Линейный усилитель ВЧ мощности на 6П45С

1512305108_20170912_230858
Уважаемые жители Датагории, поздравляю всех со всеми новогодними праздниками!
:bye: Написать эту статью меня побудило желание поделиться с вами своими изысканиями и опытом работы с замечательным советским триодом 6С45П-Е. Причиной, также, явилась необходимость сотворить звуковоспроизводящую «двойку». Дочке на 25-летие подарил вертушку для винила, о которой она давно грезила.

↑ Выбор прототипа схемы усилителя

Изучая тему лампостроения, нашёл книгу М.В. Торопкина «Ламповый Hi-Fi усилитель своими руками», изд. Санкт-Петербург, 2005 г, «Наука и техника». В ней есть масса интересных схем. Одна из них — однотактник на 6С45П — меня зацепила своей простотой.

1514684797_snimok

Понравилось, что в ней короткий путь сигнала и отсутствие наворотов. Заказал через Интернет выходные трансы «TW6SE» и силовые трансы-торы — накальный 6В/4А и анодный 220В/0,18А.

1512305046_p5150129

Собранная на коленках и соплях авторская схема играла, но даже АС с чутьем 96 дБ звучали слабовато.

1512305023_p4290122

Попробовал поиграться со смещением. Сдвоенным переключателем менял батарейное смещение на стандартное автоматическое с катодным резистором.

1512305128_batareynoe-smeschenie

Долго слушал, пытаясь уловить разницу. Чисто по физике я понимаю, что батарейное смещение должно быть лучше, а на практике трудно поймать нюансы. Честно говоря, разницы своими ушами я не услышал. В общем, решил я эти переключатели в конструкцию заложить, вдруг кто-нибудь из близких действительно услышит и оценит батарейное смещение. К тому же удобно клацнуть тумблером, когда батарейки сели, а в магазин лень бежать.

Общие данные

Применялась в телевизионной аппаратуре для выходных каскадов строчной развёртки цветных телевизоров с диагональю экрана 59-61 см и углом отклонения 90-110 градусов, а также в выходных каскадах усилителей низкой частоты и любительских коротковолновых передатчиков. Очень близкий аналог европейской лампы EL509[1], но не являющаяся ее копией (отличается конструкцией катодно-подогревательного узла и имеет принципиально иную конструкцию сеток). Самая мощная лампа для бытовой аппаратуры. Заменила лампу 6П42С, имевшую недостаточную надёжность[2]. Превосходила ГУ-50 по выходной мощности при меньшем напряжении на аноде. Среди приемно-усилительных ламп имеет самый большой допустимый ток анода — 0,8А, а эмиссионная способность катода новой лампы позволяет развивать ток до 1,2А. Одна из последних, разработанных в СССР, ламп для бытовой аппаратуры.

Катод оксидный, косвенного накала. Работает в любом положении. Выпускалась в стеклянном бесцокольном оформлении. Срок службы — не менее 500 часов[3]. Цоколь штырьковый типа Magnoval. Штырьков 9. Надежность ламп 6П45С сильно отличалась в зависимости от выпускающего завода и особенностей выпуска партии. Значительное количество ламп не выработали и назначенного срока службы, однако было немало экземпляров, прослуживших и по много тысяч часов. В годы массового распространения телевизоров УЛПЦТ лампа 6П45С была особо дефицитной и владельцы телевизоров часто приобретали ее впрок (зачастую — не одну), несмотря на высокую для тех лет цену — около 6 рублей в начале 1980-х годов (до 1 апреля 1991 года — 9 рублей).

440px-lampa_6p45s_
Лампа 6П45С. Этикетка. Лицевая сторона.

440px-lampa_6p45s
Лампа 6П45С. Этикетка. Внутренняя сторона.

Основные характеристики

  • Напряжение накала — 6,3 В.
  • Ток накала — 2,5 А.
  • Ток анода в импульсе — 0,8 А.
  • Напряжение анода на закрытой лампе — 7 кВ.
  • Мощность, рассеиваемая анодом — 35 Вт.

Цоколёвка

1 и 8 — управляющая сетка, 2 и 7 — лучеобразующие пластины, 3 и 6 — экранирующая сетка, 4 и 5 — накал (подогреватель), 9 — катод, колпачок — анод.

Содержание драгоценных металлов в одной лампе

золото — 0,028675 г

платина — 0,001508 г

Содержание цветных металлов в одной лампе

латунь — 1,3 г в верхнем выводе-колпачке

молибден — 7,5 г в сетках

никель и его сплав — 13,3 г в катоде, камере анода, пластине лучеобразующей, газопоглотителе, перемычках, бугеле.

↑ Повышаем мощность!

Однозначно нужна бо́льшая мощность, а со смещением потом разберусь.
Недолго думая, добавил ещё один триод и получился SRPP с трансформаторным выходом.

1512305118_p5030125
Этот вариант играл уже громче, но всё-таки, для работы с вертушкой, где выход ~500 мВ, не годится.

В поисках ответа набрёл на статью неизвестного автора, где предлагается нулевое смещение лампы. Попробовал. И вроде всё грамотно и доходчиво описано, но как только на миллиамперметре увидел ток 65 мА, который кушают лампы, мне так стало жалко мои «сорокопятки»!

В этой же статье автор предлагает оперативно менять сопротивление верхнего резистора, добиваясь изменения спектрального состава сигнала для прослушивания музыки разного жанра. Попробовал ради интереса, переключал резисторы номиналом от 50 до 430 Ом. Снова что-то с ушами. На слух разницы не обнаружил. Опять же, по физике, в классике SRPP оба резистора должны быть одинакового номинала.

↑ Итоговая схема SRPP

Итак, я остановился на следующей схеме.

1515163635_shema-srpp-new
С темброблоком особо не заморачивался — двухполосный с тонкомпенсированным регулятором громкости на ALPS 50 кОм.

1512305121_p6200133
Кенотронное питание заменил на полупроводниковое ради уменьшения габаритов. Схема задержки включения анодного напряжения многократно повторена датагорцами. Я взял ее за основу и слегка адаптировал под себя.

↑ Конструкция усилителя

Купил алюминиевый крашеный корпус 275×175х65 мм фирмы Gainta.

1512305105_p5150128

Использовал 6-вольтовое реле типа TR99-6VDC-SB-CD, которое не требует дополнительной обмотки трансформатора. Одна группа контактов реле подает питание на анодный транс, другая меняет свечение светодиода-индикатора сети с красного на зеленый.

Конструкция усилителя открытого типа, выходные трансы установлены сверху и накрыты алюминиевым кожухом – тоже корпусом фирмы Gainta 140×100х75 мм.

1512305103_p5310132

Силовые трансы установлены на текстолитовую плиту, которая крепится внутри корпуса под выходниками. Конденсаторы МБГО и МБГЧ для экономии места вынуты из корпусов и закреплены на плате с помощью двухстороннего скотча и кабельных стяжек. В этот же бутерброд уложены и слюдяные кондеры ССГ-1.

1512305070_p6200134

Так как места внутри корпуса маловато, то электролиты 470.0×450 В пришлось выставить наверх. Батарейки 1,5 В типа АА решил установить тоже сверху на корпус в батарейных отсеках. Говорят это ненадежный контакт и чреват «повисанием» сетки, но для контроля напряжения и замены батареек так удобнее.

1512305066_20170723_225145

Монтаж, за исключением схемы задержки и темброблока, навесной. Там, где длины выводов деталей не хватало, использовал провод МС.

Усилитель мощности на 6П45С

Схема усилителя на 6П45С
Однако плохое согласование усилителя мощности и трансивера — не единственная причина малой выходной мощности на ВЧ-диапазонах. На высоких частотах для получения резонанса необходимо уменьшать и индуктивность, и емкость выходного П-кон-тура. До некоторых частот удается поддерживать его параметры оптимальными, но, к сожалению, уменьшать емкость анодного конденсатора можно только до некоторого предела, определяемого суммой паразитных емкостей монтажа, межвитковой емкостью катушек, а также выходной емкостью лампы. Естественно, общая емкость контура не может быть меньше суммы этих емкостей, поэтому на диапазонах 21 и 28 МГц резонанс достигается только при уменьшении соотношения L/C. что приводит к падению резонансного сопротивления контура.

Выход из этого положения был найден давно, но радиолюбители, как правило, упорно делают усилители по классическим схемам, и в то же время жалуются на неудовлетворительную работу устройства на ВЧ-диапазонах. Тем не менее, все делается довольно просто. В цепь анода лампы последовательно с конденсатором С6 включается индуктивность L3, которая подобрана таким образом, что вместе с выходной емкостью лампы и конденсатором СЮ образуется П-контур К этому П-контуру подключен еще один контур (общий), в который также входят конденсаторы СЮ, С11 и индуктивность (вариометр) L4, с помощью которых и осуществляется настройка и согласование усилителя с нагрузкой.

Коммутация режима RX/TX осуществляется с помощью реле К1… КЗ (рис.2). Переключателем SB1 усилитель может быть переведен в режим «обвод». В этом режиме выходной каскад трансивера подключается прямокантвнне»

Читайте также:  Инструкция и руководство для Pioneer BDP-150-S на русском

В случае применения в усилителе двух ламп, ток покоя каждой из них необходимо устанавливать отдельно С этой целью требуется параллельно резистору R3 подключить еще один аналогичный резистор. Вывод ползунка дополнительного резистора подключается к управляющей сетке второй лампы.

Конструкции усилителя могут быть самыми разнообразными — все зависит от возможностей радиолюбителя, поэтому будут указаны нюансы, от которых зависит его качественная работа. Верхняя часть корпуса усилителя перегорожена на две половины. В одной из них находится блок питания, в другой установлены лампа 6П45С, анодный дроссель и элементы П-контура. Все напряжения, подводимые к лампе и репе, должны подаваться через проходные конденсаторы, включая напряжение канала.

При монтаже усилителя входные цепи необходимо отделить от выходных экраном. Входные цепи — К1, Т1, L1, L2, СЗ-установлены в нижней части шасси. Лампа VL1, анодный дроссель Др1, детали П-контура и К2 располагаются в верхней части. Проводники ВЧ-цепей должны быть короткими и, по возможности, прямыми. Обмотки реле К1..КЗ блокированы конденсаторами.

Особое внимание следует уделить ФНЧ. Конструктивно фильтр выполнен в металлическом корпусе, разделенном на 3 отсека (для исключения взаимной индуктивной связи между Т1, L1 и L2) Конденсаторы фильтра должны иметь рабочее напряжение не менее 100 В. В первом отсеке расположен трансформатор Т1, во втором-L1, С1, С2, в третьем-L2, С4 Стабилитрон VD1 установлен на небольшом радиаторе, изолированном от шасси.

Анодный дроссель Др1 намотан на фарфоровом каркасе 020 мм проводом ПЭЛШО-0,31, число витков — 150. Ближние к аноду 50 витков намотаны с шагом 0,5 мм. Катушка L3 — бескаркасная, 030 мм, намотана посеребренным проводом 02 мм с шагом 2 мм. L4 — вариометр заводского изготовления.

Имеет смысл включить в разрыв между анодом лампы и точкой соединения Др1 и С6 антипаразитный дроссель. Этот дроссель, содержащий 3 витка, можно намотать проводом ПЭВ-1 01 мм на двухваттном резисторе сопротивлением 51 …100 Ом.

Конденсатор С1 Одолжен иметь зазор между пластинами не менее 1 мм. С11 -сдвоенный, а лучше строенный, от радиовещательного приемника. С6 должен иметь рабочее напряжение не менее 2500 В. Реле К1 — РЭС55, К2 — маятниковое, КЗ — РЭС10. Дроссель Др2 намотан двумя проводами на ферритовом стержне 012 мм и длиной 70 мм из материала Ф-600 и имеет 40 витков провода ПЭЛШО 0,51. ДрЗ — трехсекционный, содержит 150 витков провода ПЭЛШО 0,21 — по 50 витков в каодой секции, намотанных на каркасе диаметром 5 мм, высота секций — 10 мм. Широкополосный трансформатор Т1 намотан на ферритовом кольце ЗОВЧ К10x6x2 двумя скрученными проводами ПЭЛШО 0,41 (две скрутки на 1 см длины) и содержит 12 витков. Начало одной обмотки соединяют скопцом другой — таким образом получается средний вывод. Катушки ФНЧ L1 и L2 содержат по 6 витков провода ПЭВ-2 01,2 мм, диаметр катушек — 12 мм, шаг намотки — 3 мм.

Налаживание

Перед включением усилителя необходимо убедиться в правильности монтажа, отсутствии коротких замыканий, наличии и соответствии норме всех напряжений.

Порядок настройки П-контура в особых пояснениях не нуждается. Процедура начинается на самом высокочастотном диапазоне. Путем сжатия или растяжения витков катушки L3 добиваются максимума выходной мощности в середине десятиметрового диапазона. При настроенных ФНЧ и П-контуре выходная мощность будет составлять около 120 Вт при входной мощности 5 Вт.

ФНЧ должен без значительных ослаблений пропускать частоты до 32 МГц. Настраивается ФНЧ путем сжатия/растяжения витков катушек L1, L2 и изменением емкостей конденсаторов С1, С2 и С4 (желательно установить подстроечные конденсаторы). Настройка осуществляется с помощью ПСС на частоте 21 МГц, уровень ВЧ-напряжения контролируется на управляющей сетке VL1 при выключенном усилителе. Далее проверяется АЧХ по всем диапазонам, и если будет обнаружен значительный провал на каком-либо из них, процесс настройки ФНЧ повторяется.

Схема блока питания особенностей не имеет, поэтому не приводится.

Литература

1. Как закачать мощу.-KB журнал, 1993, N1, С. 27.

↑ Прослушивание, анализ, выводы

Слушал усилитель несколько дней. Попутно измерил АЧХ. Полоса частот от 18 Гц (ниже мой генератор не выдает) до 22 кГц (выше тоже не может) при неравномерности 1 дБ.
Выходная неискаженная мощность на нагрузке 8 Ом составила 1 Вт. На полутора Ваттах уже наблюдается искажения формы сигнала, хотя на первичке выходного транса синус идеальный. Выводы:

качество звучания достойное; мощности все же мало; придётся отказаться от батарейного смещения в пользу высвобождения места для монтажа предварительного каскада усиления.

Предельно допустимые электрические величины

Напряжение накала, В 5.7 — 6.9
Напряжение анода, В 400
Напряжение анода при включении лампы, В 700
Напряжение 2-й сетки, В 300
То же при включении лампы, В 700
Напряжение анода в импульсе (при т = 18 мкс), кВ 8
Напряжение 1-й сетки отрицательное, В 300
Напряжение между катодом и подогревателем, В +- 100
Напряжение на лучеобразующих пластинах, В 50
Ток катода (средний), мА 500
Мощность, рассеиваемая анодом, Вт 35
Мощность, рассеиваемая 2-й сеткой, Вт 5.5
Сопротивление в цепи 1-й сетки, МОм:
при фиксированном смещении 0.5
в схеме строчной развертки со стабилизацией 2.2
Температура баллона, град. С 260
Устойчивость к внешним воздействиям:
ускорение при вибрации на частоте 50 Гц, g 2.5
интервал рабочих температур окружающей среды, град. С от -60 до +70
Производитель Светлана, С.-Петербург

↑ Доработка. Входной каскад на 6Н23П

1515163658_shema-6n23p-srpp-na-6s45p-new
Как я уже писал, основной источник сигнала – вертушка для винила с выходом 500 мВ. Значит 6С45П-Е надо раскачать. Выбирать входную лампу долго не пришлось – это 6Н23П-ЕВ.

1512305108_20170910_122231

У моих экземпляров 6Н23П коэффициент усиления оказался 34, чего, с учетом затухания в темброблоке, достаточно с запасом. Рабочую точку решил выбрать на более линейном участке. Режим 6Н23П-Е: Ua = 65…70 В, Uсм = – 1В, Iа = 8…10 мА. В итоге конструкция претерпела небольшие изменения.

На месте батарейных отсеков вырезал отверстие под панельку ПЛК-9. Двухсекционные тумблеры заменил на односекционные, которыми, при необходимости, отключаю темброблок и регулятор громкости. Ещё немного увеличил смещение нижней лампы, установив катодный резистор сопротивлением 105 Ом. Анодный ток при этом составил около 25 мА. Выходная мощность на нагрузке 8 Ом при уровне входного сигнала 1 В составила 1,7 Вт. Очень меня порадовал звук в наушниках – мощный, объемный с хорошим басом.

Усилитель на «телевизионной» лампе 6П45С

Недавно я вытащил из гаража свой старый усилитель на лампе 6П45С. Захотелось попробовать подключить к нему SDR трансивер Flex-1500 (пока не приехали транзисторы к итальянскому HLA-300).
На этом усилителе я начинал работать в эфире своим личным позывным в конце 80-х годов. Несколько лет усилитель работал вместе с самодельным трансивером «Радио-76М2», а позже (после небольшой переделки) с промышленным аппаратом «Эфир-М». За это время было проведено много тысяч QSO (больше всего на диапазоне 160 м).

Усилитель был собран по гибридной схеме В. Жалнераускаса (UP2NV)

из журнала «Радио» №4 за 1986 год.

73511503

Схема гибридного усилителя

Корпус для усилителя был куплен в магазине «Сделай Сам» и был явно заточен под мощный транзисторный УНЧ. Надо сказать корпус оказался тяжёлый и прочный, из довольно толстого металла.

Для начала я разделил корпус экранирующей перегородкой на высокочастотную часть и «всё остальное».

29488906

Внутри усилителя много свободного места — корпусок великоват

84966631

Для БП был использован силовой трансформатор от ЧБ телевизоров ТС-180. Анодное напряжение на лампу подавалось с выпрямителя с удвоением напряжения. Вместо транзистора КТ922 я поставил КТ909 (что было тогда под рукой). Предварительный усилитель был размещён в корпусе самого «Радио-76М2» и был собран на транзисторах КТ325. Усилитель до переделки не фотографировался, так что показать нечего. В первом варианте П-контура вместо КПЕ стояли два галетника, которые переключали слюдяные конденсаторы разных номиналов, а вместо катушки стоял шаровый вариометр. П-контур хорошо строился на диапазонах 160 и 80 метров. С появлением «Эфира-М» контур был переделан по классической схеме — два КПЕ и катушка с переключаемыми отводами. Антенное реле я применил от какой-то военной техники — большое и мощное (даже отдельный диодный мостик для его питания соорудил, а на самом деле вполне хватило бы РПВ-2/7).

Читайте также:  Marantz VS Marantz. Интегрированные усилители Marantz 1072 / Marantz PM5004

Усилитель успешно работал на НЧ диапазонах, но на 14 МГц и выше анодный ток при подаче сигнала как положено возрастал, а мощность на выходе с ростом частоты стремительно падала. Тогда мне захотелось попробовать классический вариант с общим катодом и раскачкой в сетку. Раскачка подавалась через повышающий трансформатор 1:3 (1:9 по сопротивлению) на резистор 510 Ом в цепи первой сетки.

Переделка позволила работать на всех диапазонах с некоторым уменьшением выходной мощности на диапазонах 21-28 МГц (о хорошем КСВ по входу усилителя я тогда всерьёз не задумывался).

После долгих лет забвения усилитель был включен, а когда лампа прогрелась, появился слабый ностальгический «ламповый» запах.

Для начала я подключил к усилителю трансивер FT-817 и обнаружил (по встроенному КСВ-метру), что на НЧ диапазонах согласование по входу усилителя очень хорошее, а начиная с 14 МГц оно начинает быстро ухудшаться (входная ёмкость лампы шунтирует вход).

Несколько модернизировал входную цепь — вместо трансформатора 1:9 запаял 1:4, а резистор заменил на 200 Ом. Согласование на ВЧ диапазонах стало заметно лучше, на десятке трансивер перестал ругаться на высокий КСВ, но до идеала ещё далеко.

Следующим этапом надо попробовать после трансформатора воткнуть ФНЧ, нагруженный на тот же резистор, чтобы ёмкость управляющей сетки лампы стала частью емкости самого фильтра. Эта хитрость должна существенно улучшить согласование на высокочастотных диапазонах.

Усилитель при раскачке 100% мощности с Flex-1500 выдал около 100 Вт на 80 метровом диапазоне, 80 Вт на двадцати метрах и 60 Вт на десятке в режиме несущей. Качество сигнала оказалось хорошим, нелинейных искажений корреспонденты не обнаружили.

RN1NEB
info — 28600.ru
P.S.

Некоторые цитаты с форума:
RA1N (Andrew)
:
«Олег, неужель электролиты не высохли?»moder
:
«Старые советские электролиты такого типа бывают очень хорошего качества и долго держат ёмкость, а если и проседают, то после недолгой тренировки восстанавливаются полностью.»rn1neb
:
«Не высохли ничуть, совсем как новые! Было желание поставить второй ТС-180 и вторую лампу параллельно (только тогда не помешает увеличить количество вентиляционных отверстий над и под лампами), а заодно уйти от удвоения напряжения и сделать нормальный мостовой выпрямитель. Ещё надо намотать «десяточную» катушку П-контура более толстым проводом. Теперь думаю… то ли оставить как музейный экспонат, то ли опять модернизировать? Парочка новых лампочек у меня есть, вот только говорят что лампы 6П45С сильно разные попадаются, две одинаковые подобрать сложно. Конечно можно сделать раздельную регулировку тока покоя (хотя на все 100% это проблему не решит). А может не так уж всё страшно? Работают же люди в эфире даже с 4-мя 6П45С параллельно.»
Поделитесь записью в своих социальных сетях!

  • Гибридный линейный усилитель мощности
  • Широкополосный усилитель KB радиостанции 2-й категории
  • Гибридный стабилизатор напряжения экранных сеток ламп оконечного каскада радиостанции 1 категории
  • Настройка гибридного каскада
  • Двухтактный РА на 6П45С
  • РА на лампе ГУ-13, 6П45 или ГК-71, ГУ-50
  • Симметрирующее устройство
  • Бестрансформаторный РА на ГУ-29

При копировании материала обратная ссылка на наш сайт обязательна!

↑ Акустические системы «ORTHO» на 100ГДШ-33-16

Рассматривал возможность применения динамиков 4А-32, 6ГД-2, 4А-28. Остановил свой выбор на 100ГДШ-33-16 в оформлении ORTO. Конструкцию подсмотрел в статье «Универсальный ламповый звукоусилительный комплект: фонокорректор, PP/SE, ORTO, схемы и чертежи» нашего горожанина Юрия (titpol). Динамики заказал у, г. Новосибирск.

1512305046_20170925_205611

Пара динамиков с пересылкой в Питер обошлась около 10 т. р. Наверное, динамики неплохие, жаль не было возможности сравнить их с 4А-32. Но мне показалось, что заявленная чувствительность 97 дБ слегка завышена. Я её не мерил, просто сравнивал с 2А-12У4, чисто на слух.

Ну и верхи, на мой взгляд, не дотягивают до 17 кГц. Это я обнаружил при сравнении с 10ГДВ-4-16, частоту среза которого настроил на 17 кГц. Небо и земля! В целом, оба динамика хорошо дополняют друг друга. У 100ГДШ масштабность, хорошая середина и напор. Бас, я надеюсь, тоже не подкачает после соответствующего акустическом оформлении. Я опять убеждаюсь в том, что «большой звук» присущ большим динамикам.

На конструкции АС не останавливаюсь, читайте оригинальную статью. Лишь несколько штрихов. Внутреннюю поверхность ящиков оклеил звукоизоляцией «STP» толщиной 5 мм на липкой основе, приобретенной в магазине автозапчастей.

1512305095_pa060394

Внутренний объем ящиков заполнил ватными мешками (на фабрике «Матраскин» купил 5 кг матрасной ваты).

1512305129_pa130398
Внутренний монтаж выполнил проводом ПЩ-8.

1512305105_shema-vkl-dinamikov
Декоративная панель вокруг ВЧ головки сделана из крышки, что осталась от корпуса Gainta 140×100х75 мм. На эту же панель установил переключатель П2Г3 6П2Н, позволяющий выбирать по желанию частоту среза ВЧ динамика 10 кГц, 14 кГц, 17 кГц или вовсе отключать его.

1512305142_pa310413

Для защиты динамиков от шаловливых ножек, на всякий случай, на каркас из рейки натянул акустическую ткань.

1512305150_pa310411

↑ Акустические провода из ПЩ-16

Я не доверяю заморским дорогущим кабелям с кавалькадой «девяток» после запятой. Поэтому поддерживаю отечественного производителя. Провод ПЩ-16 – отожженная медная коса, правда, не очень дешевая (до 2000р за 1 кг).

1512305101_pa130397

С сечением я погорячился, можно было обойтись и ПЩ-10, его проще купить, да и метраж на килограмм был бы почти в 2 раза больше (10,7 м провода в 1 кг). Провод одет в силиконовую трубку 8×10 мм. На концы проводов припаяны медные U-клеммы.

1512305123_pa310407

↑ Резюме

Лампа 6С45П очень мне понравилась! От ноэмовских динамиков 100ГДШ, честно говоря, я ожидал бо́льшего. Но, в целом, усилитель в паре с АС звучат хорошо. Главное, что дочка осталась довольна!

1512305090_pa150399

Есть задумка попытать 6С45П в качестве драйвера для РР на 6С33С-В с межкаскадным трансформатором. Но это будет другая история.

Спасибо за внимание!

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ НА 6П14П И 6П41С

Недавно в интернете увидел интересную схему лампового усилителя класса «А», с пентодами 6п45с на выходе. Схема была простая и имела неплохие рекомендации, от повторивших её. Но решил несколько изменить электросхему, поставив 6П41С, так как несмотря на более низкую мощность, она не имеет сверху неудобного контакта для подвода анодного напряжения.

86449116

В драйвере стоит 6п14п. В выходном каскаде использовал автоматическое смещение, которое отлично зарекомендовало себя своей простотой и стабильностью параметров.

Сборка самодельного однотактного усилителя в корпусе колоночки

Питание на УНЧ поступает от сетевого трансформатора, выпрямителя и дросселя. Трансформатор выбрал ТСШ-170, но сюда можно поставить и ТС-160, ТС-180. В общем любой, способный обеспечить до 300В 0,3А анодного и 6,3В 3А накального напряжения. Дроссель — готовый от ламповой аппаратуры.

Обработка корпуса из дерева для ЛУНЧ

Для корпуса задействовал ненужную китайскую акустическую колоноку на 20 ватт. АС разберём и выпилим необходимые окна.

Лампы на верхней крышке

Лампы должны находиться сверху, их устанавливаем на металлическое основание — лист двухмиллиметрового алюминия, с вырезанными круглыми окнами под панельки. Сзади выпиливаем окно под панель гнёзд и разъёмов. Электромагнитные помехи от приборов абсолютно не слышны — можно смело повторять идею с деревом.

Сзади УНЧ выпиливаем окно под панель гнёзд и разъёмов

Звуковые трансформаторы, дроссель, высоковольтные электролиты, крепим к деревянному основанию с помощью шурупов. А лампы и обвязку собираем на верхней алюминиевой крышке. Все соединения должны быть максимально короткими, так как по ним идут значительные токи и напряжения.

лампы и обвязку собираем на верхней алюминиевой крышке

После сборки всего лампового усилителя, произодим испытание блока питания. Не забудьте на анодный выход, параллельно конденсатору фильтра, припаять разрядный резистор 2 ватта 200-500кОм. Убедившись, что на выходе БП положенное напряжение, конденсаторы не взрываются, а диоды не греются — подключаем усилитель.

Звуковые трансформаторы, дроссель, высоковольтные электролиты

Динамики должны быть тоже подключены, так как сильный гул-свист будут свидетельствовать о проблемах и ошибках сборки.

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ НА 6П14П И 6П41С

Сразу меряем ток потребления каждой лампы, путём контроля падения напряжения на катодных резисторах. Каснувшись отвёрткой входной входа, можно услышать фон. Это значит каскад работает исправно.

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ НА 6П41С

В сравнении данного однотактного усилителя с аналогичным с 6П14П на выходе, убедился в значительном преимуществе первого.

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ НА 6П14П И 6П41С для ноутбука

Мощность заметно выше, что уже позволяет слушать басы. Правда несколько слабоватные ВЧ, но в целом звук получился приятный и не утомляющий.

Оцените статью
Добавить комментарий