить, что требуемый подъем на низких и высоких может составлять до 15-20 дБ. Но если принять во внимание сказанное относительно установки тонального баланса звукорежиссером, то нужно говорить только о разности в частотной характеристике, и в этом случае подъем должен быть уже значительно меньше: 3–5 дБ. На самом деле, если бы прослушивание в домашних условиях проводилось всегда при уровне, для которого и сделал свою работу звукорежиссер, то необходимость в тонкомпенсации отпала бы. Некоторые фирмы ориентируются на это и какой-либо тонкомпенсации в своих усилителях не предусматривают. А в режиме прямого тракта, который предполагает достижение минимальных отличий от оригинального замысла звукорежиссера, во всех усилителях, как правило, отключаются не только регуляторы тембра и баланса, но и тонкомпенсация. Но тут возникают проблемы с неодинаковым уровнем выходного сигнала различных устройств. Например, вы при прослушивании CD-проигрывателя выставили необходимый уровень на усилителе, а впоследствии при воспроизведении с магнитофона фонограммы уровень приходится выставлять уже другой. В таких условиях можно предложить два выхода. Или иметь два регулятора уровня, линейный и тонкомпенсированный, или возможность регулировать чувствительность по каждому входу. Кое-кто, может быть, вспомнит, что во времена поступления в нашу страну Hi-Fi-аппаратуры через магазин “Березка” был популярен усилитель известной западно-германской фирмы Uher. Отличительной особенностью этого аппарата были маленькие ручки регулировки чувствительности по каждому входу, которые располагались прямо по нижней кромке передней панели, что позволяло всегда иметь сигнал с одним и тем же уровнем от всех источников. В некоторых современных AV-ресиверах подобное согласование уровня можно осуществлять с пульта ДУ. А в случае более доступной ценовой категории вам необходимо побеспокоиться, чтобы отдельные компоненты (проигрыватель, тюнер и т.д.) имели, кроме фиксированного, еще и регулируемый выход. Фиксированная тонкомпенсация, которая включается кнопкой, рассчитана на определенное положение регулятора громкости. Если регулятор имеет шкалу, то этому положению соответствует отметка –30 дБ. Иногда это ограничение создает непреодолимые трудности, и тонокомпенсацию приходится отключать, а компромиссное решение пытаться находить с помощью простых регулировок тембра. Независимое плавное изменение тонкомпенсации (подобное можно было встретить в моделях Denon, Yamaha и других) позволяет не только всегда установить требуемую громкость, но и получить естественную тональную окраску музыки в широком диапазоне уровней громкости. Поэтому наличие или отсутствие тонкомпенсации должно всегда, конечно, с учетом условий эксплуатации, приниматься во внимание при выборе усилителя.
Исполнение
Звукоусилительная аппаратура высоких классов имеет регулятор с тонкомпенсацией, то есть её можно осуществить довольно просто. Регулятор изменяет уровень громкости и одновременно влияет на амплитудную и частотную характеристики тракта усилителя по кривым Флетчера-Менсона. По желанию пользователя можно как включить тонкомпенсацию, так и выключить, для чего предусмотрена специальная кнопочка. Самые простые звукоусилительные устройства позволяют регулировать тонкомпенсацию эквалайзером, темброблоком или даже вручную, изменяя амплитудно-частотную характеристику звукового тракта.
Можно использовать регулятор громкости с тонкомпенсацией. Многие любители аудио именно так и поступают, прислушиваясь к разнообразным мифам, легендам и заблуждениям. Главная цель — выставить на максимум высокие и низкие частоты, чтобы добиться нравящегося звука, даже если он совсем не такой на носителе, даже если это бренд. Эти люди знают, как включить тонкомпенсацию и для чего она нужна. Хорошо, что эквалайзер поддаётся настройкам, и можно довести звучание до того состояния, которое принесёт комфорт звуковым ощущениям.
Loudness
Так обозначается функция тонкомпенсации громкости на звукоусилительной аппаратуре. Что же это за функция и для чего она предназначена, многие любители музыки отвечают одинаково: для яркости звучания (некоторые даже откровенно определяют эту яркость как звук, похожий на букву V, то есть с завышенными крайними частотами — высокими и низкими). Но это вовсе не так. Высокая точность звучания — High Fidelity, или просто Hi-Fi — это как раз звук, близкий к оригиналу, соответствующий одному из определённых стандартов.
Есть даже специальная наука под названием психоакустика, которая изучает восприятие звука человеческим слухом. Процессы, которые происходят в мозге от воздействия на него звуковых волн, очень сложны. Но настройка тонкомпенсации ему вовсе не нужна. Изначально человеческий слух был предназначен не для того, чтобы слушать музыку, он был необходим для выживания, для общения с себе подобными и вовсе не снабжён функциями спектроанализатора для измерения параметров тонкомпенсации. Лучше всего человек воспринимает среднечастотный диапазон, и все ощущения изменений высоты звука вследствии его интенсивности (громкости) существуют только в его голове. И даже называются такие изменения фантомными частотами, и образуются они только в определённых условиях.
Что такое тонкомпенсация в магнитоле
В сфере аудио много мифов, легенд и заблуждений. А самое главное, почти все уверены, что разбираются в вопросе настолько, что имеют право считать свои предпочтения истиной. Добиваются нравящегося звука любым путем, даже если он не таков на носителе. Покупают не звучание, а бренд. А потом дошаманивают его до своего представления настройками эквалайзера.
Конечно, в политике, психологии и автозвуке разбираются все. Тогда вопрос к знатокам, что за функция loudness, зачем она нужна и что она регулирует?
Думаю самый частый ответ будет таков, loudness (ниже тонкомпенсация), необходима для того. что бы сделать звучание более ярким или как любит говорить один из моих преданных читателей, v-образный. То есть с задранными крайними высокими и низкими частотами.
Нет, дорогие мои. Это не так. И раз уж вы дочитали до этого места, значит вы действительно хотите познать все тайны hi-fi.
Для вас подробная расшифровка значения этой загадочной функции.
Но для того, что бы более детально разобраться в этом вопросе нам, необходимо углубиться в нюансы восприятия звука человеком. Наука, которая это изучает, носит название психоакустика. Не буду вас утомлять подробным описанием всех процессов, происходящих в нашей голове под воздействием звуковых волн, коснусь лишь общих моментов.
Думаю, ни для кого не секрет, что наш мозг не спектроанализатор. И изначальное предназначение слуха это не воспринимать музыку. Слух нам был дан природой для лучшего выживания и коммуникации между собой и окружающим миром.
Поэтому наш слух имеет различные свойства, такие как лучшее восприятие среднечастотного диапазона, изменение ощущения высоты звука от его интенсивности, появление так называемой фантомной частоты, образующейся в нашей голове при определенных условиях.
Эффект восприятия звука нашими органами, который мы сегодня будем рассматривать, касается различного восприятия громкости звука разных частот.
Лучшей демонстрацией этого эффекта является график кривых равной громкости.
На графике изображены кривые, которые характеризуют соответствие восприятия нашим слухом одинаковой громкости звуков разных частот. То есть при таких значениях интенсивности звука на различных частотах наш слух воспринимает их, как звуки равной громкости. Причем чем ниже общая интенсивность, читай громкость, тем эта кривизна сильнее.
Вот для исправления этой кривизны и существует тонкомпенсация. Она призвана подогнать значения громкости звука под те значения, которые наш слух воспринимает как равномерное звучание. Она наиболее эффективна при прослушивании музыки на малой громкости, где эта неравномерность наиболее критична для нашего слуха.
Но чем выше громкость сигнала, тем более линейно наш слух воспринимает звуки различных частот и смысл этой коррекции теряется.
К сожалению, грамотную реализацию этой функции встречал только в усилителях Yamaha.
Но понимание того, что потребитель не готов адекватно воспринимать эту коррекцию пришла ко мне после прочтения отзывов владельцев этих усилителей об этой функции. И все потому, что никто не знает ее истинного предназначения.
В усилителях Yamaha, тонкомпенсация выполнена не в виде отдельной кнопки, а как ручка регулировки. Поворачивая которую мы меняем громкость (относительно уже выбранной основной ручкой громкости) и глубину коррекции в точном соответствии с кривыми равной громкости. Грубо говоря, делает звук тише изначально выбранного и «кривее» на графиках, но ровнее на слух. В результате получаем, то что на больших уровнях громкости коррекция отсутствует. А на малых, в данном случае -30 Дб от номинальной громкости, она максимальная.
График кривых
Этот эффект лучше всего демонстрируется с помощью графика кривых при равной громкости, который присутствует среди иллюстраций к данной статье, а как это работает, будет рассказано прямо сейчас. Изображённые на графике кривые характеризуют, как мы воспринимаем одинаковую громкость звучания на разных частотах. Чем ниже громкость (интенсивность звучания), тем больше «кривеют» линии.
Именно для исправления их кривизны и придумана тонкомпенсация, то есть для того, чтобы подгонять громкость под те значения, которые воспринимаются нами как ровное звучание. Если слушать музыку на небольшой громкости, неравномерность становится наиболее критичной для восприятия. А если громкость сигнала становится выше, слух начинает воспринимать различные частоты линейно, и в этом случае теряется всякий смысл такой коррекции.
Yamaha
Одна из самых грамотных реализаций встречается в усилителях Yamaha. Однако владельцы этой аппаратуры не только не всегда знают, зачем включить тонкомпенсацию. Как включить её, они порой не знают тоже. О предназначении уже было немного сказано. Теперь о том, где находится тонкомпенсация в усилителе Yamaha. Она выполнена не как отдельная кнопочка, а как ручка регулировки, с поворотом которой меняется и глубина коррекции вместе с громкостью, которая относительна к выбраной ранее основной ручке. Такая коррекция точно соответствует кривым на графике.
«Натуральный» звук
Среди профессиональных музыкантов, обладающих абсолютным слухом, много противников такого «улучшения» звука. Аппаратура хороша только тогда, когда чисто звучит «в нуле», то есть без регулировок. Обязательно возникнет вопрос относительно восприятия звука обычным слухом, который слышит его не таким, каков он есть. Таких людей большинство, и разве не справедливо всё-таки прибегать к коррекции? Справедливо, но только если громкость малая. На большой не нужна никакая коррекция.
Звучание натуральных инструментов человек тоже вынужден воспринимать с искажением, и сравнивать звук аудиосистем можно единственно с ними. Верность звучания может оценивать только хорошо натренированный слух. И необходимо уточнить, что студийная аппаратура тонкомпенсации не имеет. Это по большому счёту обманка. Чувствительность слуха различна к разным частотам, и зависимость эта меняется от изменения звукового давления.
Регулятор громкости
Если уровень громкости небольшой, а звукоусилительная аппаратура не обладает высоким классом, качественного воспроизведения звука можно не ждать. Высококачественные усилители имеют самые разные схемы для компенсации АЧХ (амплитудно-частотная характеристика), когда при небольшой громкости усиливаются нижние и верхние частоты, выравнивая качество звучания. Здесь очень помогает регулятор громкости с тонкомпенсацией. Схемы для выполнения такого регулятора довольно просты, дефицитных деталей не требуют, даже настройка какая-либо не нужна.
Здесь проблемы могут возникать другого плана. Даже идеально спроектированный регулятор с тонкомпенсацией будет давать совпадение кривых компенсации и кривых равной интенсивности звучания при точно определённом коэффициенте передачи тракта сигнала — от источника его до окончательного выхода. Уровень громкости тембровой балансировки достигается при том же самом положении регулятора с тонкомпенсацией для любого источника. Тональный баланс нарушается вместе с отклонением этого коэффициента от расчётного.
Регулятор громкости с тонкомпенсацией
При небольших уровнях громкости звучание звукоусилительной аппаратуры невысокого класса не обеспечивает, как правило, качественного воспроизведения. Это связано с тем, что при небольшой громкости ухо человека становится менее чувствительным к частотам нижнего и верхнего спектра. Для устранения этого недостатка в высококачественной аппаратуре предусмотрены различные схемы компенсации амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) при малых громкостях звучания, то есть верхние и нижние частоты дополнительно усиливаются, в результате АЧХ выравнивается и качество звучания не изменяется на слух при любом уровне громкости. Самым простым способом можно достичь этого эффекта, применив регуляторы громкости с тонкомпенсацией. Схемы довольно просты и не требуют применения дефицитных деталей и какой-либо настройки.
Подавляющее большинство таких схем ранее строилось на основе специальных переменных резисторов с дополнительными отводами, как показано на рис.1. Основной недостаток таких схем – применение специальных резисторов и небольшая глубина тонкомпенсации. Для них, также, характерна определенная нелинейность, ступенчатость воспроизведения верхних и особенно нижних частот при определенных положениях движка переменного резистора с одним или двумя отводами.
Рис. 1
Ниже приводятся схемы тонкомпенсированных регуляторов громкости на резисторах группы «В» без отводов (обычные переменные резисторы, широко применяемые в различной радиоаппаратуре. Группа резистора определяет зависимость вводимого сопротивления при повороте движка и обозначается буквой, например, «А», «В», «С» в его маркировке, перед или после обозначения его номинального сопротивления)
На рис.2 показана схема, где высокочастотная (ВЧ) коррекция осуществляется цепью R1C1, а низкочастотная (НЧ) – Т-образным фильтром R2C2R3. АЧХ тонкомпенсации этого регулятора примерно такая же, как и у устройств с применением регулятора с двумя отводами. Недостатком такой схемы является небольшая крутизна подъема АЧХ в областях низших и высших частот, а также применение переменного резистора большого сопротивления (2 МОм), которые не очень просто найти в настоящее время.
Рис. 2
Улучшения тонкомпенсации можно достигнуть подключением дополнительных RC-цепей, как на рис.3. К тому же здесь применен переменный резистор широко распространенного номинала (можно поставить 47 … 68 кОм). В этом случае функцию низкочастотного корректора будет выполнять не только Т-образный фильтр R2C3R3, но и введенная дополнительная цепь R7C4. Фактически это будет уже фильтр нижних частот (ФНЧ) второго порядка, обеспечивающий крутизну подъема АЧХ регулятора в низкочастотной области 12 дБ на октаву. ВЧ-коррекция достигнута введением фильтра верхних частот C2R5R6C5R7 в дополнение к традиционной цепи R1C1.
Следует отметить, что в данной схеме тонкомпенсация в области высших частот несколько превышает необходимую. Сделано это преднамеренно и обусловлено чисто субъективным восприятием музыкальных фонограмм в домашних условиях. Небольшой провал АЧХ на частоте 3,5 кГц в нижнем положении движка резистора R4 обусловлен фазовым сдвигом между сигналами этой частоты, прошедшими через ФВЧ и резистор R4. При исключении элементов C2, R5, R6, C5 этот провал исчезает, исчезает и дополнительный подъем АЧХ на высших частотах, что приводит параметры корректора к стандартным, рекомендованным для таких тонкомпенсаторов в различной технической литературе по акустике. Поэтому эти элементы можно исключить, все зависит от конкретных особенностей аппаратуры и личного слухового восприятия.
К незначительным недостаткам данной схемы можно отнести небольшое уменьшение (до 48 дБ) диапазона регулирования громкости, что обусловлено присутствием резистора R7 в цепи регулирования. Но на практике такое небольшое уменьшение диапазона регулировки, как правило, некритично.
Рис. 3
Схему такой тонкомненсации можно применить при разработке и изготовлении новой звукоусилительной аппаратуры, а также для доработки уже имеющихся усилителей, магнитол, приемников. Если в таких устройствах применяются обычные регуляторы громкости, то есть просто переменный резистор соответствующего сопротивления, не включенный в цепи обратной связи усилительных узлов, то можно вместо него включить данную схему. Но при этом нужно учитывать выходное сопротивление предшествующего каскада (до регулятора громкости) – оно должно быть значительно меньше сопротивления резистора R5, и входное сопротивление следующего за регулятором каскада, которое должно быть больше сопротивления резистора R3. Чем больше будет разница этих сопротивлений, тем лучше будет обеспечиваться согласование нагрузок и аппаратура в целом будет работать лучше. В крайнем случае можно перед регулятором и после него включить дополнительные согласующие каскады на транзисторах или микросхемах и тем самым еще и компенсировать возможное небольшое снижение максимальной громкости всего звукового тракта. В моей личной практике такой необходимости не возникало, но ниже приведу пару схем таких дополнительных каскадов согласования (рис.4).
Рис. 4
Схемы представляют собой дополнительные каскады усиления на микросхеме К157УД2 (два усилителя в одном корпусе, показано расположение выводов обоих каналов) и транзисторе. В качестве DA1 можно применить любой операционный усилитель, например К140УД6, УД7, К153 УД1, УД2 и другие с учетом цоколевки их выводов и корректирующих цепей (здесь это конденсаторы С2). От величины резистора R2 зависит коэффициент обратной связи. Чем меньше номинал этого резистора, тем меньше коэффициент усиления каскада и меньше нелинейные искажения. Поэтому резистор следует ставить как можно меньшего сопротивления!
Транзистор во второй схеме можно заменить на КТ315, КТ342, КТ306. Сопротивление резистора R2 здесь зависит от питающего напряжения (чем меньше напряжение питания, тем меньше сопротивление), а резистором R1 задается режим работы транзистора по постоянному току. Подбором этого резистора нужно в режиме покоя (без входного сигнала) установить на выходе (коллекторе транзистора) напряжение, равное половине напряжения питания.
Прилагаю рисунки печатных плат: — pl1 – плата согласующего каскада на транзисторе; — pl2 – плата согласующего каскада на МС К157УД2 (два канала); — pl3 – плата тонкомпенсированного регулятора громкости по схеме рис.3.
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
Рисунок 2 | ||||||
С1 | Конденсатор | 51 пФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С2 | Конденсатор | 6800 пФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R1, R3 | Резистор | 220 кОм | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R2 | Резистор | 820 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R4 | Переменный резистор | 2 МОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Рисунок 3 | ||||||
С1 | Конденсатор | 680 пФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С2 | Конденсатор | 0.01 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С3, С4 | Конденсатор | 1 мкФ | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С5 | Конденсатор | 0.047 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R1 | Резистор | 6.8 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R2 | Резистор | 3.3 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R3 | Резистор | 12 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R4 | Переменный резистор | 68 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R5 | Резистор | 910 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R6 | Резистор | 47 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R7 | Резистор | 200 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Рисунок 4. Согласующий каскад на операционном усилителе | ||||||
DA1 | Микросхема | К157УД2 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С1 | Конденсатор | 1 мкФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С2 | Конденсатор | 15 пФ | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R1 | Резистор | 100 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R2 | Резистор | 30…470 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Рисунок 4. Согласующий каскад на транзисторе | ||||||
VT1 | Биполярный транзистор | КТ3102 | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
С1, С2 | Конденсатор | 1 мкФ | 2 | На схеме один из них, ошибочно указан как С1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
R1 | Резистор | 1 МОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R2 | Резистор | от 3 кОм до 6.8 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R3 | Резистор | 33 — 51 Ом | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Добавить все |
Прикрепленные файлы:
- vol_reg.rar (12 Кб)
Теги:
- Sprint-Layout
Резистор тонкомпенсации
Большая часть таких схем резисторов построена на основе переменных сопротивлений (сопротивление и есть резистор), для которых предусматривались дополнительные отводы. Недостатком их является то, что применяются только специальные переменные резисторы с тонкомпенсацией небольшой глубины.
Также они обладают определённой нелинейностью и ступенчатостью при воспроизведении верхних и ещё более — низких частот. Однако эти схемы применяются довольно часто как при изготовлении новой аппаратуры, так и для доработки готовых усилителей, приёмников и магнитол.
Для уверенной работы
Если в устройстве применён обычный регулятор громкости, то есть обычный переменный резистор, с тонкомпенсацией нужно работать отдельно. Специальная схема включается вместо него, если это сопротивление не было включено в цепь усилительных узлов обратной связи.
Однако при этом обязательно учитывается выходное сопротивление до регулятора громкости в предшествующем каскаде, оно должно быть намного меньше сопротивления резистора. Также учитывается входное сопротивление следующего каскада, которое обязательно должно быть больше сопротивления резистора. И чем больше разница сопротивлений, тем обеспеченнее согласование нагрузок, отчего в целом аппаратура работает увереннее.
Для гитаристов
Многие гитаристы замечают при убавлении громкости своего инструмента пропорциональное пропадание в звучании верхних частот. Особенно сильно заметен этот эффект, когда на гитаре стоят синглы. Вообще-то это, как говорят специалисты, проблемой вовсе не является. Просто таким образом получается менее перегруженный и более тёмный звук, вполне пригодный для ритм-партии. Для соло громкость увеличивается, звук лучше прорезается в миксе и вообще становится ярче. Стоит просто прислушаться к своему инструменту и оставить схему как есть, без каких-либо изменений.
Причинами потерь верхних частот могут являться очень многие. Кабели и вся электроника работают в сумме как фильтр, как резистор тонкомпенсации. Особенно это видно на низких частотах, поскольку фильтр низких частот работает только до порога, переступив который, он все частоты вообще отрезает. Поэтому максимальная громкость уводит блокируемые частоты за пределы слышимого диапазона, и если вращать потенциометр (то есть понижать громкость), сопротивление цепи повышается, смещая частоту среза фильтра низких частот в тот диапазон, который мы слышим.
Что такое BIAS и зачем он ламповому усилителю?
20 февраля 2012 | Максим Иванов, (с) KOMBIK.COM
Споры о настройке BIAS в ламповых усилителях ведутся уже не один год. Одни склоняются к тому, что его надо регулировать, другим нравится, когда этого делать не нужно. По словам Рэндалла Смита из Mesa Boogie, «…за 12 лет активного ремонта усилителей… одной из самых частых проблем было то, что настройки BIAS были либо выставлены неправильно, либо слетели из-за вибрации.»
Любой гитарный техник вам скажет, что самый простой способ заработать денег на гитаристе — настроить ему BIAS. В усилителях Mesa Boogie фиксированный BIAS, его не нужно настраивать, но за это удобство вы платите дороговизной ламп, которые специально подбирает и маркирует компания.
Я считаю, что здесь не должно быть недопонимания и каждому гитаристу, который рано или поздно дорастёт до дорогих усилителей, эти знания понадобятся. Постараемся не пудрить вам мозги техническими терминами.
Вот так течет вода по трубам…
Представьте себе электрический ток. И представьте себе раковину. Из крана ничего не течет, пока вы его не откроете. Как только вы кран открываете, из него начинает течь вода, причем силу этого потока вы можете отрегулировать сами. В общем, с электронами такая же история. Они просто себе сидят в проводах, не двигаясь, потому что нет напряжения. Как только напряжение подаётся, они начинают шевелиться.
Возвращаясь к примеру с водой в трубе, напряжение — это как давление в трубе (разница потенциалов), которое вызывает ток. Сила тока (измеряется в амперах) — это число электронов, которые проходят через сечение проводника за 1 секунду. Чем больше сила тока, тем больше значение в амперах, как вы уже догадались. Умножая силу тока на напряжение вы получаете электрическую мощность. Одна важная вещь, которую стоит помнить — это что в электричестве частицы с одинаковым зарядом отталкиваются, а с противоположным — притягиваются. Закон притяжения противоположностей. Как с девушками:) Пока всё просто, не так ли?
Вот так бегут электроны по лампам…
Теперь разберёмся в том, как работают лампы в усилителе. У каждой лампы есть катод, сделанный из материала, который отдаёт электроны при нагревании. Эти электроны с зарядом «минус», они не хотят сидеть на месте начинают толкаться, думая, куда бы смыться подальше, при этом распихивая друг друга по пути. И вот на нашем нагретом катоде уже закипают электроны. Для них у лампы есть анод — это пластина с зарядом «+», она притягивает к себе электроны. Электроны проникают в эту пластину и становятся частью движущегося напряжения в проводах и проводниках.
Если мы хотим, чтобы наша лампа усиливала напряжение переменного тока, а не выпрямляла его, превращая в постоянный, нам нужно контролировать число электронов, которые проходят через пластину. Для этого в лампе есть специальная решетка-электрод. Она из себя представляет небольшое сплетение проводов, обвитых вокруг катода, но при этом не прикасающихся к нему. Меняя напряжение на этой решетка, мы можем изменять её заряд, соответственно, она либо притягивает либо не даёт электронам проскочить (зависит от напряжения на решетке). Итак, меняя напряжение на этой маленькой решетке, мы меняем напряжение на выходе. Маленькое изменение на входе даёт очень большое изменение на выходе. Вот так работает ваш усилитель.
Итак, мы разобрались с электронами и с лампами. Разберемся же и с bias’ом. Для начала подсмотрим в словарь что это такое. Самое подходящее объяснение вот такое: Bias — напряжение смещения, (электрическое) смещение || подавать напряжение смещения, подавать смещение.
Ну теперь-то всё ясно, да? Ладно, шутки в сторону.
Двигаясь через решётку, электроны её нагревают. Если число электронов, которые проходят через решетку, достигает определенного уровня, она перегревается и разрушается. Как вы уже догадались, к лампе приходит таинственный пушистый зверь. Если мы не хотим этого допусить, а мы, конечно же, хотим, существует такая вещь как настройка bias’а. По сути это подстройка напряжения на той самой решетке.
Напряжение смещения (bias voltage) — это источник равномерного напряжения, подаваемого на решетку с целью того, чтобы она отталкивала электроды, то есть она должна быть более отрицательная, чем катод.
Таким образом регулируется число электронов, которые проникают сквозь решетку. Напряжение смещения настраивается для того, чтобы лампы работали в оптимальном режиме. Величина этого напряжения зависит от ваших новых ламп и от схемы усилителя. Таким образом, настройка биаса означает, что ваш усилитель работает в оптимальном режиме, что касается как и ламп, так и самой схемы усилителя.
Ну и что теперь?
Есть два самых популярных типа настройки биаса. Первый мы уже описали в самом начале статьи — это фиксированный биас. Когда я употребляю слово «фиксированный», это означает, что на решетку в лампе подаётся одно и то же отрицательное напряжение всегда. Если же вы видите регулятор напряжения в виде маленького потенциометра, это тоже фиксированный биас, потому что вы настраиваете с его помощью какую-то одну определенную величину напряжения.
Некоторые производители, например Mesa Boogie, упростили задачу для пользователей, убрав этот потенциометр из схемы. Таким образом мы ничего регулировать не можем, а можем только покупать лампы у Mesa Boogie. Они отбирают их по своим параметрам. Усилители работают в оптимальном режиме и все счастливы. Однако большинство компаний этого не делает, позволяя использовать самые разные лампы с различными параметрами. Это не означает, что лампы Mesa Boogie — самые лучшие, они просто подобраны под их усилители.
Другой способ настройки — это катодный биас. Его принцип заключается не в постоянном напряжении, подаваемом на решетку. Вместо этого между катодом и землёй помещается резистор с большим сопротивлением. Это позволяет стабилизировать напряжение в лампе. Сама схема довольно сложная, поэтому описывать мы ее не будем. Но если вам интересно, можете поискать в сети статьи про «Cathode bias». Одно небольшое замечание: фиксированный биас как правило используется в мощных усилителях, а катодный — в маломощных.
Bias, звук и лампы
Настройка биаса важна не только для того, чтобы ваш усилитель работал правильно, она также явно сказывается на его звучании и на сроке службы ваших ламп. Настроив оптимальное напряжение смещения, вы получаете максимально долго работающие лампы, а также максимально круто звучащий усилитель. Разве могут быть какие-то сомнения в необходимости такой настройки?
Осталось еще несколько спорных моментов, которые стоит прояснить. Есть 2 режима неправильной работы ламп — горячий (недостаточное напряжение смещения, лампа пропускает больше электронов, чем нужно и быстро перегревается) и холодный (слишком сильное напряжение смещения, всё наоборот). Здесь довольно легко запутаться, поэтому внесем ясность.
В горячем режиме сигнал начинает перегружаться раньше, чем обычно, мощность усилителя падает, звук менее объёмный, лампа быстро перегревается и изнашивается. Побочный эффект горячего режима — усилитель звучит громче, кажется что он лучше пробивает, но при этом теряет в объёме. Надо понимать, что это может быть едва заметно.
В холодном режиме усилитель звучит стерильно, звук быстро затихает. Этот режим также снижает срок службы ламп, но не так радикально как горячий.
При правильно настроенном напряжении ваш усилитель должен работать именно так, как это планировал его производитель — с идеальным сочетанием объёма и обертонов. Есть ребята, которые специально разгоняют свои усилители, заставляя их работать в экстремальных режимах. Примерно тем же занимаются компьютерные оверклокеры. Если им нравится такой звук и устраивает, что лампы нужно менять чаще — что же, их право.
Главное если вы не крутой электронщик — не пытайтесь это повторить. Один важный момент — если ваш усилитель звучит недостаточно объёмно или слишком трудно перегружается, смена ламп и настройка биаса могут помочь. Однако, если этого не произошло, вместо того, чтобы разгонять усилитель при помощи экстремальных режимов стоит подумать о том, чтобы купить другой усилитель, который изначально вам будет нравиться без всяких настроек.
Если же вы техник-маньяк, помните. что производители не просто так проектируют свои усилители. Есть причины почему они должны работать с определенными параметрами. Работа вне этих параметров может испортить и сам усилитель и лично ваше здоровье, ну а гарантия, как вы догадались, действовать перестаёт.
Я надеюсь, что эта статься пролила свет на недопонимание и некоторые заблуждения относительно ламп и биаса. Этот предмет до сих пор остается поводом для горячих споров. Для одних решают цифры. для других решают уши. Главное, что если вам что-то не нравится — меняйте это. Если это звучит хорошо — играйте на нём, ппока оно звучит хорошо. Ваш звук в ваших руках и сердцах.
Важно: эта статья ни в коем случае не должна побудить вас залезть в усилитель самостоятельно. Лампы — опасная для жизни вещь. Высокое напряжение может вас убить. будьте предельно осторожны и доверяйте профессионалам всю работу, в которой вы не разбираетесь. Любой хороший техник с радостью позволит вам смотреть как он копается в вашем усилителе, и вы своими глазами увидите, ка настраивается тот самый bias.
Удачи, играйте больше разной музыки!
Устранение проблемы
Кабели должны быть высококачественными, низкой ёмкости, которые гораздо меньше влияют на исчезновение верхних частот. Конечно, здесь есть и некоторые неудобства. Во-первых, такой кабель дорог, во-вторых, он жёсток и тяжёл. Длинный кабель имеет большую ёмкость, чем короткий. Здесь неудобство в том, что передвижения по сцене будут ограниченными.
Можно компенсировать потери в верхних частотах, если к незаземлённым ножкам резистора припаять конденсатор на вход и выход, тогда в схеме будет фильтр, добавляющий выходному сигналу больше верхних частот. Ёмкостью конденсатора устанавливается частота, пропускающая сигнал выше порога. И чем больше будет ёмкость, тем ниже порог частоты.
Treble Bleed Circuit. Теория и практика тонкомпенсации
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Вы возможно заметили что, когда убавляете громкость на своей гитаре — пропорционально в звуке начинают пропадать верхние частоты. Этот эффект особенно заметен если на гитаре установлены синглы. Для многих это не является проблемой — таким образом гитаристы получают более темный и менее перегруженный звук для ритм партии. При увеличении громкости для соло звук становится ярче и лучше прорезается в миксе. Итак. Что я хотел сказать? Золотое правило — прислушивайтесь к своему инструменту. Если потеря верхних частот для Вас — недостаток, «Treble Bleed Circuit» — это то что Вам нужно. В противном случае оставьте схему как есть. Без изменений.
[на основе статей Alan’а Ratcliff’а и JohnH (с сайта guitarnuts.com)]
Потеря верхних частот. Причины
Это происходит потому что потенциометр громкости, кабели и прочая гитарная электроника в сумме работают как фильтр низких частот по схеме, схожей с потенциометром тона. ФНЧ имеет порог, выше которого он отрезает все частоты. Когда громкость установлена на максимум — блокируемые частоты находятся вне основного слышимого диапазона. При вращении потенциометра (понижении громкости) повышается сопротивление цепи и частота среза ФНЧ смещается в слышимый диапазон.
Способы устранения проблемы
— Высококачественные кабели низкой емкости меньше влияют на подавление верхних частот. К сожалению, эти кабели, как правило, очень дорогие, жесткие и тяжелые. — Короткие кабели имеют меньшую емкость чем длинные — но, очевидно, это может существенно ограничить ваши передвижения на сцене. — Вы можете компенсировать потерю верхних частот, припаяв конденсатор к незаземленным ножкам потенциометра «In» и «Out» — таким образом в схеме появится фильтр, подмешивающий к выходному сигналу верхние частоты. Емкость конденсатора устанавливает частоту, выше которой конденсатор пропускает сигнал. Чем больше емкость — тем ниже пороговая частота.
Treble Bleed Circuit
[1] 100pF — 500pF конденсатор. Ibanez используют 330pF на многих RG и 180pF на некоторых PRS моделях. Мод часто встречается на телекастерах. Он неплохо работает при уровне громкости в диапазоне от 100% до 40%, но при минимальных значениях звук становится слишком ярким, звенящим. Связано это с тем что верхние и нижние частоты в данной схеме убывают неравномерно. Но! На хамбакерах этот «дефект» не так заметен. И многим музыкантам он нравится. Благодаря такой ручке «громкости» можно сформировать звук, который ни одна стандартная крутилка тона сделать не может. Устранить «дефект» можно с помощью резистора двумя способами ([2],[3]).
[2] Конденсатор — 560-1000pf, резистор — 80-500K. Конденсатор и резистор соеденины параллельно. Seymour Duncan и DiMarzio придерживаются именно этой конфигурации. Есть много мнений насчет оптимального сопротивления резистора — все они сводятся к тому что его значение должно находится в промежутке 50-90% от сопротивления потенциометра. Для подбора можно использовать подстроечный резистор (trimpot). Главный недостаток данной модификации — резистор, присоединенный параллельно с потенциометром, существенно влияет на его «конус» (зависимость сопротивления от поворота ручки громкости).
[3] Конденсатор 1-2nf, 100-130K резистор. Конденсатор с резистором соединены последовательно (порядок не важен). Австралийский производитель звукоснимателей Chris Kinman рекомендует подобное соединение для синглов, но оно также подходит и для хамбакеров. Резистор здесь сглаживает «дефект» первого мода, при этом не так сильно влият на «конус». Конденсатор с большей емкостью имеет большую пропускную способность — не будет скачка верхних частот. Что изменится? При вращении потенциометра громкость в начале пути будет нарастать медленнее, чем у немодифицированных потенциометров.
Графики
В идеале кривая АЧХ не должна изменяться при понижении уровня громкости. Все последующие схемы соответсвуют разным модификациям «Treble Bleed Circuit» и смоделированы таким образом, чтобы кривая в районе -6db максимально приближалась к кривой «Full» (когда громкость установлена на максимум). Интерес составляют последующие изменения АЧХ, вызванные понижением уровня громкости (повышением сопротивления).
[0] Стандартный потенциометр громкости.
[1] Конденсатор.
[2] Конденсатор и резистор соединены параллельно.
[3] Конденсатор и резистор соединены последовательно.
Видео от John Planetz:
Treble Bleed Mod. Подбор конденсатора.Установка конденсатора.Несколько потенциометров громкости на одной гитаре.
Тонкомпенсация в компьютере
У персональных компьютеров, мобильных устройств, медиа-плееров и другой подобной техники, причём одинаково под Linux или Windows, линейно работают регуляторы громкости. Можно закрутить ползунок почти до самого низа и не изменить громкости, зато дальше каждый пиксель заметно её изменяет. А ведь регулироваться это должно в децибелах. Тонкомпенсации настоящей практически нет нигде. Всё делается только регулировкой звука. АЧХ корректируется всегда в зависимости от звуковой карты.
Интерфейс взаимодействия API предоставляет, но вот конкретные функции могут и не быть доступными. Где-то присутствует хороший графический эквалайзер, где-то хотя бы ползунки — подтянуть тембры низких и высоких частот, а где-то и вообще ничего в доступе нет. И даже там, где есть, конретного совета ни получить, ни подарить нельзя: каждая операционная система диктует своё. У «семёрки» — так, у «десятки» — эдак, а Linux вообще особая статья.
Задолбали мифами про тонкомпенсацию и советами её отключать. Я объясню.
В мире живых звуков нет ручки «Громкость». Конечно, можно сесть поближе к оркестру, можно закрыть уши руками перед бездарным певцом или попросить кого-то кричать погромче/потише. Всё это влияет на то, что мы в быту называем громкостью. Но одноимённая ручка на магнитоле не делает шёпот криком, не превращает «пиано» в «форте», не отсаживает вас в соседнюю комнату и т.д. Она в простейшей своей реализации просто снижает звуковое давление во всём спектре. Причём вне зависимости от класса аппаратуры (об этом потом).
Между тем, нам — людям — повезло (или не повезло?) при низком звуковом давлении воспринимать середину слышимого спектра интенсивнее, чем низ и верх. То есть волна 1000 Гц давлением N паскалей для нас «громче», чем волна 50 Гц тех же N паскалей. А если паскалей ощутимо поднабросить, то разница будет уже не так очевидна на слух. Чтобы с паскалями и уж тем более с децибелами из-за этого не мучаться, даже была придумана единица «фон».
Видите там по ссылке красивый график?
На этом графике заметьте, как нижние кривые гораздо сильнее прогибаются, чем верхние. И вот если вы идеальным микрофоном запишете живой оркестр, а потом дома или в машине воспроизведёте без обработки на идеальной технике, но с меньшим звуковым давлением, то на слух получите недостаточно «прогнутую линию». Спектральный баланс перекосится, и низы с верхами пропадут.
Я не просто так сказал про идеальную аппаратуру записи и воспроизведения. Можно ещё и про идеальный слух сказать: этому феномену подвержены все люди. Мы тут со своими ушами за миллионы лет оказались не готовы к простой возможности менять давление одинаково по всему спектру. Не важно, на динамике смартфона или на супер-пупер-хай-энд-конфигурации с золотыми проводами.
Закономерный выход из ситуации — регулировать громкость с компенсацией этих вот перекосов. Такая компенсация и называется тонкомпенсацией. На инглише это «loudness» — просто сокращение от equal loudness contour.
Теперь про реализацию этой штуки в различной аппаратуре…
Правильно и абсолютно точно реализовать тонкомпенсацию в технике довольно сложно. Это опять связано не только со стоимостью аппаратуры, но и с переменными, которые не так просто учесть. Даже если вы откалибруете свою систему специальными инструментами по всем стандартам, вам рано или поздно попадётся запись, громкость которой запортачена ещё на студии (зачастую специально).
Поэтому надеяться остаётся на приближенную реализацию с возможностью немного её подкрутить. В современной технике тонкомпенсация, когда она правильно сделана, автоматическая. Это значит, что с увеличением единиц громкости её влияние постепенно убавляется. Но в ширпотребе и в старой технике на моём опыте чего только не было: * простой темброблок НЧ/ВЧ в самой дешёвой советской аппаратуре (да-да, это оно — компенсируйте вручную); * НЧ/ВЧ одной ручкой под именем loudness (опять же подстраивайте сами, только одной ручкой); * нормальная кнопка Loudness с неадекватной реализацией (прибавляется только низ или только верх, например) — невозможно пользоваться; * кнопка «тонкомпенсация», которая делает что-нибудь вообще другое (общая компрессия уровня) — этим тоже невозможно пользоваться; * перекошенная или слишком сильная тонкомпенсация — когда несмотря на все прочие калибровки звук превращается в бубнёж.
Удачная тонкомпенсация это когда и на высокой, и на низкой громкости сохраняется одинаковый тембральный баланс. То есть когда ручка «Громкость» меняет громкость в фонах, а не в децибелах. Устройства и программы с хорошей реализацией ТК надо холить и лелеять, а не игнорировать как «улучшайзер». Исключение для себя могут сделать люди, слушающие музыку примерно на одном уровне громкости — как звукоинженеры в студии или на концерте, например.
Напоследок процитирую Википедию: «Тонкомпенсация — процесс изменения частотных характеристик звукового сигнала в том случае, когда при прослушивании уровень его звукового давления отличается от стандартного уровня 90‒92 дБ, принятого при записи музыкальных звуковых сигналов.
» Отсюда и вывод: отличается — компенсируйте.
Что такое LUFS, и почему это важно?
Война громкостей в музыкальной индустрии, где каждый хочет иметь максимально возможный уровень, привела к большому сопутствующему ущербу — усталости слушателя, искажениям, и отсутствию динамического диапазона.
Громкие войны — это не просто часть нашей индустрии, так как вы знаете, что при просмотре телевизора, рекламный ролик с незанимательным продуктом, может быть в 10 раз громче, чем предшествовавшее ему шоу. В панике зритель хватает пульт дистанционного управления, чтобы отключить звук до того, как соседи пожалуются на шум, но затем, при повторном запуске программы, вам необходимо снова поднимать громкость. Что ж, Европейский союз вещания (EBU) ненавидит это примерно также, как и мы, поэтому они решили это урегулировать. Но в процессе также облегчили микширование песен и альбомов.
Существует два основных способа измерения уровней звука: пики и RMS. Пик измеряет высочайший уровень (учитывая кратковременные), тогда как RMS определяет средний уровень. RMS более тесно коррелирует в нашим слухом. Например, удар барабана имеет высокое пиковое значение, но устойчивый аккорд с высоким средним значением — будет субъективно звучать громче, даже если его пик не будет близок к ударным инструментам.
Чтобы соответствовать уровнять в альбоме, которые люди нормализуют все дорожки до максимального пикового значения. Однако это редко бывает эффективно, поскольку песня с более высоким средним уровнем, будет звучать громче, чем остальные. Другие же инженеры нормализуют к значению RMS, но тогда пики могут выходить за 0дб, поэтому необходимо их на мастер-шине срезать. В конечном счете, лучший способ сопоставить уровни — субъективен.
Введение в LUFS В интернете есть множество справочных материалов о стандарте EBU R128 — как он был получен, многочисленные вариации, гайки и болты следующие за ним — так что давайте придерживаться практических приложений. В принципе, теперь у нас есть счетчики громкости, чьи возможности расширяют обычные VU или пиковые метры и основаны на спецификации под названием Loudness Units. LUFS означает полную шкалу громкости, которая ссылается на единицы громкости на полную шкалу (т.е. максимальный уровень, который может обрабатывать система). Steinberg Cubase, PreSonus StudioOne 3, Magix Samplitude, iZotope Insight 2 и другие DAW программы теперь включают этот тип измерений.
В двух словах, единицы громкости — единица измерения, используемая в процессе количественного определения воспринимаемой громкости музыки, анализируя средний уровень с течением времени. Теоретически, два музыкальных произведения, которые регистрируют идентичные чтения LUFS, должны звучать так, как будто они находятся на одном уровне, и на практике они действительно звучат так, как будто они находятся на одном уровне, независимо от того, что говорят пиковые или RMS-чтения. Таким образом, у нас есть непосредственная, практическая выгода — если вы микшируете и хотите согласовать уровни среди референсных треков, проверьте их LUFS показания.
Значения — это отрицательное число, например -5LUFS, -10LUFS, -13LUFS и т.д., поскольку относятся к полной шкале. Чем меньше отрицательное значение, тем выше средний уровень. Но вот красота системы: такой вещатель, как YouTube, может принять решение на стандартном уровне LUFS, чтобы люди не возились постоянно с настройкой аудио, потому звук автоматизируется под определенный заданный уровень. Если у вас есть джазовый трек с широким динамическим диапазоном, который показывает -18 LUFS, его уровень будет увеличен до -13 LUFS. Так что хардкорный бельгийский техно-трек 1990 года будет близок к той же воспринимаемой громкости, что и запись струнного квартета.
Для широковещательной передачи рекомендуемый стандарт составляет -23LUFS — но это отличается от мастеринга музыки для воспроизведения. Мы часто делаем субъективные призывы о том, сколько динамического диапазона мы хотим, и мы можем справиться с любым LUFS, который хотим. Потому учитывайте, что воспроизведение стримминговым сервисом или с компакт-диска — отличается. Для клубных треков вы, возможно, захотите установить более высокий средний уровень (например -6LUFS), поскольку для данных стилей нет стандартного уровня. Но опять же, когда трек будет транслироваться, он теоретически будет иметь тот же воспринимаемый уровень, что и другая музыка.
Без соответствия LUFS более низкий сигнал звучит намного громче. При сопоставлении LUFS даже формы сигналов, которые отличаются друг от друга, имеют одинаковый видимый уровень.
Конечно, если два разреза используются для создания звука для воспроизведения автомобиля (через USB-накопитель или компакт-диск), то -11.4 LUFS будет звучать мягче. К счастью, благодаря современной технологии, многие автомобильные аудиосистемы имеют фантастическую новую функцию, называемую «ручкой громкости». Это позволяет вам устанавливать уровень громким или мягким, как вы хотите, сохраняя динамический диапазон звука! Удивительно, а?
Нужно ли создавать миллионы разных мастер-версий? Учитывая, что разные магазины нормализируют к разным стандартам (например, YouTube -13LUFS против iTunes -16LUFS), означает ли это, что нужно создавать отдельные мастер-версии для каждой площадки? Это решать вам. Установите уровень на мастер-шире до тех пор, пока ее значение не достигнет целевого уровня. Изменение значений не даст слишком явную разницу. Кроме того, если вы решите выпустить свою музыку через агрегатор, вам нужно будет создать отдельные мастера для CD, загрузки и потоковой передачи, которые могут превратиться в логистический беспорядок. Просто сделайте лучшую музыку, которую вы можете, с нужной динамикой, не заморачиваясь над тонкостями. Слушатель сам определит, нравится ему баланс или нет. Надеемся, что в его системах воспроизведения есть новая функция контроля громкости, о которой мы говорили ранее.
Соответствие различных шкал отображения громкости наглядно иллюстрируется картинкой.
Конечно, формат альбома не так популярен, как когда-то, но коллекции песен по-прежнему распространены, и измерение LUFS может помочь в согласованности. Данный алгоритм поощряет перемирие в войнах громкостей — вы не сможете выкрутить звук сильнее, чем звучит музыка на Spotify, потому что Spotify просто вернет баланс обратно. И если вы цените музыку с динамическим диапазоном, Spotify будет уверен, что она звучит как громко, как и все остальное — только с более динамичным диапазоном. Это действительно прогресс.
P.S.: Изначально Международный телекоммуникационный союз в своих рекомендациях BS.1770-1 определял понятие LKFS. Затем Европейский вещательный союз ввел понятие LUFS, которое отличалось наличием гейтирования (игнорирование фрагментов аудиофайла с громкостью менее –70 LUFS) в алгоритме и не обладало недостатком LKFS (занижение громкости фонограммы, в которой много фрагментов с тишиной). В последней редакции BS.1770-3 алгоритм LKFS был модифицирован в соответствии с LUFS, однако термин LKFS не ликвидировали. Таким образом, сейчас LUFS и LKFS означают одно и то же.
Смикшировано с arefyevstudio.com и redmine.digispot.ru