Подключение усилителя без линейных выходов

На примере Kenwood KDC-4051URY

Хотелось бы поделиться решением проблемы с подключением магнитолы без выходов на усилитель (проблема актуальна для многих недорогих магнитол)

Купив усилитель и сабвуфер в своё авто я столкнулся с проблемой что некуда подключить его т.к. из магнитолы торчали только 11 проводов из которых: 8 проводов -динамики, 1 провод -Pcont, 1 провод -включение антенного усилителя 1 провод -провод MUTE.

Разобрав магнитолу, я хотел взять выход с предварительного усилителя одного из каналов и воткнуть его в автоусилитель. Но тут же появилась проблема с внутренней защитой магнитолы. При подключении предварительного усилителя магнитолы к автоусилителю, магнитола вырубалась с надписью на экране «PROTECT».

Дальнейшее колдовство с магнитолой не дало положительного результата.

Тогда было решено использовать подключение выхода на динамики магнитолы к автоусилителю, но подключиться напрямую не получиться в виду того, что выход на динамики магнитолы не должен контактировать с минусом питания (рис. 1) (магнитола уйдёт в PROTECT или сгорит выходная микросхема).

Подключение усилителя без линейных выходов

Если развязать через сопротивления, то в автоусилителе будет слышно рычание. Решением проблемы было подключить выходной развязывающий трансформатор к выходу одного из каналов магнитолы (рис.2).

Подключение усилителя без линейных выходов

Я взял левый тыловой канал, регулировать громкость сабвуфера можно управлением громкостью тыловых динамиков. Трансформатор можно взять от маломощного китайского приёмника 220-12В. 12-ти вольтовую обмотку подключить к выходу магнитолы. Переменное сопротивление 10 Ком нужна для регулирования уровня входного напряжения на усилитель (если в усилителе есть регулятор входного сигнала то можно сопротивление исключить из схемы). Вот такой недорогой вариант решение данной проблемы против покупки новой магнитолы.

Подключение усилителя к штатному головному устройству

Начнем с простого. В автомобильной аудиосистеме подключение внешнего усилителя мощности к отдельно купленному источнику сигнала — будь-то CD-ресивер, мультимедийная станция, медиаресивер или что-нибудь еще, по привычке продолжающее называться «магнитолой» — не вызывает никаких сложностей. Для этого служат представленные RCA-разъемами линейные аудиовыходы (т.е. предназначенные для передачи сигнала линейного уровня) на источнике сигнала и соответственно — аудиовходы на усилителе. Так что озаботиться придется лишь сопутствующими задачами, а именно — выбором соответствующего по качеству, числу каналов и длине межкомпонентного (межблочного) кабеля с RCA-разъемами. Единственная загвоздка может возникнуть, если число линейных выходов на источнике сигнала меньше, чем число нужных входов на одном или нескольких усилителях аудиосистемы. К примеру, на источнике их может быть одна пара (т.е. левый и правый каналы стереопары), а на 4-канальном усилителе — две пары (одна пара для фронтальных каналов, а вторая — для тыловых, или сабвуферного канала, оперирующего суммой двух каналов). Заминка с легкостью разрешается с помощью селектора входов, которым оборудовано подавляющее большинство современных усилителей с числом каналов больше двух — эта функция служит для повторения входного сигнала для тех каналов, которым его «не досталось». Если в этой же ситуации усилителей два или даже больше, то на помощь приходят линейные выходы усилителей — они есть не у каждой модели на рынке; тем не менее, фигурируют в оснащении очень часто. Сигнал с таких линейных выходов либо в точности повторяет входной, либо оказывается пропущенным через цепи контроля звучания усилителя — скажем, через кроссовер.

Куда более затейливые операции предстоят при подключении усилителя к штатному головному устройству — а именно так с современными автомобилями чаще всего и бывает. Не секрет, что штатные «магнитолы» изначально для этого не приспособлены: линейные аудиовыходы у них отсутствуют. Тем не менее, задача всегда разрешима: для этого есть масса способов, отличающихся как по качеству звучания, так и по сложности и дороговизне практической реализации.

Подключение через высокоуровневые входы

Это самый простой и как следствие — чрезвычайно популярный способ подключения. На вход усилителя подается сигнал от головного устройства, изначально предназначенный не для усилителя, а для динамиков — т.е. уже прошедший усиление в не слишком качественном и хлипком встроенном усилителе головного устройства. Для сравнения: величина сигнала линейного уровня составляет несколько вольт (типовое значение — 1-2 В, у источников повышенного класса доходит до 4-5 Вт, изредка — до 8 В), а высокоуровневый сигнал от штатного источника превышает десяток, а то и два десятка вольт — отсюда он и получил свое название. Для реализации такого подключения усилитель должен иметь соответствующее оснащение — высокоуровневые входы. Они есть не у каждой модели, но в последних поколениях младшего/среднего, а иногда — и высокого класса, у многих производителей присутствуют часто.

Точно также обстоят дела с подключением активных корпусных сабвуферов, чей встроенный усилитель мощности по способу коммутации полностью идентичен отдельным внешним усилителям. Разница лишь в том, активные сабвуферы с высокоуровневыми входами встречаются куда как чаще (на самом деле, вероятность встретить у них такое оснащение близка к 100%), чем внешние усилители. Кроме того, для упрощения инсталляции в комплектации сабвуферов нередко можно обнаружить готовый кабель подачи питания нужного сечения и длины, с предохранителем, а то и с комплектом кабелей для передачи аудиосигнала.

Потеря качества звучания при высокоуровневом подключении часто служит источником суровой критики, но стоит разобраться — насколько она существенна? Если речь идет о первой «взрослой» аудиосистеме, с младшими версиями усилителей и соответствующего уровня динамиками, то недостатки высокоуровневого подключения легко простить. Если проводится апгрейд штатной системы путем всего лишь добавления сабвуфера для улучшения баса, то разница в способах подключения и вовсе оказывается пренебрежимо малой — результирующим будет качество звучания основных динамиков, а оно остается в таком случае неизменным. Другое дело — аудиосистемы высокого уровня у искушенной аудитории. Там недостатки звучания из-за наличия неустранимых искажений уже будут гораздо заметнее и заставят всеми способами искать альтернативный способ подачи более чистого аудиосигнала. Не будем забывать о том, что чем выше класс техники, тем выше ее разрешающая способность — иными словами, тем сильнее она проявляет не только достоинства звучания, но и его недостатки. Скажем, те огрехи, которые буквально «режут слух» в динамиках за EUR 500, могут оказаться не слишком назойливыми в динамиках за EUR 100. И еще — штатное головное устройство в любом случае остается компромиссным и вынужденным источником сигнала, в каком бы виде он с него ни был получен: хоть по линейным выходам, хоть по высокоуровневым. Ни в механической начинке, ни в цифровой секции, ни в секции предварительного усиления штатного источника нет ничего близкого аудиофильской концепции, и не может быть. Так что выбирать среди линейного и высокоуровневого варианта — это все равно «из двух зол», и на начальном уровне часто побеждает второе в силу куда большей простоты и дешевизны.

Усилитель без магнитолы

Подключение колонок (динамиков) усилителя к штатной магнитоле автомобиля, производится по стандартной схеме, через линейный выход. С одновременным подключением плюсового провода от системы зажигания автомашины к клемме REM усилителя. В целях экономии энергии аккумулятора, рекомендуется вставлять в цепь, разрывающий контакт, тумблер или кнопку. Подключив таким способом усилитель, можно слушать музыку с любого носителя (айфон, планшет и т.п).

Подключение усилителя без линейных выходов
Подключение без усилителя

Без помех

Если вам необходим усилитель, не занимающий много места и обеспечивающий большую мощность звучания, то присмотритесь к модели 4-канального автомобильного усилителя Kicx ANGRY ANT 4.100. Им обеспечивается с нагрузкой 4 Ом более 100 Вт на канале, а при нагрузке 2 Ом — по 150 Вт. Это отличный усилитель для басов. Можно переключить устройство в двухканальный режим и отправить на каждый сабвуфер до 300 Вт.

Модель оснащена высокоуровневыми входами, благодаря которым легко подключать усилитель к штатному головному устройству, не имеющему на предусилителе RCA-выходы. Точные фильтры низких и высоких частот настраивают звук в соответствии со встроенными динамиками, а также убирают помехи и искажения.

  • Номинальная мощность при сопротивлении 4 Ом — 400 Вт.
  • Пиковая — 600 Вт.
  • Частотный диапазон — 20 — 20000 Гц.
  • SNR не менее 90 дБ.

Усилитель без линейного выхода

Подключить усилитель к магнитоле без линейного выхода, также не сложно. Для этого понадобится специальный адаптер, купить который можно в любом магазине авто запчастей. Стандартный преобразователь уровня сигнала (адаптер) имеет четыре контактных провода, которые подсоединяются к проводам, идущими на колонки от автомобильного проигрывателя и на два выходных штекера — тюльпана.

Подключение усилителя без линейных выходов

Колонки без усилителя

Подключить колонки к магнитоле без усилителя можно самостоятельно. Главное различать как тип сабвуфера включается в работу, активный или пассивный. Потому как, пассивный сабвуфер подключить к магнитоле без усилителя, невозможно. И для его активации придется задействовать аппарат усиления звука.

Активным называют сабвуфер с встроенным усилителем мощности, что позволяет убрать нагрузку от низких частот с штатного усилителя магнитолы. А также имеющий активный кроссовер для фильтрации высокочастотных звуков, своими руками.

Подключение усилителя без линейных выходов

Пассивный сабвуфер, это не оборудованный мощностным усилителем аппарат, и подключаемый только параллельным способом по отношению к с основными колонкам, или вообще к обособленному каналу. Главным минусом подключения пассивного сабвуфера является то, что при работе образуются дополнительная нагрузка на выходные усилители стерео каналов.

Инструкция, как подключить активный сабвуфер к магнитоле без усилителя

Перед тем, как приступить к подключению именно активного саба, на задней части панели авто магнитолы, находим два входных порта и соединяем их посредством линейного провода с входом на сабвуфере.

Подключаем электропитание через провод от плюсовой клеммы аккумулятора к сабу.

Подключение усилителя без линейных выходов

Минус-провод, по тому же принципу, батарея — сабвуфер.

Устанавливаем возле аккумуляторной батареи обязательную и очень важную при установке такого рода, деталь — предохранитель.

Подключение усилителя без линейных выходов

Так как, при воспроизводстве усилителем звуков низкой частоты, усиливается (значительно) потребление электро мощности и как следствие, нагрузки на всю электро сеть автомобиля, в цепь сабвуфера питания вмонтируется конденсатор, обеспечивающий безопасность при перегрузках.

Подключение усилителя без линейных выходов

Следующим этапом после подсоединения сабвуфера к штатному авто проигрывателю, является настройка верхнего ограничения низких частот колонки и нужной фазы колебания динамика.

Пошаговое видео руководство, как подключить саб к магнитоле без усилителя.

Вторая генерация

Тест второго поколения 8-канального усилителя с 10-канальным процессором AMP Euphoria

А пока кто-то спорит и рассуждает, насколько хороши или плохи усилители со встроенными процессорами, разложу по полочкам очередную модель, оказавшуюся у меня в лаборатории. Без лишних домыслов, аргументировано, с изучением конструкции, инструментальными измерениями и анализом работы.

Стоп, – скажет внимательный читатель. А ведь, кажется, AMP Euphoria (он же – AMP DA-60.8DSP) уже был на тестировании в CarMus? Да, это так, но то было первое поколение, а относительно недавно эта модель обновилась. Тихо и без лишней шумихи, хотя и с основательным перетряхиванием начинки. При этом цена осталась на прежнем уровне – 40000 рублей на момент теста. Для восьми каналов усиления и десяти каналов процессора – вменяемо. Смотрим, что умеет вторая генерация этой модели.

Разбор конструкции

Внешне усилитель остался ровно тем же, что и был. Очень компактный корпус с односторонней компоновкой разъёмов, почти все подключения реализованы через Molex-разъёмы.

Все «хвосты» идут в комплекте, выполнены качественно, сечение проводов достаточное, не в «три с половиной волосины», как это иногда бывает.

В охлаждении усилителя участвует весь корпус целиком, включая нижнюю поверхность, а потому кронштейн крепления из комплекта предусматривает слегка «приподнятый» монтаж.

Нагрев усилителя, впрочем, умеренный. Часть тепла отводится через радиаторы внутри корпуса с помощью «принудиловки», выводящей воздух через боковую стенку.

Питание подключается либо через общую фишку, либо через отдельные терминалы под кабель 8 Ga. Индикатором включения служит подсвечивающийся изнутри предохранитель – необычное решение, но почему бы и нет?

К процессору можно подключить проводной пульт – он нужен не во всякой системе, а потому идёт как опция.

Набор входов состоит из 8-канального высокоуровневого, 2-канального линейного и цифрового оптического. Отдельным пунктом идёт опциональный модуль Bluetooth для потоковой передачи аудио. Все входы равнозначны, переключение между ними производится с пульта. Правда, предусмотрен небольшой лайфхак, позволяющий в некоторых случаях обойтись и без него.

Дело в том, что в общем разъёме есть провод, обозначенный как «сигнал заднего хода». При появлении на нём напряжения усилитель принудительно переключается на высокоуровневые входы. Изначально это сделано, чтобы не «потерять» при апгрейде аудиосистемы сигнал со штатных парктроников, но ничто не мешает использовать его и как упрощённый селектор входов.

Теперь к самому интересному – к начинке. Напомню, вот так выглядел внутри AMP Euphoria первого поколения:

А вот это я открыл уже новый усилитель. Посмотрите, в целом компоновка осталась той же, но сразу бросается в глаза подросший трансформатор блока питания и иная реализация силовых ключей блока питания.

По словам Андрея Вахтина (кто не в курсе, основатель бренда AMP), при разработке нового поколения «Эйфории» одной из задач было увеличение именно силового потенциала этой модели. Результат в цифрах покажут измерения.

Усилительная часть вроде бы без видимых изменений. Но тут ключевое слово – видимых. Силовые чипы закрыты радиатором, через который вентилятор прогоняет воздух. Включение вентилятора, кстати, упреждающее – сразу с увеличением уровня сигнала, а не когда всё уже нагрелось до состояния «бегите за огнетушителем, а я тут пока подую».

Читайте также:  Кассетные магнитофоны и плееры в СССР. Обзор и фото

Отсутствие видимых изменений не означает, что под радиатором всё осталось прежним. В оконечной части вместо «филипсовских» чипов D-класса TDA8920 стоят более мощные TDA8954. Первые дают возможность снять до 2 х 80 Вт при максимуме питающего напряжения по 30 В в плече. Вторые – до 2 х 200 Вт при питании по 41 В в каждом плече.

Теперь снова смотрим блок питания в «Эйфории». Во вторичных цепях стоят буферные конденсаторы на максимальное напряжение 35 В, а это значит, что чипы работают далеко от предельных режимов. Следовательно, кроме увеличения мощности по сравнению с первой версией можно ожидать и повышения надёжности усилителя в целом.

Вот так выглядела усилительная часть в первом поколении:

А вот это – уже новая Euphoria. Смена чипов потребовала смены обвязки и состава компонентов в выходных фильтрах:

Процессорная часть по-прежнему выполнена на серьёзном вычислительном чипе семейства TMS320 от Texas Instruments. Эта архитектура в своё время создавалась для задач обработки звука в домашнем кинотеатральном High End. В первой генерации AMP Euphoria чип показал себя на удивление хорошо. Вот так выглядела субплата раньше:

В новом поколении изменилась обвязка процессора:

Наверное, единственное, что осталось без особых изменений – это плата оптического входа, выполненная отдельно и закрепленная на основной части корпуса.

Управляющая программа ровно та же, что и для первого поколения AMP Euphoria. Удачная цветовая гамма, всё читается даже при ярком свете, все настройки в одном окне. Последнее, правда, является же и недостатком – на небольшом экране ноутбука циферки в окошках маловаты. По меткому выражению Александра Лысенко, имевшего дело с этим процессором, «как вслепую играть на гитаре».

Много говорить о программе не стану, отмечу лишь несколько плюсов и минусов, которые, на мой взгляд, можно отнести к ключевым:

  • Выбор источника непосредственно из программы
  • Возможность задать входные уровни каждого канала
  • Возможность указать мостовые пары каналов
  • Вывод графиков работы фильтров сразу для всех каналов или выборочно
  • Выставление задержки в миллисекундах или сантиметрах
  • Возможность быстрого мутирования отдельных каналов
  • Наличие мастер-громкости (тоже важно, не во всех процессорах предусмотрено)
  • Быстрое отключение/включение эквалайзера или отдельных полос
  • Настройка эквалайзера перетаскиванием точек на графике и скроллингом мыши
  • Возможность линковать каналы для настройки в произвольном порядке
  • Выбор типа фильтра (Бессель, Баттерворт, Линквиц-Райли)
  • Нельзя микшировать сигналы с разных входов
  • Графики эквалайзера показываются на общей картинке только для выделенного канала и только в момент регулировки
  • На небольшом мониторе отдельные элементы требуют соколиного зрения

Измерения и анализ работы усилительной части

Так уж вышло, что с момента предыдущего теста количество измерений в тестах прибавилось, так что новое поколение получится проанализировать даже чуть поглубже. Итак, для начала – что выдаёт усилитель при малом и обычном уровнях полезного сигнала. На вход подаю 1 кГц.

Уровень шума невысокий, спектр гармоник относительно задиристый. К слову, подобные спектры имели большинство «классических американцев» – старые Rockford Fosgate, Soundstream, US Amps и т. п. Немного не по аудиофильски, но на многих музыкальных жанрах такое звучание воспринимается как нарочито напористое и энергичное.

Для оценки интермодуляционных искажений на вход подаю уже двухтональные сигналы. Тут картина похожая – неидеально, но в пределах разумного.

Интересно, что на сверхмалых уровнях сигнала вторая гармоника невелика, а с возрастанием становится доминирующей. Такая картина наблюдается во всём частотном диапазоне, поэтому характерной «дроблёности» и чрезмерной жёсткости в звуке не ощущается. Но про звук ещё скажу чуть позже.

Силовой потенциал нового AMP Euphoria действительно заметно вырос. Если прежние измерения показали номинальные значения мощностей 55 и 75 Вт, соответственно, на 4 и 2 Ом, то с новой усилительной частью ограничение сигнала наступает при более высокой выходной мощности:

  • Коэффициент гармонических искажений (P=0,1 Pmax, 4 Ом)
  • Коэффициент гармонических искажений (P=0,1 Pmax, 2 Ом)
  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 66 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 98 Вт

Причём, заметьте, усилитель отлично работает на 2-омную нагрузку, искажения при этом практически не увеличиваются, и график КГИ от мощности практически полностью повторяет таковой на 4-омную нагрузку. Больше того, каналы можно ещё и мостить, и с мостовой пары можно будет снять уже под две сотни Ватт. Хватит для самых тяжёлых мидбасовых динамиков или даже на какой-нибудь лёгкий сабвуфер с хорошей чувствительностью.

Коротко о звучании и выводы

К сожалению, мне не удалось взять на очное сравнение AMP Euphoria первого поколения, поэтому сравнить с ним новое поколение довольно сложно – слуховая память быстро переходит в ассоциативную, уж так устроен механизм слухового восприятия человека.

Прошлый усилитель запомнился неожиданно для своей ценовой категории красивым, детальным и открытым звучанием. У нового же усилителя сильная сторона – заметно возросшая энергетика звучания. Система нисколько не «зажимается» с увеличением громкости.

Будучи у Андрея Вахтина, бегло послушал этот усилитель с акустикой AMP SUA 17.2, установленной в фазоинверторных корпусах. Отметил тот факт, что даже с полностью распущенной вниз полосой, на довольно жёсткой музыке с бешеным басовым ударом и с приличным уровнем громкости усилитель надёжно «держит» динамики, не отпускает их трепыхаться, как это иногда бывает. А ведь AMP SUA 17.2 – не самая лёгкая для усилителя акустика. Потом обратил на это внимание уже в своём тракте – усилитель действительно хорошо отрабатывает басовый диапазон и контролирует динамики. Мои домашние PSB Synchrony One в этом смысле – тоже ни разу не лёгкие.

По СЧ и ВЧ диапазонам усилитель в целом сохранил нейтральный характер – без типичной грубости D-класса, нарочито подчёркнутой теплоты звучания или, напротив, холодной колкости. Образы на звуковой сцене чёткие, собранные, облаками не расплываются – тоже достаточно важный показатель.

Допускаю, что при очном сравнении с первой версией новый AMP Euphoria может уступить в проработке совсем уж тонких нюансов на ВЧ. Но за счёт возросшей энергетики и напора общее впечатление на большинстве жанров, скорее всего, окажется в пользу именно второй версии. По крайней мере, в ритмичной электронной музыке или в жёстком тяжёлом роке обновлённый AMP Euphoria чувствует себя на удивление уверенно и даже позволяет пошалить с громкостью.

  • Компактный, удобная компоновка
  • Русскоязычное программное обеспечение
  • Может работать без подключения проводного пульта
  • Мощный, хорошо держит даже тяжёлые динамики
  • Усилительные чипы D-класса работают в щадящих режимах
  • Хорошо работает на 2-омную нагрузку
  • Каналы можно включать в мосты, получая с каждой пары под две сотни Ватт на 4 Ом
  • Отдельные элементы программы настройки требуют соколиного зрения
Оцените статью
Добавить комментарий