- Куда поставить сабвуфер в комнате
- О важности поиска правильного места для сабвуфера и немного теории
- Правильное расположение сабвуфера в комнате
- Один сабвуфер или несколько?
- Куда ставить сабвуфер
- Настройка акустики комнаты: как добиться хорошего баса [перевод], статья. Журнал «Stereo & Video»
- Как можно расположить сабвуфер в комнате
- Рекомендации по расположению нескольких сабвуферов
- Инсталлируем систему правильно
- Как правильно расположить акустическую систему 5.1 в комнате
- Правильное расположение акустики в комнате
- Передние левый и правый каналы
- Динамик центрального канала
- Динамики объемного звука
- 5.1-канальный объемный звук
- 7.1 объемный звук
Куда поставить сабвуфер в комнате
Отдельная акустическая система, предназначенная только для воспроизведения самых низких частот, входит в любые комплексы звуковой аппаратуры. Это могут быть системы 2.1, 5.1 и 7.1, в которые кроме широкополосных колонок входит сабвуфер.Расположение сабвуфера в комнате зависит от целого ряда факторов. Это количество колонок сателлитов, выходная мощность системы, конфигурация помещения иналичие мебели и мягких покрытий. Каждая полоса звуковых частот распространяется по своим законам, поэтому от правильного расположения акустических колонок зависит вся звуковая картина при прослушивании музыкальных произведений.
О важности поиска правильного места для сабвуфера и немного теории
Как вы считаете, почему теме правильного расположения сабвуфера в помещении домашнего кинотеатра мы отвели целый раздел нашей статьи? Совершенно верно, потому что именно расположение оказывает самый большой эффект на то количество и качество баса, которое вы услышите в итоге. Не менее важно и расположение основного места просмотра. Все эти сложности обусловлены взаимодействием объективных физических свойств звуковых колебаний на низких частотах (длиной волны) и размерами помещения, в котором эти колебания рождаются и распространяются. Если проще, то в любой комнате априори существуют резонансы (наслоения звуков), образующиеся при отражении звуковых волн от поверхности стен и потолка. Так рождаются стоячие волны, и именно их неминуемое присутствие в любом помещении приходится учитывать при поиске места для установки сабвуфера.
Нарочно не будем усложнять повествование и ограничимся описанием природы и влиянием на звук аксиальных (осевых) стоячих волн (кроме них есть еще касательные и косые). Частота, на которой присутствуют стоячие волны (они же моды или резонансы), определяется расстоянием между двумя параллельными поверхностями (для простоты рассматриваем комнату прямоугольной формы) и вычисляется по формуле:
Правильное расположение сабвуфера в комнате
Во всём спектре звуковых волн, воспринимаемым органами слуха человека, низким или басовым частотам отводится особая роль. Средние и высокие частоты имеют чётко выраженное направление, поэтому легко можно определить место источника звуковых колебаний. Низкие частоты, находящиеся в диапазоне 20-200 Гц распространяются от источника звука равномерно во все стороны. Поэтому от расположения сабвуфера в комнате зависит не очень много.Басовые звуковые волны обладают очень мощной энергетикой. Это позволяет им не только огибать препятствия, но и частично «проникать» через кирпичные стены и бетонные перекрытия. Считается, что ставить сабвуфер в комнате можно в любое место, но это не совсем так. Низкие частоты почти не заглушаются мебелью и посторонними предметами, но звуковые волны будут искажены. Кроме того от многократного отражения низких частот от предметов возникнет эффект реверберации, который полностью испортит звуковую картину.
Правильно поставить или расположить сабвуфер в комнате нужно справа или слева от музыкального центра, немного в стороне от фронтальных колонок. Если широкополосные сателлиты можно устанавливать на подставки или вешать на стену, чтобы динамики располагались на уровне головы слушателя, то для басовых акустических систем этого не требуется. Сабвуфер в комнате лучше поставить на пол. Чтобы мощные низкие частоты не вызывали скольжение колонки по гладкому полу, под неё можно подложить плотную ткань или установить на акустику резиновые ножки. Как правильно установить сабвуфер в комнате при сложной конфигурации помещения. Целью правильной расстановки акустических систем является получение полного погружения в звуковую картину. Для домашнего кинотеатра или компьютерных игр, правильное расположение сабвуфера и других колонок позволит полностью почувствовать замысел автора на основании смикшированной на студии звуковой дорожки.
Один сабвуфер или несколько?
Следование методикам и рекомендациям, приведенным ранее, наверняка позволит вам найти оптимальное место для установки сабвуфера в вашей комнате. В основном месте прослушивания вы, действительно, можете получить достойный результат и довольно линейную АЧХ на низких частотах. А теперь попробуйте сядьте левее или правее на 50-60 см. Отодвиньтесь от экрана на метр. Чувствуете разницу? Да, именно так, звук изменился, а бас либо пропал, либо стал гулким и труднопереносимым. В данном эффекте и заключается основной недостаток наличия единственного сабвуфера в системе окружающего звучания. Какой из этого следует вывод? Совершенно верно – если позволяет бюджет и имеется пространство в комнате, используйте два или более сабвуфера.
Куда ставить сабвуфер
При размещении сабвуфера в комнате существуют определённые нюансы, которые нужно знать:
- Самое худшее место для установки сабвуфера – центр комнаты
- Самая «плохая» форма комнаты – квадрат
Если расположить сабвуфер в центре помещения, то амплитудно-частотная характеристика низкочастотной акустической системы будет самой худшей. Она отличается нелинейностью, большим числом «горбов» и «впадин», что негативно сказывается на качестве звука. При перемещении басовой колонки из центра комнаты к стене, уровень басов и его разборчивость будет возрастать.Максимальная отдача низкочастотной акустической системы будет, когда она установлена в углу комнаты. При этом место для прослушивания звука не должно находиться у стены. Диван или кресло должно быть отодвинуто минимум на 60-70 см.
Установить сабвуфер у стены можно произвольно, но лучше, если между ним и слушателем нет каких-либо предметов, а динамик развёрнут в сторону слушателя. Чтобы определить, куда лучше поставить сабвуфер в комнате можно действовать от противного. Не передвигать тяжёлую акустическую систему с места на место, а поставить её на кресло или диван, то есть в точку прослушивания, а самому, перемещаясь по комнате, найти самое удачное, по звучанию низких частот, место. Затем на это место поставить сабвуфер.
Настройка акустики комнаты: как добиться хорошего баса [перевод], статья. Журнал «Stereo & Video»
Если вы смотрели наш «сериал» Building a new Music Room (eng), то знаете, что в комнате довольно серьезный резонанс — пик на частоте 25 Гц в музыкальной комнате. Эксперименты с установкой резонаторов Гельмгольца в каждом углу комнаты, чтобы уменьшить выброс на частотной характеристике, не дал ничего, кроме небольшого снижения уровня стоячих волн. Итак, что же нам было нужно делать?
Сохранить и прочитать потом —
Мы недавно выложили последний видеоклип из серии «Building a new Music Room» (Постройка музыкальной комнаты). В нем мы рассказали, как нам удалось сделать хороший низкий бас в комнате. Полагаю, с подобной проблемой сталкивались многие. Я дам несколько советов, как ее решить.
Если вы смотрели наш «сериал» Building a new Music Room (eng), то знаете, что в комнате довольно серьезный резонанс — пик на частоте 25 Гц в музыкальной комнате. Эксперименты с установкой резонаторов Гельмгольца в каждом углу комнаты, чтобы уменьшить выброс на частотной характеристике, не дал ничего, кроме небольшого снижения уровня стоячих волн. Итак, что же нам было нужно делать? Как я объясняю в видеоклипе, мы перенесли место для прослушивания точно в середину провала по басам. Затем мы переустановили колонки соответственно новому месту.
Седьмой ролик из серии Building a new Music Room, где рассказывается о проблеме баса (eng):
Это то, что любой из вас может сделать, если у вас проблема с глубокими басами в комнате (либо их слишком мало, либо слишком много). Обычно, когда мы настраиваем звучание пары акустических систем, мы располагаем их там, где они лучше всего звучат в данной комнате. Затем мы выбираем место для прослушивания там, где можно получить наилучший звуковой образ и тональный баланс при заданном положении колонок. Однако, если у вас проблемы с басом, то во многих случаях нужно поступать как раз наоборот. Надо сказать, что у большинства из вас нет таких проблем, потому что вы, вероятно, вообще не услышите низких басов, пока не установите сабвуфер. Но для тех, у кого есть сабвуфер, выдающий по-настоящему низкий бас, следует проделать эти несколько шагов, чтобы решить проблему с комнатными резонансами.
Первый шаг — определение проблемных частот. Если резонанс низкий (от 20 Гц до 30 Гц), то за счет перемещения сабвуфера можно сделать не так уж много. В этом случае, вам придется двигать не колонки, а свое кресло, чтобы найти точку в комнате, где звучание соответствует вашим потребностям. Если же проблемные частоты лежат выше, то перемещение сабвуфера будет эффективным.
Когда у вас нет звукового генератора, можно использовать музыкальные записи, чтобы разобраться с проблемой. Для этого я обычно выбираю что-нибудь из органной музыки, с ее большими трубами — они помогают выяснить, какая частота беспокоит. Моя любимая запись – это «Реквием» Руттера. Она содержит несколько фрагментов с необычайно низким басом. Настолько низким, что большинство людей даже не подозревают о его существовании — их системы попросту не воспроизводят его. Интересно, что те же самые люди думают, будто у них в аудио системе хороший бас.
Трек №9 идеально подходит для этой цели, и при его воспроизведении низкие ноты органа должно соответствовать уровню других инструментов и естественно звучать в комнате. Это довольно мощные звуки, поэтому не бойтесь, если они откроют вам уши. Но важно еще достичь надлежащего баланса с певцами и оркестром.
Потом наступает момент, когда необходимо настроить сабвуфер. Либо с помощью его органов управления, либо за счет его размещения в комнате. И вы получите только одну часть спектра, звучащую правильно (надеюсь, что это басы выше 30 Гц), но не все остальные части одновременно. С вашего места вы услышите слишком много низких органных нот. Но если уменьшать громкость саба, теряется богатство и «полнокровность» мидбасов. Это та точка, где опытный настройщик восстанавливает уровень саба обратно для лучшей интеграции с мидбасами и начинает ходить по комнате вперед и назад, слушая нижние басы в «узлах» — пиках стоячих волн. Как я объясняю в видеоклипе, низкие частоты имеют тенденцию накапливаться в этих самых узлах помещения. Если ходить от фронта к тылу, то уровень низких частот очень сильно меняется. Вот где вы сможете найти правильное место для нижних басов и именно в нем нужно установить ваше кресло для прослушивания.
Теперь все, что осталось сделать, это выбрать положение для основных колонок. Такое, чтобы сохранить правильный звуковой образ и тональный баланс, основанный на новой позиции для прослушивания.
Я знаю, что это самый короткий и быстрый способ, и мы могли бы, вероятно, рассуждать о настройке в течение нескольких часов, но без правильного настроечного диска это лучшее, что я могу сделать в этом посте.
Метод обратного размещения для настройки баса
Еще один из простых и эффективных методов настройки баса. Он подойдет как для сабвуфера, так и для полнодиапазонных колонок.
Я, конечно, не мог использовать этот способ с колонками IRS в нашей комнате прослушивания из-за их размеров и веса. Но если ваши колонки не такие тяжелые, попробуйте этот рецепт настройки.
Он называется «метод обратного размещения». Короче говоря, вы ставите колонки на место для прослушивания, а сами ходите по всей области, в которую хотите, в конце концов, установить АС, и ищете оптимальное по звуку место. Подробней по пунктам:
— Установите сабвуфер (или полнодиапазонные колонки) в то место, где бы вы хотели сидеть, а не туда, где вы хотите его разместить.
— Возьмите в руки липкую ленту.
— Ходите по комнате, найдите наилучший баланс среднего и низкого баса.
— Отметьте это место кусочком липкой ленты.
— Продолжайте делать это, чтобы в результате получилось несколько точек.
— Пригласите в комнату жену, и пусть она поможет вам выбрать, какие из ваших мест разумней всего задействовать. Ее точку зрения лучше учитывать сразу (Wife Acceptance Factor — фактор жены).
Если у вас есть такая роскошь, как второй сабвуфер, этот же самый метод можно использовать для получения наилучшего баса в тех областях, где его не хватает:
— Определите зону, где баса мало.
— Разместите сабвуфер в этом месте.
— Ходите по комнате, слушая и пытаясь найти места, где высокое качество басов
— Пометьте эти места липкой лентой
— Выберите место, которое вам больше всего нравится, и разместить там сабвуфер
Если у вас есть 3 или 4 сабвуфера, вы можете продолжать процедуру, пока не получите предельно равномерный бас независимо от места прослушивания. Это, пожалуй, самый простой, быстрый, эффективный и почти безошибочный метод.
Оригиналы: Room tuning и Reverse bass setup
Об авторе: Пол МакГоуэн (Paul McGowan) – директор (CEO) и сооснователь компании PS Audio Inc. из города Боулдер, Колорадо, конструирующей и выпускающей High End-аудио продукты и сервисы.
Подготовлено по материалам журнала «Stereo & Video», октябрь 2013 г.
www.stereo.ru
Эту статью прочитали 8 736 раз
Статья входит в разделы:
Полезные советы
Как можно расположить сабвуфер в комнате
Мощная поддержка широкополосных акустических модулей со стороны низкочастотного канала придаёт звуку глубину, сочность и эффект присутствия, поэтому многие системы звуковоспроизведения оснащены двумя басовыми колонками. Куда лучше поставить сабвуферы в комнате, если их два. По классической схеме оба НЧ блока располагаются по бокам фронтальных колонок. Для установки двух сабвуферов в комнате можно воспользоваться следующими рекомендациями:
- В углах у передней стены помещения
- У передней стены на расстоянии 1/3 ширины комнаты
- В середине фронтальной и тыловой стены
Последний вариант размещения сделать не всегда удаётся, так как в центре фронтальной стены обычно находится стойка со звуковой аппаратурой. Тем не менее, специалисты по акустике предлагают именно эту схему расположения, так как она обеспечивает линейную АЧХ и самое однородное звучание. Установка сабвуферов в комнате должна осуществляться симметрично. Поскольку звук низкой частоты распространяется не направленно, а равномерно во все стороны, некоторые схемы размещения сабвуферов в комнате предполагают их установку симметрично, но не у фронтальной стены, а сзади слушателя. Интересным считается расположение сабвуферов в комнате в углах фронтальной и тыловой стены, но по диагонали. Угловое размещение заметно повысит мощность низкочастотного канала, а некоторые искажения АЧХ будут не слишком заметны.
Самой сложной системой высококачественного воспроизведения звука является комплект, включающий 13 акустических систем. Кроме колонок «Main» и«Center», которые обеспечивают фронтальное звучание в систему входят левый и правый низкочастотные каналы, четыре колонки«Presence», отвечающие за эффект присутствия и две колонки«Surround» или звуковой окружение. В этом комплекте аппаратуры семь колонок размещаются на передней стороне комнаты. Система обеспечивает очень высокое качество воспроизведения звука, но не подходит для помещений с маленькой площадью.
источник
Рекомендации по расположению нескольких сабвуферов
Теперь поговорим о рекомендациях относительно расположения множественных сабвуферов в комнатах прямоугольного типа (в комнатах сложной формы наилучший результат способен обеспечить лишь метод экспериментов). Ассоциация профессиональных инсталляторов (CEDIA) в своем стандарте CEA/CEDIA-CEB22 дает следующие рекомендации относительно способов установки нескольких сабвуферов:
1. Два сабвуфера посреди двух противоположных стен
. Если у вас два сабвуфера, оптимальным их расположением считаются места ровно посредине вдоль фронтальной и тыловой, либо левой и правой стен:
Схема размещения двух сабвуферов
Два сабвуфера в такой конфигурации создают в комнате почти аналогичное звуковое поле, что и четыре, установленные в углах. Однако чтобы эти варианты сравнялись в плане звукового давления, в конфигурации с двумя сабвуферами придется применить более мощные устройства, либо удвоить их количество.
Избегайте установки четырех сабвуферов возле середины каждой из четырех стен. Такая конфигурация по своей акустической эффективности будет ниже, чем установка единственного сабвуфера в углу! На наш взгляд, это будет пустой тратой денег и электроэнергии, хоть оно и будет обеспечивать хорошую зону басового покрытия.
2. Четыре сабвуфера, каждый в своем углу.
Если вы рассматриваете вариант с четырьмя сабвуферами, идеальным будет расположить их в углах комнаты:
Схема углового размещения для 4 сабвуферов
Беря в расчет, что все устройства идентичны, такое расположение прибавит к SPL до 12 дБ по сравнению с единственным аналогичным сабвуфером, установленном в углу. Расположение сабвуферов во всех четырех углах по максимуму нивелирует влияние стоячих вол за счет эффекта разрушительной интерференции и позволит получить линейную АЧХ на низких частотах для всех мест просмотра. Применяемая в тандеме с глобальной эквализацией, данная конфигурация позволяет получить практически столь же плавную АЧХ и равномерность SPL на всех местах просмотра, как и предыдущая, но с огромным выигрышем в плане эффективности (SPL). Это дает возможность применять менее эффективные и менее мощные сабвуферы, нежели в конфигурации №1.
3. Четыре сабвуфера на 25% удалении от боковых стен.
Данная конфигурация проявляет себя несколько лучше в плане равномерности распределения баса, лишь немногим уступая варианту №2 в общем уровне звукового давления:
Схема размещения для 4 сабвуферов на 1/4 удалении от боковых стен
Для пущей системности в стандарте CEA/CEDIA-CEB22 приводится рисунок, на котором представлены шесть вариантов расстановки множественных сабвуферов в прямоугольной комнате в порядке убывания равномерности звуковой картины, создаваемой ими:
Сводная схема вариантов размещения для 2 и 4 сабвуферов в порядке убывания равномерности покрытия басом мест просмотра
В стандарте также говорится о том, что данная методика называется позиционной оптимизацией
и заключается в выборе оптимальных мест для размещения сабвуферов и мест просмотра в прямоугольных комнатах безотносительно конкретных размеров помещения. Методика работает при числе сабвуферов, большим либо равным двум, местах просмотра, располагающихся по центру комнаты или между тыловой стеной и центром, а также с сабвуферами, установленными возле стен либо в них встроенными. Систематические исследования показывают, что в данных случаях (прямоугольная комната, места в большей части расположены в середине) лучше всего работает симметричное расположение двух или четырех сабвуферов. Более того, наилучшим образом в плане равномерности звучания проявляют себя конфигурации, где сабвуферы установлены посреди противоположных стен.
Не стоит забывать, что данные конфигурации не гарантируют вам получения оптимального результата повсеместно и в любом помещении, но в среднем, как правило, следование им дает наилучшую равномерность от одного места прослушивания к другому. Возвращаясь к приведенному выше рисунку с вариантами, конфигурация №1 – это особый случай, требующий расположения сабвуферов на отдалении от стен, возможно даже у потолка или в потолке. Хоть оно и малоприменимо к реальной жизни, мы решили не опускать данный вариант, т.к. он обеспечивает почти идеально линейную АЧХ и равномерность звучания почти в любой точке пространства комнаты.
Инсталлируем систему правильно
Формат современных квартир редко когда позволяет добиться идеальных параметров при инсталляции системы. Между тем, правила размещения АС в комнате прослушивания исключительно важны. И даже очень дорогие акустические системы могут не дать того самого сверхъестественного звука, который был в салоне, при их неверной установке дома. Описанные десять шагов при расстановке колонок помогут как начинающим аудиофилам, так и продвинутым – ряд тонкостей вполне можно забыть, пытаясь не испортить интерьер.
Как правильно расположить акустическую систему 5.1 в комнате
Начнем с азов. Избегайте квадратных комнат, ищите помещение, близкое к идеалу. Идеальной же считается прямоугольная комната, короткая стена которой не должна быть менее 4 метров, и с потолками высотой 3,5 м. Очень хорошо для акустики не параллельные стены, наличие эркера тоже приветствуется. Не ставьте акустическую систему по диагонали прямоугольной комнаты. Эффект «Рупора» исказит стереоэффект. Для звукового отражения хороши и препятствия. Ими могут быть стеллажи, мягкая мебель, портьеры из тяжелых тканей
Но важно и не переборщить. Если вы перегрузите подушками и коврами комнату, то она будет ничуть не лучше пустой, где эхо гуляет, как в горах
Расстояние от стен – еще один важный момент
Две колонки, поставленные вдоль короткой стены комнаты на расстояние 1/3 длины комнаты и около 0,7 м от длинных стен. Конечно, такие условия соблюсти практически невозможно, важно просто стремиться к идеалу. Это правило не касается тыловой акустики домашних кинотеатров, размещаемой в углах
Последнее условие, не менее важное, чем предыдущие, — высота размещения колонок. Лучше, чтобы высокочастотный динамик (меньший из всех) был выше уровня ушей сидящего человека примерно на 10 см
Чтобы отрегулировать высоту колонок, используйте подставки и постаменты. Передние панели колонки разверните в сторону слушателей.
А теперь о положении слушателя. Если представить себе равносторонний треугольник, в углах основания которого находятся колонки, то место слушателя – вершина этого треугольника. При установке системы 5,1 угол между парой тыловых колонок и слушающим должен составлять 120 градусов, а в вершинах равностороннего треугольника остаются фронтальные. Если провести прямую через ухо слушателя, то он должен видеть тыловые АС под углом примерно 30 градусов к этой прямой. Воспользуйтесь режимом компенсации неточностей в расположении колонок и слушателей, поскольку многие производители облегчаю жизнь пользователя таким режимом.
Правильное расположение акустики в комнате
Расположение колонок 5.1, 7.1 и других систем объемного звучания
Правильное размещение динамиков домашнего кинотеатра оказывает большое влияние на то, как ваша система будет звучать. Правильная расстановка колонок может приблизить среднюю по звучанию систему к уровню элитного домашнего кинотеатра.
В этой статье мы покажем вам, где разместить ваши акустические системы
, чтобы получить максимальную эффективность. Также, мы рассмотрим некоторые общие проблемы, которые часто возникают на пути создания эффекта окружающего звука. Есть ли у вас есть новый комплект акустическая систем для домашнего кинотеатра, вы или просто хотите получить больше полезных советов по ее установке, то мы можем помочь в решении этого вопроса.
Передние левый и правый каналы
Вы хотите, чтобы ваши передние левая и правая колонки сосредоточили свое звуковое поле в точке прослушивания? Угол динамика нужно слегка направить в сторону нахождения зрителей перед телевизором. Высокочастотные динамики должны быть на уровне ушей, когда вы находитесь в сидячем положении.
Получите настоящее удовольствие от прослушивания! Для этого можно сделать несколько экспериментов по изменению расстояния колонок от стены. Чем ближе они к стене, тем более, усиливается бас. Это может быть хорошо, но только до определенной степени. Также, общее качество звука можно улучшить, в том случае если отдалить динамики от стены. Попробуйте несколько различных позиций, чтобы увидеть, какая из них обеспечивает лучшие результаты.
Размещение фронтальных колонок
Поворачивая фронтальные колонки, вы сможете добиться сосредоточения звука на вашем месте для сидения.
Динамик центрального канала
Поместите центральный канал
выше или ниже вашего телевизора по прямой линии. Если возможно, наклоните его, чтобы направить звук на уровень ушей.
Динамики объемного звука
Ваши динамики объемного звучания
могут быть размещены на подставки для колонок или вы можете повесить их на стену.
5.1-канальный объемный звук
В системе колонок 5.1
наилучшим вариантом расположения динамиков объемного звучания является их нахождение слева и справа от места, где находится слушатель. Направляйте их непосредственно к себе для обеспечения лучшего звука. Если выбранное местоположение не подходит, то можно разместить динамики объемного звучания в 1-1.5 метра позади места прослушивания лицевой стороной вперед.
Чтобы получить лучшие звуковые эффекты источник объемного звука должен быть на 30-60 см выше уровня ушей сидящего человека. Это позволит добиться максимальной степени погружения в звуковые спецэффекты.
7.1 объемный звук
В системе 7.1 динамики объемного звучания расположены рядом и позади места сидения зрителей. Так же, как в установке системы 5.1, боковые колонки расположены слева и справа от места для сидения и направлены прямо на вас. Задние динамики
расположены позади вас, лицом вперед. Поместите обе пары динамиков от 30 до 60 ми над уровнем уха для лучшей производительности.