Luke Manley. Логика ламповых схем

Ламповый усилитель звуковой частоты

Предлагаемый ламповый стереоусилитель ввиду доступности деталей и простоты налаживания может стать для радиолюбителя увлекательным шагом в мир ламповой радиоэлектроники. Он не содержит переходных конденсаторов, отличается расширенной полосой в сторону НЧ и стабильностью к перепадам питающего напряжения.

Даже самые простые усилители мощности звуковой частоты (УМЗЧ) должны обеспечивать естественность звучания. Полноценное воспроизведение низких частот особенно необходимо потому, что уже при средней громкости чувствительность слуха к низким частотам существенно снижается относительно средних частот. Особенностью частотной характеристики трансформаторного усилителя является уменьшение коэффициента усиления на самых низких частотах, что объясняется снижением индуктивного сопротивления первичной обмотки трансформатора [1]. Частотные и фазовые искажения могут быть, помимо других причин, следствием применения переходных конденсаторов, так как их реактивное сопротивление частотно зависимо, и наиболее ощутимо это проявляется на низких частотах. Большинство ламповых однотактных УМЗЧ по разным причинам имеют спад АЧХ в области низких частот, начинающийся с 60..80 Гц. Предлагаемый УМЗЧ имеет более ровную АЧХ при качественном усилении сигнала даже на небольшой мощности. Этот УМЗЧ работает по принципу усилителя постоянного тока за исключением выходного трансфор матора. Отличие от, например, лампг вого усилителя Губина [2] заключается в необычном способе подключения нагрузки и применении обратной связи с выхода УМЗЧ на экранную сетку первого пентода Как следствие, субъективными особенностями воспроизводимого звука являются «басови-тость» и «прозрачность». Описываемый в статье усилитель имеет выходную мощность около 3 Вт при сопротивлении динамической головки 4 Ом (допускается использовать нагрузку до 12 0м), чувствительность около 300 мВ. Рабочий диапазон частот — 30 Гц…20 кГц. Выходной каскад УМЗЧ работает в режиме класса А.

pic13

Рис. 1

На рис. 1 приведена схема одного из каналов стереоусилителя. В двухкаскадном усилителе между нагрузкой и катодом лампы VL2 образована петля отрицательной обратной связи (ООС), которая выравнивает АЧХ усилителя, отслеживая изменения импеданса громкоговорителя в рабочей полосе, и уменьшает нелинейные искажения. Известно, что применение общей ООС требует многостороннего учёта особенностей проектирования усилителей [3]. При этом относительно простые УМЗЧ без общей ООС отличаются зачастую более естественным звучанием [4]. Здесь цепь L2C3 (L2 — индуктивность вторичной обмотки выходного трансформатора Т1) можно рассматривать как колебательный контур, выполняющий корректирующую функцию в области низких частот, шунтируя катодный резистор R6 местной ООС. Предположим, что СЗ = 220 мкФ, L2 = 0,1 Гн. тогда резонансная частота контура

Для предотвращения перегрузки динамической головки на низких частотах использован дополнительный резистор R7, задающий добротность контура

АЧХ этого усилителя (рис. 2, сплошная кривая) ближе к линейной, особенно на участке НЧ, чем АЧХ усилителя без обратных связей (штриховая кривая).

pic22

Рис. 2

Кроме того, в усилителе имеется ПОС через резистор, включённый между катодами ламп VL1 и VL2. Делитель из резисторов R3, R4 задаёт глубину этой связи и позволяет отказаться от оксидного конденсатора в цепи катода VL1 Вместе с тем ООС на экранную сетку VL1 стабилизирует напряжение на аноде лампы, уменьшая зависимость режима от изменений питающего напряжения. Резистор R5 и конденсатор С1 — развязывающий фильтр по питанию. Конденсаторы С2 и С4 предотвращают самовозбуждение на высоких частотах. Резистор R2 задаёт коэффициент усиления первой лампы и напряжение на управляющей сетке выходной лампы VL2. Режим работы выходного каскада стабилизирован катодным резистором автосмещения R6 и конденсатором СЗ. Подбором анодного резистора R2 задают напряжение на аноде VL2, которое обычно измеряют высокоомным вольтметром, доступным не каждому радиолюбителю. В этом усилителе допустимо настраивать режим ламп УМЗЧ по напряжению +50 В на катоде VL2. Начинающему радиолюбителю можно порекомендовать собрать УМЗЧ сначала на монтажной плате, соблюдая меры предосторожности. На лампы VL1 стереоусилителя желательно надеть экранирующие колпачки. После сборки усилителя следует убедиться в правильности подключения вторичной обмотки трансформатора Т1. В случае возбуждения усилителя (резкий свист) необходимо поменять местами её концы. Настройку усилителя производят с измерительными приборами, как минимум с мультиметром, а лучше и с осциллографом. С помощью подстроечного резистора R3 на катоде VL2 устанавливают напряжение +50 В. При наличии осциллографа включают вместо громкоговорителя эквивалентное сопротивление, соответствующее данному типу трансформатора, например, для трансформатора ТВЗ-1-9 — резистор 4 0м мощностью 5 Вт. На вход усилителя подают синусоидальный сигнал 1 кГц Увеличивая уровень входного сигнала переменным резистором R1, подстройкой резистором R3 добиваются равномерного ограничения синусоиды сверху и снизу (на слух — по минимуму искажений) При необходимости можно изменять коэффициент усиления и подбором номинала резистора R4 (примерно от 10 до 51 кОм), не нарушая равномерности АЧХ и формы синусоиды. Значения подобранных сопротивлений резисторов R3 в правом и левом каналах могут отличаться друг от друга из-за разброса реальных параметров радиоэлементов.

Если звучание АС с УМ безупречное, без низкочастотного «бубнения», то вместо резистора R7 допустимо поставить перемычку; в противном случае его номинал выбирают в интервале 20…300 Ом. Например, для АС с динамической головкой 4А-28 (12 0м) сопротивление R7 = 0 На этом настройка усилителя закончена.

pic32

Рис. 3

Блок питания можно взять от устаревшей ламповой аппаратуры или собрать самостоятельно по схеме на рис. 3, учитывая, что мощность сетевого трансформатора должна быть 60…90 Вт. Для увеличения срока службы ламп предусмотрено включение сначала накала (выключатель SA1), а затем через 20…30 с — анодного питания устройства (выключатель SA2). Вместо диодов Д226 можно применить диодный мост с номинальным напряжением не менее 400 В. Желательно поставить параллельно конденсатору С2 блока питания резистор сопротивлением 220 кОм (2 Вт) для разрядки конденсаторов С2 и СЗ после выключения питания. В качестве выходных можно использовать трансформаторы из бытовой ламповой аппаратуры, например, ТВ-2А, ТВЗ-1-9, ТВЗ-1-1 (на сопротивление нагрузки 8 Ом). В крайнем случае подойдёт и трансформатор ТВК-110 ЛМ (для кадровой развёртки телевизора). Подробные рекомендации по сборке подобных усилителей можно найти в статье [5]. Вместе с таким УМЗЧ рекомендуем использовать АС с открытым корпусом и динамическими головками высокой чувствительности.

Литература: 1.Адаменко М. В. Секреты ламповых усилителей низкой частоты. — М.: NT Press, 2007, с. 172 2. Трёхламповый усилитель Губина. —. 3 Агеев С. Вопросы проектирования усилителей с общей ООС. — Радио, 2003. № 4. с. 16-19. 4 Орлов А. УМЗЧ с симметричным входом без общей ООС. — Радио, 2002, № 4. с 12-14. 5. Комаров С. Двухтактный оконечный усилитель на 6Н23П и 6П43П. — Радио, 2008, № 8. с. 49, 50; № 9, с. 45-47.

Автор: С. Ахматов, Д. Санников, г. Ульяновск

Выходная мощность усилителя невелика, но учитывая, что в последнее время появились АС с повышенной чувствительностью, он вполне может озвучить небольшое жилое помещение. В конце концов, радиолы, под которые отплясывали в конце 60-х, имели примерно такую же мощность.

Конструкция получила высокую оценку музыкантов, звукорежиссеров и специалистов из зарубежных High-End фирм. Мы надеемся, что эта публикация поможет вам собрать свой первый усилитель, который сможет дать полное представление о красоте лампового звука, почувствовать разницу между транзисторным и ламповым звучанием.

Схема усилителя является результатом длительных исследований в области прикладной психоакустики и была отшлифована методом проб и ошибок. При оценке экспериментальных образцов первостепенное внимание уделялось субъективным тестам на музыкальность, которые проводились квалифицированными экспертами. Простота схемы хорошо согласуется с основным принципом High-End: предельная краткость звукового тракта, как можно меньше реактивных элементов на пути звука. Поэтому проходные конденсаторы отсутствуют как на входе усилителя, так и между его каскадами. По сути здесь до выходного трансформатора реализована схема УПТ (усилителя постоянного тока — прим. ред.) с малыми фазовыми и интермодуляционными искажениями. Но гальваническая связь между каскадами требует тщательного выбора рабочей точки первого триода, поскольку напряжение на ее аноде задает режим работы выходной лампы. Поэтому напряжения на электродах Л1 не должны отличаться от указанных на схеме более, чем на 2 — 3% Из-за большого разброса характеристик при замене входной лампы усилитель придется настраивать заново. Первый каскад, усилитель напряжения, собран на очень музыкальном двойном триоде 6Н23П-ЕВ, причем в каждом канале работает по одному триоду. Ток анода 5 мА выбран исходя из компромисса между допустимой мощностью, рассеиваемой на аноде (в данном случае 2 Вт) и полосой пропускания каскада, необходимой для хорошей музыкальности усилителя в целом. Как известно, чем меньше анодная нагрузка (и больше ток анода), тем меньше потери высших частот из-за межэлектродных и прочих паразитных емкостей. Как показали эксперименты, первый каскад должен пропускать полосу, на порядок шире слышимого человеческим ухом частотного диапазона, вплоть до 160 кГц. Напряжение на аноде +75В при смещении на сетке 1,5 В обеспечивает работу лампы на наиболее линейном участке рабочей характеристики. Для стабильности режима первого каскада в цепи анодов установлены двухваттные резисторы, и изменение их сопротивления вследствие нагрева незначительно. В усилителе установлены два отдельных регулятора громкости — хотя это и не очень удобно, но при прослушивании отмечалось, что регулятор баланса приводит к изменению тонального баланса. Потенциометры должны быть как можно более надежными: при их обрыве усилитель может выйти из строя. В принципе, можно обойтись и без регулятора громкости, если он есть в предварительном усилителе. В этом случае R1 и R1′ заменяются на постоянные сопротивления номиналом 470 кОм. Немного подробнее стоит остановиться на способе снижения фона переменного тока. Как видно из схемы, оба вывода накала заземлены через сопротивления 470 Ом. Таким образом устраняется проникновение на катод тока с частотой 50 Гц, который, в свою очередь, создает на катодном сопротивлении напряжение фона. Такое решение позволяет питать цепи накала переменным током, при этом напряжение фона на выходе усилителя не превышает нескольких десятков микровольт. Выходной каскад выполнен на широко распространенном пентоде средней мощности 6П14П. Как уже говорилось, его режим задается напряжением на управляющей сетке и стабилизируется катодным сопротивлением R10. Такое комбинированное смещение позволило жестко «закрепить» рабочую точку — даже при использовании ламп с большим технологическим разбросом ток анода составлял 54 мА +- 1-2 мА. При фиксированном смещении (подача отрицательного напряжения от отдельного источника на сетку — прим. ред.) рабочую точку пришлось бы подбирать для каждого экземпляра лампы индивидуально. К сожалению, за простоту пришлось заплатить — падение напряжения на катодном резисторе местную создает ООС, которую не удалось полностью нейтрализовать шунтирующими конденсаторами С5 и С5′. Кроме того, для данной схемы большое значение имеет стабильность напряжения питающей сети: оно должно быть 220+-5В. Небольшая общая (3-4 дБ) обратная связь создается подачей выходного напряжения в катод первого каскада через делитель RЗ/R5. В данном случае она необходима для уменьшения выходного сопротивления и снижения уровня нелинейных искажений, который в однотактных усилителях без ООС может достигать 8 — 10%. Без обратной связи могут работать усилители на триодах с малым внутренним сопротивлением, но это сложные схемы, требующие от радиолюбителя более высокой квалификации. В данном случае без ООС возникают интермодуляционные искажения, к которым человеческое ухо гораздо более чувствительно, чем к нелинейным. Особенностью выходного каскада является возможность работы как в пентодном, так и триодном режиме, что позволит вам на практике сравнить две концепции звукоусиления и найти наиболее подходящее звучание. Выбор осуществляется с помощью сдвоенного переключателя П1.

Читайте также:  Чем отличается активный сабвуфер от пассивного и какой выбрать? В чем отличие между активным и пассивным сабвуфером

Усилитель смонтирован на шасси из дюралюминия толщиной 1.5-2 мм. Сверху на шасси установлены лампы, входные и выходные клеммы, электролитические конденсаторы, а также входной и силовой трансформаторы. Все остальные детали — в подвале шасси. На передней панели размещены регуляторы громкости, выключатели питания и переключатель режимов «пентод — триод».

В качестве опорных точек для монтажа используются ламповые панельки и монтажные планки. Необходимо помнить, что все соединительные проводники должны быть минимальной длины, а провода, идущие от регуляторов громкости к сеткам Л 1, следует свить с шагом не менее 1 витка на сантиметр. Для снижения уровня помех все элементы необходимо соединять в точках, показанных на принципиальной схеме. Корпуса (отрицательные выводы) конденсаторов фильтра должны быть изолированы от шасси, а точка их соединения с земляной шиной находится экспериментально по минимуму фона. Так же определяется и место подключения земляной шины к шасси (как правило, около входных гнезд — прим. ред.).

Усилитель можно собрать из широко распространенных и даже уцененных деталей, и при этом получить хорошие результаты. Но если вы хотите создать действительно качественный аппарат, детали придется подбирать. Прежде всего это касается регуляторов громкости — от их качества зависит надежность всего усилителя. Желательно применять потенциометры фирм ALPS или NOBLE. Не стоит экономить также на входных и выходных гнездах — нужно учитывать, что деградация сигнала происходит именно в точках механического контакта. Многое зависит и от качества монтажного провода и марки припоя. Желательно использовать проводники из бескислородной меди и пользоваться припоем с повышенным содержанием серебра. Эксперименты показали, что лучше всего звучат полипропиленовые и полимерные конденсаторы, а также сопротивления с углеродистым и металлопленочным проводящим слоем.

Сердцем усилителя является выходной трансформатор, который наматывается на сердечнике ШЛ 22 х 32 с зазором 0.2 мм. Первичная обмотка содержит 3000 витков провода ПЭВ-1 0.2, вторичная — 90 витков провода ПЭВ-1 0.47. Намотку нужно производить послойно в следующем порядке: 90 — 1500 — 90 — 1500 — 90. Секции первичной обмотки соединяются последовательно, вторичной — параллельно. После намотки трансфоматор следует проверить, включив первичную обмотку в сеть 220 В. Если все сделано правильно, то напряжения на выводах вторичной обмотки должны быть одинаковы (около 6.6 В).

Сетевой трансформатор — стандартный, габаритной мощностью 90 — 120 ВА с повышающей обмоткой 310 В при токе 0.2 — 0.25 А и накальной 6.3 В при 2 А.

Перед налаживанием необходимо еще раз проверить правильность монтажа, после чего усилитель можно включить в сеть. К выходу необходимо подключить эквивалент нагрузки или громкоговоритель. Если усилитель возбуждается, концы вторичной обмотки трансформатора следует поменять местами. При исправных деталях и безошибочном монтаже режимы ламп устанавливаются автоматически. Если напряжения на электродах ламп отличаются от указанных на схеме более чем на 10%, их придется подобрать более тщательно. Напряжения на анодах Л1 зависят от величины сопротивлений R2 и R2′, а напряжение на катодах Л2 и ЛЗ — от R10 и R10′ соответственно.

УСИЛИТЕЛЬ (рис. 1): R1, R1 от 47 кОм до 100 кОм переменные, кривая В R2, R2′ 47 *кOм 2Вт RЗ, RЗ’ 360 Ом R4, R4′ 470 Ом R5, R5′ 6,2* кОм R6 10*кОм 2Вт R7 10 Ом 2Вт R8, R8′ 1 кОм R9, R9′ 100 Oм R10, R10′ 1,5*кОм 5Вт R11 220 Ом 2 Вт С1, С4 0,47мкФх630В С2 47 мкФ х 450 В СЗ 220 мкФ х 450 В С5, С5′ 220 мкФх160В Л1 6Н23ПЕВ (ЕСС85) Л2, Л2′ 6П14П (ЕL84) П1, П1′ МТЗ, ПТ8-7 Тр1, Тр1′ трансформатор выходной 4 кОм/4 Ом Номиналы, отмеченные * подбираются при налаживании

ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ (рис. 2): R1 220 Om 5 Вт C1, C2 220 мкФ х 450 В Д1-Д4 КД226А 4 шт. Тр1 трансформатор силовой 220 В/310,6.3 В Пр1 предохранитель 0,315 А П1, П2 ТП1

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ: Диапазон усиливаемых частот (-3 дБ): 20 Гц — 80 кГц. Чувствительность: 1,2 В. Выходная мощность одного канала, в тетродном режиме(переключатель П1 в положении 1): 4.5 Вт, в триодном режиме(переключатель П1 в положении 2): 2.75 Вт. Коэффициент нелинейных искажений (1 Вт): 0,25%. Отношение сигнал/шум: 96 дБ.

STEREOVIDEO ИЮЛЬ/АВГУСТ/СЕНТЯБРЬ 1996

«Ламповый усилитель нуждается в сложном блоке питания с большой емкостью конденсаторов.»[ ]

А транзисторный усилитель не нуждается в сложном блоке питания? Или емкости конденсаторов в нем могут быть меньше? По моим наблюдениям, как раз наоборот. —KVK2005 12:22, 17 ноября 2014 (UTC)

  • Транзисторные усилители могут строится (и строятся) по симметричным комплиментарным схемам на (транзисторах разной проводимости). Такая конструкция почти нечувствительна к пульсациям питания, а кроме того имеют приличный запас по глубине модуляции. Поэтому конденсаторы в блоке питания нужны только для поддержания тока в момент перехода сетевого напряжения через ноль. Лампы по определению не могут быть комплиментарными. Следовательно, есть сложности с построением симметричных схем. Поэтому борьба с пульсациями напряжения возлагается на блок питания. —Игоревич 07:12, 18 ноября 2014 (UTC)

какая типовая емкость «банок» такого БП? (скажем, 10 Вт вых.) —Tpyvvikky 17:51, 18 ноября 2014 (UTC) Все зависит от бюджета проекта, но в случае однотактного усилителя класса A без ООС приемлемый уровень фона переменного тока можно получить при емкости свыше примерно 500 мкФ. Это при напряжении 300-400 В. —Игоревич 05:54, 20 ноября 2014 (UTC)

Luke Manley. Логика ламповых схем

Примерно так можно перевести название этой всемирно известной компании — Vacuum Tube Logic. Нет, это не ламповые компьютеры наподобие первых ЭВМ. VTL производит технику High End Audio. Первые образцы усилителей были спроектированы основателем компании Дэвидом Мэнли еще в 80-х, когда он жил в Южной Африке. Звукорежиссер по образованию, Дэвид, основываясь на классической схемотехнике «Золотого Века» ламп, привнес в бытовую сферу студийное качество техники. Созданная в 1983 году в Великобритании компания VTL активно работала в этих двух направлениях. Кроме этого, Дэвид еще профессионально занимался звукозаписью. На выставке CES 1986 года английские усилители VTL повергли американцев в изумление. Вскоре после этого отец и сын Мэнли, Дэвид и Люк, перенесли производство аппаратуры VTL в Америку. Фабрика VTL обосновалась в Калифорнии. Затем, оставив предприятие сыну, Дэвид вновь отбыл в Европу оборудовать новые студии и заниматься своим любимым делом — звукозаписью. При этом от VTL отпочковалась дочерняя компания Manley Labs (профессиональное и бытовое ламповое оборудование), которую возглавила супруга Дэвида Ив Энна Мэнли. VTL в настоящее время продолжает производить домашний high end. Люк остался верен старым, проверенным принципам. Например: ваш усилитель хорош ровно настолько, насколько хорош его блок питания, который вместе с выходным трансформатором и оконечным каскадом определяет качество любого лампового усилителя. Поэтому в усилителях VTL много «железа». И — мощности. Это главный козырь VTL. Однако Люк Мэнли сумел не только сохранить традиции, но и развить их в духе нового времени. Теперь он в своих усилителях использует микропроцессоры в роли «ламповой прислуги». Об этом и о многом другом он рассказал в своем интервью для журнала Art Electronics.

АЕ: Вы предпочитаете лампы транзисторам. Почему? ЛМ: В усилителях VTL лампы применяются только в каскадах усиления сигнала; в буферных каскадах и источниках стабильного тока мы ставим транзисторы. Но лампа имеет более высокую внутреннюю линейность, чем транзистор. С ней нужна менее глубокая отрицательная обратная связь (ООС), чтобы компенсировать искажения. Лампы «звучат» лучше, хотя транзисторные усилители имеют более низкий уровень нелинейных искажений. Он достижим с помощью глубокой ООС, сильно влияющей на звук. К тому же спектр искажений у ламп ограничен низшими гармониками, у транзисторов он шире. Лампам также свойственно «мягкое клиппирование*», когда уровень нелинейных искажений при перегрузке нарастает постепенно.

АЕ: Какие твердотельные элементы (биполярные транзисторы, полевые транзисторы с изолированным затвором — MOSFET, или составные биполярно-полевые — IGBT) позволяет получить звук, близкий к ламповому? ЛМ: Мы совсем не применяем транзисторы в каскадах усиления сигнала, и у меня нет на этот счет информации. Но я думаю, что MOSFET-транзисторы при удачно подобранном режиме работы окажутся ближе к лампам по характеру звука. Они, впрочем, обладают большей крутизной характеристики**. Однако высокое значение входной емкости затвора делает применение этих полупроводниковых приборов весьма сложным.

АЕ: Какие лампы, по Вашему мнению, более «музыкальны»: триоды с прямым накалом, обычные триоды или тетроды (пентоды) в триодном, ультралинейном или пентодном режиме***? ЛМ: У прямонакальных триодов необычайно «сладкий» голос, но они имеют много изъянов, их трудно применить в мощных усилителях. Для меня «музыкальное звучание» — это не только «сладость», еще я хочу слышать глубокий бас. В свои модели мы ставим лампу, которая, мне кажется, обладает наилучшим соотношением качеств. Это лучевой тетрод 6550, включенный в пентодном режиме. Все наши усилители имеют переключатель триодного режима — для тех, кто предпочитает триоды. В основном пентодным режимом пользуются, слушая записи симфонического или джазового оркестра и рока, с помощью триода слушают камерную музыку, джазовые квартеты и вокальное соло — здесь глубина сцены имеет большее значение. Усилители VTL достаточно универсальны.

АЕ: ООС в ламповых усилителях полезна? Она улучшает звучание? ЛМ: ООС всегда улучшает измеряемые параметры усилителя, но почти никогда — его звучание. Я смотрю на ООС как на специи в гастрономии: небольшая их доза создает вкус и аромат, чрезмерное использование делает блюдо слишком острым. В стандартном случае ООС в ламповом усилителе улучшает звучание, понижая выходное сопротивление и давая возможность выходному каскаду лучше контролировать нагрузку, но если этим увлечься, звучание может стать стерильным и скучным. Я бы сказал, что глубина ООС 10 дБ является разумной для лампового усилителя мощности, но в любом случае она не должна превосходить 20 дБ (общая плюс местная).

Читайте также:  Ламповый усилитель. Редкий пример хорошего однотакта

АЕ: Что важнее для ламповых аппаратов класса high end: качество элементов (резисторов, конденсаторов и пр.), правильный выбор режимов работы ламп (ток покоя, анодное напряжение и т.д.) или удачное схемное решение? Что вы думаете о «ламповом буме» 90-х, который продолжался почти 10 лет? ЛМ: Без сомнений, хорошо спроектированная схема и удачный выбор режимов намного важнее, чем качество элементов. Если схема работает неправильно, вы вряд ли сможете определить роль пассивных элементов в звучании усилителя. Поэтому мы сначала строим качественную схему для усилителей VTL. Потом, сделав измерения и убедившись, что все режимы соответствуют расчетным, мы начинаем экспериментировать с различными пассивными элементами — конденсаторами, резисторами, проводами и т.д., подбирая их методом проб и ошибок, потому что никакие измерения их параметров не создают представления о том, как они могут повлиять на звук. «Ламповый ренессанс» 90-х — свидетельство того, что люди слышат разницу в звучании качественных компонентов аппаратуры и «выбирают» хороший звук. К тому же современные ламповые конструкции звучат намного лучше их предков — в основном благодаря появлению качественной полупроводниковой элементной базы, в той или иной степени применяющейся в ламповых усилителях.

АЕ: В системах домашнего кинотеатра лампы так же хороши, как и в high end Audio? Если да, какие именно у них преимущества в многоканальных системах? ЛМ: Если лампы обладают неоспоримыми преимуществами по части характера звука и перегрузочной способности в двухканальном варианте, то все это в равной степени должно проявляться и при увеличении числа каналов. К тому же характер звукового материала, который воспроизводится в системах домашнего кино, не представляет сложностей для ламповой техники. Когда-то первые системы домашнего кинотеатра с пятью усилителями стоили столько же, сколько стереосистемы. То есть цена одного канала опустилась вниз, вместе с качеством. Кроме того, ламповая техника излучает много тепла и нуждается в периодической настройке. Впрочем, трудностей, связанных с применением ламп, можно избежать, поставив усилители в соседнем помещении и управляя ими дистанционно. Новая модель усилителя VTL Siegfried оснащена логической схемой автоматической подстройки режима выходного каскада и системой самодиагностики. Она имеет и дистанционное управление.

АЕ: Как Вы оцениваете новые звуковые форматы высокого разрешения: Super Audio CD и DVD-audio? Какой из них Вам больше нравится? ЛМ: Конечно, SACD лидирует как аудиофильский формат, тогда как DVD-audio больше подходит для массового рынка. И тот, и другой имеют гораздо более высокую частоту сэмплирования и, следовательно, разрешение по сравнению со стандартами «Красной книги CD», и это — большое достижение. Пока неясно, какой из этих форматов победит, потому что еще не решены многие технические вопросы (например, возможность оснащения проигрывателей цифровым выходом).

АЕ: Появление этих форматов способно стимулировать интерес к лампам — технике, созданной для аудиосигналов высокого разрешения? ЛМ: С появлением этих форматов возникло мнение, что свойственные им широкий динамический диапазон и соответственно более низкий уровень шумов, наоборот, подпишут «смертный приговор» ламповой технике. Я с этим не согласен. По крайней мере, усилители VTL опровергают это предположение. Владельцы ламповой техники — это, в основном, апологеты аналоговых форматов звука с их высокой реалистичностью и музыкальностью, однако по мере развития цифровых форматов высокого разрешения эти форматы наверняка станут проникать в самые лучшие аудиосистемы.

АЕ: Согласны Вы с тем, что формат CD полностью исчерпал себя? И что Вы думаете о цифровых процессорах-интерполяторах, повышающих разрешение сигнала с компакт-диска (производства Meridian, dCS и т.д.)? ЛМ: Цифровые технологии имеют радикальные отличия от аналоговых. Компания VTL не делает цифровых устройств, и мое мнение в этой области может оказаться не самым весомым. И все же мне кажется, сейчас компакт-диск исчерпал практически весь потенциал, заложенный в этом типе носителя. Впрочем, кто знает, может быть, однажды увеличение качества звука CD станет возможным. Посмотрите, насколько высокого уровня достигли виниловые проигрыватели сегодня! А казалось, что давно все сделано и дальше пути нет.

АЕ: Каким Вам видится будущее компании VTL? Какими будут новые модели? Планируется ли выпуск surround-процессоров или ресиверов для домашнего кинотеатра — например, с ламповым выходом по всем каналам? ЛМ: Будущее компании VTL видится мне счастливым. Так позволяют думать наши сегодняшние успехи. Удачным был выход на рынок референсного линейного предусилителя TL7.5. Продажи оказались высокими. Сейчас мы выпускаем новый усилитель мощности Siegfried 800 W, в котором нашли применение множество новаторских технологических приемов. Чуть позже мы планируем выпуск одноблочной упрощенной версии TL7.5 (предусилителя TL6.5) и стереоварианта усилителя Siegfried. Еще я планирую вскоре заняться фоно-корректорами. Пока что у нас нет планов относительно выпуска surround-процессора VTL, но ведутся работы с многоканальными форматами, и уже есть весьма интересные результаты. О конкретных продуктах в этой связи лучше поговорим ближе к моменту их выпуска.

АЕ: Сейчас ламповая техника достигла пика в своем развитии? Используете ли Вы классическую ламповую схемотехнику или находите принципиально новые решения? ЛМ: Ламповая техника будет совершенствоваться дальше по мере того, как мы будем находить способы справиться с ее изъянами. Полагаю, что наш усилитель Siegfried символизирует последние достижения искусства ламповой схемотехники применительно к усилителям мощности, а TL7.5 — к предварительным усилителям. Однако я уверен, что позже и эти совершенные конструкции можно будет сделать еще лучше.

АЕ: Что Вы думаете о российском рынке ламповой техники? ЛМ: Россия — страна великолепных музыкальных традиций. Мы пользуемся российскими лампами для комплектации нашей продукции. И у российского рынка есть несомненные перспективы развития.

АЕ: И все же: Вы планируете увеличить «присутствие» полупроводников в своих аппаратах? ЛМ: Я уже говорил: мы используем транзисторы в блоках питания и буферных каскадах (например, нашего флагманского предусилителя TL7.5, отличающегося превосходным звучанием). В ближайшем будущем возможно появление гибридных аппаратов VTL, но лампы, скорее всего, останутся там, где они приносят наибольшую пользу: в каскадах усиления сигнала.

АЕ: Какие колонки Вы рекомендуете к Вашим усилителям: динамические излучатели в оформлении «закрытый ящик» или с фазоинвертором, «точечные» источники или излучатели Д’Апполито****, биполи, диполи, планарные колонки, электростаты, и почему? ЛМ: Усилители VTL обладают достаточной мощностью для того, чтобы справиться с большинством моделей акустических систем. Электростаты привлекают меня сверхнизкими искажениями, но и удачно спроектированные динамические колонки могут звучать довольно легко и прозрачно. У нас стоят Wilson Audio MAXX, они звучат легко и ярко. Есть также пара электростатов Martin Logan CLS, которые я много лет слушаю с удовольствием, но к ним трудно подобрать басовую секцию так, чтобы ее звук хорошо сочетался со «скоростью» невесомой мембраны электростатического излучателя.

АЕ: Кого включает аудитория VTL? ЛМ: Настоящих любителей музыки, которым нужен не окрашивающий звук усилитель. Наша аудитория в будущем будет увеличиваться за счет тех, кто ранее сторонился ламп из-за их прихотливости.

АЕ: Расскажите о том, что связывает компанию VTL со звукозаписью. Почему после появления прекрасно записанных компакт-дисков с лейблом VTL это направление вашего бизнеса было приостановлено? ЛМ: Мы создали звукозаписывающую студию VTL с целью пропаганды ламповой техники. Вся аппаратура в ней состояла из компонентов VTL — от микрофона до студийных мониторов. И с помощью наших релизов удалось продемонстрировать, насколько хорошо может звучать музыка, записанная с помощью качественного лампового оборудования. Но звукозапись — это область, весьма непохожая на конструирование ламповой техники. И когда мы с отцом, Дэвидом Мэнли, в 1993 году разделили нашу компанию, я был очень рад тому, что звукозапись он оставил за собой. Он сохранил студию по сей день и продолжает заниматься звукозаписью. Вскоре можно ожидать появления новых релизов.

АЕ: Спасибо за интервью. О каких новых моделях аппаратуры VTL вы хотели бы здесь рассказать более подробно? ЛМ:TL7.5 Reference Line Preamplifier — предназначен для самых разборчивых меломанов, ищущих предельно высокого качества звучания. TL7.5 тщательно продуман до последней мелочи. Это — последнее слово в достижении звукового реализма и in an amazingly lifelike way. TL7.5 имеет два корпуса — один содержит блок питания со множеством стабилизаторов питающих напряжений и схему управления коммутацией входов, другой — только каскады усиления сигнала, изолированные от влияния наводок сети и импульсных шумов от управляющего микропроцессора. Разделение на «грязную» и «чистую» части, балансная схема и сверхточная регулировка громкости по каналам обеспечивают чистоту звучания, защищенную от влияний извне. У аппарата гибридная схема. Пара двойных триодов 12AX7 в усилительных каскадах придают звучанию типично ламповое богатство тембров, а выходной каскад на MOSFET-транзисторах обеспечивает низкое выходное сопротивление и большой выходной ток — для оптимального сочетания с любыми моделями усилителей мощности и уменьшения зависимости от качества межблочных кабелей.

Siegfried 800 Watt Reference Monoblock Amplifier — последний в серии усилителей мощности Reference. Это революционная модель. Режимы каскадов и рабочие напряжения, оказывающие влияние на качество звука, непрерывно отслеживаются и автоматически поддерживаются на нужном уровне с помощью специальной логики. Благодаря этому достигается также значительное продление жизни ламп. Качество звука удалось вывести на новый уровень: это улучшенная динамика, более реалистичные тембры инструментов, насыщенность обертонов, приближающие звучание усилителя к «живой» музыке. Завершает картину современная стилистика оформления корпуса. MB-450 Signature Monoblock Amplifier с «супербалансным» входом (упрощенная версия входной цепи усилителя Siegfried), обеспечивающим совместимость с TL7.5. Здесь благодаря балансному входу значительно уменьшен уровень синфазных помех и решена проблема низкочастотного фона, который создают «земляные» контуры. В результате удалось получить открытое звучание с превосходным «верхом», упругими басами и сфокусированной прорисовкой деталей.

* клиппирование — ограничение выходного сигнала, наступающее на предельной мощности. Сопровождается весьма неприятными на слух искажениями звука. **крутизна характеристики — параметр, определяющий усилительные свойства лампы ***о режимах работы выходных ламповых каскадов см. примечания к статье «Alon и Manley: дуэт в миниатюре» ****принцип «точечного источника» лучше всего достигается путем применения коаксиальной конструкции, когда ВЧ-излучатель расположен в центре СЧ/НЧ-излучателя. Принцип Д’Апполито предполагает множество одинаковых излучателей, расположенных в симметричный ряд.

Оцените статью
Добавить комментарий